Начало восстания

Положение в англо-индийской армии

Причины народного восстания 1857—1859 гг.

В 50-х годах XIX в. противоречия, лараставшие на протяжении длительного периода предшествовавшего развития Индии, до­стигли предельной остроты.

Установление британского владычества в Индии резко уси­лило бедствия и страдания народных масс. Росло их недоволь­ство.

Страну будоражили слухи о предстоящем насильственном обращении индусов и мусульман в христианство. Распростра­нению таких слухов способствовала активизация деятельности миссионеров, поддерживаемая и поощряемая британскими властями. Председатель Совета директоров Ост-Индской компа­нии заявил в британском парламенте: «Провидение вручило об­ширный Индостан Англии для того, чтобы знамя Христа побед­но развевалось по всей Индии».

Возрастало также недовольство части феодальной аристо­кратии, мелких феодалов и общинной верхушки, сильно заде­тых аграрно-налоговой политикой колониальных властей и осо­бенно экспроприациями Дальхузи.

Общий рост недовольства отражался на настроениях,индий­ских солдат и.офицеров. Сипайские гарнизоны становились цен­трами, аккумулировавшими это недовольство.

Из трех сипайских армий — Бенгальской, Мадрасской и Бом­бейской — антианглийские настроения особенно широко охватили Бенгальскую, численность которой значительно превышала численность двух других, вместе взятых армий. Ее офицеры и солдаты в основном вербовались из двух высших индусских каст — брахманов и раджпутов — ив большинстве своем были выходцами из семей общинной верхушки и мелких феодалов. Среди них было много уроженцев Ауда. Из аналогичных соци­альных слоев вербовались в Бенгальскую армию и сипаи-му­сульмане.

Брожение среди сипаев дополнительно усиливалось некото­рыми моментами, непосредственно связанными с положением англо-индийской армии. Завоевав всю Индию, англичане стали меньше считаться с сипаями. Было сокращено жалованье, уре­заны пенсии, отменены многие привилегии. Сипайские полки стали посылать воевать в Афганистан, Иран, Бирму, Китай. Усилилась национальная дискриминация индийских солдат со стороны английских офицеров.

Сильнейшее возмущение вызвало введение в начале J857 г. новых патронов, смазанных говяжьим жиром и свиным салом. Перед употреблением обертку патрона надо было надкусить зубами. Это задевало религиозные чувства сипаев-индусов, ко­торым религия запрещала употреблять в пищу говядину, и си­паев-мусульман, не употреблявших свинину. Однако, когда» развернулось восстание, сипаи-без колебаний пустили в дел© эти патроны против англичан..

К концу 1856 г. вся Индия глухо бурлила. В сипайских полках Бенгальской армии, в городах и деревнях усилилась антианглийская-агитация. На заборах военных лагерей появились при­зывы: «Братья, убейте наших тиранов, их немного!», «Если сипаи объединятся, белые будут каплей в море!», «Если мы все восстанем — успех обеспечен. От Калькутты до Пешавара бу­дет гореть земля». Ущемленные англичанами феодалы сближа­лись, устанавливали контакты с сипайскими полками. Большую роль в подготовке восстания играли тайные организации вахха­битов. Его идеологической подготовке способствовала деятель­ность известного мусульманского просветителя Фазл-хака.

Началом народного восстания явилось вооруженное выступ­ление сипаев и гражданского населения в Мируте (Мератх) 10 мая 1857 г. Накануне англичане заковали в кандалы и бро­сили в тюрьму группу сипаев, обвиненных во враждебности к англичанам. Возмущенные этим, сипаи трех 'полков и большая толпа горожан взялись за оружие. К ним присоединились кре­стьяне окрестных деревень. Перебив командиров-англичан, вос­ставшие полки двинулись к Дели. Оставшиеся в Мируте англий­ские войска удерживали город, окруженный восставшими крестьянами. Когда на другой день, 11 мая, мирутские полка подошли к Дели, городская беднота открыла ворота и впустила их в город. Одновременно там началось восстание местных си­паев и гражданского населения. Малочисленный английский гарнизон был бессилен, и древняя столица Индии перешла в руки повстанцев.

Они подошли к дворцу 'последнего представителя династии Великих Моголов, Бахадур-шаха II, и потребовали, чтобы тот присоединился к восстанию. Бахадур-шах, вынужденный при­нять это предложение, был провозглашен верховным правите­лем Индии. Массы воспринимали восстановление империи Мо­голов как восстановление независимости.

B восстании объединились индусы и мусульмане. Подчер­кивая доброжелательность к индусам, делийское правительство Бахадур-шаха запретило убой коров — священных животных у индусов. В свою очередь, индусские вожди восстания поддер­живали мусульманскую религиозную символику. Прокламации призывали: «Братья индусы и мусульмане!.. Бог не желает на­шей покорности перед английскими угнетателями. Разве он не одинаково вдохнул в сердца индусов и мусульман горячее же­лание изгнать англичан из пределов нашей родины?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: