double arrow

Зарождение стиля


Как известно, архитектура — отражение общественных процессов во внешнем облике зданий. В середине ХVII века Московская Русь в целом восстанавливается после Смуты. Благополучие и жизнерадостность отражаются в архитектуре и предметах быта: появляются орнаменты, изображающие райские кущи; дома начинают украшать чисто декоративными деталями, не несущими инженерной функции; возникает мода на яркую одежду; дома тоже стали ярко раскрашиваться.

Растут города, меняется их архитектурный облик. Появляется стремление к регулярности; увеличение территории городов способствует постройке более высоких колоколен и и других вертикальных силуэтов. Рост приходов вызывает необходимость строительства более вместительных храмов, увеличиваются требования к качеству освещенности. Интерьеры храмов теряют замкнутость, отрешенность от мира.

Расширяется кругозор людей, светское начало и принципы рационализма все более проникают в культовую архитектуру, сочетаясь с праздничной декоративностью.

Другая черта этого времени — мода на все связанное с путешествиями (в архитектуре это проявилось как изображение на фасадах тропических растений; волюты принесены с кораблей; восьмерик соответствует форме маяка; шпиль — напоминание о мачте; круглые окна ассоциируются с иллюминаторами; раковины — тоже символы путешествий). Благодаря путешествиям же русские каменных дел мастера знакомятся с западной архитектурой и начинают проникать в сущность ордерной системы (это вовсе не значит, что они путешествуют сами; они, например, получают возможность знакомиться с привезенными руководствами по архитектуре).




В это же время растет интерес к точным наукам: астрономии, астрологии, алхимии. Путешествия приводят к развитию географии, картографии, математики, физики и др. Любовь к звездам повлекла возникновение вертикальных линий.

Церковь Симеона Столпника в Великом Устюге Вологодской области Введенский собор в Сольвычегодске Архангельской области Сретенская надвратная церковь Свенского монастыря в Брянске Петропавловский собор в Казани

Еще одна предпосылка — развитие строительной техники, улучшение качества кладки стен, что позволило увеличить размеры помещений, делать стены тоньше, простенки уже, окна больше и разнообразных форм. Распространенным материалом стал кирпич, более дешевый, чем камень, и позволяющий возводить более разнообразные конструкции.

Также нужно отметить такой аспект западного влияния: с середины XVII века в Россию начинают ввозить очень красивую мебель из-за границы (ее можно увидеть в Патриаршем дворце в Кремле, Новодевичьем монастыре) — в основном из Северной Европы, так как к католикам после польско-литовской интервенции относились неприязненно. В Европе же в это время господствует маньеризм, с его завитками, спиралевидными колонками, нарочитой выдуманностью, театральностью. Резьбу на мебели постепенно переносят на иконостасы и архитектурные детали (это единственный случай в истории архитектуры, когда интерьер переносится на экстерьер).



Но все это не главное. Главное — изменение общественного мировоззрения, характера мышления людей. Так, мышление средневекового человека "горизонтально", и ему соответствует храм "кораблецем", наподобие Ноева ковчега. Если сравнить схему построения храмов, допустим, XII и XVI века, то она приблизительно одинакова: звонница — трапезная — храм — алтарь, то есть прослеживается четкий путь от самого мирского места до самого святого. В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми, а хочется подняться выше. Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д., уносящих туда, где над нами только Господь.







Сейчас читают про: