Методические указания по самостоятельной работе

П. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для качественного решения задач и достижения целей изучения дисциплины учебный процесс студентов должен быть обеспечен:

1. Лекционным залом с компьютерным видеопроектором, аудиооборудованием и экраном, рассчитанным на 50-60 человек.

2. Аудиториями для проведения семинарских (практических) занятий, рассчитанные на 25-30 человек.

3. Компьютерным классом для проведения рубежных тестирований и экзамена на 25-30 человек (ПК Pentium IV Core2Duo с мониторами 19''ЖК (68) и офисными пакетами «MS Office» и «OpenOffice.org».

4. Библиотекой с необходимым количеством основной и дополнительной литературы, а так же возможностью пользоваться электронными базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами:

Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса студентов. В её ходе происходит формирование знаний, навыков и умений, обеспечивается познавательная деятельность и интерес к творческой работе. Процесс самостоятельной работы способствует активному восприятию, осмыслению и углублению полученной информации, а так же умению решать практические задачи. Во время самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную основную и дополнительную литературу; отрабатывают материалы лекций; готовят доклады, сообщения и обзоры по определённым темам; пишут эссе, рефераты и контрольные работы; проводят самоанализ полученных знаний при помощи тренировочных тестов; осуществляют подготовку к экзамену.

Изучение конкретной темы обычно начинается с усвоения лекционного материала. Необходимо внимательно слушать лекцию, стремиться выделить главное (смысл) и зафиксировать его в виде конспекта. Конспекты лекций следует вести в отдельной тетради. Необходимо указывать тему лекции и рассматриваемые вопросы. Рекомендуется оставлять широкие поля для заметок, дополнительных вопросов и уточняющей информации, которые появляются в ходе изучения лекционного материала. Далее изучение темы продолжается на практическом (семинарском) занятии.

Перед тем, как приступить к изучению истории России, следует сделать несколько методических замечаний.

История нашей страны как государства насчитывает чуть более тысячи лет. В сравнении с мировой историей это совсем небольшой срок. Однако за этот период Россия прошла крайне сложный, противоречивый и драматичный путь развития. Неоднократно менялись формы ее государственно-политического устройства, название государства, законы, по которым это государство существовало. Но именно благодаря самобытности, противоречивости и драматизму пройденного исторического пути, Россия внесла уникальный вклад в развитие мировой цивилизации.

Обращение к истории Руси, России помогает понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? При всем своеобразии, непохожести, уникальности происходящих сегодня в нашем Отечестве событий, в них можно найти черты сходные с прошлым или вытекающие из него. Их осмысление и обобщение поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры на будущее.

Изучение истории страны невозможно без четкого представления о ее периодизации. Понятие «периодизации» означает условное деление исторического процесса на хронологические периоды в соответствии с их общими характерными чертами и отличительными особенностями.

В VI в. н.э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. В VII в. восточные славяне объединяются в племенные союзы со своими княжениями. В VIII – IХ веках в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые отношения с Византией, Востоком и Западной Европой. В начале IХ в. идет постепенный процесс складывания государственности.

Существует несколько вариантов периодизации истории России после сложения государственности. Этим занимались первые русские дореволюционные историки. Современная историческая наука, признавая важность трудов классиков отечественной историографии, предлагает вариант периодизации, которого мы и будем придерживаться.

В соответствии с современным вариантом периодизации выделяются разделы (модули) в программе изучаемой дисциплины. В конце изучения каждого модуля предполагается проведение контрольного тестирования с целью проверки промежуточного уровня знаний. Образцы тестовых заданий представлены ниже.

При изучении разделов и тем учебной дисциплины следует понимать, что выводы ученых-историков по многим проблемам отечественной истории неоднозначны, и это нормально. Наши знания о прошлом человечества основаны на изучении исторических источников, созданных в соответствующие эпохи и в конкретных странах. Но огромное большинство объектов материальной и духовной культуры, которые могли бы содержать информацию о своих создателях, не сохранились в результате войн, набегов и революций. Огромную разрушительную силу представляет собой само Время.

Наиболее "красноречивыми" кажутся письменные памятники. Но они создавались живыми людьми со своими взглядами, представлениями и в своих целях. Поэтому летописи, трактаты, мемуары и даже деловые документы часто противоречат друг другу, о многом умалчивают, а кое-что искажают. Даже когда речь идет о XIX или XX веках, оставивших огромное количество письменных свидетельств, сложно восстановить истинные и точные факты. На их освещение в документах воздействовали особенности личности авторов, политические концепции, распространенные в обществе и многое другое.

Поэтому, используя сложные, в том числе математические методы исследования, историки вынуждены реконструировать факты исчезнувшей действительности. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и пр. взгляды историков.

В этой связи совершенно естественно, что одни и те же события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться. Соответственно, изучая тему, рассматривайте разные точки зрения, показывайте эти точки зрения при ответах на практических (семинарских) занятиях и при ответах на экзамене. И, если это возможно, попробуйте аргументированно выбрать для себя какую-то верную, на ваш взгляд, позицию.

При этом для проведения правильного анализа событий и процессов по истории России, необходимо представлять себе целостный характер исторического процесса, глубокую взаимосвязь между экономическим, социальным, политическим, культурным развитием нашего общества. Все стороны целостной общественной жизни находятся в многоплановом и разнообразном взаимодействии и взаимовлиянии. Неверно было бы выделять один из компонентов общественной системы как "ведущий", "главный" или "определяющий".

На историческое развитие нашей страны воздействовали многие факторы, определившие его особенности. Ученые справедливо отмечали влияние:

- географического положения (на территории России нет естественных внутренних преград);

- природно-климатических условий, от которых зависели не только люди далекого прошлого, им подвластны и наши современники, вооруженные сложными орудиями труда;

- многонационального и многоконфессионального состава населения страны;

- эти, а также другие условия во многом сформировали своеобразный "русский характер", социально-психологический и социокультурный архетип, оказывающий значительное воздействие на действия и поступки наших соотечественников и их предков;

- соседство с теми или иными народами (греками-византийцами, кочевниками, немцами, поляками и др.), представлявшими угрозу самостоятельности, а подчас и существованию страны, и - передававшими нам свои знания и элементы культуры.

В целом, как писал Н.Павленко, когда речь заходит об истории России, то следует иметь в виду, что государство оказывало решающее воздействие на базисные явления: оно создало сословия, оно же оформило крепостное право, сооружало крупные предприятия, организовало цехи, Академию наук, университеты и т. д. Огромная роль государства в истории страны была обусловлена ее отсталостью, возникшей в результате неблагоприятных почвенно-климатических условий. Только сильное государство способно было в известной мере преодолевать отсталость и обеспечить суверенитет страны, мобилизовать наличные ресурсы ее населения. Вместе с тем это же государство подавляло личность, глушило инициативу во всех сферах жизни общества и тормозило развитие гражданственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: