Кризис и распад империи великих моголов. Начало превращения индостана в английскую колонию

Глава III

Восстание Дипонегоро

В 20-х годах XIX в. усилилось недовольство яванского кресть­янства, охватившее и крестьянское население номинально самостоятельных княжеств Джокьякарты и Суракарты. Против колонизаторов были настроены и некоторые феодалы, мечтав­шие о восстановлении независимости яванских княжеств. Росла популярность отстраненного голландцами от престола предста­вителя султанского рода Джокьякарты Дипонегоро, известно­го своей глубокой приверженностью исламу и ненавистью к ко­лонизаторам.

Поводом к восстанию послужило намерение колониальных властей проложить дорогу через территорию фамильного клад­бища Дипонегоро и этим осквернить его.

Начавшееся в 1825 г. восстание развернулось под лозунга­ми религиозной войны против «неверных». Численность отрядов Дипонегоро быстро увеличивалась. После упорных боев по­встанцы взяли столицу княжества г. Джокьякарту. Дипонего­ро был провозглашен султаном с титулом «защитник ислама». Восстание охватило многие районы Явы. Пять лет индонезий­ские патриоты мужественно боролись с колонизаторами. Вождь этого восстания по праву считается национальным героем Ин­донезии.

Но в ходе борьбы выявились и негативные черты восста­ния. Поднявшееся крестьянство не смогло выдвинуть антифео­дальные требования. Между тем феодальные элементы зачастую переходили на сторону колонизаторов. Голландцам удалось разжечь и использовать в своих интересах религиозную и нацио­нальную рознь. На подавление мусульманских повстанцев Явы посылались солдаты, набранные из потомков обращенных в свое время в христианство жителей Сулавеси и Молуккских островов.

С 1828 г. положение повстанцев неизменно ухудшалось. Вес­ной 1830 г. Дипонегоро согласился вступить в мирные перегово­ры с голландцами. Ему и его свите была обещана неприкосно­венность. В ходе переговоров Дипонегоро категорически отка­зался от капитуляции. Тогда голландцы, вероломно нарушив свои обещания, пленили вождя восставших. Дипонегоро сосла­ли на отдаленный остров. Народное восстание было подавлено.

«Система культур»

В 30-х годах для увеличения доходов голландская администра­ция ввела так называемую «систему культур», расширив и рас­пространив на новые культуры «опыт» принудительного выра­щивания кофе.

Вместо уплаты земельного налога яванских крестьян обяза­ли в принудительном порядке засевать определенные площади своей земли экспортными культурами (сахарный тростник, ин­диго, табак и др.). Там, где сохранялась община, эта обязан­ность возлагалась на нее. Создавались предприятия по первич­ной переработке принудительно поставляемой сельскохозяйст­венной продукции, на которых в порядке повинности бесплатно работали крестьяне окрестных деревень. Монополия экспорта этой продукции принадлежала «Нидерландскому торговому об­ществу». Под экспортные культуры отводились лучшие земли. Сокращались посевы продовольственных культур. «Система культур» задерживала разложение феодально-патриархальных отношений в индонезийской деревне.

Индия — одна из крупнейших стран Азии, вслед за Индонезией ставшая объектом колониальной агрессии европейских держав и раньше большинства других стран Востока превращенная в бесправную колонию.

Огромный полуостров Индостан, превосходящий по своим размерам Западную Европу, населяли многочисленные народности. На северо-западе его жили пуштунские (афганские) пле­мена, кашмирцы, сйндхи, пенджабцы; в Западной Индии — ма-ратхи и гуджаратцы. Обширные области бассейна Ганга насе­ляли хиндустани, раджастхани, бихари; Восточную Индию — бенгальцы, ория, ассамцы. На юге жили андхра, малаялй, та­милы, каннара. Кроме того, на территории Индии, особенно в предгорьях Гималаев,.проживали десятки других племен и на­родностей.

Наряду с определенными различиями у народов Индии име­лось и много общего в социальных отношениях, культуре, быте. На большей части Индии, особенно в городах, значительное рас­пространение получил язык хинди.

Ко времени появления европейцев Индия была страной раз­витого земледелия и ремесла. Индийские города удивляли ев­ропейцев своими размерами и великолепием. «Агра и Фатхпур-Сикри — очень большие города,— писал англичанин Ральф Фитч, посетивший Индию в 1585 г.,— каждый из них гораздо больше Лондона...»

Производимые в Индии тончайшие хлопчатобумажные, шер­стяные и шелковые ткани ручной выработки, изделия из драго­ценных металлов славились во всем мире. Индийские мастера были прекрасными судостроителями. Даже в конце XVIII в. один из флагманских кораблей британского флота был построен в Индии. Известно, что вначале европейских купцов влекло в Индию высокое качество ее готовых изделий, находивших боль­шой сбыт в Европе.

Народы Индии сделали важный вклад в развитие науки. Особенно высокого для своего времени уровня достигли мате­матика, медицина, астрономия. В XVI в. в Дели, Джайпуре и других городах существовали обсерватории. В древней Индии были заложены основы арифметики и алгебры. Здесь была создана перенесенная арабами в Европу современная цифровая система (арабские цифры). Выдающийся французский матема­тик Лаплас писал: «Индия дала нам остроумный метод выра­жения всех чисел посредством десяти знаков. Мы оценим все величие этого достижения, когда вспомним, что мимо него про­шел даже гений Архимеда». Народы Индии создали яркую и богатую литературу, искусство, архитектуру. Эпическая поэма Тулсидаса (1532—1624) «Рамаяна» стала одним из самых вы­дающихся произведений мировой литературы. Бессмертным па­мятником индийского зодчества является построенный в XVII в. знаменитый мавзолей Тадж-Махал, который называют «поэмой из камня».

Индия поддерживала политические, экономические и куль­турные связи со многими народами Азии. С давних пор эта страна древней культуры привлекала внимание русских людей. Путешествие Афанасия Никитина (1466—1472) положило нача­ло непосредственному знакомству народов России и Индии.

Н. М. Карамзин отмечал, что в XV в. индийцы слышали о Рос­сии «прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купе­чествовал на берегу Малабара».

В XVI—XVII вв. обе страны не раз предпринимали попыт­ки завязать торговые и дипломатические отношения. В Астра­хани в XVII в. осела группа индийских купцов. В 1646 г. рус­ский царь Алексей Михайлович направил своих представителей в Индию, но они не смогли достигнуть цели из-за начавшейся между Ираном и Индией войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: