double arrow

Дмитрий Самозванец

Гамлет

Хорев

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ В XVIII В.

Политическая трагедия конца 18 в.

В теч 60-90-х гг 18 в продолжает развиваться русская классическая трагедия. Обличение монарха-тирана, вопрос о правах граждан – эти проблемы политической трагедии приобретали большую актуальность в обстановке усиливающегося антифеодального движения.

Княжнин Вадим Новгородский – 1789

Вершина развития русской класс трагедии 18 в.

Вадим возвращается в Новгород из длительных военных походов со своей дружиной. В его отсутствие новгородские вельможи затеяли междоусобицу, угрожавшую свободе Новгорода. Посадник Гостомысл не в силах справиться с междоусобием вельмож призывает на помощь варяжского князя Рурика. Восстановив спокойствие, Гостомысл умирает, завещав народу подчиняться Рурику. Народ видел в нем спасителя и покорился. Но свободолюбивый Вадим решает свергнуть самодержавную власть, поднимают восстание против Рурика. Народ не поддерживает, восстание подавлено. Рурик проявляет милосердие: готов помириться и разделить с Вадимом власть. Вадим отказывается, готов добровольно отказаться от власти, если народ даст такое согласие. Народ просит остаться князем Рурика. Вадим не жлает быть «рабом», закалывается.

Нет прямолинейного противопоставление полож и отриц персонажей как в кассич трагедиях. Оба честные и добродетельные герои. Вадим борется не против монарха тирана, а против самого принципа самодержавия. Мысль: самодержавие является злом независимо от личных человеческих качеств монарха.

Год нчала франц революции – сначала принята для постановки в питер театр, но потом он отказался от постановки, тк опасался, как прозвучит в напряженной политической обстановке.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Еще учась в шляхетном корпусе начинает писать стихи и входит в число участников кружка любителей русской словестности. 9 трагедий, 12 комедий, 2 оперы, 1 балет, пролог и драму

1747 – Хорев

1748 – Гамлет

1750 – Синав и Трувор

1771 – Дмитрий Самозванец

Традиции, созданные Сумароковым как теоретиком театра и драматургом, определили тип «русской классической» трагедии. Она должна была служить «школой добродетели» для дворян и монархов. Основой проблематики трагедий Сумарокова – идея общественного долга. Через все произведения мысль необходимости подчинения личных помыслов и страстей долгу. С этим неразрывно связана идея патриотизма.

Тираноборческая и патриотическая тематика трагедий придавала им большой общественно-воспитательный смысл.

Относит события к легендарным временам истории Киевской Руси. Проблема разума и страсти. Нет классического единства действия: тема трагической вины монарха сочетается с утверждением положительного идеала героя, вызывающего у зрителя чувство восхищения. Кий, Завлох, Оснельда – дочь Завлоха, Хорев – мл брат Кия, Стальверх, интриган при дворе Кия, тайно влюблен в Оснельду, клевещет на Хорева, что он хочет перейти на сторону Завлоха. Кий отказывается вернуть Оснельду, Хорев должен вести войско против Завлоха.

Идея героической победы долга над страстями. Интересы гос-ва требуют свержения с престола злого монарха. Сумароков, отвергая устаревший тезис о божественном характере монархической власти, опирался на просветительские теории о происхождении гос-ва. Монарх теперь человек, облеченный доверием общества. Утвердила тип русской тираноборческой трагедии, получившей развитие в «Дм Смозванце».

Кроме тираноборчества важная тема творчества Сумарокова – патриотизм – «любовь к отечеству есть перва добродетель».

В рус словесности сер и втор пол 18 в едва ли не ведущую роль начинает играть поэзия. Широко использовал в трагедиях открытия современной поэзии.

Ранние трагедии Сумарокова и написанные в эти же годы первые литературные комедии закладывали основы национального репертуара, необходимого для создания национального театра.

В пер пол 50-х принимает деятельное участие в создании гос русского театра в Петербурге. Сумароков назначен его директором. Не надолго – тираноборческие и сатирические мотивы в творчестве вело к обострению отношений с двором Елизаветы. В 1761 освобождён от должности директора театра.

При Екатерине положение улучшилось - пыталась использовать в кач-ве придворного поэта вместе с Волковым было поручена организация маскарада «Торжествующая Минерва». Воспользовался этим, чтобы публично высказать сови взгляды на положение в стране. Впал в немилость.

Новый тип русской классической трагедии. Обращение не к полулегендарным временам Новгородской или Киевской Руси, а к конкретной исторической эпохе. Сумароковский Димитрий плох не потому, что он незаконный царь, а потому, что он нарушитель естественных законов общества.

Предельная для Сумарокова заостренность тираноборческой темы. Царь Димитрий – тиран и враг всего русского народа. Большую роль играет народ – является той силой, на кот опираются сыны отечества – бояре, свергающие царя-тирана.

Больше других трагедий держался в репертуаре русского театра.

Сумароковская трагедия, созданная по канонам Расина, в то же время имела черты национального своеобразия, обусловленные ее связью с театром демократических слоев городского населения: осуждение царей-тиранов, тяготение к благополучным финалам, тяготение к сюжетам из отечественной истории.


Сейчас читают про: