Социально-экономическое развитие Греции в V В. До Р. Х

Итак, Греко-персидские войны стали мощным фактором для социально-экономического развития Эллады. В своем развитии Греция обогнала страны древнего Востока. Ее экономика отличалась комплексностью (на Востоке преобладало сельское хозяйство, в Элладе большую роль играли ремесла и торговля), значительным развитием товарного производства (на Востоке преобладало натуральное хозяйство), широким использованием рабского труда (на Востоке большое значение имел труд зависимого и свободного населения).

В странах Востока обычно государство активно вмешивалось в экономическую жизнь, масса населения платила налоги в государственную казну, существовали обширные царские (или государственные) хозяйства, монополии. Античное государство не вмешивалось в экономическую жизнь, полис лишь создавал благоприятные условия для деятельности граждан и метеков. Оно стремилось исправлять всевозможные нарушения в процессе функционирования экономики, частично упорядочивало в интересах гражданского коллектива богатства, концентрировавшиеся в руках верхушки. Выпускало деньги, заключало торговые соглашения с другими государствами, устанавливало пошлины на ввоз и вывоз импортных товаров и пр. Все это делалось в интересах частных производителей, собственников земли, мастерских, судов.

Эллинская экономика не была однородной, можно выделить три группы областей по уровню развития: наиболее передовые, развитые (Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос), области менее развитые (Беотия, Арголида, Фессалия, Аркадия) и экономически отсталые (Этолия, Акарнания). Наилучшим образом нам известна ситуация в Афинах. Социально-экономическая жизнь Эллады породила дискуссии в науке XIX - XX вв. Под влиянием концепции немецкого ученого Эд. Мейера долгое время господствовало мнение о товарно-денежном характере экономики, которую уподобляли капиталистической. Однако денежное хозяйство не охватывало в полисах весь процесс труда, греческая экономика была интенсивной, товарной, но при сохранении натуральной основы, большое влияние на нее оказывали полисные принципы, не позволявшие резко обогащаться одним за счет других, ограничивали экономическую деятельность метеков. Здесь производство было подчинено потреблению, а не прибыли, как при капитализме, ибо значительное его расширение привело бы к тому, что товары не нашли бы сбыт, ведь покупательная способность античного общества была невелика (рабы ничего не покупали, мелкие и средние крестьяне старались всем обеспечить себя самостоятельно, городская беднота покупала мало, по случаю). Отсюда накопление сокровищ, стремление потратить средства на непроизводственные нужды, отсутствие конкуренции.

Даже в торгово-ремесленных полисах сельское хозяйство не забывалось. Везде в Греции занимались хлебопашеством, выращивали виноград, оливки, фрукты, овощи, скот. Орудия труда крестьян не отличались сложностью: примитивный плуг, мотыга, серп, лопата для просеивания. Распространено было двуполье. Урожаи невелики - сам-3, сам-4. Больше выращивали ячмень, пшеницу приходилось завозить, своей не хватало. Наиболее интенсивно развивалось виноградарство и оливководство. Для этого были все условия - много солнца, каменистая почва. Вина и масла было в избытке. Эти продукты славились, шли на экспорт, приносили доход. Особым успехом пользовались вина хиосские, фасосские, косские, лесбосские. Вино обязательно разбавляли водой в пропорции 1:3, получался некрепкий напиток (4 - 6 гр.), хорошо утоляющий жажду. Разбавлять вино необходимо было еще и потому, что древние не располагали подходящими средствами для нейтрализации образующейся при брожении винограда уксусной кислоты. Пить неразбавленное вино было вредно. Рядовые крестьяне обычно сами со своими семьями обрабатывали землю, некоторые могли использовать труд 1 - 2 рабов. Были, однако, и большие поместья - в 15 - 30 га, владелец с семьей не мог справиться с таким хозяйством и поэтому прибегал к помощи 15-25 рабов. Такие поместья были тесно связаны с рынком. Ярким примером может служить хозяйство главы Афинского государства Перикла: “Все сборы годового урожая он целиком продавал, а потом жил и удовлетворял потребности своего дома, покупая на рынке все самое необходимое”, - свидетельствует Плутарх. Но таких поместий в V в. еще было немного. Значительно выросло их число в IV в. В Аттике преобладали средние и мелкие хозяйства. Средний состав семьи из 8 - 10 человек (вместе с рабами). Средний жилой дом в государствах Северного Причерноморья – 100 - 250 кв.м. Сельское хозяйство носило комплексный характер, каждый стремился вырастить у себя все, что только можно. Средние и мелкие крестьянские хозяйства не могли производить существенное количество продуктов для продажи, они носили натуральный характер, были связаны с рынком спорадически, когда получали излишки.

Особенно интенсивно развивались ремесла и торговля. Рост ремесла стимулировался развитием города - торгово-ремесленного центра, значительной численностью городского населения, а также колонизацией, необходимостью оплачивать товары, получаемые с периферии. В ремесле без рабского труда не обходились. Потому-то и само ремесленное дело считалось недостойным гражданина полиса (исключение составляли такие виды ремесла, которые требовали природных дарований, образования). В большей мере, чем граждане, ремеслом занимались метеки и вольноотпущенники (последних, однако, в V в. было еще очень мало). Мастерские- эргастерии были разными: мелкими (хозяин работал с 2 - 3 рабами), средними (с 10 - 15 рабами), крупными (с 30 - 40 рабами). Крупные мастерские распространились в IV в., а в V в. еще преобладали средние и мелкие мастерские. В Аттике ок.480 г. метеки составляли 8% от общего числа населения, через полсотни лет - 14%, но ведь они в основном были заняты в ремесле и торговле. Нельзя думать, что ремесло обеспечивалось всецело рабским трудом, конечно, в нем были заняты и свободные. В ремесле существовала специализация, особенно в крупных городах: Ксенофонт рассказывает, что один мастер шьет мужскую обувь, другой - женскую. Важнейшей отраслью ремесла была добыча руды и обработка металлов. Греки перешли к шахтно-штрековому способу добычи руды - отделяли примеси от железа, затем дополнительно обрабатывали его в кузницах. У эллинов даже был бог кузнечного дела - Гефест, настолько была велика роль кузнецов в экономической жизни общества. Из твердой стали изготовляли оружие, орудия труда. Получали также высокого качества бронзу. Работали с серебром, золотом. Ювелиры использовали технику мельчайшей зерни и филиграни (до недавнего времени недоступную золотых дел мастерам). Широко практиковались добыча и обработка камня, строительство. Камень добывали в открытых каменоломнях, крупными блоками перевозили на место строительства, там обрабатывали - пилили, сверлили, шлифовали и пр. Особого мастерства требовало сооружение общественных построек. На постройке Эрехтейона было задействовано 107 человек, среди них архитекторы, каменотесы, плотники, пильщики, изготовители восковых моделей, скульпторы, художники, позолотчики. Больше всего требовалось каменотесов - 44 человека. Строителями были граждане (24 человека), метеки (42), рабы (20), остальные - неизвестные люди. Эти сведения принесли нам строительные отчеты. Развивались также деревообрабатывающее, кожевенное, ткацкое, стекольное производства. Из дерева делали мебель, орудия труда, использовали его при строительстве и особенно кораблестроении. Ткацкое производство в основном было домашним, каждая хозяйка умела прясть, работать на ткацком станке, шить. Этому девочек учили с детства и в этом зачастую видели главную женскую добродетель. В IV в. появились и специальные ткацкие мастерские. Сырьем служили лен и овечья шерсть. Весьма развитым было гончарное ремесло, изготовляли посуду, светильники, черепицу, трубы, грузила, статуэтки, игрушки, даже гробы. Ценились и вывозились за границу художественная керамика (чернолаковые краснофигурные вазы) и статуэтки - предметы домашнего культа, жертвоприношений и просто украшения жилищ.

