double arrow

Общая характеристика. «Эпоха Барокко» – одно из самых полемичных историко-типологических определений художественной культуры. Различные значения, вкладываемые в понятие эпохи


Эпоха Барокко

«Эпоха Барокко» – одно из самых полемичных историко-типологических определений художественной культуры. Различные значения, вкладываемые в понятие эпохи Барокко, объясняют различный круг явлений художественной культуры, попадающий в ее рамки, различные хронологические границы.

1. Стилевая концепция эпохи Барокко. Для нее базовым является понятие стиля как исторически сложившейся устойчивой общности образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленной единством идейного содержания (мировоззрения). На рубеже XIX–XX вв. сформировалось понятие эпохи Барокко как комплекса мировоззренческих оснований, питавших стиль барокко– один из двух великих стилей искусства Нового времени (Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, И.Н.Голенищев-Кутузов, Н.Брунов). Социокультурные предпосылки стиля барокко связывали с процессами Контрреформации, с идеологией светской и церковной власти. В этом случае одновременно с эпохой Бароккосуществует эпоха Классицизма, социокультурными основаниями которой считаются авторитет античной традиции, становление философских систем Нового времени. В художественной культуре Нового времени рядом с барокко и классицизмом существовали иные формы художественного языка, названные реализмом и внестилевыми явлениями со своими мировоззренческими основаниями – идеологией протестантизма и гражданского общества, апологией опыта и научного эксперимента.




С позиции стилевой концепции художественного пространства некорректно называть XVII столетие эпохой Барокко. В этом случае правильнее говорить об эпохе великих стилей (а также не менее великих внестилевых течений). Хронологически эпоха великих стилейвыходит за рамки XVII в. Ее историческое время – XVII–XVIII столетия. Наиболее ранней границей исследователи считают вторую половину XVI в., связывая со стилистикой барокко творчество Микеланджело, Шекспира, Сервантеса, Монтеверди. Верхней границей эпохи великих стилей можно считать первую треть XIX в. и стиль ампир, олицетворением которого стало творчество К.Росси, Ж.-Л.Давида.

Полистилистическое художественное пространство является важным этапом в становлении личностно-креативного типа культуры, оно кардинально отличается от моностилевого облика традиционной культуры и переходной эпохи Возрождения. Само наличие нескольких стилей и художественных направлений свидетельствует о множественности способов художественного высказывания и об осознании права творческой личности на выбор системы художественных средств, о растущей роли автора художественного произведения в формировании художественной картины мира.

В искусстве стиля барокко выражены представления о безграничности мира и изменчивости материи, о драматической сложности, конфликтности мироздания. В искусстве стиля бароккосочетаются духовный порыв и земное, чувственное начало, иррациональность мистического порыва и живое ощущение натуры, красоты реальности. Искусство барокко связывают с активным новаторством в области художественного языка и формы. Стиль барокко родился и достиг яркого расцвета в Италии, получил распространение в странах, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь (Испания, Фландрия). К XVIII столетию барочная стилистика охватила страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, где сформировалось «ультрабарокко». Ведущими представителями стиля барокков архитектонических искусствах считаются Л.Бернини, Ф.Борромини, Г.Гварини, П. да Кортона, П.Рубенс, А.Ван Дейк, Ф.Халс, Тьеполо; в литературе – Дж.Марино, Э.Тезауро, Б.Грасиан, Л.Гонгора, Т. де Молина, П.Кальдерон, Ж.Лафонтен; в музыке – А.Корелли, Дж.Фрескобальди, И.С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди. Стиль барокковажен для характеристики художественной культуры России c конца XVII в. до 1760-х гг. Исследователи выделяют историко-региональные разновидности стиля барокко: «нарышкинское» барокко, петровское барокко, елизаветинское барокко, столичное и провинциальное барокко, украинское барокко, сибирское барокко. Выразителями барочной стилистики в русской культуре считаются С.Полоцкий, К.Растрелли, Ф.-Б.Растрелли, С.И.Чевакинский, Д.Ухтомский, В.К.Тредиаковский, М.Ломоносов, Д.Бортнянский.





Стилевую систему классицизмасвязывают со стремлением противопоставить несовершенной и противоречивой действительности идеал разумного мироустройства. Классицизминтерпретируют как художественно-эстетическую аналогию рационалистической философии Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница. Искусство классицизма связывают с культом порядка, нормы, системы правил и авторитетов. Родиной классицизма считается Франция, ведущими представителями в архитектонических искусствах – Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Перро, Ж.-Ф.Блондель, в литературе Ф. д'Обиньяк, П.Корнель, Н.Буало, в музыке – Ж.-Б.Люлли. Исследователи отмечают, что в художественной культуре Западной Европы XVII в. барокко и классицизм находились в сложном переплетении, оттого крупнейшие памятники художественные культуры получили стилистически неоднозначные определения. Дворцово-парковый комплекс в Версале определен как памятник «барочного классицизма», драматургию Расина и Мольера, музыкальные сочинения Д.Фрескобальди и Г.Перселла относят в равной степени и к барокко, и к классицизму.

Представители классицизма в художественной культуре России XVIII – первой трети XIX в: Ж.-Б.Валлен-Деламот, Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, Ф.Алексеев, Ф.Толстой, М.Козловский, Ф.Гордеев. Стилистически неоднозначные определения получило творчество М.Ломоносова, В.Тредиаковского, А.Сумарокова.

Реализмв художественном пространстве XVII–XVIII столетия представлен творчеством голандских художников, названных впоследствии «малыми голландцами» (Г.Тербох, В.Клас, П. де Хох, Ян Стен). К этому же направлению относят творчество итальянского художника Караваджо, французского гравера А.Босса, братьев Ленен, писателя Ф.Сорреля, драматургов Ж.-Б.Мольера, Скаррона. Основным критерием реалистичности выступает содержание их произведений, обращенных к современной жизни в ипостаси повседневности.

Внестилевуюлинию развития связывают с индивидуальными творческими концепциями и особенностями художественного языка, которые, как считают исследователи, более сильно проявились в регионах, свободных от абсолютистской власти монарха и господства католической церкви. Наиболее яркими явлениями внестилевой линии художественного процесса стало творчество Рембрандта, Вермеера. В то же время яркую художественную индивидуальность, несводимую к барочной или классицистической стилистике, представляет творчество Веласкеса, работавшего при испанском королевском дворе. Обозначение линии развития как внестилевой подразумевает наличие магистральной линии художественного процесса и ее периферии и заключает в себе определенный парадокс. Парадокс заключается в том, что вне генеральной линии оказались едва ли не самые яркие художественные личности XVII в. Внестилеваялиния трактуется как наиболее «аванградная», устремленная в будущее, в котором индивидуальных творческих манер будет столько же, сколько творческих личностей.







Сейчас читают про: