Пелопоннесская война

Пелопоннесская война 431 - 404 гг. была схваткой двух агрессивных союзов полисов - Пелопоннесского во главе со Спартой и Афинского во главе с Афинами. К середине V в. в Пелопоннесский союз вошли почти все государства Пелопоннеса (кроме Аргоса), некоторые полисы Средней Эллады (например, Фивы). В основном это аграрные, недостаточно развитые города, не считая, правда, Коринфа, Мегар, Сикиона. Союзники сохраняли свою самостоятельность, не существовало общих финансов, административных органов. Предполагались совместные военные действия. В союз в основном входили полисы с олигархическим устройством. Иным по сути был Афинский союз. Он объединил греков, сплотившихся для борьбы с Персией, перерос в державу - Архе. Союзники - экономически сильные государства с демократическим устройством. Союз имел сложное устройство: единые финансы (форос определялся для каждого члена отдельно; для сбора фороса вся территория союза была разбита на пять округов), определенное экономическое единство, политическая однородность, централизация управления, к которой стремились Афины. Афинский союз расширялся, включал в свой состав все новых членов. Афины распространили свое влияние на Великую Грецию, проникли в бассейн Черного моря. Все это вызывало недовольство Спарты и ее союзников, особенно Коринфа, развивавшего западные связи.

Союзные отношения со Спартой Афины разорвали после изгнания Кимона. Заключили союз с Аргосом, Фессалией, Мегарами, то есть переключили внимание с Эгеиды на Центральную и Южную Элладу.

Война стала неизбежной, греки противостояли грекам. Причины войны крылись в экономическом соперничестве наиболее развитых полисов, входивших в состав разных союзов (главное противоречие: Афины - Коринф, источник соперничества - Южная Италия и Сицилия, то есть западные рынки), в борьбе за гегемонию между Спартой и Афинами, конфликте двух систем - олигархии и демократии. Поводом к началу войны послужили три события: конфликт между Коринфом и его бывшей колонией - о. Керкирой, в который активно вмешались Афины; конфликт между Афинами и Коринфом из-за коринфской колонии на Халкидике - Потидеи; конфликт между Афинами и Мегерами, которым было запрещено ввозить товары в Аттику и на рынки афинских союзников. Все говорило о невозможности мирно решить противоречия. Обе стороны начали активно готовиться к военным действиям, строить планы и рассчитывали на победу.

Пелопоннесскую войну принято делить на два периода: первый - Архидамова война 431 - 421 гг., второй - Сицилийская экспедиция и Декелейская война 415 - 404 гг. В 421 - 415 гг. соблюдалось перемирие. Силы противников приблизительно были равны.

Первый период войны назван Архидамовой войной по имени спартанского царя Архидама, который командовал объединенными силами Пелопоннесского союза. Военные действия начались неожиданной атакой фиванцев на г. Платеи в Беотии, бывший членом Афинского союза. Афиняне помогли платейцам, осада города затянулась на пять лет. Архидам вторгся в Аттику в мае 431 г., спартанцы начали систематически разрушать афинскую экономику - разоряли поля, уничтожали оливковые рощи, виноградники. Перикл укрыл жителей Аттики за Длинными стенами. И после спартанцы регулярно приходили в Аттику и разоряли ее. В 430 г. вспыхнула эпидемия то ли сыпного тифа, то ли чумы. Болезнь унесла до четверти всего населения Аттики, включая многих воинов. Люди обозлились на Перикла, заставившего их скопиться в одном месте, “в тесных хижинах и душных сараях”. Его не избрали стратегом в 430 г. А в следующем году он умер от болезни. Спарта воспользовалась этой ситуацией и начала агитировать афинских союзников за выход из союза. Потидея заявила о своем выходе. Афинам пришлось с ней воевать. Тут же восстал Лесбос. Афиняне с трудом восстановили порядок, срыли все укрепления на острове, уничтожили его флот, конфисковали часть земли и поселили там своих колонистов, казнили многих аристократов. Мобилизовали все силы, резко увеличили сумму фороса (до 1300 талантов), сумели организовать блокаду Пелопоннеса, опустошали его побережья, захватили некоторые города, создали зону своего влияния на западном побережье Эллады. В самих Афинах было неспокойно. Шла борьба между политическими группировками - сторонниками решительных наступательных действий и теми, кто стремился к заключению мира со Спартой. Во главе первых стоял Клеон, о котором никто из древних авторов доброго слова не сказал. Во главе вторых - Никий, богатейший из афинян, выразитель интересов землевладельцев и крестьян. Клеон был владельцем мастерской и выражал нужды радикально настроенных торгово-ремесленных кругов. Он сумел настроить на войну сограждан, афиняне начали активные военные действия против Спарты. Добились успехов на западе Греции, нанесли удар Спарте в Западной Мессении, стратег Демосфен захватил Пилос. К афинянам стали стекаться илоты и недовольные спартанцами мессенцы. Вскоре афиняне захватили стратегически важный о. Киферу, что недалеко от Спарты. Фукидид писал: “Никогда еще в военных предприятиях лакедомоняне не обнаружили такой нерешительности...” Спарта запросила мира, но Афины отказали. Между тем дальнейшие события показали скоропалительность их решения. Они потерпели поражение во время похода в Коринф и в битве на границе между Аттикой и Беотией (при Делии). Спартанцы послали войско во главе с молодым командующим Брасидом к фракийскому побережью, тот захватил после осады г. Амфиполь. Разбили у Амфиполя отряд Клеона. Обе стороны ослабели и нуждались в отдыхе. Никий возглавил афинскую мирную делегацию, заключенный в 421 г. мир назвали Никиевым. Договорились сохранить довоенное положение, возвратить друг другу захваченные города, не принимать перебежчиков и беглых рабов. Мир заключили на 50 лет, увы, в 415 г. военные действия возобновились.

Афины несколько окрепли, поправили финансы, усилили флот и решили начать борьбу на западе. Особенно агитировал за организацию военной экспедиции Алкивиад - племянник Перикла, честолюбец, беспринципный политик, много бед принесший в дальнейшем согражданам. Красив, знатен, богат, образован (ученик Сократа), красноречив, он желал во всем быть первым, не походить на других. Носил роскошные пурпурного цвета одежды, волочившиеся в пыли городской площади. Он отрезал хвост своей собаке, чтобы о нем говорили, чтобы его не забыли. Отношение афинян к Алкивиаду было двояким: их тянуло к нему и они боялись его. Проект похода в богатую Сицилию привлекал, началось повальное увлечение Сицилией. Алкивиад обещал захватить поддерживавшие Спарту Сиракузы, затем отправиться в Северную Африку, в Карфаген, наконец, разгромить ненавистную Спарту. Его поддержали в надежде поправить имущественное положение, ведь народ пострадал в годы войны. И пошли на поводу у авантюриста! Собрали флот в 200 кораблей, 10 тыс. гоплитов, 28 тыс. лекговооруженных воинов и гребцов. Во главе войска поставили Никия, Ламаха и Алкивиада, наделив их неограниченными полномочиями. Поход пришелся на 415 - 413 гг. Осадили Сиракузы, но на помощь последним прибыл отряд из Пелопоннеса. Местные жители отнеслись к афинянам недружелюбно. Флот во главе с Демосфеном потерпел поражение в морской битве. Осаду Сиракуз пришлось снять и начать отступление в глубь острова. Но армию настигли сиракузцы, многих взяли в плен. Никия и Демосфена казнили, остальных продали в рабство. Это была катастрофа, после которой Афины так и не смогли оправиться. Погибли две трети всего войска, треть гоплитов, много легковооруженных воинов, потрачены огромные средства. Запад был закрыт теперь для афинян. Аристократы выражают крайнее недовольство торгово-ремесленными кругами, заодно и демократией. Инициатива ведения войны перешла к Спарте.

Спартанцы решили: не короткие, малоэффективные походы в Аттику, а длительное пребывание на ее территории. В качестве опорной базы выбрали поселок Декелею, в 22 км к северу от Афин. Там расположился гарнизон, совершавший набеги на окрестности. Опустошали поля, держали афинян под постоянным наблюдением, объявили афинских рабов свободными - тех, которые перейдут на их сторону. Так начался второй период войны - Декелейская война 413 - 404 гг. 20 тыс. рабов бежали к спартанцам из Афин. Это был сильный удар по экономике государства. Началось массовое закрытие мастерских, приостановились работы на рудниках.

Афиняне собрали последние силы, восстановили частично флот (пока форос поступал в казну союза). Спарта понимала, что флот - главная сила противника. Своего флота она не имела, восстановление боеспособности афинян ее страшило. Помощи спартанцам неоткуда было ждать, и они обратились к Персии. Последняя теперь вполне законно могла вновь вмешаться в греческие дела. Она оказывает денежную поддержку и требует права контроля над малоазийскими союзниками Афин. Спарта промолчала. Но и это было победой персов. Спартанцы начали строить флот, союзники афинян в этой ситуации предпочли отказаться от солидарности, в 412 г. восстал Хиос, его поддержали ионийские города, в 411 г. вся Иония отпала от Афин. Спартанцы послали к афинским союзникам на помощь 100 кораблей (одним из военачальников этой эскадры оказался Алкивиад!). Начался развал Афинского морского союза. Афиняне отменили форос, предоставили многим городам автономию, поддерживали в них демократов. Вновь мобилизовали все ресурсы, построили корабли, послали их в Ионию, привели в покорность отпавшие города. Но и это не спасло. В Афинах и других полисах союза активизировались олигархи. Организовали в 411 г. государственный переворот. Власть в Афинах перешла в руки Совета 400, назначенного коллегией из пяти человек. Изменили конституцию. К участию в народном собрании теперь допускались только 5 тыс. человек - люди зажиточные. Отменили графэ параноман, перестали оплачивать заседания в суде. Демократы преследовались, многих казнили, бросили в тюрьму, изгнали. Совет 400 просит у Спарты мира. Но правление немногих вызвало недовольство и в Афинах, и у союзников. Афинский флот не признал Совет 400. В Афинской державе образовалось двоевластие: олигархический Совет 400 и руководство афинского флота, стоявшего на Самосе. Союзники заявляют о выходе из состава союза. Афиняне снаряжают флот, отправляют его в черноморские проливы под командованием все того же Алкивиада, теперь поссорившегося со Спартой. Удалось вернуть проливы, пополнить казну за счет 5-процентной пошлины со всех провозимых через проливы товаров. Это были успехи демократов. Совет 400 ликвидировали. Восстановили демократию. Спарта насторожилась, Персия была недовольна. Спартанцы получили от нее щедрые субсидии, отправили против афинян в Ионию флот во главе с талантливым руководителем Лисандром. Афиняне нанесли спартанцам поражение при Аргинусских островах в 406 г., но на этом их победы закончились. Проливы контролировались пелопоннесским флотом, повсюду поднимали голову олигархи. Афинский флот полностью уничтожили при Эгаспотамах в 405 г. Афины осадили с суши и с моря. Война закончилась полным поражением афинян. В 404 г. Спарта продиктовала условия мира: распускался Афинский морской союз, Афины вступали в Пелопоннесский союз, им запрещалось держать военный флот, Длинные стены срыли, как и оборонительные сооружения Пирея, в Афины возвращались изгнанники (в основном противники демократии), уничтожался демократический строй, вся власть передавалась в руки 30 правителей. Спарта стала гегемоном в эллинском море, но нельзя сказать, что была сильна. Она понесла за годы войны большие потери, в ее армии все больше стало служить периэков и илотов, выявилась отсталость ее техники, приемов ведения боя. Пришедшие к власти 30 афинских олигархов (тиранния 30-ти) должны были подготовить новую конституцию. Во главе их стояли Критий и Ферамен. Первый - сторонник крайних олигархов, второй - умеренных. Число полноправных граждан сократилось до 3 тыс. Начался террор против демократов. Казнили многих, по словам Ксенофонта, одних - для удовлетворения ненависти, других - из желания овладеть их имуществом. Однако между самими правителями начались разногласия, Ферамена казнили. Демократы воспользовались удобным случаем, во главе их стал изгнанный стратег Фрасибул, он возглавил борьбу против 30-ти. Тираны бежали. Олигархи понадеялись на помощь Спарты, но та фактически в ней отказала из-за внутренних противоречий. В 403 г. демократия была восстановлена. И тем не менее расцвет Афин остался позади. Численность их населения сократилась почти в два раза. По словам оратора Демада, Афины стали похожи на дряхлую старушку.

В чем причина поражения Афин в войне? Глубокие внутренние противоречия, борьба между демократией и олигархией, борьба внутри самой демократии, ее непоследовательность, переоценка своих сил и возможностей, ограниченность, гегемонистская политика Афин по отношению к союзникам, авантюризм афинских вождей, помощь Персии Спарте. Значение Пелопоннесской войны трудно переоценить для последующего развития страны. Афины потеряли экономическое и политическое первенство, Спарта стала гегемоном. Война ускорила кризис греческого полиса, шла новая эпоха.

ГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IV в. до Р. Х. (КРИЗИС ПОЛИСА)

Пелопоннесская война нарушила и без того достаточно зыбкое равновесие в социально-экономической структуре полиса. IV-й век вошел в историю как век кризиса греческого полиса. Наука располагает обилием источников по этой теме, но, к сожалению, большинство литературных памятников односторонне представляет события, прежде всего подчеркивая политический и этический аспекты происходившего. Поэтому особенно важны эпиграфические источники, бесстрастно рисующие социально-экономические процессы, протекавшие в полисах после Пелопоннесской войны. В науке конца XIX - начала XX в. господствовала концепция Эд. Мейера, видевшего широкую концентрацию земли в руках немногих и массовое разорение крестьянства в Аттике. Эта теория аграрного переворота базировалась на идее наличия товарного производства в античном обществе и отождествления последнего с капиталистическим. Однако, мы уже знаем, что производство в древности не было всецело товарным, а скорее натурально-товарным. Публикация нового массового эпиграфического материала с середины XX в. дала повод для сомнений и рождения иной концепции кризиса полиса, особенно важную роль в ее формировании сыграли М. Финли, Э. Вилль, К. Моссе. Источники свидетельствуют, что крестьянское землевладение сохранило свои позиции в Аттике на протяжении IV в.; за счет каких же тогда земель шла концентрация собственности? Предлагается применить более осторожную форму и говорить о тенденции к концентрации земли и разорению непосредственных производителей. Каковы же симптомы кризиса полиса?

Обратимся сначала к области социально-экономических отношений. Здесь, несомненно, можно говорить о более широком распространении рабского труда во всех сферах производства. Рабы становятся основной формой богатства, их стало больше в численном отношении, возникла потребность в теоретическом обосновании рабства (Аристотель сформулировал мысль о разделении людей по природе на свободных и рабов). И, тем не менее, в рамках полиса рабовладельческие отношения не могли достигнуть апогея, ибо полис в конечном итоге базировался на мелком и среднем производстве свободных крестьян и ремесленников. Рациональное же использование рабского труда возможно было в более крупных хозяйствах (как было, например, в Риме со II в. до Р. Х.). Полис становился своего рода препятствием на пути развития рабовладельческого производства. В IV в. ослабляется традиционная связь между принадлежностью к гражданскому коллективу и земельной собственностью. Появляются безземельные среди граждан, причем, не только бедняки, но и богачи, предпочитающие видимое имущество превратить в невидимое. Пелопоннесская война и войны IV в. разорили многих рядовых землевладельцев, вынудили продать свои участки, люди зажиточные в погоне за большими прибылями и из нежелания тратиться на общественные нужды, выполнять литургии стремятся избавиться от земельных участков, вложить средства в доходные и менее хлопотливые сферы хозяйства, например, давать ссуды под проценты. Широко распространяются купля-продажа земли, залог земли и аренда. Не случайно во многих полисах беднота требовала передела земли и отмены долгов. И нужно сказать, кое-где власти вынуждены были пойти на уступки, снизить проценты за долги. Особенно интересная ситуация сложилась с арендой земли. Граждане начали сдавать в аренду свои участки метекам, вольноотпущенникам, а это значит, что неграждане стали приобщаться к земледелию, в то время как граждане от него отходили. Постепенно ослабевает связь: гражданин собственник.

От этого терялось ощущение слитности со своим родным полисом. Между тем неграждане не только приобщались к земледелию, но также шире разворачивали обычные свои дела. Это было возможно в условиях развития ремесла и торговли в IV в. Они с удовольствием выполняли государственные заказы, связанные со строительными работами, кораблестроением, производством оружия. Многие из них превратились в денежных дельцов - трапедзитов, своего рода банкиров. Давали деньги в долг, хранили вклады, выступали в роли посредников, свидетелей при совершении всевозможных сделок. Иными словами, богатели. Особенно благоприятные условия для их деятельности создавали демократические режимы. И неграждане это хорошо осознавали. В обычное время они не вмешивались в политику, когда же в полисах началась борьба внутри гражданских коллективов и ухудшились межполисные взаимоотношения, метеки и отпущенники начали проявлять политическую активность, как правило, вставая на сторону демократии. Так было в Афинах в 404 - 403 гг.: неграждане включились в борьбу против тирании 30-ти, за что более 300 человек удостоились благодарности афинян (предоставления одним права приобретать землю и дома, другим - гражданских прав). Раньше случаи предоставления гражданских прав были редчайшими, теперь стали обычным делом, так как оказать услуги полису было нетрудно в условиях тяжелого кризиса. Даже боспорские правители получили гражданство в Афинах за предоставленные им льготные условия вывоза в Аттику хлеба. Важнейшим симптомом кризиса полисной организации стал рост имущественного неравенства среди граждан. Богатые стремятся сочетать капиталовложения в земельные владения с другими формами использования средств - строить дома и сдавать их в аренду, предоставлять процентные ссуды, сдавать внаем своих рабов, то есть не ограничиваться каким-то одним делом, а получать доходы с разных видов деятельности. Таких людей называли “многосторонними”. Граждане не очень чураются таких занятий, как прибыльное ремесло, торговля, особенно ростовщичество. Отец оратора Демосфена владел мастерской по производству оружия (с 32-мя рабами) и мастерской по изготовлению мебели (с 20-ю рабами); сам Демосфен занимался какими-то торговыми операциями на Боспоре и получал оттуда большие партии хлеба. Размер состояний зажиточных афинян, как ясно из речей Исея, исчислялся 11 - 16 талантами. В литературе того времени говорится о крупных торговых операциях, об оптовой торговле, так, огромные партии хлеба (по Демосфену, ежегодно 16 - 17 тыс. т) вывозили афинские купцы с Боспора. Укореняется представление о зависимости благоденствия государства от интенсивной торговой деятельности. Крупные предприниматели все больше тяготятся полисными традициями, законами, контролем со стороны граждан, обязанностями по отношению к ним. Аристофан писал: “Кто владеет талантами тринадцатью, тот только и мечтает о шестнадцати; получил их - о сорока он думает”. Даже в верной традициям Спарте началось имущественное расслоение, потеря участка была равнозначна потере гражданских прав. От былых 9 - 10 тыс. граждан призывного возраста осталась 1 тыс., к концу III в. до Р. Х. - 700 человек. Потерявшие землю назывались “опустившимися”, “меньшими” (гипомейонами), по словам Плутарха, это “нищая и жалкая толпа”. Аристотель говорит, что Спартанское государство “погибло именно из-за малолюдства”. Приходилось даже вооружать илотов. Появилась категория мофаков - сыновей иностранцев, некоторых илотов, незаконных сыновей отцов-спартиатов и матерей-илоток, детей гипомейонов. Они получали воспитание вместе с сыновьями спартиатов. Так Спарта вынуждена была подпитывать сокращающееся гражданство.

Полисное государство превращается в банкрота, оно не способно удовлетворить потребности развивающейся экономики и обеспечить мир среди граждан. Полис, как мы знаем, не вмешивался в хозяйственную жизнь, а создавал для граждан благориятные условия для занятий земледелием, ремеслом, торговлей. Но в IV в. экономика развивается настолько бурно, что понадобилось большее вмешательство в ее дела. Маленький полис не имел всего необходимого для нормального функционирования экономики, на его территории не могло быть много разнообразных полезных ископаемых, хороших почв, пастбищ. Полис зависел от внешнего рынка, ввоза. Торговцам приходилось преодолевать множество границ государств, платить высокие пошлины. Бесконечные войны нарушали нормальные торговые связи. Наличие большого числа государств препятствовало постройке хороших дорог, необходимых для развития торговли, в рамках одного государства это легче сделать. И здесь узкие рамки полиса задерживали дальнейшее развитие ремесел и торговли. Сказывались и полисные принципы исключительности - неграждане не могли пользоваться землей, политическими правами, ремесленные профессии не уважались, граждане в целом неохотно шли в ремесло, когда теряли землю. Полис имел очень ограниченные возможности для пополнения казны. Не было государственных предприятий, участки общественного землевладения, государственные рудники сдавались в аренду гражданам и те получали с них доход. Не было постоянных прямых налогов. Доходы от торговых пошлин не покрывали потребности казны. Не случайно Ксенофонт предлагал государству пойти на выучку к отдельным частникам, строить государственные суда и вообще авктивнее внедряться в экономическую жизнь (так и получилось в эпоху эллинизма). Финансовые трудности стали нормой жизни. Казна полисов пуста, а деньги нужны на ведение войн, оплату наемникам, должностным лицам, общественное строительство, помощь бедноте. Богачи не желают делиться своими доходами с согражданами, предпочитают тратить их на себя. Полисные власти пытаются изыскать средства для пополнения казны. В Афинах экстраординарный налог - эйсфора - становится обычным, ведь нужны деньги на ведение войн. Граждане недовольны. В Афинах многое делается для улучшения ситуации с финансами. Оживляется деятельность Лаврионских рудников, издаются указы, поощряющие внешнюю торговлю, улучшается порт Пирей. Теорикон идет на строительство, военные нужды, морскую торговлю. Государство начало давить на богачей, покушаясь на их имущество. В это время на политической арене выдвигаются незаурядные деятели - Ликург и Эвбул. И тем не менее их деятельность имела временные результаты. Государство-полис было ограничено и в социальном плане - оно не могло удовлетворить требования граждан, сплотить гражданскую общину.

Не лучше обстояли дела в социально-политической области. Обостряется борьба в полисах между бедными и богатыми, ослабляется единство гражданского коллектива, разлагается демократия, Платон писал, что в каждом полисе два полиса - полис бедных и полис богатых, которые находятся в постоянной вражде; бедняки - это воры и святотатцы. Исократ говорил, что богачи готовы бросить свое имущество в море, но не отдать бедным. В некоторых государствах дело доходило до кровопролития. В 399 г. в Элиде была неудачная попытка олигархического переворота и резня. В 392 г. в Коринфе - аристократический заговор и избиение знати демократами. В 391 г. - аналогичная ситуация на Родосе. В 370 г. в Аргосе народ, подстрекаемый демагогами, избил более тысячи именитых граждан, вина которых состояла в том, что они владели значительным состоянием. Казни сопровождались конфискацией имущества. В Спарте возник заговор против олигархов. В демократических полисах до резни не доходило, но было многое другое: конфискация имущества, бесконечные судебные процессы, дебаты в народных собраниях, частые смены и привлечения к ответственности политических и военных деятелей, распространение сикофантства - профессионального доносительства и шантажа, сикофанты устраивали прямо-таки облавы на богачей и ждали подкупа. Авторитет народного собрания падает. В Афинах за его посещение еще в началеIVв. ввели оплату, причем ее постоянно повышали. Не помогло. На заседаниях народного собрания сводили личные счеты, беднота ждала подачек, все охладели к общим нуждам. Трибуной овладевают демагоги, вожаки беспринципные, эгоисты, честолюбцы. Раньше военачальники, как правило, были и политическими деятелями, ораторами. Теперь обязанности стратегов и политиков разделились. Политики “воюют” на трибунах, стратеги заняты бесконечными настоящими военными действиями. Ораторы представляли разные политические позиции, конфликтовали между собой. Исократ уверяет: “...нет более зловредной для народа породы людей, чем бесчестные ораторы и демагоги”, “...мы избираем себе советников, каких нельзя не презирать”. Стратеги же действуют на свой страх и риск. Они платят воинам-наемникам, изыскивают для них деньги сами, не надеясь на государство. Толпа непостоянна: граждане то осыпают своих героев почестями и благодарностями, то тут же, при первой неудаче, отворачиваются от них, предают суду, изгоняют. Так было, например, с известным военачальником Тимофеем. Таким образом, судьбы полисов теперь не в руках гражданского коллектива, а в руках отдельных личностей - стратегов и ораторов. Они - профессионалы и в трудных случаях берут инициативу на себя, не дожидаясь, что решит народное собрание.

В этих условиях важнейшей сферой применения наемного труда становится военная сфера. Граждане, потеряв землю и не желая идти в ремесло, предпочитают продавать свое мужество чужим полисам. А полисы в этом нуждаются, т. к. сокращаются их ополчения за счет обеднения граждан и их отказа служить в армии. Есть спрос - есть предложение. Войны ведутся постоянно, потребность в воинах велика. Да и ополчение уже не справляется с требованиями возросшего военного мастерства. Нужны профессионалы - опытные и обученные. Особенно это относится к пельтастам - воинам с легкими доспехами и щитом, имеющими лунарную форму (пельта). Они шли рассыпным строем, забрасывали вражескую фалангу дротиками и готовили таким образом успех для своей фаланги. Здесь нельзя без умения, инициативы. Наемничество - сила, с которой полисы должны были считаться. Наемник не связан с гражданским коллективом того государства, которому служит, он привязан к командиру, который ему платит. Наемники и их военачальники стали играть важную роль в политической жизни полисов. Отряды наемников можно было бросить на подавление сопротивлений бедноты, рабов. Командир мог использовать своих воинов в собственных целях, например, для захвата власти. Вместе с наемничеством рождается тиранния. Это так называемая младшая, или поздняя тиранния IV в. Она отличается от старшей большим эгоизмом, отсутствием конструктивности, ее роль состояла в том, чтобы добить уже ослабевший полис. Ее рождению способствовало многое: возможность критиковать существующий порядок, рост крайнего индивидуализма, увлечение верхов недемократическими и даже нереспубликанскими формами правления, распространение наемничества, политика полисных государств - предоставление отдельным командирам неограниченных полномочий (таким стратегом-автократом был в Афинах Алкивиад). С тиранами поначалу связывали надежды разные слои общества, богатые надеялись, что им будут обеспечены покой и защита, бедняки - что им кое-что перепадет. Но скоро стало ясно, что тираны заботятся лишь о своих интересах. Почти повсюду в Элладе к власти приходят тираны. Афины, Спарта, Фивы избежали этой участи, но и у них возникли режимы, близкие по сути к тирании. Тиранния - это поиск выхода из кризиса силами полиса. Но полис уже сыграл свою роль и должен был уступить место другим государственным системам. Так что тиранния не могла ничего сделать в смысле спасения полиса. Тем не менее, тираны IV в - предтечи эллинистических монархов. Тираннические режимы известны и в Причерноморье: В Гераклее, Синопе, Амисе, возможно, в Ольвии, Херсонесе, на Боспоре. Надпись из Ольвии упоминает некоего гражданина, спасшего ольвиополитов от тиранна. Присяга херсонеситов свидетельствует об установлении демократического правления в полисе после то ли свержения тирании, то ли неудачной попытки ее установить. Тиранами на Боспоре обычно называют представителей династии Археанактидов, которую сменили Спартокиды - тираны и цари в одно и то же время.

Был и другой вариант преодоления кризиса силами полиса - наступление на полисную автономию путем создания союзов государств. Возникают II Афинский морской союз, Беотийский, Фессалийский, Фокидский и др. Но все они оказывались непрочными, недолговечными, эгоизм и стремление к гегемонии отдельных их членов были сильнее стремления объединиться ради общей пользы. Греческий мир не мог, таким образом, своими силами выйти из тупика. Вывести его из кризиса предстояло другой силе, надполисной - Македонии в лице ее правителей Филиппа, Александра и его последователей.

Во внешнеполитической сфере кризис проявился в бесконечных междоусобных войнах, борьбе между полисами за гегемонию в Элладе. Новые завоевания должны были дать земли, рабов, сырье, денежные средства, то есть решить проблему обнищания большей части граждан и пополнения общей казны. Кто гегемон, тот мог рассчитывать на расширение внешней торговли, новые рынки сбыта и источники сырья. Первые годы после Пелопоннесской войны проходят под знаком спартанской гегемонии. Но она была недолгой, непрочной. Спарта очень ослабела, да и справиться с новыми задачами просто не смогла; она не умела организовать мирную жизнь, была совершенно неопытной в области экономики. Ее гегемония вскоре пала. В 400г. состоялся знаменитый поход 10 тыс. греческих наемников, которые приняли участие в борьбе за престол между сыновьями персидского царя Дария II - Артаксерксом и Киром. Кир решил отвоевать трон у брата, собрал наемное войско, но погиб, греки остались одни в центре Персидской империи, не без труда добрались домой с малыми потерями. Спарта в конфликте между братьями поддержала Кира. Началась война между Спартой Персией в Малой Азии (339 - 394 гг.), на нее наложилась война между Спартой и объединенными силами Афин, Коринфа, Аргоса, Фив и других полисов (Коринфская война 395 - 387 гг.). Спарта терпит поражение. Война завершается Анталкидовым (по имени спартанского представителя Анталкида), или Царским миром, условия коего продиктовала Персия. Многие греческие города Малой Азии вновь оказались в составе империи, распускались все союзы, кроме Пелопоннесского. Спарте поручалось хранить этот мир - позорный для греков. Спарта почувствовала себя гегемоном, начала вмешиваться во внутренние дела других полисов, насаждать в них олигархию. Все греки были недовольны. Почти одновременно в противовес Спарте возникают два новых союза государств - Беотийский и II Афинский.

В 379 г. в Фивах свергли олигархов, поддерживавших Спарту, к власти пришла демократическая группировка во главе с Пелопидом и Эпаминондом. Беотийский союз объединил все полисы Беотии, управлялся общим советом (из представителей всех беотийских территориальных округов), коллегией из 11 высших магистратов- беотархов. Собиралось и общее собрание всех граждан Беотии. Беотархи являлись и гражданскими, и военными магистратами. Армия союза была не наемническая, а ополченческая. Славилась беотийская конница. Существовала “священная дружина” - хорошо вооруженный и тренированный отряд. В Беотии впервые был создан военный флот. Беотийцы заключили дружеские отношения с Афинами и стали грозной силой, противостоявшей Спарте. Во второй четверти IV в. Беотийский союз стал общегреческим гегемоном. Спартанцы начали военные действия против Фив. Главное столкновение произошло в 371 г. около г.Левктры. Спартанцы вторглись на территорию Беотии - 10 тыс. гоплитов и 1 тыс. конницы. Талантливейший из эллинских полководцев Эпаминонд впервые в истории применил т. н. косой клин - расположил гоплитов не прямоугольником, как было принято, а увеличил левое крыло до 50-ти рядов, ослабив центр и правое крыло, состоявшее из 8 рядов. На левый фланг перебросил также “священную дружину”. Спартанцы были ошарашены неожиданностью построения беотийцев, потом они говорили, что Эпаминонд боролся не по правилам. Фиванцы разгромили правое крыло спартанцев, затем обратились к центру противника. Эпаминонд прославился тем, что применил новые принципы ведения боя. Он разгромил армию Cпарты, а после беотийцы неоднократно вторгались на территорию Пелопоннеса. Союзники Спарты переходили на сторону Беотии. Отделилась Мессения. Возник Аркадский союз с центром в г. Мегалополь. Но и беотийская гегемония была не вечной. Рост союза вызвал недовольство у Афин, фессалийцев. Спарта вновь попыталась пойти против Фив, при Мантинее в 362 г. произошла битва, закончившаяся победой Фив, но победа далась большим трудом, Беотия оказалась ослабленной. Беотийцы больше не вторгались в Пелопоннес. От союза отпали некоторые полисы. Пала его гегемония. Но и Спарта больше на нее не могла претендовать.

В этих условиях главной политической силой вновь становятся Афины. Ровно через 100 лет после создания I Афинского союза (Делосского), в 378 г. рождается новое объединение полисов во главе с Афинами, которые обязались не вмешиваться во внутренние дела союзников. Каждый город имел в нем один голос. Форос отменялся, союзники вносили добровольные взносы по своему усмотрению. Членов союза было в три раза меньше, чем в I Афинском, - около 70. Афины выстроили флот, пополнили армию наемниками. Недовольная Спарта предприняла попытку ослабить союз, в 376 г. произошла битва у о.Наксоса, в которой победил афинский флот. Спарта была вынуждена признать II Афинский союз. Но афиняне не выдержали обещаний и превратили союз в Афинскую архэ IV в. Выводят клерухии на земли союзных полисов, требуют увеличения взносов, ряд дел передают в афинские суды. В 357 - 356 гг. проходит Союзническая война - восстание союзников против гегемонизма Афин. Хиос, Родос, Кос, Византий, Калхедон и другие члены союза объединились, создали мощный флот, военные действия проходили в основном в проливах, столь необходимых Афинам для торговли с Причерноморьем. Война закончилась поражением Афин, признанием ими автономии большинства союзников. Союз фактически распался, в 338 г. он был официально распущен.

Стало ясно, что Эллада своими силами не способна решить проблемы кризиса, объединить усилия полисов ради создания экономического единства и военной мощи. Полисы находились в состоянии вражды, недоверия друг к другу. И в этих условиях они становятся легкой добычей соседней на севере Македонии.

Кризис имел еще одну очень важную сторону - идеологическую. Растет аполитичность, равнодушие к делам государства его граждан. Разрушающую роль сыграло возрождение наемничества, идеология воинов-наемников не укладывалась в полисные правила, она уничтожала то, что создавалось веками. Появляются новые настроения. Верхи общества тяготятся полисом, не видят в нем свою защиту и опору, напротив, полис посягал на их богатства и не защищал от бедноты. Низы требуют от государства передела земли, возвращения к первобытному равенству. Растет индивидуализм, космополитизм, увлечение другими политическими системами, особенно монархией, способной встать над всеми социальными группами и навести порядок. Кризис породил новые идеи. Наиболее ярко проявились они в философии софистов - странствующих учителей мудрости, преподававших самые разные науки, но особенно риторику. Они объявили человека хозяином своей судьбы, мерилом деятельности человека - личную пользу, выгоду. Все это противопоставлялось обществу, традициям. “Человек есть мера всех вещей”, - эти слова Протагора стали афоризмом и символом эпохи. Стоит ли осуждать софистов? Они открыто сказали то, что уже было в умах. Великий Сократ не считал себя софистом, но его взгляды в целом близки взглядам софистов, он тоже проповедовал познание собственной души, рефлексию, что само по себе отвлекало от общественных интересов и порождало индивидуализм. “Познай самого себя”, - вот его девиз и еще один девиз эпохи. Возникают новые политические теории, критиковавшие полис, республиканскую доктрину, демократию, обращавшие взоры к сильной личности и пытавшиеся найти новые, более совершенные формы человеческого общежития. Свои программы выхода из кризиса выдвигают Ксенофонт, Платон, Аристотель, Исократ, Демосфен и другие теоретики и политики. Участник похода 10-ти тысяч греков, Ксенофонт был лаконофилом, убежденным монархистом, он рьяно пропагандировал поход греков против Персии в своих многочисленных сочинениях (“Анабазис”, “Киропедия” и др.). Платон - автор знаменитой утопии, в которой представлено идеальное с его точки зрения государство - аристократическая республика, управляемая философами, защищаемая воинами-стражами, обеспечиваемая “работниками” (земледельцами, ремесленниками) и рабами. Ученик Платона Аристотель был ближе к действительности, изучение им политического строя многих эллинских и других государств привело к выводу, что самая лучшая форма правления - “ полития ”, в которой основную массу должны составлять граждане среднего достатка. Оратор и публицист Исократ ратовал за объединение греков под главенством македонского царя Филиппа и поход против Персии, который решил бы внутренние проблемы Эллады: сокровища персидских царей поправили бы имущественное положение полисов, земли на Востоке приняли бы неимущих греков и обеспечили бы им безбедное существование. Во всех полисах Эллады шла борьба между различными политическими группировками, особенно остро стоял вопрос об отношении к Македонии. Нам известна ситуация в Афинах. Здесь сложилось по крайней мере три промакедонских и столько же антимакедонских группировок во главе с известными политиками, ораторами. Все они были практиками и желали спасти полис не в теории, а на деле, но каждый - по-своему. Сейчас на место ранее противостоящим олигархам и демократам пришли более дробные политические силы, причем, все они уверяют, что стоят на

стороне демократии, однако демократию понимают по-разному. Лидеры группировок отражали интересы разных слоев граждан. Эта борьба - еще один симптом кризиса полиса. Группа Демада - прямые сторонники Македонии. Эсхин отражал интересы тех, кто по какой-то причине не были заинтересованы в войне с Македонией. Фокион старался сохранить мир и не обострять отношений с Филиппом. Отличались друг от друга три антимакедонских партии. Во главе одной из них стоял известный политик Ликург - бескомпромиссный враг Македонии, сторонник возрождения полиса, демократии времен Перикла. Неизменно враждебен македонянам Гиперид и его сторонники - радикально-демократическая группировка, ратовавшая за общий эллинский совет, который стал бы основой возможного сопротивления Филиппу, а позже - Александру. Наконец, группа выдающегося политического деятеля и оратора Демосфена. Его речи против Филиппа (“Филиппики”) - страстные нападки на македонского царя, его вероломство, лицемерие, подкупы. Демосфен призывал афинян возглавить борьбу эллинов против Македонии, стать “общими заступниками свободы”. Он видел, что в Афинах отсутствует активная практическая деятельность, народ лишь слушает речи ораторов и принимает решения, которые не проводятся в жизнь. Необходимы преобразования, возрождение былой военной мощи и первенства Афин в эллинском мире. Забыть о разногласиях, возродить ополчение и единство гражданской общины! Готовиться к отпору Филиппу! По происхождению и состоянию Демосфен принадлежал к имущественной верхушке афинян, заинтересованной в торгово-ростовщических операциях с черноморскими государствами, особенно Боспором, откуда Афины получали большие партии хлеба, а сам Демосфен, по словам Динарха, - 41 т бесплатного хлеба ежегодно. Филипп претендовал на Малую Азию, а значит, угрожал черноморским проливам. Это-то больше всего и волновало группу Демосфена и лично самого Демосфена.

Опытный политик, тонкий дипломат, Филипп II ратовал за разногласия между полисами и внутри полисов. Ему наруку была агитация Исократа и других сторонников Македонии, он использовал ее в своих целях. Сами греки идеологически подготавливали поход на Восток. Священная война помогла Филиппу приобрести новые земли в Элладе, ввести войска в Среднюю Грецию. Тут-то эллины опомнились. Афины и Фивы заключают союз для отражения агрессии Македонии, к ним присоединяются Эвбея, Коринф, Мегары, Ахайя и другие области; союзники создают сильное войско в 40 тыс. человек, мобилизуют флот. В 338 г. произошла решительная битва в Беотии, при г. Херонее. Греки были сильны и отважны, битва была ожесточенной. Она закончилась полным поражением союзников - сказалась мощь македонской армии и умелое руководство ею. В 337 г. Филипп созывает в Коринфе общегреческий конгресс всех эллинских полисов. Была подведена черта под длительным периодом истории независимой Эллады. Конгресс провозгласил общеэллинский мир, свободу и автономию (что на деле означало усиление влияния малых полисов, на которые рассчитывал опереться Филипп, и ослабление сильных, претендовавших на гегемонию); принял решение о заключении оборонительного и наступательного союза между эллинами и Филиппом (формально на равноправных началах); а также решение начать подготовку к войне с Персией. Коринфская лига - гегемонистская организация. Филипп стал хозяином в Элладе на деле, хотя на словах предполагалось равноправие.

Глава V. ВОСТОЧНЫЕ ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Грандиозный поход греко-македонской армии на Восток стал следствием социально-экономических и политических процессов, протекавших как на Балканах, так и на древнем Востоке в IV в. до Р. Х. Мы уже знаем, что идея похода родилась на Балканах, поддерживалась и греками, и македонянами.

Македония - область на севере Балканского полуострова, расположенная на благоприятных для земледелия почвах, удобных горных склонах, покрытых лесами. Климат здесь более влажный, чем в Элладе. Македоняне - племена, связанные родственными узами с соседними иллирийцами и фракийцами, родственны они и грекам, но их язык обычно не считают эллинским диалектом. Впрочем, греки и македоняне понимали друг друга в устной речи и при письме. Македония не знала полисной жизни, в основном ее население составляли крестьяне. Государство здесь возникло поздно - в начале V в. до Р. Х. Во главе его стояла династия Аргеадов, тесно связанная как со знатью, так и с общинниками. Знать - гетайры (“товарищи”) - составляла ближайшее окружение правителя, жила в родовых поселках, владела обширными землями и правила в своих областях, не допуская усиления центра. Македонские цари - одаренные и энергичные - тянулись к Элладе, приглашали ко двору эллинских художников, скульпторов, поэтов, покровительствовали наукам, искусствам. В сложное время на престол был возведен шестилетний правитель Аминта, при нем опекуном назначен юный Филипп - один из немногих, кто остался в живых из Аргеадов. Филипп попал в Фивы в качестве заложника, познакомился с военным делом греков через самого Эпаминонда. Его энергичная деятельность в роли регента решила судьбу страны - общевойсковое собрание отстранило от руководства Аминту и выбрало царем Филиппа (359 г.). Филипп II объединяет всю Македонию и превращает ее в сильнейшее государство на Балканах. Проводит реформы, прежде всего экономические - вводит единую монетную систему на всей территории государства, чеканит много золотых и серебряных монет и получает возможность вести широкие торговые операции в Элладе и Причерноморье, основывает новые города и переселяет в них сельчан из поселков, обращает внимание на разработку рудных месторождений, добычу железа, корабельного леса, смолы, дегтя ради вооружения армии и постройки флота. Им сопутствуют политические преобразования: Филипп II реорганизовывает управление, уничтожив систему полусамостоятельных княжеств, призывает ко двору значительную часть знати, расширяет состав аристократии за счет неродовитых, но способных людей, формирует из знатной молодежи корпус пажей - телохранителей царя, иными словами, укрепляет центральную власть и централизóет управление. В области военной он создает регулярную армию (отказавшись от плохо подготовленного ополчения и капризных наемников) из свободных земледельцев, набираемую по территориальным округам на несколько лет, обучает ее и закаляет в боях. Филипп заимствовал у греков фалангу, но расчленил ее на несколько фаланг, близко друг к другу стоявших - это облегчало перестройку в ходе сражения. Македонская фаланга - это тяжелая пехота из крестьян и знати. Состояла из 16 - 18 тыс. воинов. Их вооружение - щиты, мечи и длинные (5 - 7-метровые) копья, лежавшие на плечах стоявших впереди воинов. Важная роль принадлежала коннице - знати (гетайрам). Она располагалась с флангов от пехоты, защищая ее, но могла вести и самостоятельные действия. Тесный союз легковооруженных войск, конницы и пехоты - фаланги - вот причина непобедимости македонской армии. Имелись службы информации, медицинская, интендантская, разведка, осадные машины (изобретение греков). Филипп систематически проводил маневры, в которых участвовал сам. С середины IV в. он начинает активную внешнюю политику, завоевывает близлежащие области, вмешивается во внутригреческие дела, используя различные методы: подкуп, договоры, обещания, хитрость, обман. Для Македонии предстоящая война с Персией была обычной политикой полуварварского государства, вставшего на путь завоеваний, развития рабовладения, централизации, поиска рынков сбыта и источников сырья. Филипп рассчитывал завершить завоевания присоединением Малой Азии, однако выход к Геллеспонту и Пропонтиде должен был привести к столкновению с Персией. Были у царя и более общие соображения: он понимал, что держать в повиновении свободолюбивых эллинов не так-то просто, а греки мечтали о богатствах персидских правителей и землях империи, идея похода на Восток была в Элладе очень популярной.

Сама же Персия в этот период испытывала большие трудности. Возникшая в VI в. держава Ахеменидов шла к закату. В 336 г. на престол был возведен представитель боковой линии рода Ахеменидов по прозвищу Кодоман, принявший тронное имя Дарий. Это был бесхарактерный и бездеятельный человек, не успевавший подавлять восстания в разных частях своей необъятной державы. При нем центральная власть ослабела, армия потеряла былую мощь. Самую лучшую ее часть составляли греческие наемники во главе с военачальником Мемноном. Персидское государство было близко к распаду и гибели. Покоренные народы мечтали об освобождении. Персия готовилась к отпору, и нельзя сказать, что она была к нему совершенно неспособна. У Дария имелись значительные силы - армия в 40 - 60 тыс. воинов, кипрский и финикийский флот. Персы смогли дважды организовать серьезные контрнаступления.

Филипп II начал активную подготовку к войне, но не успел довести дело до конца. Он был убит на свадьбе дочери в июле 336 г. в возрасте 46 лет. Есть мнение, что убийство было результатом внутрисемейного конфликта, в нем немалую роль играла предпоследняя супруга Филиппа Олимпиада (мать Александра). Возможно, убийство было задумано царем молоссов Александром, мужем дочери Филиппа, на свадьбе которой и было совершено преступление (Молосское государство возникло и окрепло в Эпире и начало экспансию в сторону Македонии). Филипп был с пышностью похоронен. В 1977 г. близ дер. Вергина (древняя столица Македонии - г. Эги) экспедицией Фессалоникского университета под руководством М.Андроникоса была открыта гробница в кургане высотой ок. 12 м. Здесь оказалось три захоронения, несомненно - царских. Сохранились великолепные фрески на стенах погребальных камер. Одно из захоронений, считают, принадлежало Филиппу; в золотой урне весом ок. 8 кг, на крышке которой красовалась многолучевая македонская звезда, находились завернутые в пурпурно-золотую парчу кости мужчины дет 40-50-ти. Пять скульптурных головок из слоновой кости могут быть портретами членов семьи Филиппа.

После смерти Филиппа царем Македонии становится его сын от Олимпиады Александр III (356 - 323 гг.). Молодой правитель решает мстить за убийство отца, в котором, по официальной версии, был виноват персидский царь. Впрочем, отца Александр не любил, завидовал его успехам, был воспитан матерью - дочерью эпирского царя, то ли 4-й, то ли 6-й женой Филиппа, с которой Филипп находился в разводе. Сын воспринял от матери такие качества, как беспринципность, демоничность, мстительность, властолюбие. Его характер был противоречив, сочетал холодный расчет и пылкий темперамент, великодушие и жестокость, волю и умение лавировать. Учителем Александра стал философ Аристотель, бывший другом Филиппа в детских играх (отец Аристотеля состоял лейб-медиком при дворе македонского царя Аминты, деда Александра). Таким образом, Александр получил прекрасное греческое образование, но его всегда влекла военная деятельность; еще до воцарения он командовал македонской конницей. Когда Александр вступил на престол, он жестоко расправился со всеми, кого подозревал в убийстве отца, кого считал претендентами на трон.

В Элладе с новой силой проявляются антимакедонские настроения, усиливается стремление к выходу из союза. Когда восстали Фивы, Александр захватил и разрушил до основания город, оставшихся в живых жителей продал в рабство. Греки поняли, что Филиппа сменил на престоле не “мальчишка”, как его называли, но муж. В своем большинстве они не любили Александра так же, как и его отца. Молодой правитель продолжил подготовку к восточному походу. Его пешее войско состояло из 30 - 43 тыс. воинов, конница - из 4 - 5 тыс. всадников. Меньше половины армии составляли македоняне, остальные (7 тыс.) - греки, фракийцы и другие балканские народы. В Македонии царь оставил верного Антипатра и дал ему 12 тыс. пехотинцев и 1,5 тыс. конников. По мере продвижения на Восток Александр проводил реформы, вызванные условиями времени. Он вводил новые виды оружия, новую тактику боя, в том числе восточное оружие и восточные формы ведения войны. В Индию Александр привел войско, отличное от того, с которым он начал поход. В нем было много персов, бактрийцев, согдиан и др. В общем, Александр и его полководцы отказались от шаблонов, комбинировали различные виды оружия, воевали зимой, преследовали противника до конца и немедленно после атаки, без отдыха. В армии был флот в 160 - 180 кораблей. Во главе армии стоял сам царь, ему помогал штаб из 10 командиров. Ближайшими сподвижниками царя были Парменион, Клит, Гефестион, Кратер,

Неарх, Птолемей Лаг. Во время похода царь уничтожил многих своих помощников и заменил их новыми, по его мнению, преданными ему людьми. Были уничтожены Парменион, его сын Филота, даже Клит - молочный брат Александра.

Весной 334 г. 22-летний Александр переправился через Геллеспонт. Начался знаменитый поход греко-македонской армии на Восток. Он проходит в несколько этапов. Первый - завоевание Малой Азии, Восточного Средиземноморья и Египта – 334 - 331 гг. Наиболее крупные операции - битва при р. Граник в 334 г. (близ Геллеспонта), взятие Милета и Галикарнаса, сражение при Иссе в 333 г. (сев. Сирия), взятие финикийского г. Тир в 332 г. В Малой Азии сопротивление в основном оказывали персидские войска и гарнизоны. Здесь он взял около 60 городов. В греческих полисах уничтожалась тиранния, им даровались свобода, автономия. Демократия стала преобладающей формой правления, ибо персы поддерживали олигархов. В то же время Александр позволял себе вмешиваться во внутренние дела греческих полисов Малой Азии. Во время битвы при Иссе царь Дарий обратился в бегство, Александр захватил лагерь персидского царя, его мать, жену и двух дочерей. Персы запросили мира, но македонский царь отказался от условий Дария, желая захватить все его владения, а не часть. Финикийские города сдались без сопротивления, и только Тир пришлось осаждать в течение 7 месяцев. Осадные машины расшатали значительную часть стен, получился широкий пролом, враги проникли на территорию города, свирепствовали, жгли, продали в рабство 30 тыс. человек. В Египте Александра встречали как освободителя. Персидский сатрап передал царю власть и казну, жречество провозгласило его фараоном, сыном верховного египетского бога солнца - Амона-Ра. Так македонским царем был сделан первый шаг на пути восприятия восточных традиций и даже приобщения к ним. В дельте Нила он заложил г. Александрию, ставший вскоре блистательным центром эллинской культуры на Востоке.

Второй этап - покорение Месопотамии и коренных персидских земель – 331 - 330 гг. Наиболее крупные операции - битва у местечка Гавгамеллы в 331 г. (Сев. Месопотамия), взятие столицы персов - Персеполя - в 330 г. Битва у Гавгамелл - самое крупное и важное сражение в ходе восточной кампании, одно из крупнейших сражений в древней истории вообще. По зову Дария III под руководством сатрапов империи пришло множество воинов - пехотинцев, всадников, колесничих (управляющих знаменитыми персидскими серпоносными колесницами), в армии были слоны. Битва длилась целый день и закончилась потерей персами почти всех своих сил. Дарий бежал. Александр последовал за ним, македоняне и греки вступили в Персиду. Здесь их, однако, встретили не как освободителей, а как завоевателей. В Персеполе Александр захватывает персидскую казну и сжигает великолепный дворец Ахеменидов. Его воины разжились огромными богатствами, начался дележ, из-за добычи порой вспыхивали вооруженные стычки между своими же. Город был разграблен. В его царской сокровищнице оказалось 120 тыс. талантов. Погибла масса людей. Сожжение дворца царь выдавал как месть за обиды, нанесенные персами эллинам в годы Греко-персидских войн. Александр бросился в погоню за Дарием. Но вскоре все узнали, что персидский царь убит сатрапом Бактрии Бессом. Последний провозглашает себя “великим царем” и принимает имя Артаксеркса IV. Теперь Александр объявляет себя мстителем за гибель своего предшественника - Дария III! Ясно, что со смертью Дария была выполнена программа похода, но Александр мечтал продолжить его, для этого нужно было как-то оправдаться перед воинами и военачальниками, ведь люди устали и мечтали о возврате на родину.

Третий этап похода - покорение Средней Азии и северо-западных районов Индии – 330 - 326 г.г. В Средней Азии македонский полководец встретился с мощным восстанием под руководством талантливого и опытного военачальника Спитамена. Оно в основном проходило на территории Согдианы. Сам Спитамен был то ли согдийцем, то ли бактрийцем, то ли, по словам географа Страбона, персом. Принадлежал к высшей знати. Он выдал Александру Бесса, потерявшего бдительность. Восстание длилось с весны 329 до 327 г.г. Это была тяжелая борьба, в которой приняли участие все слои среднеазиатского населения. Поначалу Спитамен побеждал, но потом успех стал клониться на сторону македонян, Спитамена предали; его убили, по одним сведениям, скифы, по другим - собственная жена. После этого часть восставших отошла от движения. Многие жители Согдианы, Бактрии погибли, Средняя Азия была в руках Александра, и он вознамерился двинуться в Индию, дойти до границ мирового океана, до края ойкумены. Индия славилась несметными богатствами, а о том, что за Индией располагались могучие царства и до края ойкумены очень и очень далеко, греки и македоняне просто не знали. Здесь они столкнулись с многочисленными противниками. Это были небольшие царства или свободные племена. К счастью для Александра, между ними не было единства. Армия переправилась через Инд и вступила на территорию царства Таксила, правитель коего не оказал сопротивления. Но дальше начались серьезные трудности: пришлось воевать с армией царя Пора, превышавшей силы македонян. У Пора было не только много воинов, но и 200 боевых слонов. Сам Пор оказался храбрым, напористым, достойным противником Александра. Кровопролитное сражение закончилось гибелью многих людей, двух сыновей Пора, всех его командиров и ранением самого Пора. Александр оставил ему царство в обмен на союз. Армия подошла к притоку Инда - р. Гифасис. И тут-то воины отказались идти дальше. Они узнали, что края ойкумены не видно. Александр был немало удивлен, но ничего поделать не смог. Заложил два города на Гифасисе - Никею и Букефалию (в честь победы и в честь его верного коня Букефала), соорудил себе памятник и отправился в обратный путь.

Возвращение - новый большой и очень трудный поход, охвативший 326-324 г.г. Армия разделилась. Флот во главе с Неархом отправился вдоль берега, сухопутная армия во главе с Александром - через безводную пустыню Гедрозию. Поход сопровождали жара, голод, жажда; погибло много людей. Отстававших не ждали, они тонули в раскаленном песке. Шли по ночам, сбивались с пути, преодолевали сопротивление местных племен, брали крепости. Наконец, прибыли в Вавилон, который Александр, видимо, мечтал сделать столицей своей необъятной империи. Здесь он задумывал новые походы - на скифов, на Рим и Карфаген, к берегам Африки. Здесь он праздновал свой триумф: пиры не прекращались. Александр пил неразбавленное вино; на одном из пиров ему стало плохо, и через несколько дней царь умер, прожив 32 года и 8 месяцев, процарствовал их них 12 лет и 8 месяцев. Говорили, что он умер от злокачественной лихорадки, но уже в древности ходили слухи об отравлении. Очень похоже на то, что так оно и было. Возможно, в смерти Александра повинен Антипатр и его сын, которых царь вызвал из Македонии в Вавилон и, судя по всему, которыми не был доволен. Впрочем, у него было много врагов.

30 дней тело Александра лежало без погребения, хорошо, что его предусмотрительно положили в мед, обладавший свойствами бальзама. Приближенные царя, в борьбе за власть позабыли о своем недавнем кумире. После предсказания оракула (стране, в которой будет погребен Александр, суждено процветание) все бросились к трупу, каждый желал похоронить Александра в той стране, какую наметил себе во владение. Всех перехитрил Птолемей, который увез тело в Александрию Египетскую и похоронил его так тщательно, что до сих пор исследователи не могут найти его погребение.

Нередко в античной литературе и в науке нового времени поход Александра представляется чем-то вроде легкой прогулки, триумфа гения. На деле было не так. В ходе кампании царь встретился с двумя, противоречащими его замыслам течениями: с недовольством покоренных народов и оппозицией в армии. Сильным было антимакедонское движение в Греции, с ним с трудом справлялся Антипатр. С восстаниями местных жителей столкнулся Александр в Средней Азии, Индии и во время возвращения. Оппозиция в армии сначала была верхушечной, командиры проявляли недовольство планами и поведением царя, после переросла в массовую - восстание воинов на Гифасисе в 326 г., восстание греков в Бактрии и Согдиане в 325 г., выступление в г. Описе на Тигре в 323 г. Это были выступления против миродержавных целей Александра и его восточной политики. В чем ее суть? Царь искал опору на Востоке. В поисках социальной опоры он готов был пожертвовать своим эллинским образованием и македонскими традициями. Ради укрепления власти, жизнеспособности империи он покровительствовал местным религиям, восточным обычаям, приобщался к ним, привлекал персов и представителей других восточных народов к управлению государством, проводит политику собственного обожествления в восточном духе и политику кровосмешения народов, сам заимел трех восточных жен и в один день отпраздновал тысячу свадеб своих военачальников и солдат с восточными девушками. Он организовал новую империю, многое заимствуя у персов. Как и при Ахеменидах, его государство делилось на сатрапии. Царь ограничил функции сатрапов, отделив налоговое управление, которым они ведали, от военного. Во главе сатрапий ставил своих людей, но часто оставлял старых, если те сдавались добровольно. Перенял у персов некоторые звания и титулы, обычаи, например, проскинесис - обычай земного поклонения царю. Все это не было понято его приближенными и рядовыми воинами. В понятие “восточная политика” входят и некоторые другие деяния Александра, например, финансовое дело, налогообложение, градостроительство. Налоги назначались в зависимости от конкретных обстоятельств. Во главе финансов стоял Гарпал. Драгоценности персидских царей переплавлялись, из них чеканили золотые и серебряные монеты. Это стимулировало развитие торговли на всей территории империи. Городов Александр построил много, по некоторым данным, до 70. В них поселились греки, македоняне и представители восточных народов. Города подчинялись центру, во главе их стояли назначенные царем правители, платили налоги. Разные слои населения пользовались различными правами.

Погибло создание Александра вместе с его смертью, не стало и династии Аргеадов, со всеми претендентами на престол, включая малолетних сыновей Александра от двух жен, приобретенных на Востоке, преемники царя расправились физически. На вопрос быть или не быть династии был дан четкий ответ: не быть! Но деяния царя не прошли бесследно. Поход ознаменовал начало нового периода в истории многих народов и государств. Поход сделал возможной греческую колонизацию Востока, создал условия для интенсивного экономического и культурного взаимодействия народов Запада и Востока, раздвинул географический горизонт эллинов. Остались основанные Александром города.

После смерти македонского полководца началась многолетняя, кровопролитная борьба преемников Александра - диадохов и их сыновей (эпигонов) - за раздел империи. Идею единой империи вынашивали Антигон Одноглазый и его сын Деметрий Полиоркет (Осаждающий города). Они подчинили своей власти Малую Азию, Сирию, Вавилонию, Мидию, Персиду. Другие диадохи объединились против них, наступило временное равновесие сил. Антигон и Деметрий попытались еще раз объединить распадающиеся владения, в 301 г. произошла кровопролитная битва при Ипсе (центральная часть Малой Азии) между ними и коалицией из армий Селевка, Кассандра, Лисимаха и поддерживающего их Птолемея. Антигон погиб, Деметрий вскоре оказался в плену у Селевка. В 281 г. произошла последняя вспышка борьбы - в битве при Курупедионе Селевк разгромил Лисимаха. На развалинах империи Александра возникли государства, которые принято называть эллинистическими.

Глава VI. ЭЛЛИНИЗМ

Новый период в истории Эллады и Востока с легкой руки немецкого ученого XIX в. Иоганна Густава Дройзена принято называть эллинистическим и относить к III - I вв. до Р. Х. Иногда походы Александра включают в этот период, но чаще его начинают со смертью македонского царя в 323 г. Завершают этот период включением последнего эллинистического государства - Египта - в состав Римской державы в 30 г. до х.э. Впрочем, Греция и Македония были подчинены Риму уже в середине II в. Долгое время в науке под эллинизмом понималось чисто культурное явление - распространение эллинской цивилизации на Востоке, более отсталом по сравнению с Элладой. Ныне преодолевается такое одностороннее понимание столь сложного и многопланового явления, как мир после походов Александра. Эллинизм - это синтез двух начал - восточных и греческих, их взаимодействие привело к новым явлениям в области экономики, политики, культуры. Эллинизм - прогрессивный этап в развитии обширного древнего мира. Синтез двух начал по-разному проявлялся в разных регионах: в одних местах большее значение имели эллинские начала, в других - восточные. Термин “ эллинизм ” применительно к Греции и Македонии не вполне корректен, ибо само это слово в переводе с греческого означает “подражание грекам”. Эллинистами греки называли народы, переходившие на греческий язык. В собственно Элладе влияние Востока было минимальным. Рамки эллинистического мира обширны - Греция (включая Великую Грецию и Причерноморье) и Восток - Египет, Передняя Азия, Средняя Азия (без Индии и Китая).

Можно выделить четыре основных региона:

  1. Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Армения, Вавилония, часть Малой Азии);
  2. Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии);
  3. Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (государство Пергам);
  4. Великая Греция и Причерноморье.

В двух последних регионах синтеза греческих и восточных начал не существовало. Но изменения чувствовались и здесь. Кроме того, между разными, даже весьма отдаленными областями существовали связи, особенно экономические и культурные, но и политические, конечно же. Можно говорить о некоторых общих тенденциях эллинизма как этапа в развитии древнего мира: уничтожение племенных, этнических и полисных перегородок, подтягивание отсталых областей к уровню более передовых, подъем экономики, более широкое распространение рабского труда, установление иных форм государства вместо восточной деспотии и эллинского независимого полиса. Эллинизм - время расцвета международной торговли. Правители поощряли торговые операции, предоставляли налоговые льготы купцам, заботились об охране торговых путей, состоянии дорог. Чеканилось множество монет. Эллинизм - это время основания и расцвета новых городов - более 170. В городах на Востоке жили греки, македоняне, местное население. Города стали центрами ремесла, торговли, культуры. Эллинизм - время бурного развития науки - астрономии, математики, физики, биологии, географии, появления сложных философских теорий, расцвета архитектуры, скуль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: