double arrow

Анализ и синтез. Глава 6. Общелогические методы и приемы исследования

Глава 6. Общелогические методы и приемы исследования

Даже те люди, которые никогда не занимались научной деятельностью, имеют представление о рассмотрении какой-либо сложной проблемы (проблемы как таковой; не обязательно научной проблемы) или объекта подробно, в деталях, чтобы, установив структуру и связи составляющих понятий или вещей друг с другом, предпринять действия для решения этой проблемы, понять функции и внутреннюю логику поведения сложного объекта, обнаружив сходство или различие в понятиях или в каком-либо устройстве. Даже ребенок, разобравши по деталям сложную механическую игрушку, сможет собрать ее снова, поняв, как она структурно устроена.

Люди, никогда не изучавшие логику и не имеющие представления о том, что такое силлогизм, тем не менее умеют мыслить и рассуждать логически на уровне здравого смысла и обыденного житейского опыта. Так, мольеровский герой Журдэн удивился, когда узнал, что поскольку он не изъясняется стихами, то отсюда следует, что он говорит прозой. Логика – это и есть формализация, «рафинирование» и обобщение здравого смысла, или, более торжественно, – формализованная философия рационального мышления.

Методология науки также широко использует приемы общелогического «арсенала». В связи с этим возникает повод рассмотреть и обсудить основные инструменты конструирования и применения подходов, идей, понятий, которые исторически сложились в сфере человеческой деятельности, которую называют наукой.




В общем случае под анализом понимают рассмотрение, изучение чего-либо (явление, объект, система…), основанное на мысленном или реальном: а) расчленении этого сложного объекта, предмета, феномена на составные части, б) определении входящих в целое элементов (деталей) и в) разборе, обсуждении на основании детализации целого свойств этого предмета или явления. Аналитические методы настолько распространены практически во всех науках, что термин «анализ» подчас употребляется как синоним исследования вообще. Бертран Рассел определял анализ, как «операцию, посредством которой мы, исходя из рассмотрения W в целом, приходим к выводу «P есть часть W… Эта операция имеет две разновидности: логический анализ и анализ пространственно-временных частей» (Рассел Б. Словарь разума, материи и морали. Киев: Port-Royal, 1996. С. 18).

Аналитические процедуры входят во всякое научное исследование, обычно образуя его первую стадию. Приемы анализа связаны с решением познавательных задач, поэтому они являются одними из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, в частности, в социальной сфере и технике. С точки зрения психологии анализ присутствует уже на чувственной ступени познания, включается в процессы ощущения и восприятия. К чувственно-наглядным формам анализа присоединяется высшая форма – абстрактно-логический анализ, который возник вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда. По мере усложнения труда человек стал осуществлять анализ без реального расчленения, заменяя его умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и накопленные знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.



Как прием логики анализ тесно связан с противоположным ему приемом, – синтезом. В логике и методологии этот термин означает интеллектуальную операцию, мысленное составление целостного объекта из его частей, выявленных в процессе анализа. Совпадение свойств полученного (синтезированного) объекта с чувственно установленными свойствами исходного объекта подтверждает правильность проведенного исследования (расчленения-анализа и соединения, сборки-синтеза). Совместное последовательное выполнение аналитических и синтетических приемов (мысленно или практически) позволяет обнаружить ранее неизвестные свойства объекта.

В естественнонаучной деятельности приемы анализа и синтеза используются повсеместно. Так, химия представляет собой обширный полигон реализации этих методов, породив аналитическую химию, которая, в свою очередь, стала истоком физико-химических методов анализа и аналитики и затем метода синтеза соединений, в чем преуспела органическая химия, создавая вещества, подобные которым отсутствуют в природе.

В биологических науках (зоология, ботаника и т.п. включая системные, такие как экология) методы анализа и синтеза применяются постоянно. Так, анатомия представляет собой (по крайней мере она как наука с этой операции начиналась) разложение сложного организма на составные части, изучение роли каждого отдельного органа, а затем и его составных частей вплоть до объекта, который в биологии признается самым простым и в рамках этой науки неразлагаемым. Такой последовательный анализ позволяет понять, из чего, из каких «деталей» состоит тот или иной представитель живого вещества, что помогает затем понять его свойства и функции.

Здесь можно воспользоваться приемом иерархического представления сложного объекта (или понятия). Например, так выглядит иерархия (в сущности аналитический подход) живого вещества в рамках биологии:

ген – хромосома – клетка – ткань – орган – организм

Это, образно говоря, понятийная «матрешка», где каждый левый объект является составной частью правого. Слева от гена открывается цепочка понятий, относящихся к химии вплоть до основных ее «кирпичиков», называющихся химическими элементами. А «левее химии» простирается «царство» атомной и ядерной физики, а также физики элементарных частиц.

Иерархия объектов (систем) и понятий имеет место быть и правее «организма», но при условии, что в этом случае осуществляется переход из традиционно понимаемой биологии в новую научную сферу – экологию. Так, объектами, более сложными, чем организм, являются популяция и затем сообщество. Изучив особенности каждой ступени этой иерархии, мы познаем закономерности связей и взаимодействий между ними, осуществляем понятийный синтез; если речь идет о живых объектах, то, поняв их анатомическое строение и детализацию их органов вплоть до генного уровня, мы можем представить себе, соединяя, синтезируя эту информацию воедино, не только структуру отдельного организма, но и его функции, т.е. физиологию. При этом методы анализа и синтеза могут применяться как в эксперименте и наблюдении, так и при рассмотрении и сравнении воображаемых объектов.






Сейчас читают про: