double arrow

Горе от ума


ГРИБОЕДОВ И РУССКИЙ ТЕАТР ЕГО ВРЕМЕНИ

14. «ГОРЕ ОТ УМА»: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПРИРОДА КОНФЛИКТА И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Подвел итог комедиографии. Составление пьес к бенефисам любимых артистов.

Своим творчеством подвел итог, обобщил достижения русской комедиографии первой четверти XIX века.

Принимал участие в коллективном составлении пьес к бенефисам любимых артистов. Так появились его оригинальные пьесы «Молодые супруги (1815) (на бенефис И.И. Сосницкого. В этой комедии молодые супруги И.И. и Е.Я. Сосницкие впервые появились на сцене вместе) и «Проба интермедии» (1818), а также написанные в соавторстве с Н.И. Хмельницким и А.А. Шаховским «Своя семья, или замужняя невеста» (1817), с А.А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П.А. Катениным «Студент» (1817), С П.А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом» (1823-1824).

В них оттачивает свой поэтический язык, учится вести интригу, обращается к комедии нравов, в обрисовке характеров стремится к типизации. Уже слышатся будущие интонации героев ГотУ.

Комедия студент обрисовывала анекдотичную, но вполне типичную ситуацию, показывают нравы столичного общества. Невеста, подобно Софье из ГотУ, выказывает презрение нелепому прекраснодушному герою, а в женихе предпочитает видеть трезвость рассудка и жизненную практичность.




В Пробе интермедии перед отъездом в Персию, прощаясь с любимым и привычным миром кулис, иронично изображал театр, не выходящий за рамки сценических штампов и прикрывающий пустоту, бессодержательность условно-театральной системы внешними дешевыми эффектами. Мир сцены далек от жизни и никак не согласуется с реальностью, а потому оказывается смешным, нелепым и абсурдным. Грибоедов увозил с собой ощущение, что театр должен сделать прорыв и открыть свое новое качество, явить произведение типическое.

Увидел комедию во сне. ГотУ задуман в Петербурге, пишет в Персии и на Кавказе. Использовав классическую схему, ставит главного героя в водевильную ситуацию. Система зеркал: комические двойники Чацкого. Проблема несовпадения героев с ходом времени. Долгое время рассматривали как сатиру на нравы. Утверждается собственно российская система амплуа. Разница между подлинно культурными людьми и людьми внешней цивилизации. Сам определяет интригу комедии.

Влияние «Мизантропа» Мольера. ГотУ – первая русская комедия, порвавшая с тремя главными требованиями ложноклассической школы, также нарушает ложноклассические каноны. Роль внесценических персонажей. Роль внесценических категорий – создает объемное ощущение жизни, полифоническая драма.

Актуальность: тема лишнего человека, столкновение личности и сплоченного большинства. Конфликт – мировоззренческий, идеологический. Чацкий – одиночка. Ап. Григорьев – двойственность конфликта: любовный и общественный. Образ Чацкого, не резонер. Молчалин. Фамусов.



В письме к неизвестной в 1820 году писал, что в Персии во сне он увидел свою будущую комедию в целом, где множественность деталей, типов слилась воедино, и новый театр предстал пред его внутренним взором в образе целого. Задуман ГотУ еще в 1816 в Петербурге, пишет в Персии и на Кавказе. Вдали от театра и прототипов комедии охватывает идею будущей сценической поэмы во всей полноте.

Использовав традиционную классическую схему, взяв героем почти лирический персонаж и одухотворив его пафосом обличения нравов современного общества, поставил его в водевильную, почти анекдотическую ситуацию, как будто заимствованную из комедии положений.

Он расставил своеобразную систему зеркал, выведя на сцену комических «двойников» Чацкого: обличитель, последний карьерист-фанфарон Скалозуб и боящегося отстать от времени прогрессиста-пустозвона Репетилова.

Проблема несовпадения героев с ходом времени стала сквозной в комедии (символическая сцена, где Лиза переводит стрелки часов в гостиной, чтобы разогнать Софью и Молчалина). В не своем времени живет и проклинающий новые порядки Фамусов, изнемогающий в погоне за временем Репетилов, живущий прошлыми военными подвигами Горич, и сам Чацкий, вернувшись после долгого отсутствия, не замечает, что время прошло и Софья изменилась и уже готова предпочесть восторженным разговорам с Чацким практического Молчалина. В финале Чацкий узнает, что в реальной жизни, в реальной Москве, в реальном времени ему нет места.



Долгое время комедию рассматривали лишь как сатиру на нравы, как «собрание российских типов».

Грибоедов лишил свое произведение жанровой однозначности. ГотУ – реалистическое произведение, написанное в поле влияния романтизма. Нет чистоты жанра, кот требовал классицизм.

С ГотУ практически утверждается в русском театре собственно российская система амплуа. Создал целую галерею ярко очерченных образов, представляющих структуру специфически российского общества.

Пьеса как нельзя лучше выявила разницу между подлинно цивилизованными и культурными людьми (Чацкий) и людьми чисто внешней цивилизации и культуры (Репетилов).

Сам Грибоедов письме к Катенину определяет интригу такими ироническими словами: «Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». Впоследствии решил расширить свою комедию в сатирическую картину московского общества, и, вместо одного дурака, вывел целых 25. Среди этих дураков есть злые, есть сравнительно добрые (Платон Михайлович), образованные и необразованные (княгиня Тугоуховская), есть подлые и только с «хитринкой», словом, имеется целый ассортимент всевозможнейших дураков.

Многие литературные критики видят в ГотУ влияние «Мизантропа» Мольера. Однако Грибоедов не ограничился простым подражанием, а сумел так глубоко пропитать Чацкого влиянием московской атмосферы 20-х гг, так тесно поставить его в связь с миросозерцанием своего времени, что родство Чацкого с Альцестом забывается и сам Чацкий получает значение совершенно самостоятельного образа.

ГотУ – первая русская комедия, порвавшая с тремя главными требованиями ложноклассической школы: интригой, типичностью характеров (типичность заменена сатирической портретностью) и моральной тенденцией (порок не наказан, добродетель не торжествует). Также нарушает классические каноны единства пространства, времени, действия (много сюжетных линий, второстепенных персонажей. Создает категории внесценического пространства, времени и действия. Пространство: в доме Фамусова, но водит по всему дому, разные точки сценического действия, создает предполагаемые пространства – ощущении комнаты Софьи, каморки Фамусова, Чацкий уезжает в Петербург, где знакомится с министрами, липецкие воды, театр ресторан. Время: почти сутки временной промежуток, но есть время политическое, биографическое, суток и т.д. Действие: много второстепенных персонажей. Изобретает новый тип – тип многосюжетной драмы.

Внесценические персонажи:Репетилов – пародия на Чацкого. Исполняет все то, что Чацкий говорит в переносном смысле: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног». Репетилов: «Хвать, об порог задел ногою, И растянулся во весь рост». Репетилов, как и Чацкий, не замечает, что его собеседники сменяются один другим. Те. просветительские идеи Чацкого, посеянные в почву фамусовского общества, могут дать только такие всходы, как Репетилов и его «секретнейший союз». Любые попытки изменить мир обречены на провал. Уезжая, Репетилов: «поди, сажай меня в карету, вези куда-нибудь». Предвосхищение отъезда Чацкого: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок! – Карету мне, карету!».

Горич – «муж-мальчик, муж-слуга». Наталья Дмитриевна отвечает за него на вопросы Чацкого, с мужем в приказном тоне. Горич понимает сове положение и уже смирился с ним. «Теперь, брат, я не тот». Мотив подчинения мужа жене через все произведение, параллель с Молчалиным: «Есть-таки занятье: на флейте я твержу дуэт…». Отсылка к началу комедии, где Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья воспитана в фамусовском духе и ей нужен такой же муж, как Горич, «муж-мальчик», «муж-слуга».

Лакей Петрушка почти не говорит, только исполняет приказы Фамусова, подчиняется. Вызывает восхищение Лизаньки: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?»

Княгиня Тугоуховская обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же мужа-мальчика, мужа-слугу, пригласить потенциального жениха к себе. Но как только узнает, что Чацкий не богат и у него нет высокого чина, кричит: «Князь, князь!Назад». Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание.

Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным: пристрастие к «модным лавкам», часто употребляет французские слова и даже произносит несколько целых фраз, что никто больше не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает преклонение перед всем иностранным. К этому же история Чацкого о французике из Бордо, с помощью которого Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов – они «офранцузились».

Загорецкий – едва ли не самый порочный из присутствующих на балу. Про него говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но откупается услужливостью, все делает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент («сбил всех с ног», доставая билеты на спектакль Софье, что «похитил уже силой»). В этом схож Молчалиным. Чацкий о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер».

Хлестова, шестидесятилетняя барыня, на бал берет с собой «арапку-девку да собачку». Просит Софью их накормить и тут же про них забывает. Крепостница, властная и своевольная. Раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Все эти внесценические категории нужны необходимы, Грибоедов создает объемное ощущение жизни, создает полифоническую драму, близкую к жизни. Образ целостного мира, целостной жизни, «иллюзия неотобранной среды».

При жизни на профессиональной сцене не ставилась. Но до сих пор не сходит с подмостков, до сих пор актуальна, т.к. вечна тема лишнего человека, тема столкновения личности, мыслящего человека, интеллигента, кот дает себе право, имеет мужество говорить правду, свою позицию и общей массы, молчаливого сплоченного большинства, кот легко становится агрессивным сплоченным большинством. Чацкий для них – носитель ценностей, чуждых этому большинству, называют сумасшедшим, он – чужак. Статья Мильон терзаний: Чацкий – он одиночка, который всегда проиграет.

Конфликт ГотУ – мировоззренческий, идеологический, разное отношение к основным категориям бытия, конфликт ценностных ориентиров.

Фамусовское общество стремится к комфорту. Все дело в том, какими ср-ми достигается этот комфорт, а ср-ва фамусовского общества – холуйские. Это пьеса о хамстве, как человек теряет человеческое достоинтсво, для них цель всегда оправдывает средства. Поэтому люди-одиночки Чацкие всегда проиграют.

Ап.Григорьев: «Своеобразие пьесы ГотУ в двойственности конфликта – один общественный, второй – любовный. Развитие конфликта определяется любовной линией. Если бы Софья ответила взаимностью, уехала с Чацким, конфликт не завязался бы. Она встречает его холодно, у него – чувство дисгармонии.

Чацкий – молодой, живой, импульсивный, максималист, обостренное чувство правды. Сцена «А вам какое дело» показывает, что он не идеальный герой, а живой, все рождается спонтанно. Образ многогранный, при этом остается положительным.

Чацкий не резонер, не глашатай, все идеологические монологи рождаются у него не сами по себе, а как ответ, реакция. Или это монологи, кот говорит Софье, пытаясь переманить ее на свою сторону («Мильон терзаний на груди», даже ремарка – подходит к Софье и говорит тихо).

Чацкий – сильный. И побежденный, и победитель, проигрывает на всех фронтах – общество отвергает, Софья тоже, но не изменяет своим принципам.

Чацкий – Чаадаев (признают сумасшедшим, философическое письмо).

Молчалин – человек из чуланчика, его кредо: «…угождать всем людям без изъятья…швейцару, дворнику..собаке дворника..». из тех людей, «готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать».

Фамусов– его идеал – покойный дядюшка Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», который «не то на серебре – на золоте едал», «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб», Фамусов: «Учились бы, на старших глядя». Не вникает в суть дела, работы: «Подписано, так с плеч долой». Грибоедов отразил и еще одну черту чиновничества – протекционизм: «Ну как не порадеть родному человечку». Мера ценности человека для Фамусова – чины и деньги, говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». В качестве мужа Софьи видит полковника Скалозуба, который «не нынче – завтра генерал».







Сейчас читают про: