Положение в англо-индийской армии
Причины народного восстания 1857—1859 гг.
В 50-х годах XIX в. противоречия, лараставшие на протяжении длительного периода предшествовавшего развития Индии, достигли предельной остроты.
Установление британского владычества в Индии резко усилило бедствия и страдания народных масс. Росло их недовольство.
Страну будоражили слухи о предстоящем насильственном обращении индусов и мусульман в христианство. Распространению таких слухов способствовала активизация деятельности миссионеров, поддерживаемая и поощряемая британскими властями. Председатель Совета директоров Ост-Индской компании заявил в британском парламенте: «Провидение вручило обширный Индостан Англии для того, чтобы знамя Христа победно развевалось по всей Индии».
Возрастало также недовольство части феодальной аристократии, мелких феодалов и общинной верхушки, сильно задетых аграрно-налоговой политикой колониальных властей и особенно экспроприациями Дальхузи.
Общий рост недовольства отражался на настроениях,индийских солдат и.офицеров. Сипайские гарнизоны становились центрами, аккумулировавшими это недовольство.
Из трех сипайских армий — Бенгальской, Мадрасской и Бомбейской — антианглийские настроения особенно широко охватили Бенгальскую, численность которой значительно превышала численность двух других, вместе взятых армий. Ее офицеры и солдаты в основном вербовались из двух высших индусских каст — брахманов и раджпутов — ив большинстве своем были выходцами из семей общинной верхушки и мелких феодалов. Среди них было много уроженцев Ауда. Из аналогичных социальных слоев вербовались в Бенгальскую армию и сипаи-мусульмане.
Брожение среди сипаев дополнительно усиливалось некоторыми моментами, непосредственно связанными с положением англо-индийской армии. Завоевав всю Индию, англичане стали меньше считаться с сипаями. Было сокращено жалованье, урезаны пенсии, отменены многие привилегии. Сипайские полки стали посылать воевать в Афганистан, Иран, Бирму, Китай. Усилилась национальная дискриминация индийских солдат со стороны английских офицеров.
Сильнейшее возмущение вызвало введение в начале J857 г. новых патронов, смазанных говяжьим жиром и свиным салом. Перед употреблением обертку патрона надо было надкусить зубами. Это задевало религиозные чувства сипаев-индусов, которым религия запрещала употреблять в пищу говядину, и сипаев-мусульман, не употреблявших свинину. Однако, когда» развернулось восстание, сипаи-без колебаний пустили в дел© эти патроны против англичан..
К концу 1856 г. вся Индия глухо бурлила. В сипайских полках Бенгальской армии, в городах и деревнях усилилась антианглийская-агитация. На заборах военных лагерей появились призывы: «Братья, убейте наших тиранов, их немного!», «Если сипаи объединятся, белые будут каплей в море!», «Если мы все восстанем — успех обеспечен. От Калькутты до Пешавара будет гореть земля». Ущемленные англичанами феодалы сближались, устанавливали контакты с сипайскими полками. Большую роль в подготовке восстания играли тайные организации ваххабитов. Его идеологической подготовке способствовала деятельность известного мусульманского просветителя Фазл-хака.
Началом народного восстания явилось вооруженное выступление сипаев и гражданского населения в Мируте (Мератх) 10 мая 1857 г. Накануне англичане заковали в кандалы и бросили в тюрьму группу сипаев, обвиненных во враждебности к англичанам. Возмущенные этим, сипаи трех 'полков и большая толпа горожан взялись за оружие. К ним присоединились крестьяне окрестных деревень. Перебив командиров-англичан, восставшие полки двинулись к Дели. Оставшиеся в Мируте английские войска удерживали город, окруженный восставшими крестьянами. Когда на другой день, 11 мая, мирутские полка подошли к Дели, городская беднота открыла ворота и впустила их в город. Одновременно там началось восстание местных сипаев и гражданского населения. Малочисленный английский гарнизон был бессилен, и древняя столица Индии перешла в руки повстанцев.
Они подошли к дворцу 'последнего представителя династии Великих Моголов, Бахадур-шаха II, и потребовали, чтобы тот присоединился к восстанию. Бахадур-шах, вынужденный принять это предложение, был провозглашен верховным правителем Индии. Массы воспринимали восстановление империи Моголов как восстановление независимости.
B восстании объединились индусы и мусульмане. Подчеркивая доброжелательность к индусам, делийское правительство Бахадур-шаха запретило убой коров — священных животных у индусов. В свою очередь, индусские вожди восстания поддерживали мусульманскую религиозную символику. Прокламации призывали: «Братья индусы и мусульмане!.. Бог не желает нашей покорности перед английскими угнетателями. Разве он не одинаково вдохнул в сердца индусов и мусульман горячее желание изгнать англичан из пределов нашей родины?»