Тема 4. Подъем национально-освободительного движения

Источники и литература

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЭЙДЗИ.

Тема 3. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1867-1868 гг. В ЯПОНИИ.

Методические рекомендации

Источники и литература

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В 50-е—70-е гг.

1. Образование КНР.

2. Генеральная линия КПК на переходный этап к социализму.

3. «Большой скачок» и его последствия.

4. «Великая пролетарская культурная революция»: причины, ме­тоды проведения и итоги.

5. Военно-бюрократический режим и борьба в КПК.

6. Внешняя политика КНР.

7. Социально-экономическое и политическое развитие КНР пос­ле смерти Мао Цзедуна.

1. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. - М., 2008.

1. Политическая история государств Азии и северной Африки. XX век. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996. Т. I.

***

3. Владимиров О. Советско-китайские отношения в 40—80-х гг. - М., 1984.

4. Гудсшников Л. М. и др. Китай после культурной революции.- М., 1979.

5. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. - М., 1979.

6. Яременко Ю. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае.- М., 1968.

6. Яковлев М. 17 лет в Китае.- М., 1981.

Студентам надлежит проанализировать документы, определяв­шие развитие Китая на переходный этап к социализму, мероприятия правительства по их реализации, ситуацию в КПК, дать характери­стику конституции КНР 1954 г.

Теоретическим обоснованием политики «большого скачка» бы­ла маоистская теория перманентной революции, при этом учиты­вались специфические условия Китая - огромное население и бед­ность — как основа для особой революционности. Студентам необходимо проследить основные направления политики «большого скачка» - создание народных «коммун, битва за сталь», особый курс во внешней политике, - методы реализации этих мероприя­тий и их последствия.

Среди причин «великой пролетарской культурной революции» следует выделить теоретические, социально-экономические, поли­тические. Надо показать, что методы проведения «культурной рево­люции» зависели от того, против кого направлялся основной удар и какая цель ставилась маоистами на конкретном этапе ее прове­дения. Студенты должны пояснить изменения в китайском общест­ве, кадровые перестановки, изменения внутренней и внешней поли­тики («теория трех миров»).

Режим, установившийся в результате проведения «культурной революции», можно характеризовать как военно-бюрократическую диктатуру. Необходимо проанализировать характер власти, основ­ных направлений политической борьбы, которую вели между со­бой отдельные группировки (кампания борьбы с «каппутистами», «дело» Линь Бяо). Далее необходимо объяснить причины пораже­ния выдвиженцев «культурной революции» и приход к власти сто­ронников Дэн Сяопина.

1. Особенности социально-экономического развития Японии к середине XIX века.

2. Проникновение капиталистических держав в Японию.

3 Характер основных реформ Мейдзи.

4 Историческое значение преобразований Мэйдзи.

5 Развитие капитализма в Японии во второй половине XIX века.

6. Конституция 1889 г. в Японии.

7. Внешняя политика Японии в последней трети XIX в.

8. Историография проблемы.

1. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - нач. XX в.) / Под ре т; проф. Овсянникова В И.- М., 1995.

2. Хрестоматия по новой истории: В 2 т. - М., 1965. - Т. 2.

3. Васильев Л. С. История Востока / Л. С. Васильев: В 2 т.-Т.2. - М., 2008.

4. Кузнецов Ю.Д. История Японии: Учебник для вузов / Ю. Д. Куз­нецов. Г. В, Навлицкая,

И. М. Сырицын. – М., 1988.

***

5. Лешенко Н. Ф. «Революция Мэйдзи» в работах японских истори­ков / Н. Ф. Лешенко. - М., 1984.

6 Молодяков В. Э. «Мэйдзи исин» - консервативная революция / В. Э. Молодяков // Проблемы Дальнего Востока. - 1993. - № 6.

7. Спеваковский А.Б. Самураи - военное сословие Японии / А. Б Спеваковский. - М., 1981.

8. Эволюция восточных обществ, синтез традиционного и совре­менного. - М., 1984.

Методические рекомендации

Характеристика особенностей социально-экономического развития Японии к середине XIX в. включает и предпосылки революции, заклю­чавшиеся в кризисе феодальных отношений, проникновении западных держав, навязавших стране неравноправные договоры. Студентам необ­ходимо проследить усиление интереса к западной культуре, к европей­ским знаниям и появление сторонников различных вариантов преодоле­ния отсталости страны на основе заимствования достижений западной цивилизации. Также следует проанализировать и основные направления антисёгунского движения. Рассмотрение основных реформ должно вклю­чать в себя либерализацию политического режима, введение элементов буржуазной демократии, административную реформу и преобразования в армии, в организации производства судов, в образовании. Особое внимание следует уделить реформам аграрных отношений и анализу политического режима, установившегося в результате революции. Студентам предстоит изучить документы и охарактеризовать ситуацию в стране, связанную с принятием конституции; содержание самой конституции 1889 г.

Анализ внешней политики Японии в последней трети XIX в. преду­сматривает анализ действий правительства по подготовке агрессии на материк как средства достижения равенства с западными государствами и отмены неравноправных договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: