Разработка общегерманского свода частного права

Германское гражданское уложение 1896 г.

После политического объединения Гер­мания оставалась в правовом отноше­нии разобщенной страной. В каждом из государств-автономий действовали свои кодексы уголовных и граж­данских законов, многие из которых были приняты еще в XVIII в. Эти кодексы имели большее или меньшее влияние на право осталь­ных, смотря по значимости государства, где они действовали. Среди таких кодексов наибольшее значение имело Прусское земское уло­жение 1794 г. (см. § 66.2), построенное еще на принципах «просве­щенного абсолютизма». Наиболее современным сводом гражданского права было Саксонское гражданское уложение 1863 года. В нем была закреплена всеобщая гражданская правоспособность, детально регламентировалась сфера деятельности и прав юридических лиц. Однако в сфере вещного права система Саксонского уложения обла­дала значительной спецификой, сохраняла институты, нигде более в Германии не распространенные.

В государствах Прирейнской области сохранил свое действие Французский гражданский кодекс 1804 г., принесенный туда напо­леоновскими войнами. Каждое из государств, кроме всего, сохраня­ло свои системы земского права (Landrecht), которые где были, где даже не были кодифицированы. Городские республики ориентирова­лись на исторические своды городского права. Сверх всего, продол­жало применяться германское общее право, под которым по­нимались старые законы времен Священной Римской империи, и получившее повсеместное распространение через юридическое обра­зование рецепированное римское право — со всеми особенностями его традиции в Германии.

Унификация права германской империи первоначально шла пу­тем отдельных крупных законов, которые охватывали области, не­посредственно связанные с торговлей и общим экономическим про­странством. В 1869 т. был принят общегерманский Торговый кодекс, вступил в силу Вексельный устав (утвержденный еще в 1850 г.). В 1877 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Отдельными конами, кроме всего, были реформированы многие важные институты частного права (о гражданском браке, актах гражданского состояния и т. п.).

Вопрос о принятии общегерманского свода гражданского права стал и вопросом политическим. Консервативная партия под предло­гом охраны самостоятельности систем земского права, в особенности Пруссии, высказывалась против такой кодификации. На вооруже­ние, в частности, были взяты старые идеи знаменитого теоретика и историка права, главы исторической школы К. Савиньи о том, что законодательная кодификация противоречит национальному пути развития права и что лучший путь формирования и совершенство­вания права — это следовать его спонтанному развитию. Препятст­вием было то, что в принятом в 1871 г. тексте общегерманской Кон­ституции присутствовало лишь полномочие имперских властей ре­гулировать путем общих законов только обязательственное право. (Попытка принять такой общий свод норм обязательственного права потерпела провал еще в 1866 г.) После острой политической борьбы в райхстаге и бундесрате в 1873 г. была принята поправка к Консти­туции, согласно которой теперь «надзору со стороны империи и ее законодательству подлежит... общее законодательство в граждан­ском праве» (ст. 4).

Под давлением национал-либералов в июле 1874 г. была назна­чена первая комиссия по разработке свода гражданских законов. Собственно комиссии предстояло заняться созданием совершенно новых законов, которые в одинаковой степени подошли бы всем гер­манским государствам, а не в собственном смысле систематизацией права. Лидером комиссии и теоретиком кодификации стал извест­ный правовед, профессор римско-германского права Б. Виндшейд. Под его руководством к 1887 году был подготовлен обширных раз­меров проект, составленный по пандектной системе, а также не­сколько томов сопроводительных материалов, где излагались моти­вы выбора той или другой нормы, а также соответствующие нормы права отдельных автономий.

В ноябре 1887 г. проект был опубликован и вызвал резкую кри­тику как в научных юридических кругах, так и в правительстве. Виндшейда раскритиковали за чрезмерное доктринерство, за изло­жение на уровне учебника, за пренебрежение чисто германскими правилами в угоду римским. Со стороны правительства, в частности О. Бисмарка, проект подвергся осуждению за то, что был далек от необходимых социальных новаций, в частности, пренебрегал гаран­тиями для бедных классов, которые предусматривались доктриной «социальной монархии» (см. § 69).

В декабре 1890 г. Союзный совет сформировал вторую комиссию по кодификации права. В состав ее были включены представители не только правовой науки, но и финансово-промышленных кругов, крупных политических партий. Комиссия работала более открыто. Поэтому проект постоянно сверялся с предложениями политических партий и научной общественности. Взяв за основу проект Виндшей­да, вторая комиссия его существенно переработала, ввела целые главы и разделы, посвященные новым правовым институтам. Готовый законопроект был особо обсужден на съезде ассоциации герман­ских правоведов, и хотя не вызвал безусловного одобрения, был ре­комендован к принятию.

В январе 1896 г. бундесрат передал скорректированный (в части применения международного частного права) проект в райхстаг. Ко­миссия райхстага внесла значительные поправки. По требованиям национал-либералов был введен более свободный режим деятельно­сти обществ и союзов. По требованию социал-демократов изменены некоторые слишком архаичные нормы брачно-семейного права. В июле 1896 г. райхстаг принял проект уложения в третьем чтении, затем после утверждения бундесратом и императором 18 августа 1896 г. ГГУ стало общегерманским законом. Предусматривалось, однако, что введение в действие нового кодекса откладывается до 1 января 1900 г. Одновременно с ГГУ вошел в силу и новый Торговый кодекс (1897 г.), новые положения о регистрации земельной собст­венности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: