double arrow

Причины крестьянской войны тайпинов


КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ТАЙПИНОВ И ДРУГИЕ АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ ПРОТИВ КИТАЯ

Г л а в а XI

Начало превращения Китая в полуколонию

Первая «опиумная» война стала важным рубежом в развитии Китая. Силой оружия он был открыт для проникновения ино­странного капитала. Колонизаторы Англии, Франции и США завоевали первые важные политические и экономические пози­ции в Китае. Часть китайской территории — о-в Сянган — ста­ла английской колонией (Гонконг). Нанкинские договоры по­ложили начало ущемлению суверенитета и национальной неза­висимости китайского государства.

С появлением открытых портов начал расширяться ввоз в Китай товаров из капиталистических стран Европы и из США. Китай втягивался в орбиту мирового капиталистического рынка. Начался процесс превращения независимого феодального госу­дарства в полуколонию, завершившийся в конце XIX в. Одно­временно было положено и начало освободительной борьбе ки­тайского народа против иностранных колонизаторов.

Еще накануне вторжения иностранных колонизаторов феодаль­ный Китай переживал глубокий кризис. Одним из главных про­явлений этого кризиса было обострение классовой борьбы — многочисленные крестьянские восстания, восстания угнетенных народностей.

В первое сорокалетие XIX в. в различных провинциях Ки­тая произошли десятки крестьянских восстаний. Хотя это были стихийные и изолированные выступления, некоторые из них приобретали весьма внушительный размах и создавали силь­ную угрозу феодальным порядкам.

Подписание первых неравноправных договоров, открытие портов тяжело отразились на экономике страны и положении народных масс. Ввоз в Китай английских шерстяных и хлопча­тобумажных тканей увеличился с 1842 по 1845 г. примерно в 3,5 раза. Это привело к сокращению местного производства и разорению ремесленников в районах открытых портов.

Силой оружия колонизаторы обеспечили себе «право» от­равлять китайский народ опиумом. За десять лет, с 1840 по 1850 г., ввоз опиума в Китай возрос в 2,5 раза. Возросший ввоз опиума, необходиместь выплаты огромной контрибуции при­вели к выкачке большого количества серебра. Цены на сереб­ро и серебряные монеты резко подскочили. Это больно ударило по крестьянам и ремесленникам, которым для уплаты налогов приходилось менять медные деньги на вздорожавшие серебря­ные.

Помещики значительно повысили арендную плату. Богдыхан и местные власти ввели десятки новых налогов. Ввиду острого финансового кризиса власти прекратили ремонт ирригационных сооружений. Сооружения искусственного орошения, каналы, плотины, дамбы и др., разрушались. Это делало еще более тяжелыми последствия стихийных бедствий. Разливы рек, на­воднения, засухи приводили к полному разорению обнищав­шего крестьянства, к массовым голодовкам.




В одном из документов того времени мы читаем: «Повинно­сти распределялись без какого бы то ни было порядка и пра­вил, выполнение их иссушало людей, ведь к людям относились без сожаления, без пощады... Тяготы, падавшие на простых лю­дей, заставляли их покидать свои дома, ибо жаловаться было некому».

Общее ухудшение положения тяжело отразилось на угнетен­ных народах империи.

«Опиумная» война 1840—1842 гг. показала, что династия Цин не способна отстоять независимость страны от иностран­ных агрессоров. «Перед британским оружием, — писал К. Маркс,— авторитет маньчжурской династии рассыпался в прах; суеверному представлению о вечности Небесной империи был нанесен смертельный удар; варварская герметическая изо­ляция от цивилизованного мира была нарушена...» *. Антимань­чжурские настроения в различных слоях китайского общества стали еще более сильными. Против маньчжурской династии были настроены не только крестьяне, ремесленники, купцы, но и часть китайских помещиков.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 99.

Таким образом, вторжение иностранных колонизаторов мно­гократно усилило кризис, который переживал феодальный Ки­тай. Еще больше, чем раньше, выявилась реакционная, тормо­зящая роль феодальных порядков, давно уже сковывавших развитие производительных сил страны. До предела усилилось недовольство народных масс, которое вскоре вылилось в кре­стьянскую войну. Это мощное движение, как и народное восста­ние в Индии, было ответом на колониальную политику капита­листической Англии. Но если в Индии, ставшей уже колонией, народное восстание было прямо и непосредственно направлено против иноземных захватчиков, то в Китае, который только начинал превращаться в полуколонию, крестьянская война была заострена против Цинов и феодального гнета.



Хун Сюцюань и «Общество поклонения богу»

Как это часто бывало в истории крестьянских войн, социальное движение народных масс приняло религиозную окраску. Вож­дем и идеологом восстания стал Хун Сюцюань, начавший в 1843 г. на юге Китая вербовку сторонников.

Хун Сюцюань происходил из семьи крестьянина провинции Гуандун. С семи лет родители отдали его в местную школу. Из-за тяжелого материального положения семьи Хун Сюцюаню в шестнадцать лет пришлось бросить учебу и работать в поле. Через два года он был приглашен на должность учителя в родной деревне, где учительствовал до 1843 г. Хун Сюцюань изучал труды древних китайских авторов. В Гуанчжоу, куда деревенский учитель неоднократно выезжал, тщетно пытаясь сдать экзамен для получения ученой степени, он встречался с миссионерами, ознакомившими его с основами христианства.

В 1837 г., тяжело переживая очередную неудачу на экзаме­не, Хун Сюцюань заболел. Впоследствии он утверждал, что во время болезни он был призван на небеса к христанскому богу,

который поручил ему избавить Китай от дьяволов и утвердить царство справедливости. Находясь в экстазе, Хун Сюцюань про­износил стихотворные заклинания типа:

В руках держу я меч и на земле порядок наведу.

Повсюду чувствую себя, как дома.

Всю нечисть соберу и брошу в ад.

Предателей настигнет божья кара.

В дальнейшем он стал именовать себя младшим братом Иисуса Христа и активно проповедовать новое религиозное учение.

Некоторые положения своего учения Хун Сюцюань заимст­вовал у христианских миссионеров. Он составил три религиоз­ных гимна-манифеста: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира» и «Поучение об истинном пути к познанию мира», призывавшие народ к борьбе. Проповедь Хун Сюцюаня отличалась от хри­стианства европейских и американских миссионеров. Характер­но, что, когда Хун Сюцюань изложил свои взгляды американ­скому миссионеру Робертсу, последний заявил, что мысли Хун Сюцюаня «еще не очищены от скверны» и он, Роберте, не мо­жет совершить над ним обряд крещения.

Главным у Хун Сюцюаня была проповедь идеи равенства. В качестве образца бралась китайская община, представление о которой черпалось из древних литературных памятников. В «Гимне об истинном пути к спасению мира» говорилось: «В Поднебесной издревле люди друг другу братья... Люди и Небо духом едины. Закон Поднебесной один. Так почему же государь ставит себя над людьми?»

Хун Сюцюань мечтал о создании «мира великого спокой­ствия», при котором «имущий и неимущий взаимно сочувству­ют друг другу, взаимно помогают друг другу в беде и труд­ностях, ночью двери не затворяются, на дорогах никто не возь­мет потерянного вами, мужчины и женщины друг друга не по­зорят, действуют на основе высшей морали».

Эти идеи легли в основу пропаганды созданного Хун Сю-цюанем «Общества поклонения богу».

Обстановка благоприятствовала успеху этой пропаганды. Ширились стихийные выступления крестьянства. В течение де­сяти лет после «опиумной» войны только официально было за­регистрировано более восстаний китайцев и угнетенных народностей — хуэй, мяо, яо и т. д.

Идея равенства стала знаменем борьбы угнетенного кресть­янства, и это было закономерно. «При борьбе крестьян с кре­постниками-помещиками,— указывал В. И. Ленин,— самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства,— и самым полным устранением всех и всяких остат­ков крепостничества является создание равенства между мел­кими производителями. Поэтому идея равенства является самой революционной для крестьянского движения идеей не толь­ко в смысле стимула к политической борьбе, но и в смысле стимула к экономическому очищению сельского хозяйства от крепостнических пережитков» *.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 15, с. 226—227.

Базой своей деятельности Хун Сюцюань и его единомыш­ленники избрали граничащий с провинцией Гуандун горный район в юго-восточной части провинции Гуанси. Здесь было много беженцев из Гуандуна. Гуанси являлась в то время от­даленной окраиной, где власть цинского правительства была сравнительно непрочной. Здесь быстро росло число членов «Об­щества поклонения богу», которое стало в конце 40-х годов вну­шительной силой.

Основную массу членов этого общества составляли крестья­не, угольщики и рудокопы, бездомные бедняки, бродившие в поисках пищи, кули. Кроме того, в нем были выходцы из купе­ческой среды и некоторые помещики, настроенные против ди­настии Цин. Наряду с китайцами среди членов общества было немало представителей национальных меньшинств, составляю­щих значительную часть населения Юго-Западного Китая. В ру­ководящее ядро «Общества поклонения богу» кроме Хун Сю-цюаня входили учитель Фын Юньшань; разорившийся кре­стьянин, занимавшийся выжиганием древесного угля, Ян Сю-цин; его друг, такой же крестьянин-бедняк, Сяо Чаогуй; мел­кий помещик Вэй Чанхой; сын зажиточного крестьянина семна­дцатилетний Ши Дакай; рудокоп Цинь Жиган.

В связи с начавшимся в 1849 г. в Гуанси сильным голодом всю провинцию охватили массовые антиправительственные вы­ступления. К этому времени главными лозунгами «Общества поклонения богу» стали борьба против маньчжуров и уравне­ние бедных и богатых.

В июле 1850 г. Хун Сюцюань призвал всех членов общества продать свои дома и имущество и целыми семьями вступить в повстанческие отряды, где им из общественных складов будут выдавать одежду и питание. Более десяти тысяч крестьян и представителей других слоев откликнулось на этот призыв.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: