double arrow

Слезная комедия


В 1780-е театры возникают в отдельных провинциальных городах.

Крепостной театр (нач VII – 1861)

Расцвет во втор пол 18-нач 19 века. 4 типа крепостных театров. Помещичьи, кот превращались в публичные. Помещик – главный хозяин театра. Знаменитые крепостные театры. Театр Шереметьевых и Жемчугова.

Крепостной, т.е частный дворянский (домашний помещичий), возник в России на феодально-крепостной основе. Отдельные домашние представления силами крепостных актеров начали устраиваться еще в кон XVII в, но особое распространение получили во втор половины XVIII – нач XIX и просуществовали до отмены крепостного права.

В одних играли только сами дворяне или их дети (дворянские любительские), в других рядом с дворянами-любителями выступали «домовые», т.е крепостные актеры, в третьих на на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа бывала из своих «доморощенных», в четвертых – «вольные» знаменитости, российские и иностранные выступали руководителями, а исполнителями были собственные актеры. Существовали также помещичьи театры, которые превращались в публичные, с платой за вход.




Крепостной театр создавался по прихоти помещика, силами крепостных, используемых в качестве актеров, музыкантов, обсуживающего персонала. Помещик был полновластным хозяином и на сцене, и за кулисами, и в зрительном зале, выбирал репертуар, распределял роли, определял общее эстетическое направление театра и т.д.

В Москве, в кон 18 в действовали театры: Апраксина, Бибикова, Всеволжских, Замятина, Нарышкина, Одоевского, Столыпиных, Трубецких, Шаховских, Юсупова и т.д.

Одним из самых первых и выдающихся был театр графов Шереметьевых. Начал свою деятельность в Петербурге в 1765 как дворянский любительский, окончательно оформился к кон 1770-х в Москве на Большой Никольской улице. Из сотен крепостных Шереметьевы тщательно отбирали и обучали ремеслам и искусству. Работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими мастерами. Работала выдающая актриса и певица П.И. Жемчугова. Руководил труппой и надзирал за обучением крепостной В.Г. Вороблевский. Он переводил пьесы, одновременно их переделывая. Получил образование в Слав-гре-лат академии, побывавший с хозяинов в нач 1770-х за границей.

Расцвет деятельности крепостного театра князя Н.Б. Юсупова относится к нач XIX века. Давались оперы и пышные балетные представления.

В течение 60-90х годов 18 столетия театральные подмостки становятся ареной борьбы различных лит-худ направлений. Против классицизма, еще занимающего в театре прочные позиции, выступают деятели сентиментализма. В то же время зарождается реалистическое направление, кот достигает полного развития уже в 19 в.



Слезная комедия должна была исправлять и поучать зрителя, не столько осмеивая пороки, сколько показывая силу добродетели.

Раннюю стадию развития буржуазной драмы представляла слезная комедия, созданная Детушем и Лашоссе в первой пол 18 в. Еще нет постановки острых соц проблем. Носителями добродетелей пока еще являются положительные герои-аристократы. Нарушение правил классицизма выразилось во в введении в комедию драматических, «слезных» элементов, что подготовило следующий этап в развитии буржуазной драмы, ознаменованный деятельностью Дидро, Бомарше и Мерсье.

Нарастают революционные настроение третьего сословия.

Теоретиков буржуазной драмы второй пол 18 в. уже не удовлетворяли «слезные» комедии Детуша и Лашоссе. Хотели видеть на сцене острые социальные конфликты современности. Так возникла «серьезная комедия» или «мещанская драма». Вместо абстрактных характеров, воплощающих человеческие пороки и добродетели, новая драма должна изображать «общественные положения».

В России из-за слабости третьего сословия освоение жанров сентиментальной драмы перешла к дворянским писателям, у которых идеи сентиментализма явились средством укрепления феодально-крепостнического порядка. Отказывались от употребления термина «мещанская драма», традиционно называли свои пьесы трагедиями и комедиями или определяли их как «слезные драмы» Отсутствие четкого разграничение между видами сентиментальной драмы.







Сейчас читают про: