Источники и литература
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЭЙДЗИ.
Тема 3. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1867-1868 гг. В ЯПОНИИ.
Методические рекомендации
Источники и литература
Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В 50-е—70-е гг.
1. Образование КНР.
2. Генеральная линия КПК на переходный этап к социализму.
3. «Большой скачок» и его последствия.
4. «Великая пролетарская культурная революция»: причины, методы проведения и итоги.
5. Военно-бюрократический режим и борьба в КПК.
6. Внешняя политика КНР.
7. Социально-экономическое и политическое развитие КНР после смерти Мао Цзедуна.
1. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. - М., 2008.
1. Политическая история государств Азии и северной Африки. XX век. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996. Т. I.
***
3. Владимиров О. Советско-китайские отношения в 40—80-х гг. - М., 1984.
4. Гудсшников Л. М. и др. Китай после культурной революции.- М., 1979.
5. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. - М., 1979.
6. Яременко Ю. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае.- М., 1968.
6. Яковлев М. 17 лет в Китае.- М., 1981.
Студентам надлежит проанализировать документы, определявшие развитие Китая на переходный этап к социализму, мероприятия правительства по их реализации, ситуацию в КПК, дать характеристику конституции КНР 1954 г.
Теоретическим обоснованием политики «большого скачка» была маоистская теория перманентной революции, при этом учитывались специфические условия Китая - огромное население и бедность — как основа для особой революционности. Студентам необходимо проследить основные направления политики «большого скачка» - создание народных «коммун, битва за сталь», особый курс во внешней политике, - методы реализации этих мероприятий и их последствия.
Среди причин «великой пролетарской культурной революции» следует выделить теоретические, социально-экономические, политические. Надо показать, что методы проведения «культурной революции» зависели от того, против кого направлялся основной удар и какая цель ставилась маоистами на конкретном этапе ее проведения. Студенты должны пояснить изменения в китайском обществе, кадровые перестановки, изменения внутренней и внешней политики («теория трех миров»).
Режим, установившийся в результате проведения «культурной революции», можно характеризовать как военно-бюрократическую диктатуру. Необходимо проанализировать характер власти, основных направлений политической борьбы, которую вели между собой отдельные группировки (кампания борьбы с «каппутистами», «дело» Линь Бяо). Далее необходимо объяснить причины поражения выдвиженцев «культурной революции» и приход к власти сторонников Дэн Сяопина.
1. Особенности социально-экономического развития Японии к середине XIX века.
2. Проникновение капиталистических держав в Японию.
3 Характер основных реформ Мейдзи.
4 Историческое значение преобразований Мэйдзи.
5 Развитие капитализма в Японии во второй половине XIX века.
6. Конституция 1889 г. в Японии.
7. Внешняя политика Японии в последней трети XIX в.
8. Историография проблемы.
1. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - нач. XX в.) / Под ре т; проф. Овсянникова В И.- М., 1995.
2. Хрестоматия по новой истории: В 2 т. - М., 1965. - Т. 2.
3. Васильев Л. С. История Востока / Л. С. Васильев: В 2 т.-Т.2. - М., 2008.
4. Кузнецов Ю.Д. История Японии: Учебник для вузов / Ю. Д. Кузнецов. Г. В, Навлицкая,
И. М. Сырицын. – М., 1988.
***
5. Лешенко Н. Ф. «Революция Мэйдзи» в работах японских историков / Н. Ф. Лешенко. - М., 1984.
6 Молодяков В. Э. «Мэйдзи исин» - консервативная революция / В. Э. Молодяков // Проблемы Дальнего Востока. - 1993. - № 6.
7. Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии / А. Б Спеваковский. - М., 1981.
8. Эволюция восточных обществ, синтез традиционного и современного. - М., 1984.
Методические рекомендации
Характеристика особенностей социально-экономического развития Японии к середине XIX в. включает и предпосылки революции, заключавшиеся в кризисе феодальных отношений, проникновении западных держав, навязавших стране неравноправные договоры. Студентам необходимо проследить усиление интереса к западной культуре, к европейским знаниям и появление сторонников различных вариантов преодоления отсталости страны на основе заимствования достижений западной цивилизации. Также следует проанализировать и основные направления антисёгунского движения. Рассмотрение основных реформ должно включать в себя либерализацию политического режима, введение элементов буржуазной демократии, административную реформу и преобразования в армии, в организации производства судов, в образовании. Особое внимание следует уделить реформам аграрных отношений и анализу политического режима, установившегося в результате революции. Студентам предстоит изучить документы и охарактеризовать ситуацию в стране, связанную с принятием конституции; содержание самой конституции 1889 г.
Анализ внешней политики Японии в последней трети XIX в. предусматривает анализ действий правительства по подготовке агрессии на материк как средства достижения равенства с западными государствами и отмены неравноправных договоров.