double arrow

РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА В РУССКОМ ТЕАТРЕ XVIII В


Анюта Попова

Первая русская комическая опера. Первый решился написать пьесу, изображающую жизнь русских крестьян.

Действие в деревне. Крестьянин Мирон хочет выдать приемную дочь Анюту за батрака Филата. Тем рассчитывает приобрести в семью работника. Анюта любит молодого дворянина Виктора. Между Филатом и Виктором назревает ссора. Потмо выясняется, что родители Анюты – дворяне, которые вынуждены были спасаясь от врагов отдать ребенка на воспитание. Это открытие меняет жизнь ее и окружающих. Не может быть женой батрака, ничто не препятствует браку с Виктором. Мирон в благодарность за воспитание получает кошелек с деньгами. Филату, лишившемуся невесты, Виктор дает 30 руб.

Стремится преодолеть каноны эстетики придворного театра, где крестьяне на сцене только комические персонажи или идиллические пастухи и пастушки.

«Мельник – колдун, обманщик и сват» Аблесимова.

Большой и длительный успех был вызван сочувственным и ярким изображением нравов и быта крестьянства и широким использованием фольклорно-песенного материала, обрядов и т.д.

Сюжет по типу народных сказок. Старик крестьянин Анкудин хочет выдать дочь Анюту за детину-хлебопашца. Но его жена Фетинья, дворянка, поневоле замужем за крестьянином, согласна выдать ее только за дворянина. Сама Анюта любит доброго молодца Филимона. В конфликте опр соц оттенок – счастью Филимона и Анюты и желанию Анкудина мешает спесь чванливой старухи, отказывается подчиниться мужу. Филимон прибегает к помощи хитрого мельника-колдуна. Мельник Филимона называет старухе дворянином а старику крестьянином. Доказывает, что он и дворянин, и крестьянин одновременно. Он однодворец – не были крепостными, земельные наделы были их собственными а не помещичьими, в остальном не отличались от крестьян. Действие завершается свадьбой.

Воспевание свободного крестьянского труда, идеальный крестьянин.

В процессе формирования национального театра складывалось национальное актерское искусство, вырастая из практики охочих комедиантов и школьных представлений в сер 18 в испытало сильное влияние эстетических идей и драматургии классицизма, обобщавших опыт развития западноевропейского театра.

Усвоение идей просветительского классицизма – новая ступень актерского иск-ва – видели в актере не потешника, а художника-артиста, призванного просвещать. Класс-м требовал от актера большой культуры и интеллектуальности, актер должен был обладать прирожденной способностью чувствовать и воспроизводить чувства на сцене. Создание эмоционально выразительного обобщенного образа средствами музыкально-ритмической декламации и укрупненной условной пластики. От актера требовалось не внешнее подражание природе, но выявление ее сущности, путем отсекания временного, случайного, внешнего – принцип «очищения жизни».

Отрицательная сторона – стремление подчинить творчество актера рационалистическим правилам и канонам. Каждому чувству соответствует одна образцовая форма его сценического выражения. Раз и навсегда установленные речевые, мимические и пластические приемы изображения человеческих страстей.

Актёры комедии могли играть с большей естественностью и непринужденностью, не нарушая, однако, правила о подражании «очищенной» и облагороженной рпироде.

Но русское актерское иск-во времен классицизма не превратилось в копию актерского искусства французского театра. Французская декламация отлична от русской. Кроме того, на творчестве первого поколения актеров профессионального театра не могло не отразиться влияние охочих комедиантов, игра которых «только что природная»

Главным фактором, определяющим своеобразие русского актерского искусства втор пол 18 в была исключительная интенсивность развития русского театра, на сцене кот почти одновременно с трагедиями и комедиями только что утвердившегося классицизма появляются слезные драмы и первые произведения зарождающегося реализма.

Итог: русский национальный профессиональный театр окончательно сформировался в сер 18 в, за 50 лет прошел путь, кот театры других стран проходили веками. К кон 18-нач 19 в накопил мощный творческий потенциал: национальную драматургию, блистательных актеров, театральные здания с современным оснащением и воспитал зрителя, способного не только понимать то, что происходит на сцене, но и влиять на сам процесс. Все это явилось залогом того взлета, который произошел в русском театре и драматургии в 19 в.


Сейчас читают про: