Трибутные комиции

Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Соц. Деление.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, ещё не получил большого распространения. Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй ещё развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому в 2 году до н. э. был издан закон, ограничивший эту практику. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами. Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н. э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными и их представителями возникают родственные отношения. По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н. э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых её городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н. э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан. Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права»- права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, то есть полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И, наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только «собственного права».

Аграрная реформа Тиберия Гракха.

Возвратясь в Рим, он добился избрания в трибуныи предложил закон (lex agraria), по которому определялась высшая норма владения общественной землёй (— именно, 500 югеров на человека (югер = 1/4 десятины), а если у владельца есть сыновья, то на долю каждого ещё по 250 югеров — впрочем, не более 1000 югеров на семью.

Образовавшиеся вследствие этого правила отрезки от существовавших до того времени крупных владений должны были поступить в казну для раздачи участками по 30 югер. безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Участки должны были считаться неотчуждаемыми (отличие от Лициниевых закон.); получавшие их обязаны были возделывать их и платить в казну умеренный оброк.

Позже Гракх был убит, но аграрный закон отменён не был и комиссия продолжала действовать. Комиссия работала успешно и в течение 5 лет довела количество крестьян-землевладельцев с 300000 до 400000.

Билет12. Борьба плебеев с патрициями.

Борьба плебеев с патрициями. Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима, в драматических столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V—IV вв. до н. э. Главный антагонизм проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.
Требования плебеев сводились к трем основным пунктам:1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками, т. е. решение аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) политическое равноправие, т. е. участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности.
Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие — главным занятием населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.
Как и в греческих городах-государствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия.
Борьба плебеев с патрициями, начавшись в середине VI в. до н. э., закончилась только в начале III в. до н. э. В ее истории выделяются три главных этапа: 1) середина VI в. до н. э. —494 г. до н. э. —от реформы Сервия Туллия до установления народного трибуната; 2) 494 — 444 гг. до н. э. — от учреждения должности народных трибунов до законов Канулея; 3) 385—287 гг. до н. э. — от движения Манлия и законов Лициния — Секстия до плебисцита Гортензия.
До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности — с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия. Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не все права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.
В начале V в. до н. э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права, угрожая уйти из Рима и основать новый город. (Такие уходы плебеев из Рима получили название сецессии от лат. secessio — уход, удаление.) В момент серьезных военных осложнений плебейское войско предъявляло патрициям свои требования и удалялось на Священную гору (холм, расположенный в окрестностях Рима).
Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастрофическое положение, и патриции вынуждены были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли приостанавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto — «запрещаю» (494 г. до н. э.).
Борьба плебеев с патрициями была ожесточенной и кровопролитной. Она проходила с переменным успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграрные законы, которые были предложены Спурием Кассием (486 г. до н. э.). Он предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обвинен в стремлении к царской власти и казнен. В 454 г. по предложению народного трибуна Ицилия были разделены земли на Авентине (в то время пригородный район Рима) среди беднейших граждан.
Драматические события разыгрались в середине V в. до н. э. Под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri —десять мужей) для записи судебных постановлений. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору (449 г. до н. э.— так называемая вторая сецессия). Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть

римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима — форуме. «Законы XII таблиц» оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали суровому наказанию и даже казнили.
В «Законах XII таблиц» было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 1/3 % в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.
В том же 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н. э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.
Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев. В 443 г. до н. э. была учреждена новая магистратура цензоров, на которую могли избираться только патриции.
Рим 80—60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н. э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились. По преданию, 10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н. э. патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев: если раньше патриции могли занимать (оккупировать) любое количество государственной земли и тем самым сокращали земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния — Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели не пошли на полную отмену (кассацию) долгов, но значительно уменьшили задолженность путем следующего перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет. Третий закон упразднил должность военных трибунов с консульской властью, а вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.
Законодательство 367 г. до н. э. нанесло сильнейший удар по привилегиям патрициев, и в последующее время плебеи быстро добились новых успехов. Для удовлетворения земельного голода малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии. За время с 334 до 287 г. до н. э. римляне основали 18 колоний, т. е. больше, чем за всю предшествующую историю, и аграрная проблема была частично решена.
В 326 г. до н. э. плебеи добились очень важной реформы. По закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.
Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия — цензора 312 г. до н.э. Он построил первую мощеную дорогу (известная Аппиева дорога, сохранившаяся до сих пор), водопровод, которые положили начало знаменитым римским дорогам и акведукам. Он включил в состав сената тех магистратов, отцы которых были вольноотпущенными. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал тем плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей, не имели земельной собственности и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, т. е. их политическое влияние возросло.
В 300 г. до н. э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н. э. вновь было подтверждено, что плебисциты (т. е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан, в том числе и для патрициев (закон диктатора Гортензия). 287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициями за свое политическое равноправие.
В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.
С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и монолитным, что не могло не способствовать его военным успехам. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие — нобилитет (от nobilis — лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.
Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и коммерцией, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы.

Билет 14. Эпоха Гражданских войн. Гай Юлий Цезарь - римский политик эпохи гражданских войн.

Помпей действовал энергично и решительно, чтобы сломить сопротивление сенатской олигархии. Он договорился с двумя наиболее крупными политическими деятелями того времени — Крассом и Юлием Цезарем. Это негласное соглашение о совместной борьбе с сенатской олигархией, заключенное в 60 г. до н. э., и получило в истории название первого триумвирата.
Первый триумвират был, по существу, объединением различных антисенатских сил: победоносного полководца Помпея, опиравшегося на ветеранов, Красса, которого поддерживали всадники, Юлия Цезаря, одного из наиболее популярных среди городского плебса политических деятелей. Каждый из участников соглашения преследовал свои цели: Помпей добивался утверждения всех своих распоряжений на Востоке и земельных наделов для ветеранов, Цезарь искал консульства и расширения политического влияния, а Красс — власти и наместничества в провинции и вместе с тем удовлетворения притязаний всадников. Создание такой антисенатской коалиции предопределило ее большую роль в государственных делах Рима в течение всего следующего десятилетия. Первым успехом коалиции было избрание Юлия Цезаря консулом на 59 г. до н. э. Во время своего консульства Цезарь провел ряд законов, которые удовлетворяли сторонников Помпея и Красса. Были приняты аграрные законы о разделе кампанских земель, что частично удовлетворило ветеранов Помпея. Все распоряжения Помпея на Востоке были утверждены. В интересах всадников был проведен закон о снижении откупной суммы налога с провинции Азия на одну треть.

Проведение этих мероприятий проходило в жестокой, временами вооруженной борьбе. Форум и улицы Рима превращались в место настоящих схваток сторонников и противников триумвиров.

Первый период гражданской войны. 49—47-й годы до н. э. Как опытный политик, Цезарь прекрасно понимал, что вооруженное выступление против коалиции Помпея, располагавшего внушительной армией, расквартированной в Испании и Африке, и сената как верховного органа Римской республики означало начало кровопролитной гражданской войны с непредсказуемыми последствиями. Вместе с тем, развязывая гражданскую войну, Цезарь отдавал себе отчет, что речь шла не только о его личном честолюбии и желании захватить верховную власть в государстве, оттеснив от ее кормила коррумпированную и неспособную к управлению огромной державой римскую аристократию. За Цезарем стояла довольно многочисленная, хотя и разнородная политическая группировка, которая отражала интересы различных слоев римского гражданства — муниципальных собственников, части всадничества и даже некоторых кругов сенатской аристократии, заинтересованных в реформировании устаревшего государственного устройства. Располагал он и поддержкой большинства провинциальной аристократии, принявшей римское господство, но заинтересованной в получении римского гражданства и полноправном участии в управлении хотя бы на уровне провинций. И, конечно, мощной силой поддержки Цезаря была его многочисленная (до 12 легионов) и закаленная в боях армия, заинтересованная напрямую в победе Цезаря и получении обещанных щедрых наград, земельных участков и почетных назначений.

После некоторых колебаний и тщательного анализа сложившейся военно-политической обстановки Цезарь принял решение начать военные действия против сената и Помпея. 10 января 49 г. до н. э. один из легионов Цезаря форсировал пограничную речку Рубикон, отделяющую провинцию Цизальпинская Галлия от собственно Италии. Жребий был брошен (Alea jacta est). Гражданская война, в которой погибла Римская республика, началась.
На первый взгляд, военно-политическое положение Цезаря было непрочным. Ему противостояла мощная коалиция талантливого полководца Помпея с его армией и правящего сената, т. е. существующего правительства, располагавшего не только всем авторитетом законного органа управления, но и огромной государственной казной. Однако реальное положение Цезаря оказалось более устойчивым, чем могло показаться на первый взгляд. С военной точки зрения, силы Цезаря были более значительными, чем у Помпея и сената. Если по общей численности они были более или менее равными (по 12—14 легионов у каждого), армия Цезаря была монолитна, приобрела большой опыт ведения войны в Галлии, была полностью отмобилизованной и готовой к самым решительным действиям. Армия Помпея была раздроблена на две большие группировки, из которых одна (6 легионов) стояла в Африке, другая (8 легионов) была расквартирована в Испании, в то время как их командующий находился в Риме. Уже свыше 10 лет воины Помпея не участвовали в крупных войнах, наслаждались продолжительным миром и, естественно, уступали по своим боевым качествам закаленным в боях ветеранам Цезаря. Правда, Помпей от имени сената мог произвести набор в легионы среди римских граждан в Италии, к тому же располагал всей государственной казной.
Подобной расстановкой сил и диктовались действия Цезаря. Его план ведения войны состоял в том, чтобы не допустить набора воинов в Италии для Помпея и захватить государственную казну, из которой затем финансировать содержание своих войск. Выполнение этого плана должно было предопределить дальнейшие успехи Цезаря. Как показало время, последующие события гражданской войны развивались по этому сценарию. Прежде всего Цезарь позаботился о внезапности своих действий и о том, чтобы ввести в заблуждение Помпея о своих намерениях. В течение года Цезарь проявлял необыкновенное миролюбие, принимая практически все условия сената и Помпея относительно ухода в отставку и сложения с себя полномочий проконсула. Он держал все свои силы вдалеке от Италии в Трансальпийской Галлии. Прибыв в Цизальпинскую Галлию, Цезарь демонстративно взял с собою лишь один легион, оставив все остальные за Альпами. Пиры и попойки, которым Цезарь активно предавался накануне вторжения, должны были показать, что проконсул мало думает о войне. Даже накануне форсирования Рубикона он задал роскошный пир своим друзьям, одновременно издав секретный приказ своему легиону о переправе.
Цель была достигнута. Не говоря о недальновидных сенаторах, наивно полагающих, что их резолюциями управляется держава, даже опытный Помпей был дезинформирован и не принял предупредительных мер к обороне Италии. Цезарь же использовал фактор внезапности в полной мере. Форсировав Рубикон, он стремительно продвигался по Фламиниевой дороге к Риму, практически нигде не встречая сопротивления. Лишь в районе города Корфиния 30 когорт Помпея (около 3 легионов, т. е. в 3 раза больше, чем у Цезаря) попытались оказать сопротивление. После короткой осады и щедрых обещаний Цезаря они перешли на его сторону. Цезарь поступил очень благоразумно по отношению к бывшим противникам: все воины получили прощение и приглашение вступить в его армию, что и было сделано большинством бывших легионеров Помпея. Обескураженный таким стремительным развитием событий, Помпей не смог ни провести набор воинов в Италии, ни переправить сюда свои войска из Испании или Африки. Единственное, что он смог сделать, — спешно переправиться в Грецию, собрать там свои разрозненные легионы, насколько это было возможно, и выжидать дальнейшего развития событий. Вместе с Помпеем в Грецию бежали и многие сенаторы. Цезарь беспрепятственно захватил Рим и получил в свои руки обширную государственную казну. План его блестяще удался. Провозглашенный диктатором, Цезарь провел набор воинов, пополнил свою армию до 7 легионов и мог приступить к выполнению следующих задач. Он не стал преследовать Помпея в Греции, а решил разгромить его сильную группировку, стоящую в далекой Испании (8 легионов). Испанские легионы оказали упорное сопротивление диктатору, но деморализованные из-за отсутствия своего главнокомандующего, который в этот момент собирал силы в Греции, они были блокированы Цезарем при городе Илерде и капитулировали (49 г. до н. э.). Большая часть воинов получила прощение, была приглашена в армию Цезаря, пополнив ее ряды.

Победа при Илерде еще более ухудшила общее положение сенатской партии. Однако в распоряжении сената были еще очень большие силы, собранные в Греции (до 10 легионов), кроме того, в распоряжении Помпея находились огромные материальные ресурсы богатых восточных провинций, в которых правили наместники, назначенные сенатом. Как и прежде, Цезарь действовал решительно и смело. Оставив значительную часть своих легионов в Испании и Галлии (большая армия не могла быстро двигаться, к тому же Испания и Галлия нуждались в охране), он форсированным маршем с 6 легионами достиг Италии, отсюда переправился в Грецию и около города Диррахий вступил в соприкосновение с основными силами Помпея. Однако попытка с ходу разгромить своего противника окончилась полной неудачей. Деморализованные легионеры Цезаря заперлись в лагере, и лишь непонятная нерешительность Помпея (он остановил преследование бегущего противника) спасла Цезаря от полного поражения, а возможно, и гибели.
Воспользовавшись неожиданной передышкой, Цезарь отвел войска в Фессалию, дал отдых воинам, пополнил легионы. Теперь уже Помпей решил, развивая свой успех при Диррахии, напасть на армию Цезаря, стоявшую у Фарсала. Казалось, чаша весов начинает склоняться на сторону сената. Войска Помпея были хорошо обеспечены продовольствием и снаряжением, почти в два раза превосходили по численности своего противника (40 тыс. пехоты, 6 тыс. конницы против 27 тыс. пехоты и 2 тыс. конницы), к тому же только что опрокинули армию Цезаря под Диррахием.
Однако битва при Фарсале (лето 48 г. до н. э.) окончилась полным поражением Помпея. Как оказалось, объективные показатели численного преимущества и материального обеспечения отступили перед военным талантом полководца, организованностью и стойкостью его воинов. Цезарю удалось разгадать план Помпея: удар всей массы конницы по правому флангу, чтобы опрокинуть его и зайти в тыл основной части легионов Цезаря. Цезарь вопреки всем имеющимся тогда правилам сконцентрировал на направлении главного удара конницы лучшие когорты легионной пехоты, которые во взаимодействии со своей кавалерией не только выдержали страшный удар конницы Помпея, но и опрокинули ее и обратили в бегство. Хлынувшая назад конница смела собственные легионные порядки, а удар преследующих цезарианских когорт довершил дело. Левый фланг Помпея был смят, после чего дрогнул весь фронт и началось повальное бегство.
Победа была полной. Сам Помпей бежал на Лесбос, оттуда попытался проникнуть в Египет, в котором надеялся получить финансовую помощь от своего прежнего союзника — египетского царя. Помпей, видимо, рассчитывал собрать новые силы и присоединить их к тем легионам, которые стояли в провинции Африка. Однако египтяне уже знали о сокрушительном поражении Помпея при Фарсале. Желая извлечь политические выгоды из ситуации, ближайшие советники египетского царя организовали убийство Помпея и передали его голову Цезарю, который преследовал бегущего противника буквально по пятам.
Оказавшись в Египте, Цезарь был втянут в запутанные внутриегипетские дела. Дело в том, что в 51 г. до н. э. умер царь Птолемей XII, и между его детьми — 12-летним сыном Птолемеем ХIII и 18-летней дочерью Клеопатрой VII (вернее, между их придворными кликами) — разгорелось соперничество. Победу одержали сторонники юного Птолемея XIII, Клеопатра была отстранена от власти и выслана из Александрии. Однако энергичная Клеопатра не смирилась со своей участью. Воспользовавшись прибытием Цезаря, Клеопатра проникла к римскому диктатору, сумела увлечь его своей красотой, а также выгодностью политического союза между ею как повелительницей Египта и римским командующим. Увлеченный красотой и незаурядным умом юной царицы, необходимостью решения сложных внутридинастических отношений, Цезарь провел в Египте 9 месяцев, бросив на самотек все другие военные и политические дела. Правда, в Египте ему удалось подавить сопротивление противников Клеопатры и утвердить ее власть (брат Клеопатры Птолемей XIII погиб в борьбе), причем в этой междоусобной борьбе Цезарь чуть не погиб, а печальным последствием этой династической распри была гибель в пожаре бесценных сокровищ Александрийской библиотеки (47 г. до н. э.). И хотя благодарная Клеопатра предоставила в распоряжение Цезаря все свои огромные богатства, длительное пребывание в Египте позволило политическим противникам Цезаря оправиться от поражения и вновь собрать свои силы.
Мощная, хорошо укомплектованная армия помпеянцев стояла в Африке (около 6 легионов). Оставленные в Испании легионы Помпея, капитулировавшие под Илердой и прощенные Цезарем, взбунтовались, призвали к себе сыновей Помпея Секста и Гнея и выступили против власти победителя. Сын Митридата VI Фарнак —правитель Боспорского царства решил воспользоваться политической неразберихой в восточных провинциях. Во главе армии в 30 тыс. воинов он переправился в Малую Азию, захватил территорию бывшего Понтийского царства, а заодно Колхиду, Малую Армению, часть Каппадокии и даже Вифинии. В итоге пока Цезарь находился в Египте, он оказался в кольце врагов.
Тяжелое военное положение Цезаря усугублялось социальными волнениями в центре государства, в самом Риме и Италии.
Социальная напряженность была одной из важнейших причин возникновения гражданской войны и во время противоборства воюющих сторон проявлялась в форме открытых выступлений как на народных собраниях, так и в вооруженных столкновениях. Одной из острейших была проблема задолженности разных категорий римского и италийского населения. Популярным лозунгом становится требование tabulae novae, т. е. отмена всякой задолженности, списывание долгов, занесенных в кредиторские книги (tabulae). Задолженность росла из-за растущего обнищания малообеспеченных слоев граждан в связи с военными действиями, естественной в связи с этим задержкой подвоза зерна в Рим и возрастанием цен на продовольствие.
Вопрос о задолженности встал со всей остротой уже тогда, когда Цезарь впервые захватил Рим после перехода через Рубикон. Со свойственной ему гибкостью Цезарь смог смягчить напряженность через частичное решение долгового вопроса. Согласно эдикту диктатора 49 г. до н. э., выплаченные проценты вычитались из основной суммы долга и тем самым уменьшали ее весьма значительно. Вместе с тем должники могли оставшуюся часть долга погасить за счет своего имущества, которое должно быть оценено по более высоким (довоенным) ценам. На какое-то короткое время это компромиссное решение смягчило остроту долгового вопроса. Однако после отъезда Цезаря из Рима на театр военных действий волнения в Риме и Италии вскоре вспыхнули вновь. Ростом социальной напряженности попытались воспользоваться честолюбивые официальные магистраты. Так, в 48 г. до н. э. претор Целий Руф предложил радикальный законопроект об отмене всех долгов и тем самым приобрел огромную популярность у столичного плебса и бедного италийского населения. Такая радикальная мера, как отмена всей задолженности, могла привести к самым серьезным потрясениям всех владельческих отношений и к непредсказуемым последствиям. Естественно, ни Цезарь, ни сенат не могли с этим согласиться. Сенат сместил Целия Руфа с должности претора, он был вынужден бежать из Рима на юг Италии. Здесь Целию Руфу удалось собрать значительные силы сторонников отмены всех долгов, главным образом из числа беднейшего населения италийских городов. Популярность и силы Целия Руфа стремительно росли. Дело стало принимать самый серьезный оборот и потребовало принятия от сената и оставленных Цезарем магистратов решительных мер. Из Рима были натравлены достаточно крупные силы, которым удалось без особого труда рассеять плохо организованные скопления сторонников Целия Руфа, сам он погиб в бою. В следующем году проблему задолженности вновь попытался поднять народный трибун Корнелий Долабелла. Он возобновил законопроект о кассации долгов, а когда сенат решительно отверг этот законопроект, Долабелла призвал римское население к восстанию. Оставленный Цезарем в Риме в качестве его заместителя Марк Антоний решительно вмешался в события, восстание было подавлено, а Долабелла был отстранен от своей должности. Однако военное подавление обоих восстаний отнюдь не решало острой проблемы задолженности, и она продолжала отравлять общественную атмосферу.
В целом в 47 г. до н. э., более чем через два с половиной года после начала и столь блестящего хода гражданской войны, перед Цезарем и его сторонниками встали новые тяжелые проблемы. Они возникали даже там, где их, казалось, и не должно было быть,— в цезарианской армии. И дело не только в том, что Цезарь постоянно зачислял в состав своей армии бывших помпеянских легионеров, которые далеко не всегда были надежны и могли отойти при первых же неудачах диктатора. Даже самые преданные, так сказать, коренные цезарианцы, прошедшие с победоносным полководцем все галльские походы, по разным причинам (одни с неохотой сражались со своими согражданами, другие не разделяли автократических замашек своего полководца, третьи просто устали от 12-летних войн) выражали недовольство затянувшейся гражданской войной, требовали почетной отставки, обещанных наград и земельных участков. Цезарю пришлось проявить буквально чудеса изворотливости и политического искусства, чтобы успокоить легионные массы, включая свое личное обаяние и знание воинской корпоративной психологии: он, например, мог назвать легионеров не воинами, а гражданами, и тем уязвить их военную гордость, он мог демагогически заявить, что демобилизует всех воинов и будет сражаться только с одним 10-м легионом, он мог принять личное участие в кровопролитной битве или в тяжелом походе, разделяя все его тяготы с рядовыми легионерами, хотя не отличался крепким здоровьем. Однако решающую роль сыграли принятые Цезарем меры по реальному выполнению обещанных наград. С этой целью он проявил незаурядное мастерство в мобилизации всех средств. В дело пошла не только богатая галльская добыча и огромная государственная казна, но и сказочные сокровища Клеопатры, накопленные за 300 лет правления Птолемеев, а также конфискованные состояния Помпея и его вельможных сторонников. Когда не хватило серебра для чеканки традиционной римской монеты для оплаты ветеранов, Цезарь приказал чеканить монеты из золота, положив начало одной из самых крупных в римской истории золотой эмиссии.

Реформы цезаря.

Прибыв в Рим после долгого отсутствия, Цезарь прежде всего своим решительным вмешательством смягчил остроту долговой проблемы. Была отменена задолженность по квартирной плате за прошедший год, если эта плата не превышала 2000 сестерциев за месяц в Риме и 500 сестерциев в италийских городах. Одновременно был подтвержден закон 49 г. до н. э. о вычете уплаченных процентов из основной суммы долга, что сократило задолженность не менее чем на 1/3. Ростовщикам было запрещено под страхом наказания повышать процентные ставки свыше принятой нормы (0,5% в месяц, 6% в год).

Цезарь принял энергичные меры по демобилизации и выплате наград, поселению на земельные участки значительной части своих легионеров

Снова нужно было начинать сложную военную кампанию. Весной 46 г. до н. э. крупные силы (5 легионов) были переправлены в Африку, и здесь в кровопролитном сражении около города Тапса с большим трудом Цезарю удалось разгромить помпеянцев. После сражения при Тапсе все города провинции капитулировали перед победителем. Только в городе Утика командующий ее гарнизоном Марк Порций Катон Младший, фанатичный сторонник республиканских порядков, не видя возможностей борьбы с надвигающейся монархией Цезаря, предпочел смерть от своего собственного меча почетному плену. Самоубийство Катона Младшего, или Утического (от города Утика), стало символом верности Республике и неприятия диктатуры у многих последующих поколений как в древности, так и в новое время.
Казалось, все военные силы соперников исчерпаны и можно праздновать полную победу. И в 46 г. до н. э. Цезарь самым торжественным образом справляет 4 триумфа, отражающие победу в четырех крупнейших военных кампаниях (галльские завоевания, александрийская война, понтийская победа и африканская кампания). Несколько дней праздновала столица победы Цезаря, были даны роскошные представления, дорогостоящие гладиаторские игры, каждому жителю Рима были розданы по нескольку сотен сестерциев в качестве подарков.
Однако до полного мира дело еще не дошло. Сторонникам Помпея, в частности его сыновьям Сексту и Гнею, а также старому соратнику Цезаря, отличившемуся в Галлии, но затем ему изменившему, Титу Лабиену, удалось распропагандировать в свою пользу стоявших в Испании воинов, в свое время капитулировавших под Илердой, и собрать внушительные силы (не менее 8—9 легионов). Пришлось начинать подготовку к новой, на сей раз последней, крупной военной кампании. В марте 45 г. до н. э. противники сошлись в Южной Испании около города Мунда. Ценой напряжения всех сил Цезарю удалось вырвать победу в этом самом упорном и кровопролитном сражении. По его словам, если в других битвах он сражался за победу, то при Мунде боролся за собственную жизнь.
После сражения при Мунде и празднования испанского триумфа Цезарь становится единоличным правителем Средиземноморской державы. И одной из первых мер, предпринятых победителем, было формальное закрепление его верховного единовластия. Если несколько ранее он был назначен диктатором на 10 лет, то в 45 г. до н. э. он был провозглашен римским сенатом вечным диктатором, т. е. неограниченным в своей компетенции единоличным правителем. Еще более подчеркивали его монархическую власть другие должности, полученные им ранее. Так, он имел пожизненные права народного трибуна, т. е. его особа считалась священной, он имел права цензора, т. е. мог составлять и пересматривать список сенаторов. Он был великим понтификом с 63 г. до н. э., т. е. главой самой почитаемой жреческой коллегии Рима. Ранее временное звание императора, подчеркивающее связь военачальника и войска, становится постоянным титулом Цезаря. Он получил права постоянного проконсульского империя, т. е. неограниченной власти над провинциями. Важной прерогативой Цезаря было полученное им от сената и народа право рекомендации кандидатов на магистратские должности (консулов, преторов, эдилов). Тем самым фактически выборы на должности превращались в назначение, продиктованное всемогущим правителем.
Неограниченные полномочия вечного диктатора были дополнены и соответствующими внешними атрибутами. Цезарь получил право постоянно носить пурпурного цвета плащ триумфатора и лавровый венок на голове, сидеть на специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями, носить особые сапоги красного цвета, в которых, по преданию, ходили древние альбанские цари. Были сделаны шаги в сторону обожествления нового главы государства. Не говоря о том, что он был верховным жрецом и как народный трибун был sacrosanctus, т. е. находился под особым покровительством богов, Цезарь усиленно развивал идею о том, что богиня Венера является родоначальницей рода Юлиев, а сам он ее прямой потомок. Как культурный и просвещенный человек. Цезарь прекрасно понимал условность всех этих пышных титулов. Но, охотно их принимая и подчеркивая, он тем самым хотел внедрить идею монархии в римское республиканское общество, приучить его к новой политической реальности и имперской идеологии.
Укрепив свое положение как неограниченного главы государства, Цезарь приступил к укреплению расшатанных во время гражданской войны государственных структур, решению имеющихся острых социальных проблем. Так, Цезарь реорганизовал сенат —верховный орган Римской республики, в котором было много его противников. Наиболее непримиримые из них погибли в войнах, были удалены из сената, многие были прощены Цезарем и изъявили готовность поддерживать новый режим. Но Цезарь включил в сенат очень многих своих безусловных сторонников, расширив состав сената до 900 человек (при Сулле он был увеличен с 300 до 600 человек). Из органа, враждебного Цезарю, реформированный сенат стал опорой новой власти.
Народные собрания и до гражданской войны обычно поддерживали Цезаря, а теперь, когда он получил пожизненные права народного трибуна, право рекомендации кандидатов на должности, когда в составе народных собраний стали преобладать его ветераны и подкупленный подачками городской плебс, этот орган Римской республики стал еще одной опорой диктатора.
Цезарь принял меры к укреплению административного аппарата своего режима и реформировал систему выборных магистратур. Он увеличил численность магистратур, теперь вместо восьми преторов избирались 16, вместо 4 эдилов —6, число квесторов возросло до 40. Использование права рекомендаций позволило Цезарю сформировать преданный и подчиненный ему как главе государства исполнительный аппарат. Но Цезарь пошел дальше, он часто прибегал к прямому назначению (без выборов) своих друзей, сенаторов и даже своих отпущенников для исполнения некоторых государственных дел, называя их префектами, легатами, прокураторами. Особенно много таких порученцев Цезаря, своего рода первых чиновников, направлялось в провинции прежде всего для управления государственным имуществом, сборов налогов, различных финансовых дел. Управление огромной Римской державой требовало консолидации центрального административного аппарата, и Цезарь стремился решить эту сложную проблему, во всяком случае, начать ее решать.
Несколько стабилизировав верхние эшелоны власти, новый властелин предпринял ряд мер по укреплению и провинциального, и местного звеньев управления. Был ужесточен контроль над деятельностью провинциальных наместников, направленный против их коррупции и злоупотребления властью. В некоторые провинции кроме официальных наместников в ранге проконсула или претора посылались особые доверенные лица Цезаря в звании легатов и прокураторов, особенно для надзора за финансовыми делами и сборов налогов, которые составляли своеобразный противовес власти всемогущих наместников. Один из острых вопросов, вызывающий недовольство провинциалов,— откупная система налогов, на которой грели руки римские публиканы, был частично решен передачей права сбора прямых налогов местным властям, что не могло не облегчить положение провинций. Римским же откупщикам была оставлена привилегия сбора лишь косвенных налогов, и тем самым был найден временный компромисс интересов как провинциалов, так и могущественных римских публиканов.
В целом провинциальная политика Цезаря преследовала цель более органического объединения центра — Рима, Италии и многочисленных провинций, их превращения из доходных поместий римского народа в органические части огромного Римского государства. Кроме названных выше мер, этому способствовала политика массовой раздачи прав римского гражданства целым поселениям и городам, как, например, в Испании и Галлии. Более того, впервые в римской истории было даровано право римского гражданства жителям целой провинции — Цизальпинской Галлии (закон Росция 49 г.), которая, таким образом, стала составлять органическое единство с остальной Италией. С 49 г. до н. э. территория Италии стала простираться не до реки Рубикона, а до Альпийских гор. Наконец, кардинальное решение о выводе демобилизованных ветеранов на провинциальные земли, бесспорно, стимулировало процесс романизации провинций и их органического включения в структуру Римского государства.Важное место в административных реформах Цезаря заняло упорядочение системы местного самоуправления в муниципиях, колониях, городах и поселениях, которое было развито преемниками Цезаря и имело самые благотворные последствия для организации политической и общественной жизни во всей Римской державе. Одним из направлений внутренней политики Цезаря была активизация хозяйственной деятельности населения. Как было сказано выше, удалось вернуть к земле массы римских легионеров, многие из которых завели доходные хозяйства. Этой же общей цели способствовал закон против роскоши (дорогостоящих погребений, пиршеств, построек и др.), а также любопытный закон о запрете иметь наличными свыше 60 тыс. сестерций. Эти законы должны были стимулировать владеющих средствами людей к более рациональному их применению. С этой же целью было сокращено с 320 тыс. до 150 тыс. число римских граждан —люмпен-пролетариев, включенных в списки получателей бесплатного хлеба из государственных складов.
Выплата щедрых наград многочисленным ветеранам, раздача денег столичному плебсу во время роскошных триумфов привела к невиданным ранее эмиссиям звонкой монеты и не могла не оживить общее денежное обращение в государстве. Для стимулирования имперской торговли были проведены и некоторые специальные меры: в 46 г. до н. э. были восстановлены ранее разрушенные крупнейшие торговые центры Средиземноморья — Коринф и Карфаген, торговый порт Рима Остия был реконструирован. Обсуждались проекты по строительству судоходного канала через Коринфский перешеек.
Победа в гражданской войне и приход к единоличной власти рассматривались Цезарем и его политическим окружением не как одно из обычных явлений, а как событие эпохального значения, своего рода появление нового исторического периода. Видимо, эта концепция послужила одной из главных причин радикальной реформы римского календаря и перехода на новую систему летосчисления. Следует сказать, что римский календарь был неудобным и запутанным. Годовой цикл состоял из 12 лунных месяцев (по 28—29 дней), и в каждом году накапливалось, так сказать, до 22—23 лишних дней. Для согласования лунного и солнечного циклов каждый год приходилось добавлять вставной месяц, что было довольно неудобно. К тому же в пределах огромной Римской державы во многих провинциях велось собственное традиционное летосчисление. Единая средиземноморская держава нуждалась в едином летосчислении. Для создания нового и единого календаря была создана специальная комиссия во главе со знаменитым александрийским астрономом Созигеном. С 1 января 45 г. до н. э. (или в 709 г. от основания Рима) была введена новая система летосчисления, получившая название юлианского календаря. В его основу был положен солнечный цикл, т. е. время обращения Земли вокруг Солнца, исчисленное в 365,25 суток. Год был разбит на 12 месяцев по 30 дней, а недостающие 5,25 суток прибавлялись к февралю месяцу. Один из месяцев — секстилий —был переименован в честь диктатора и стал называться июлем.
Юлианское летосчисление, принятое после смерти Цезаря в Римской империи, с некоторыми уточнениями употреблялось и в новой Европе до XVI—XIX вв. (а в России до февраля 1918 г.), когда оно было заменено современным, называемым григорианским (от имени папы Григория) летосчислением.
Многогранная реформаторская деятельность Цезаря диктовалась необходимостью решения острых социальных и политических проблем, накопившихся в римском обществе в эпоху гражданских войн. Эти проблемы в конечном счете вызывались несовместимостью традиционного социального и политического порядка, восходящего к полисно-общинным структурам и олицетворяемого Римской республикой, и новыми историческими реальностями огромного Средиземноморского государства. Реформы Цезаря призваны были снять это противоречие, согласовать полисно-обшинные традиции и реалии мировой державы. Как показал опыт римской истории, создание нового социального и политического порядка было возможно лишь в условиях монархического строя. Он предполагал создание централизованных государственных институтов, особой военной организации, новых социальных структур, выражающих и поддерживающих новую монархию — Римскую средиземноморскую империю. Конечно, реформы Цезаря лишь наметили пути формирования основ империи, ее строительство займет еще много времени, но Цезарь нащупал и определил общее направление этого движения и потому может рассматриваться как родоначальник Римской империи.
Как опытный и дальновидный политик, Цезарь понимал опасность и непредсказуемость радикальных мер. Вот почему многие его реформы носят компромиссный, примиряющий интересы различных социальных прослоек характер. Вообще Цезарь рассматривал в качестве руководящего принципа всей своей деятельности социальный консенсус (concordia ordinum) и примирение противоборствующих сил на основе раскаяния побежденных и пощады со стороны победителей (dementia et misericordia). Прошедший ужас сулланских проскрипций, террора марианцев, Цезарь стремился максимально смягчить неизбежные ужасы гражданской войны. Конечно, и ему приходилось прибегать к наказаниям, конфискациям, изгнаниям, в битвах погибло большое число его противников. Но Цезарь уже с самого начала гражданской войны стал проводить политику милосердия по отношению к сдавшемуся противнику, и первый тому пример —отношение к воинам Домиция Агенобарба под Корфинием. Цезарем были прощены и приближены, в том числе получили высшие магистратуры, многие его самые фанатичные противники из среды римской аристократии, например Кассий, Марцелл, Брут.
Это была гуманная дальновидная политика. Цезарь, возможно, один из немногих (может быть, единственный) политиков мировой истории, который не дал развиться в своей душе чувствам жестокости, мести и ненависти и всеми доступными ему средствами стремился к согласию и консолидации во имя высших государственных интересов.
Вместе с тем известная компромиссность реформ и политика помилования бывших противников Цезаря наряду с его программой установления монархического строя порождали и укрепляли оппозицию. Против Цезаря был составлен заговор, во главе которого встали Юний Брут, Кассий Лонгин и Децим Брут, идейным вдохновителем заговора стал Марк Туллий Цицерон —все убежденные сторонники Республики, в свое время бывшие противники Цезаря, прощенные им и привлеченные к участию в управлении. Заговор оказался удачным, Цезарь был убит в сенате заговорщиками в мартовские иды 15 марта 44 г. до н. э. Символично, что его мертвое тело рухнуло к подножию стоявшей здесь же статуи его покойного и столь же вероломно убитого противника Помпея.
3. 2-й триумвират. Диктатура легионов. По замыслам заговорщиков убийство диктатора, объявленного тираном, должно было привести к отмене формирующихся монархических структур и автоматическому восстановлению традиционного республиканского устройства. Однако оказалось, что в римском обществе и Средиземноморском государстве многие слои населения поддерживали программу централизации и укрепления власти и видели ее реализацию в создании монархии. Римская республика со слабым госаппаратом, разделением властей, господством сенатской аристократии, бесправием провинций, рассматривающихся в качестве доходных поместий римского народа, по мнению многих, уже отжила свой век и нуждалась в замене другим государственным устройством. Вот почему после убийства Цезаря произошла резкая поляризация политических сил. Римское общество разделилось на сторонников традиционного устройства республиканцев и сторонников программы Цезаря, преследующего цель создания нового государственного строя, цезарианцев. Партию республиканцев возглавляли Цицерон, Брут и Кассий, партию цезарианцев — ближайшие соратники Цезаря в последние годы его правления — Марк Антоний, консул 44 г. до н. э., и Эмилий Лепид, начальник конницы (magister equitum), т. е. официальный заместитель диктатора. Вскоре к ним присоединился и наследник Цезаря — 19-летний Гай Октавий, внук его сестры Юлии. По завещанию Цезаря он был усыновлен и, согласно обычаю, получил новое имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В его руки передавалось громадное имущество покойного диктатора. Цезарианцы располагали поддержкой части сенаторов, попавших в высшее сословие при Цезаре, римского плебса, подкупленного щедрыми раздачами, многих муниципалов, жителей италийских городов, провинциалов, получивших права римского гражданства из рук Цезаря. Наконец, их мощной опорой были многочисленные (свыше 100 тыс.) ветераны Цезаря, наделенные им земельными участками и денежными наградами. В сложной и противоречивой обстановке, сложившейся в Риме после убийства Цезаря, именно его ветераны стали играть роль основной, хорошо организованной ударной силы по поддержанию и закреплению установленного Цезарем режима. Из их среды лидеры цезарианцев без особого труда укомплектовали огромную армию в 20 легионов. Цезарианские ветераны требовали решительной расправы с заговорщиками и поддерживающими их республиканцами. В значительной степени под давлением легионов лидеры цезарианцев прекратили раздоры в своем лагере (Марк Антоний не желал делить власть с Октавианом и отказывался признать его наследником Цезаря). В сущности говоря, цезарианская армия вышла из-под контроля своих вождей и не столько выполняла их политическую программу, сколько диктовала свою волю непосредственным руководителям, сенату, народному собранию, провинциям. Отражая прямое требование воинов, лидеры цезарианцев Марк Антоний, Эмилий Лепид и Октавиан оформили свой союз как официальный государственный институт. В октябре 43 г. до н. э. они заключили соглашение об учреждении 2-го триумвирата, т. е. союза трех, как гласила официальная формулировка, «для устроения республики» (rei publicae constituendae). Римский сенат, окруженный легионерами Октавиана, не мог не утвердить это соглашение, которое приобрело силу государственного закона. По этому закону триумвиры получили неограниченную власть в Римской республике на 5 лет (затем пролонгированную еще на пятилетний срок).

Получив в свои руки неограниченную власть и идя навстречу требованиям легионных масс, триумвиры развязали самый настоящий террор против своих политических противников. Если главным принципом внутренней политики Цезаря было милосердие и прощение, то руководящим правилом его наследников-триумвиров стали месть и ненависть. Сразу же после утверждения триумвирата были составлены кровавые проскрипции, превзошедшие проскрипции Суллы. В списки было внесено около 300 крупнейших сенаторов (и первым из них — великий римский оратор и мыслитель Марк Туллий Цицерон), свыше 2000 наиболее влиятельных представителей другого высшего сословия республиканского Рима —всадников и много тысяч людей более простого звания. Причем в списки заносились люди, далекие от политики, но обладающие приличным состоянием, а их имущество переходило в руки триумвиров и их клевретов. Проскрипционные списки несколько раз дополнялись по многочисленным доносам людей, часто сводящих личные счеты. В Риме впервые появились доносчики, и доносительство превратилось в обычное явление. Видимо, 14-летний период правления вторых триумвиров с 44 по 30 г. до н. э. является одним из самых кровавых в тысячелетней истории Древнего Рима.
Проскрипции 2-го триумвирата привели к физическому уничтожению римской аристократии, ориентирующейся на республиканский порядок, к перераспределению собственности, в том числе и земли от республиканской знати в пользу новых слоев римского общества, консолидирующихся в опору рождающегося монархического режима, и в первую очередь армии. От конфискаций и проскрипций пострадали не только римская знать, высшие сословия, но и рядовые жители многих италийских городов. Так, чтобы обеспечить воинов своих легионов земельными участками, триумвиры выбрали 18 городов Италии с наиболее плодородными почвами, согнали жителей с земель и распределили конфискованную землю среди ветеранов.
Массовый террор триумвиров обострил военно-политическую ситуацию, вызвал недовольство их кровавыми действиями и укреплял позиции республиканцев. Лидеры республиканцев Марк Юний Брут и Кассий Лонгин сумели подготовить сильную армию в 19 легионов, которая формировалась в Македонии. Здесь, в Македонии, около города Филиппы, в 42 г. до н. э. произошла одна из самых кровопролитных битв в римской истории. С обеих сторон бились друг против друга около 200 тыс. человек. Судьба сражения долго была неясной, но в конечном итоге республиканская армия потерпела поражение, а ее командиры Брут и Кассий покончили жизнь самоубийством, по древнему римскому обычаю бросившись на собственный меч.
Триумвиры торжествовали полную победу, использованную для новых казней и конфискаций. Сторонники традиционной Республики были разгромлены и в политическом, и в военном отношении. Правда, некоторым военным противовесом торжествующим триумвирам были армия и флот, сформированные младшим сыном Помпея — Секстом Помпеем. Секст Помпей захватил Сицилию, Сардинию и Корсику и смог удерживать их под своим контролем до 36 г. до н. э.; в 36 г. он был разгромлен легионами Октавиана и во время бегства убит. Но если триумвиры разгромили силы республиканцев, им не удалось преодолеть возникшие в своей среде разногласия. В 36 г. до н. э. Эмилий Лепид, управлявший африканскими провинциями, попытался выступить против Октавиана, но не был поддержан своей собственной армией. Он был отстранен от власти и сослан в одно из своих поместий, где и прожил в безвестности вплоть до 13 г. до н.э. Триумвират превратился в дуумвират. Власть над Римской державой была разделена между Антонием, управлявшим восточными провинциями, и Октавианом, управлявшим Италией, западными и африканскими провинциями. Между двумя могущественными правителями, которые давно ненавидели друг друга, не могла не вспыхнуть смертельная борьба за верховенство. Решающая битва между армией и флотом Антония и Октавиана произошла в 31 г. до н. э. у мыса Акция в Западной Греции. Полная победа была одержана силами Октавиана. Марк Антоний вместе со своей женой, египетской царицей Клеопатрой VII (он вступил с ней в брак еще в 37 г. до н. э.), бежал в Александрию. В следующем, 30 г. до н. э. Октавиан начал наступление на Египет, а деморализованный Антоний не смог оказать ему достаточного сопротивления. Египет был захвачен легионами Октавиана, а Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством.
Оккупация Египта в 30 г. до н.э. подвела итог длительному периоду кровопролитных гражданских войн, закончившихся гибелью Римской республики. Единым правителем Римской средиземноморской державы стал победитель Антония, официальный наследник Цезаря, его приемный сын Гай Юлий Цезарь Октавиан, открывший своим правлением новую историческую эпоху —эпоху Римской империи.

Билет 15.Принципат Августа и доминат Диоклетиана: республиканские и монархические структуры.

После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (консилиум), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии начальник полиции и др.

Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда, появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т. п.) давление на границы Римской империи.

При императоре Каркалле все свободные люди, проживавшие в провинциях Римской империи, получили права римского гражданства, соответственно на них стало распространяться римское право. В армию устремились варвары-нелатиняне, что привело к целой эпохе «солдатских императоров» (III в.). Император Диоклетиан (к. Ill в.) старается централизовать государство, стабилизировать находящуюся в кризисе политическую систему Римской империи. Он явился инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма)

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы.Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане): была признанаверотерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры II Вселенский собор христианской церкви (прошел в Константинополе (Царьграде)). Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе).

Западную Римскую империю начали разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну. Последний малолетний западноримскии император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: