Крестьянское восстание 1893—1894 гг

Эксплуатация Кореи иностранным капиталом

Не сумев лишить Корею политической независимости, японские капиталисты начали интенсивную экономическую эксплуата­цию страны. Японии удалось сосредоточить в своих руках в 1885—1890 гг. 80% всего морского внешнеторгового оборота Кореи. Вывоз сельскохозяйственной продукции, главным обра­зом в Японию, возрос с 1886 по 1890 г. в 7 раз. Японские капи­талисты получили ряд доходных концессий. Быстро увеличи­вался ввоз иностранных промышленных товаров в Корею.

Одновременно с японским шло американское проникнове­ние. В 1884 г. американские компании добились выгодных кон­трактов на организацию каботажных пароходных линий, добычу жемчуга, лесоразработку, строительство дворцовой электростан­ции, порохового завода и т. д. В 1895 г. американская фирма получила концессию «а добычу золота.

За усиление своего влияния в Корее боролись также Ан­глия и царская Россия.

Проникновение иностранного капитала тяжело отразилось на положении населения Кореи. Иностранные колонизаторы грабили страну, вывозили из нее золото и другие ценности.

Вывоз сельскохозяйственной продукции сопровождался рез­ким усилением феодальной эксплуатации и разорением кресть­янства, лишал корейских крестьян необходимого минимума продуктов питания. Дешевые иностранные товары подорвали крестьянские промыслы и ремесло.

Прямым результатом вторжения иностранных колонизато­ров в Корею было обострение кризиса феодальных отношений. Создавались предпосылки для новых крупных антифеодальных выступлений народных масс.

В конце 80-х — начале 90-х годов в отдельных провинциях происходили стихийные антифеодальные выступления, которые вылились в 1893—1894 гг. в грандиозное крестьянское восста­ние.

Оно началось под руководством религиозной секты тонхак. Движение тонхак («восточное учение») возникло в 50-х годах XIX в. в противовес христианству («западному учению»), кото­рое распространяли католические миссионеры Руководящую роль в секте играли представители оппозиционно настроенных янбаней. Тонхаки отрицали загробную жизнь, призывали к лучшей жизни на земле, пропо­ведовали идеи равенства. Эти стороны их учения на­ходили широкий отклик в народных массах, способст­вовали популярности идей секты среди крестьян и ре­месленников.

В начале 1893 г. на юге страны крестьянство и го­родская беднота стихийно выступили против помещи­ков и королевских чиновни­ков. Стали формироваться вооруженные отряды по­встанцев. Весной восстание перекинулось на централь­ные и северные провинции. Руководители тонхаков вы­двигали на первый план требования религиозного характера, но им приходи­лось учитывать и антифео­дальные устремления кре­стьянства.

По мере развертывания движения стала выявлять­ся также его антиколониза­торская направленность. В одном из обращений к ко­ролю повстанцы писали: «Если бунтовщики те, кото­рые соединяются в общест­ва, чтобы побить японцев к иностранцев, то разве правы те, кто проповедуе соглашение с собаками и баранами?». На флагах повстанцев было написано: «Отряд борьбы против японцев и западных варваров».

Правительство мобилизовало все силы на подавление вос­стания. Против тонхаков были направлены части регулярной армии. Для успокоения населения кое-где были смещены наи­более ненавистные народу чиновники. Положение повстанцев, изнуренных голодом, походами и болезнями, было трудным, и Руководителям секты удалось уговорить их разойтись по домам.

Но в январе 1894 г. начался новый подъем восстания. Сфор­мировалась повстанческая армия, руководимая Чон Бон Чжу-иом. Командование крестьянской армии обратилось к народу

с призывом изгнать из страны иноземцев, свергнуть гнет помещиков и чиновников, передать крестьянам землю, освободить рабов. Вновь поднялись крестьяне различных районов страны. Войска повстанцев успешно действовали в южной части Кореи. Народ создавал свои органы местного самоуправления. Многие солдаты правительственных войск сочувствовали повстанцам.

Корейское правительство убедилось, что оно не в состоянии собственными силами справиться с восстанием. Поэтому, лице­мерно заявив о принятии некоторых требований повстанцев и подписав с ними перемирие, оно тут же обратилось за военной помощью к китайскому богдыхану. В начале июня в Корее стали высаживаться китайские войска. Япония сочла это доста­точным предлогом для ввода в Корею своих войск.

В августе 1894 г. началась японо-китайская война. Незадолго до этого японские колонизаторы, опираясь на присутствие своих войск, инспирировали в Сеуле дворцовый переворот и добились создания зависимого от них правительства.

Теперь на первый план в народном движении выдвинулась борьба против японских захватчиков. Осенью 1894 г. крестьян­ская армия, руководимая Чон Бон Чжуном, вновь перешла в наступление на юге страны. К ней присоединялись солдаты правительственных войск, бежавшие из своих частей. Главными лозунгами повстанцев стали: «Спасти мир и принести спокойствие народу!», «Изгнать японцев и европейцев, выполнить свя-> щенный долг!».

В начале октября произошло крупное сражение между по­встанцами и объединенными силами японских и правительствен­ных войск. Повстанцы добились успеха, но корейская реакция и колонизаторы двинули против них новые войска. К концу ноября главные силы повстанческой армии потерпели пораже­ние. Чон Бон Чжун попал в плен и был казнен. Японские коло­низаторы и корейские феодалы жестоко расправились с вос­ставшим народом.

Но в некоторых районах продолжали еще действовать от­дельные партизанские отряды. На севере страны они стали называть себя «Ыйбен» («Армия справедливости») *.

* Впервые в истории Кореи такое название посияй партизанские отряды корейских патриотов, возникшие во время японского вторжения в конце XVI в.

Стихийное крестьянское восстание не могло одолеть объеди­ненных сил иностранных колонизаторов и корейских помещи­ков. Поражению восстания способствовали ограниченность его вождей, непоследовательность, а зачастую и прямое предатель­ство руководителей секты тонхак, особенно тогда, когда вос­стание вышло за рамки религиозного движения.

Несмотря на поражение, восстание 1893—1894 гг. занимает выдающееся место в истории корейского народа. У него было много общих черт с крестьянской войной тайпинов и народными движениями в других странах Востока, вспыхнувшими в ответ на вторжение колонизаторов. Поскольку вторжение иностран­ного капитала в Корею произошло позднее, чем в Индию, Ки­тай и некоторые другие страны Азии, народное движение ана­логичного типа развернулось здесь в конце XIX в., когда уже завершался переход капиталистического мира к империализму. Оно сыграло чрезвычайно важную роль в пробуждении нацио­нального самосознания корейского народа. Героическая борьба народных масс оказала большое влияние на формирование мировоззрения корейской интеллигенции, ранее примыкавшей к реформаторам, способствовало распространению патриотиче­ских идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: