Индийская национальная культура в первой половине XIX в. Рам Мохан Рай

В чрезвычайно трудных условиях народы Индии сохраняли и продолжали развивать свою национальную культуру. Вместе с тем Индия вступала в соприкосновение с культурной жизньк> наиболее развитых стран Запада. Сложились и определенные русско-индийские культурные связи. Русский музыкант, теат­ральный деятель и ученый Г. С. Лебедев, проживший 12 лет в Индии, основал в Калькутте бенгальский драматический театр, составил первую грамматику языка хинди.

В начале XIX в. в некоторых областях Индии, и прежде все­го в Бенгалии, появились люди, получившие европейское обра­зование. К этому времени в Калькутте, Бомбее, Мадрасе уже издавались газеты на английском языке, предназначенные для европейцев. Появились и выпускаемые миссионерами газеты на индийских языках. Складывались известные предпосылки для распространения среди тонкого слоя образованных индийцев передовых по условиям того времени буржуазных идей.

Выдающимся просветителем и предшественником деятелей буржуазно-национального движения стал Рам Мохан Рай (1772—1833), которого соотечественники называют «отцом со­временной Индии».

Рам Мохан Рай происходил из семьи знатного брахмана, изучил персидский и арабский языки, труды философов мусуль­манского Востока. Написанный им в юности трактат, в котором критиковались ортодоксальные индуистские, взгляды, привел к разрыву Рая с семьей. Несколько лет Рай как странствующий аскет скитался по Индии и Тибету. Затем он поступил на служ­бу в качестве чиновника налогового ведомства и, разбога­тев, купил заминдарское имение. Уже в зрелом возрасте Рай овладел английским языком и стал изучать английскую лите­ратуру. В конце жизни он посетил Англию, встречался там с Р. Оуэном.

В 1814 г. Рай вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной и общественной деятельности, в которой ярко проявилось стремление сочетать индийское культурное насле­дие и современную европейскую науку.

Его просветительские идеи имели религиозную окраску. Он разработал религиозно-философскую систему, отвергавшую ре­акционные стороны и обычаи индуистской религии. Рай высту­пал против кастовых предрассудков, идолопоклонства, варвар­ского обычая самосожжения вдов («сати») и умерщвления ново­рожденных девочек. «Главным образом под влиянием его выступлений за отмену сати, — отмечает Дж. Неру, — англий­ское правительство запретило этот обряд».

Для распространения своих взглядов Рам Мохан Рай осно­вал в 1828 г. в Калькутте «Общество Брахмы» («Брахмо са-

мадж»). Он стремился освободить образование и просвещение от древней схоластики, расширить преподавание «математики, натурфилософии, химии, анатомии и других полезных наук», распространять знания в народе.

«Таким образованным людям, как Рам Мохан Рай, было не­трудно слыть пандитом среди пандитов*, достичь славы уче­ного среди ученых,— пишет Рабиндранат Тагор. — Но он по­кинул недосягаемые высоты учености, чтобы спуститься на зем­лю к простому народу, он был готов среди всего народа сеять семена знаний и распространять аромат чувств».

* П а н д и т (букв, «ученый») — почетное звание ученого из касты брах­манов, знающего санскрит и древнюю индуистскую литературу.

Раем были основаны две газеты на языке бенгали. Он вы­ступал против ограничений свободы печати английскими вла­стями. Рам Мохан Рай занимает видное место в развитии бен­гальской литературы. Его справедливо считают родоначальни­ком бенгальской прозы.

Борясь за распространение просвещения, Рам Мохан Рай не связывал, однако, просветительскую деятельность с борьбой за политическую независимость своей родины, не призывал к сопротивлению английским колонизаторам. Тем не менее его деятельность носила прогрессивный характер. Она способст­вовала росту общественной активности индийской интеллиген­ции, подготовке нового этапа индийского освободительного дви­жения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: