Глава III
Восстание Дипонегоро
В 20-х годах XIX в. усилилось недовольство яванского крестьянства, охватившее и крестьянское население номинально самостоятельных княжеств Джокьякарты и Суракарты. Против колонизаторов были настроены и некоторые феодалы, мечтавшие о восстановлении независимости яванских княжеств. Росла популярность отстраненного голландцами от престола представителя султанского рода Джокьякарты Дипонегоро, известного своей глубокой приверженностью исламу и ненавистью к колонизаторам.
Поводом к восстанию послужило намерение колониальных властей проложить дорогу через территорию фамильного кладбища Дипонегоро и этим осквернить его.
Начавшееся в 1825 г. восстание развернулось под лозунгами религиозной войны против «неверных». Численность отрядов Дипонегоро быстро увеличивалась. После упорных боев повстанцы взяли столицу княжества г. Джокьякарту. Дипонегоро был провозглашен султаном с титулом «защитник ислама». Восстание охватило многие районы Явы. Пять лет индонезийские патриоты мужественно боролись с колонизаторами. Вождь этого восстания по праву считается национальным героем Индонезии.
Но в ходе борьбы выявились и негативные черты восстания. Поднявшееся крестьянство не смогло выдвинуть антифеодальные требования. Между тем феодальные элементы зачастую переходили на сторону колонизаторов. Голландцам удалось разжечь и использовать в своих интересах религиозную и национальную рознь. На подавление мусульманских повстанцев Явы посылались солдаты, набранные из потомков обращенных в свое время в христианство жителей Сулавеси и Молуккских островов.
С 1828 г. положение повстанцев неизменно ухудшалось. Весной 1830 г. Дипонегоро согласился вступить в мирные переговоры с голландцами. Ему и его свите была обещана неприкосновенность. В ходе переговоров Дипонегоро категорически отказался от капитуляции. Тогда голландцы, вероломно нарушив свои обещания, пленили вождя восставших. Дипонегоро сослали на отдаленный остров. Народное восстание было подавлено.
«Система культур»
В 30-х годах для увеличения доходов голландская администрация ввела так называемую «систему культур», расширив и распространив на новые культуры «опыт» принудительного выращивания кофе.
Вместо уплаты земельного налога яванских крестьян обязали в принудительном порядке засевать определенные площади своей земли экспортными культурами (сахарный тростник, индиго, табак и др.). Там, где сохранялась община, эта обязанность возлагалась на нее. Создавались предприятия по первичной переработке принудительно поставляемой сельскохозяйственной продукции, на которых в порядке повинности бесплатно работали крестьяне окрестных деревень. Монополия экспорта этой продукции принадлежала «Нидерландскому торговому обществу». Под экспортные культуры отводились лучшие земли. Сокращались посевы продовольственных культур. «Система культур» задерживала разложение феодально-патриархальных отношений в индонезийской деревне.
Индия — одна из крупнейших стран Азии, вслед за Индонезией ставшая объектом колониальной агрессии европейских держав и раньше большинства других стран Востока превращенная в бесправную колонию.
Огромный полуостров Индостан, превосходящий по своим размерам Западную Европу, населяли многочисленные народности. На северо-западе его жили пуштунские (афганские) племена, кашмирцы, сйндхи, пенджабцы; в Западной Индии — ма-ратхи и гуджаратцы. Обширные области бассейна Ганга населяли хиндустани, раджастхани, бихари; Восточную Индию — бенгальцы, ория, ассамцы. На юге жили андхра, малаялй, тамилы, каннара. Кроме того, на территории Индии, особенно в предгорьях Гималаев,.проживали десятки других племен и народностей.
Наряду с определенными различиями у народов Индии имелось и много общего в социальных отношениях, культуре, быте. На большей части Индии, особенно в городах, значительное распространение получил язык хинди.
Ко времени появления европейцев Индия была страной развитого земледелия и ремесла. Индийские города удивляли европейцев своими размерами и великолепием. «Агра и Фатхпур-Сикри — очень большие города,— писал англичанин Ральф Фитч, посетивший Индию в 1585 г.,— каждый из них гораздо больше Лондона...»
Производимые в Индии тончайшие хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани ручной выработки, изделия из драгоценных металлов славились во всем мире. Индийские мастера были прекрасными судостроителями. Даже в конце XVIII в. один из флагманских кораблей британского флота был построен в Индии. Известно, что вначале европейских купцов влекло в Индию высокое качество ее готовых изделий, находивших большой сбыт в Европе.
Народы Индии сделали важный вклад в развитие науки. Особенно высокого для своего времени уровня достигли математика, медицина, астрономия. В XVI в. в Дели, Джайпуре и других городах существовали обсерватории. В древней Индии были заложены основы арифметики и алгебры. Здесь была создана перенесенная арабами в Европу современная цифровая система (арабские цифры). Выдающийся французский математик Лаплас писал: «Индия дала нам остроумный метод выражения всех чисел посредством десяти знаков. Мы оценим все величие этого достижения, когда вспомним, что мимо него прошел даже гений Архимеда». Народы Индии создали яркую и богатую литературу, искусство, архитектуру. Эпическая поэма Тулсидаса (1532—1624) «Рамаяна» стала одним из самых выдающихся произведений мировой литературы. Бессмертным памятником индийского зодчества является построенный в XVII в. знаменитый мавзолей Тадж-Махал, который называют «поэмой из камня».
Индия поддерживала политические, экономические и культурные связи со многими народами Азии. С давних пор эта страна древней культуры привлекала внимание русских людей. Путешествие Афанасия Никитина (1466—1472) положило начало непосредственному знакомству народов России и Индии.
Н. М. Карамзин отмечал, что в XV в. индийцы слышали о России «прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара».
В XVI—XVII вв. обе страны не раз предпринимали попытки завязать торговые и дипломатические отношения. В Астрахани в XVII в. осела группа индийских купцов. В 1646 г. русский царь Алексей Михайлович направил своих представителей в Индию, но они не смогли достигнуть цели из-за начавшейся между Ираном и Индией войны.