Развитие ремесла стимулировало торговлю. Большую часть своих потребностей греки удовлетворяли на рынках. Рынок находился на главной площади города - агоре. Агораномы наблюдали за порядком и рыночными сборами. Устраивались ярмарки, аукционы. Оживленной была внешняя торговля, без которой не мог прожить нормально функционирующий полис. Главные пути - морские. Много внимания уделялось оборудованию порта. Крайняя необходимость торговли хорошо осознавалась древними, у Аристофана антитезой войне всегда выступает такой мир, который обеспечен межполисной торговлей. Развитым было денежное хозяйство. Возникла профессия менял- трапедзитов, которые обычно занимались еще и ростовщичеством. Монетных систем было много, наиболее распространенные - эгинская, коринфская, эвбейско-аттическая. У афинян 1 талант 60 минам 6 тыс. драхмам 36 тыс. оболам; 1 мина 100 драхмам 600 оболам; 1 драхма6 оболам; 1обол 6 халкам; 1 халк 2 лептам (лепта - самая мелкая монета). Монеты чеканили из меди, серебра, золота. Афинский серебряный талант весил 26,2 кг. Золотой монетой был статер (20 серебряным драхмам). Известны и бронзовые монеты, даже железные. Уже во второй половине VI в. появились

фальшивомонетчики (Геродот рассказывает, как тиран Самоса Поликрат приказал выбить монеты из позолоченного свинца чтобы заплатить выкуп спартанцам и таким образом спасти родину). После появились целые шайки фальшивомонетчиков.

Античное общество по своей сути было рабовладельческим, фактор рабства нельзя не учитывать при его характеристике. В науке нового времени проявлялись разные тенденции - значение рабства и преуменьшали, и преувеличивали. Раб в классическом понимании этого термина - непосредственный производитель, лишенный средств производства, гражданских прав, являющийся полной собственностью владельца. Система классического рабства сформировалась в наиболее развитых полисах. Яркий пример - Афины. Преобладали рабы, занятые в производстве, причем рабы-мужчины, купленные на рынке. Греко-персидские войны стали важнейшим источником рабов-военнопленных. Естественное воспроизводство играло меньшую роль. У рабов не могло быть семьи. Рожденные рабыней дети становились невольниками хозяина. Рабский рынок был в каждом полисе - на агоре выделялось для него специальное место. Были и своего рода международные рабские рынки - на Делосе, Хиосе, Кипре, в Византии. Рабами в основном были негреки - фракийцы, скифы, карийцы, пафлагонцы, сицилийцы. Северное Причерноморье, Фракия, Малая Азия - основные поставщики дешевой рабочей силы в Элладу. С конца V в. в рабство стали попадать и греки. Толчком этому послужила Пелопоннесская война. Выросла численность рабов, считают, что в Аттике они составляли 35% от всего населения, в Беотии - 17%, в Спарте - 70%. В Афинах за полсотни лет (с ок.480 г.) число рабов выросло в 2,5 раза. У богача Никия в Лаврионе трудилась 1 тыс. рабов. Ухудшилось положение невольников. Рабов-илотов периодически убивали. Но вообще-то убивать, калечить рабов не имело смысла. Ведь они - собственность, а к собственности нужно относиться бережно. Так что голодом не морили, одевали, чтобы неболели, не мерзли. В Афинах законом запрещалось убивать и истязать рабов. В конце V в. ввели закон, предусматривавший возможость обращения раба с жалобой на жесткое обращение с ним. Наиболее тяжелым было положение рабов в каменоломнях и рудниках. Трудиться приходилось в полулежачем положении, задыхаясь от жары и жажды. В рудниках работали и государственные, и частные рабы, сдаваемые хозяевами в аренду за хорошую плату. Как мы говорили, широко использовался рабский труд в ремесле. Торговцы использовали рабов как своих агентов. На войне невольники были оруженосцами, носильщиками, обозными. В земледелии тоже трудились рабы. В Спарте, Фессалии, например, их труд в сельском хозяйстве преобладал и даже господствовал. Но и в других полисах хозяева пользовались рабским трудом в своих хозяйствах, богачи - в большей мере, рядовые земледельцы - в меньшей. Некоторые категории рабов (в том числе государственных) - полицейские, тюремщики, писцы, служащие при магистратах - считались привилегированными. Полицейская служба рассматривалась как недостойная свободного гражданина. В Афинах было 300 городских стражников-скифов. Небольшое количество рабов отпускалось на волю - чаще всего те, кого ранее хозяева отпустили на оброк, они самостоятельно занимались ремеслом, торговлей, скопили некую сумму и выкупились. Все сказанное относится к рабству классического, афинского типа. Были, как мы знаем, и другие категории невольников: илоты в Спарте, пенесты - в Фессалии, войкеи, или клароты - на Крите, мариандины - в Гераклее.

Рабы не всегда оказывались бессловесными существами. Известны мощные восстания илотов. Обычно рабы использовали тяжелое для граждан и государства положение и тогда проявляли недовольство - в 413 г., в годы Пелопоннесской войны, ок. 20 тыс. афинских рабов перебежали к спартанцам; в 412 г. на Хиосе к афинянам перебежало множество хиосских рабов. И все-таки не рабские выступления определяли основные противоречия в обществе. Борьба внутри свободных граждан зачастую играла большую роль.

РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (ЭПОХА ПЕРИКЛА)

Победоносное окончание Греко-персидских войн вызвало большие изменения в политической жизни полисов, особенно Афин, ставших гегемоном в Элладе, возглавивших союз островных и прибрежных государств. Афины были богаты, источники пополнения казны многообразны: добыча, приобретенная в конце войн, форос-взносы союзников в общую казну, которые шли на нужды афинян, торговые пошлины, налог на переселение за право жительства в Афинах, эксплуатация рабов на государственных рудниках, каменоломнях, соляных промыслах. “Пятидесятилетие” (480 - 431 гг.) стало апогеем в развитии Афинского государства, особенно период, когда во главе его стал выдающийся политический деятель - Перикл. Источниковедческая база для этого времени очень богата - труды современников, авторов более позднего времени, данные эпиграфики, нумизматики, археологии, многочисленные памятники афинского акрополя. Трудно найти тему в истории древней Греции, которая привлекала бы большее внимание в науке. Личность Перикла и сущность афинской демократической системы вызвали немало споров, противоположных оценок, авторы, консервативно настроенные, враждебны демократии, придирчивы к источникам, авторы либерального направления, напротив, склонны к идеализации и отказываются видеть ограниченность афинской демократии, ее своего рода аристократичность.

В ходе Греко-персидских войн в Афинах, как, впрочем, и других полисах, окрепла демократия, ибо широкие слои демоса приняли активное участие в защите родины, проявили мужество, патриотизм; с другой стороны, усилилась аристократия, сильно потесненная в VI в., ибо представители ее тоже немало потрудились на победу. Героями Греко-персидских войн были как раз аристократы по происхождению и воспитанию. Особенно усилилось это направление в последний период войны, когда Кимон одержал головокружительные успехи в борьбе с персами, привез в Афины огромную добычу, пленников. Влияние Фемистокла между тем упало, он призывал к войне со Спартой, а это в то время не казалось актуальным. Его обвинили в измене и подвергли остракизму (471 г.). Кимон оказался на вершине славы. Красивый, высокий, стройный, образованный, он вызывал всеобщее уважение и восхищение. Впрочем, не отличался быстротой ума. Подкупала его щедрость, открытость, общительность. Он был прямолинеен, не задумывался над последствиями своих действий. Он не выступал против демократии, но и не сдерживал роста аристократии. Фактически у руля правления становится вновь ареопаг - оплот олигархии. Избегая насилия по отношению к союзникам, он их же и закабалил, заменив денежными взносами поставки кораблей и воинов. Потом пришлось самому их усмирять. Но главная его ошибка как политика - стремление поддерживать мир со Спартой. Он принял просьбу спартанцев помочь им в борьбе с восставшими илотами. Спартанцы его же обвинили в помощи илотам. Это был прекрасный козырь для демократов. Они повели борьбу против человека, который унизил Афины. В 461 г. Кимон ушел в изгнание.

Борьба демократов против главного врага - ареопага - завершилась реформой этого органа власти, проведенной в 462 г. Эфиальтом. Эфиальт - еще одна выдающаяся личность в истории древних Афин. Его сравнивали с Аристидом, он был беден, неподкупен, честен, тверд и справедлив. Говорили, что он выдающийся оратор и что под влиянием его речей народ, как бешенный конь, сорвал с себя узду. Эфиальт, несомненно, принадлежал, как и все лидеры афинской демократии, к верхушке общества, он был в должности стратега - и этого достаточно, чтобы утверждать, что он аристократ и не был так уж беден. Но именно он понял веяния времени - защитники родины требуют от защищенной родины внимания к себе. За годы войны многие обеднели, запустили хозяйства. Ареопаг захватил незаконно функции народного собрания, Совета Пятисот, гелиеи. Народ оказался оторванным от политики. Эфиальт, по словам Аристотеля, отнял у ареопага “дополнительные права”, приобретенные им в годы войны, и вернул их народному собранию, Совету Пятисот и суду присяжных. За ареопагом он сохранил его исконные религиозно-судебные полномочия (ареопагиты заседали на холме Ареса и осуществляли суд по делам об убийствах и политических преступлениях). То есть Эфиальт деполитизировал ареопаг (и тем самым, между прочим, поднял его авторитет в глазах афинян). Теперь тысячи граждан привлекались к управлению государством. Достаточно привести в пример суд присяжных: его заседания происходили 300 раз в год, в судейских комиссиях могли числиться 501, 1001 или 1501 человек; суд избирался по жребию и состоял из 6 тыс. человек. Все другие свои замыслы Эфиальт не успел осуществить, его убили в собственном доме в 457 г. Вслед за реформой ареопага в Афинах были проведены некоторые демократические преобразования: должность архонта стала доступной зевгитам, восстановлены разъездные суды. Главное же - введен институт “графэ параномон” (жалоба на противозаконие), теперь каждый гражданин мог подать жалобу против любого предложения, поступившего в народное собрание, и даже против любого уже принятого постановления. Эти мероприятия проложили путь к деятельности Перикла.

Сын Ксантиппа и Агаристы, Перикл (500/490 - 429 гг.) происходил из знатного рода (по матери - из рода Алкмеонидов). Он получил прекрасное образование, его учителями были знаменитые философы Анаксагор и Зенон. Он был богат, боялся остракизма и поначалу не занимался политикой; Перикл честно боролся на поле боя, был храбр, но гениальным полководцем его не назовешь. Он с жаром взялся за политическую деятельность тогда, когда государство оказалось в опасности, когда не стало Аристида, Фемистокла, а Кимон пропадал в походах. Перикл стал помощником Эфиальта и многому научился у него. Он сумел понять, что Афинам нужны демократические преобразования, нужно укрепить и поднять демос - именно так было бы справедливее всего. Древние авторы в один голос свидетельствуют, что Перикл - незаурядный оратор, всех превосходивший даром слова. Его называли Олимпийцем, ибо его речи были подобны молниям Зевса. Даже комедиографы, немало поиздевавшиеся над Периклом и его личной жизнью, вынуждены были признать: он - талант, “как жало речь его в сердца впивалась всем”. Против него олигархия пустила в ход последний козырь. Это был умный, деятельный, умевший хорошо говорить политик Фукидид. Не без труда Перикл победил достойного противника, ибо демос в него поверил и вручил в его руки судьбу полиса. В Перикле подкупали честность, бескорыстие, отсутствие лицемерия, умение слова подтверждать делами. Он был богат, но не тратил деньги по пустякам, на роскошь. Ему не импонировали правители, вынужденные жить двойной жизнью - и авторитет не потерять, и выгоды поиметь от своего высокого положения. Перикл держался “золотой середины”, стремился сделать Афины примером для подражания, образцом. Граждане не должны утопать в роскоши, общественное должно быть выше личного. И сам Перикл жил по этим законам. В 443 г. Фукидид уходит в изгнание, с этого времени в течение 14-ти лет Перикл избирается первым стратегом - небывалый случай в истории Афин, должностные лица выбирались на год и обязательно переизбирались. Перикл стал общепризнанным главой государства в 443 - 429 гг. Причина его успеха - опора на демос в целом, то есть на абсолютное большинство афинских граждан. Он стал лидером умеренно-демократического движения - именно это позволило ему удовлетворить все слои свободных граждан, а не одной какой-то части общества. Логика жизни подсказывала ему, что провозгласить демократию и реализовать ее - не одно и то же. Нужно, чтобы все граждане могли на деле управлять государством и не страдать от этого материально. Нельзя отрывать их от земли, мастерских, лишать заработка во имя общего блага. Управлять должна не кучка богачей, а все члены гражданского коллектива. И Перикл ставит перед собой главные и достижимые цели: прокормить праздное население, заняв его трудом, создать для всех равные возможности управлять государством, украсить Афины прекрасными сооружениями, сделать из них “Элладу в Элладе”, укреплять I Афинский морской союз.

Внутренние преобразования Перикла нельзя назвать реформами, это были связанные между собой мероприятия по укреплению гражданского сообщества. Он ввел систему оплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей. Сейчас это кажется так обыкновенно и естественно, но для древних предложение Перикла выглядело как надругательство над неписанными законами старины. Служить за плату - позор, платят наемным работникам. Кто будет уважать и слушать таких правителей? Перикл знал, что ему будут возражать, но он также знал, что прав. И добился принятия народным собранием закона об оплате за государственную службу. Теперь платили членам Совета 500, архонтам, судьям и т.д. Чтобы кто-то не воспользовался этим в личных целях, изменил порядок избрания на высшие должности - не голосованием, а с помощью жребия. Только стратегов избирали по-прежнему, ведь здесь нужны были опыт, знания, умения. Теперь все равны перед законом. Любой гражданин мог быть избран на высокую должность. Ни интересы наживы, ни политические соображения не играли никакой роли. Далее Перикл добился выделения денежных пособий из казны для сирот и неспособных к труду (таких за годы войны стало немало) - почти 20 тыс. человек государство содержало на собственные средства. Была введена т.н. театральная касса (теорикон). Все желающие могли получить плату за посещение ими театральных представлений, которые устраивались во время праздников. За это Перикла многие осуждали, говорили, что таким дешевым способом он завоевал авторитет среди сограждан. Конечно, теорикон добавил к числу сторонников Перикла новых людей, и все-таки не это было главной целью дальновидного и умного политика. Он считал, что государством должны управлять образованные, культурные люди. Театр - средство массовой пропаганды и агитации, “школа для взрослых”. Вот пусть и учатся! Зачем нужны невежественные правители!? Кроме того, люди должны отдыхать, развлекаться. Не всякий может себе позволить забросить все дела и предаться отдыху на праздниках, которых в Афинах было очень много и длились они несколько дней подряд. Пусть лучше демос будет зависеть от государства, чем от отдельных богачей, вроде Кимона, подкупавшего бедноту! Эти мероприятия Перикла позволили Афинам покончить с нищетой, всех поставить в равное положение перед законом. Но где взять столько денег? Конечно, Афины были богаты, но раздачи, введенные Периклом, оказались слишком велики. Нужны были новые источники доходов.

Перикл вводит закон о гражданстве 451 г. Гражданином теперь считался тот, у кого и мать, и отец были полноправными гражданами Афинского государства. Ранее достаточно было, чтобы кто-то из родителей имел афинские гражданские права. Многие горожане, особенно аристократы имели жен, происходивших из других полисов. В Афинах вообще жило много людей приезжих, они женились или выходили замуж за афинян. Их дети становились гражданами. По закону Перикла сильно сокращалось число полноправных граждан. Значит, государственные деньги тратились на меньшее количество людей. По иронии судьбы сам Перикл пострадал от своего же закона. Когда он его принимал, ему и в голову не приходило, что через некоторое время он разведется со своей женой, женится на гетере родом из Милета - Аспасии, у них родится сын Перикл Младший, и у первого гражданина Афин сын будет метеком! Потом он выпросит у народа гражданские права для сына, тот сделает карьеру, как полноправный гражданин, станет стратегом и погибнет в годы Пелопоннесской войны). Гражданская община в Афинах превращалась в кучку привилегированных людей.

Следующая часть программы Перикла - военная и строительная. Сделать Афины непобедимыми на море и на суше, украсить лучшими произведениями зодчества и искусства! Выполнялись грандиозные проекты, многие получили работу - граждане, метеки. Строятся Длинные стены между Афинами и Пиреем, отстраивается Пирей. Укрепляются и расширяются флот и сухопутные силы. Афины превращаются в крупнейший торговый город, сюда стекаются товары отовсюду. Акрополь украшается пропилеями (парадный вход), Парфеноном (главный храм в государстве, посвященный Афине Парфенос - Деве), величественными статуями Афины. Новые постройки появляются в нижнем городе. Пиндар пишет дифирамб: “Звенящие в песнях, славные Афины - оплот Эллады, город под сенью божества...”. Строительная политика Перикла помогла многим подняться на ноги, выйти из нищеты, получить работу на длительный срок. Улучшилось и положение метеков-ремесленников, торговцев. Перикл укрепил и расширил свою социальную базу. Он мог сказать: “Я утверждаю, что наш город - школа всей Эллады”. Веком Просвещения позднее назовут век Перикла. Афины превратились в культурный центр всей Эллады. Перикла окружали умы и таланты. Его дом посещали Сократ, Зенон, Анаксагор, Протагор, Геродот, Фукидид, Гипподам, Фидий, Софокл. Душой интеллектуального кружка стала Аспасия. Поговаривали, что она писала мужу речи и была его советчицей. Ее слушал сам Сократ! На женщину перестали смотреть как на затворницу гинекея. Драматурги делают ее героиней своих произведений, наделяют такими качествами, как смелость, честность, патриотизм, самопожертвование. Она вступает в борьбу с могущественными мужчинами и побеждает.

Демократические преобразования при Перикле мы должны рассматривать как звено в цепи последовательного преобразования государства в демократическом духе, начатого Солоном, продолженного Клисфеном, Фемистоклом, Эфиальтом.

Иной по характеру была внешняя политика главы Афинского государства. Перикл стремился укрепить союз 478 г. Он делал это всеми возможными средствами, не считаясь с интересами и нуждами союзников. Афинский флот господствовал в водах Эгейского и Черного морей. Афиняне позволяли себе бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела союзников. Когда греки потерпели поражение в Египте от персов в 456 г., было решено превратить союз из Делосского в Афинский. Казну перевезли на акрополь, и с 454 г. афиняне стали полными хозяевами всех союзных средств. Как тут было не воспользоваться ими в собственных целях! И воспользовались: строили, украшали свой город, обеспечивали нуждающихся граждан, развлекались на праздниках. Если союзники возмущались, тут же подавлялись их восстания. Поначалу форос составлял в общей сложности 400 талантов. В начале Пелопоннесской войны вырос до 600 талантов. В 425 г. - до 1300. (Подсчитано, что на 600 талантов в год можно содержать 20 тыс. свободных граждан при трех оболах прожиточного минимума в день. Аристотель прямо говорил, что на форос содержались 20 тыс. человек). Союзники закабалялись экономически, им навязывались неравноправные торговые договоры, на их территории распространились афинские монеты-совы, афинская система меры веса, контролировалась их экономическая жизнь. Выводились на их земли афинские военные поселения-клерухии. Наиболее крупные судебные процессы переносились в Афины. Поддерживались демократы в союзных полисах, при первой возможности устанавливались демократические порядки. Ок. 437 г. Перикл осуществил поездку в Понт, о чем рассказал Плутарх. В Синопе оставил свои корабли под начальством Ламаха и отряд солдат, которые приняли участие в свержении там тирании и установлении демократического строя. После в Синопу отправили 600 афинян для поселения. Возможно, тогда же Ольвия вошла в состав I Афинского морского союза; иногда и смену династии на Боспоре в 438/437 г. связывают с экспедицией Перикла.

Союзники возмущались, восставали, пытались выйти из состава союза. Девять месяцев афиняне осаждали Самос, в конце концов лишили его флота, срыли городские укрепления, на Самосе появились афинские граждане с правом аренды и покупки земель острова, принадлежащих Афинскому полису. То же было с Эвбеей, Эгиной, Фасосом. По образному выражению С.И. Соболевского, Афины превратились в двуликого Януса: по отношению к своим гражданам - полная демократия, к союзникам - жестокая тирания, господство, гегемония.

Да, афинская демократия была ограниченной. Она, можно сказать, была аристократичной. Привилегированное меньшинство пользовалось всеми правами, на другом полюсе стояли бесправные, угнетенные рабы, союзники; никакими благами не пользовались метеки, хотя им и выгоднее было жить в условиях демократии, чем при других политических системах; фактически лишены были гражданских прав женщины, да и сельчане не всегда и не все могли действительно управлять государством, у них имелись обязанности по хозяйству, особенно в страдную пору. Даже в период наивысшего расцвета продолжалась борьба между демократами и аристократией. Сложными были взаимоотношения граждан с лидерами. Во главе политической жизни всегда стояли представители аристократии, люди умные, образованные, стремившиеся к карьере, власти, славе. Они вынуждены были вставать на сторону демоса, иначе не удастся возвыситься, но в конечном итоге наступал разрыв между ними и демосом, их честолюбие брало верх. Вспомним Фемистокла, Мильтиада, Кимона.

Они все сошли с политического Олимпа не по доброй воле, но по требованию народного собрания. Дольше всех держался Перикл, но и его, как мы увидим, не обошла беда. И все-таки афинская демократия была самой передовой для своего времени формой политического строя. Это первый опыт устройства такого рода в мире. Нужно учитывать уроки афинской демократии, брать из ее опыта лучшее. Русский философ, писатель Н. Бердяев говорил: “Толпа, масса не есть демократия. Демократия есть уже превращение хаотического количества в некоторое самодисциплинированное качество”. Афиняне доказали жизнью истинность этого утверждения.

Расцвет оказался кратковременным. Начало упадка афиняне ощутили уже при жизни Перикла. В 30-е гг. его атаковали с разных сторон: олигархи полагали, что он зашел слишком далеко в своем демократизме, пора кончать с экспериментами, лишить Перикла власти, а вместе с ним и подвинуть демократию; радикальные демократы были недовольны политикой Перикла по отношению к союзникам, долгим пребыванием его у власти. Против друзей и родственников Перикла организовали судебные процессы. Афины покинули Фидий - главный архитектор и скульптор, Анаксагор, провозгласивший господство Разума. Осудили Аспасию за беспутство и сводничество. Перикл едва спас жену. Вскоре и от него самого потребовали отчета в расходовании денег, отстранили от должности, но тут же опомнились, назначили стратегом в 429 г. Однако поздно, в том же году Перикла унесла эпидемия чумы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: