Политическое и культурное развитие Египта в 60-х годах
Социально-экономические сдвиги в известной степени отразились на политическом положении и культурной жизни Египта. Внук Мухаммеда-Али — Исмаил, правивший в 1863—1879 гг., получил от султана в 1867 г. титул хедива (по-персидски «повелитель»). Этим актом египетский правитель был поставлен выше всех других пашей Османской империи. В 1866 г. Исмаил учредил представительную палату (в европейской литературе — палата нотаблей), имевшую совещательные функции. Она была послушным орудием в руках хедива. По словам А. И. Герцена, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».
После непродолжительной паузы, вызванной поражением Мухаммеда-Али, были продолжены реформы в области культуры, восстановлены старые школы, открыто много новых. Число школ увеличилось со 185 в 1863 г. до 4685 в 1875 г. Число учащихся начальных и средних школ достигло 100 тыс. Открылись музеи египетских древностей и арабского искусства, Национальная библиотека, оперный театр, появились научные общества. Единственным официальным языком в Египте стал арабский. Возрос интерес к арабской истории и литературе. Начали выходить газеты и журналы. Все это дало толчок формированию буржуазно-национальной идеологии.
|
|
После поражения Египта Сирия, Палестина и Ливан вернулись под власть турок. Ливанский эмират был ликвидирован, Палестина выделена в особый, Иерусалимский, санджак. На эти территории распространилось кабальное англо-турецкое торговое соглашение 1838 г.
Восстановление султанской власти очень скоро вызвало новый подъем освободительной борьбы арабов против турецкого господства. Она развертывалась в условиях усилившегося проникновения английского и французского капитала, активного вмешательства колонизаторов во внутренние дела арабских стран, разжигания религиозной розни. При этом Англия пыталась использовать в своих интересах друзских, а Франция — маронитских феодалов.
В 1859 г. в Кесруане вспыхнуло крупное крестьянское восстание, возглавленное деревенским кузнецом Шахином. Кресть-яне-марониты изгнали своих, маронитских феодалов, захватили их земли. Турецкое правительство вынуждено было признать администрацию Шахина.
Успех восстания оказал революционизирующее влияние на другие районы. Он встревожил феодалов и западных колонизаторов, решивших загубить народное движение в огне религиозной розни. В известной степени острой вспышке религиозной вражды способствовало распространение крестьянского антифеодального движения на районы, где крестьяне-марониты угнетались друзскими феодалами.
|
|
Перестрелка между маронитами и друзами у городских ворот Бейрута весной 1860 г. послужила сигналом к погромам и резне. В накаленной до предела обстановке фанатики-мусульмане устроили христианский погром в центре Сирии — Дамаске. Эти события дали Наполеону III повод для вмешательства.
Известие о предстоящей высадке французских войск вызвало опасения других европейских держав. Они настояли на созыве международной конференции с участием Англии, России, Франции, Австрии, Пруссии и Турции, которая в сентябре 1860 г. постановила ограничить численность французского экспедиционного корпуса 12 тыс. солдат и срок его -пребывания в Сирии и Ливане шестью месяцами. Наполеон III пытался нару-
шить этот срок, однако летом 1861 г. под давлением других держав французские войска покинули Сирию и Ливан. До этого они усмирили повстанцев-маронитов в районе Кесруана.
Вскоре между державами и Турцией была подписана конвенция о введении «органического статута Ливана». Горный Ливан становился автономной областью, управляемой губернатором-христианином, подчиненным непосредственно Стамбулу.
Хотя французский план захвата Сирии и Ливана провалился, эти страны превратились в сферу влияния французского капитала.
В 60-х годах в Сирии и Ливане развертывается арабское просветительское движение, выдвинувшее крупного писателя и публициста Бутруса аль-Бустани (1819—1883). Он основал в Бейруте первую национальную арабскую школу, начал издавать журналы на арабском языке. Бутрус аль-Бустани решительно осуждал фанатизм и религиозную рознь, призывал к единению арабов Сирии и Ливана независимо от их веры (сам он был христианином). Просветительское движение способствовало формированию национальной интеллигенции, выражавшей интересы нарождавшейся буржуазии.