Древний восток. Являются постройки в городах тейшебаини и ир-пуни (территория совр. Армении) и, в особенности, храм бо

Урарту памятники

Урарту памятники

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр. Армении) и, в особенности, храм божества Халди в Мусасире. Он отличался небольшими размерами и помещался на высокой платформе. Храм имел двускатную крышу и фрон­тон, увенчанный копьем. Стены его были увешаны


декоративными бронзовыми щитами; фасад укра­шен бронзовыми статуями воинов. К сходному типу построек относятся дверь Мгера, дверь Ашрута и др. малоазийские памятники на территории между озерами Ван и Урмия, во Фригии, Пафлагонии и Ликии. Многие постройки заставляют предпола­гать существование развитой деревянной архитек­туры. Разнообразные погребальные сооружения от­ражают влияние многих традиций: микенской, египетской, месопотамской (гробницы царя Алиата и гробница Тантала, представляющие собой мощ­ные высокие башни типа пирамиды или зиккура-та). Однако декор многих сооружений резко отли­чается от древневосточного. Так, на двери Мидаса изображен фасад с треугольным фронтоном, укра­шенный вокруг стены орнаментальным фризом, на­поминающим античные мотивы.

Другие архитектурные У. п. отмечены непосред­ственным влиянием ассирийского, месопотамского и анатолийского зодчества, но в них проявляется творческая переработка оригиналов. Так, двенад-цатиколонный портик в храме бога Халди в Му­сасире предвосхищает ахеменидскую ападану и одновременно напоминает зал дворца хеттской столицы Хаттусы.

Средоточием древних У. п. является Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, где было най­дено большое количество вещей и некогда находи­лась крепость Тейшебаини. Большинство вещей имеют надписи на урартском языке, выполненные клинописью. Многие из них созданы задолго до ос­нования Тейшебаини и перевезены из более древ­него центра — Ирпуни (Эребуни).

Заметное родство с искусством Ассирии обнару­живают памятники урартской монументальной живописи: это стенные росписи по белому фону, выполненные яркими минеральными красками (красной, синей и черной). Композиция их подчине­на обычному для ассиро-вавилонского искусства принципу пояса-фриза. Стенные росписи Тейшеба­ини отчасти сохранились. После нанесения конту­ров росписи выполнялись ярко-красной и светло-желтой охрой, широко использовалась яркая синяя краска-глазурь. Полосы нарядного, в не­сколько рядов орнамента, сочетающего геометри­ческие и растительные мотивы, перемежались с фигурками животных, стоящих возле орнамен­тальных четырехугольников (возможно, они имели ритуальный смысл) или стилизованного Древа жизни. Поза и характер изображения животных чрезвычайно близки по стилю вавилонским фри­зам с крылатыми львами и быками. Роль живописи очень велика: она нередко заменяет рельефы. Храм Тейшебаини, напоминающий по композиции ассирийские дворцы с ападаной, также был






Резное украшение трона. Деталь. УШ-УИ вв. до н. э.

Сосуд с росписью. УШ-УИ вв. до н. э.

обильно украшен росписями, фризами, панелями, выложенными из камня. На одном из рельефов со­хранилась фигура царя в молитвенной позе. Судя по всему, лицо, руки, кайма на одеянии были ук­рашены драгоценными камнями. Инкрустация ши­роко использовалась урартскими мастерами и час-


то встречалась в произведениях художественного ремесла. Существовали даже полы, выложенные каменными плитами со вставленными в них разно­цветными украшениями.

В раскопках Тейшебаини было найдено большое количество священного оружия. Это изделия из бронзы, реже из железа, многие из которых укра­шены великолепным чеканным орнаментом. Деко­ративные шиты — такие, как щит Сардури, — не имели боевого назначения и применялись лишь в убранстве храмов. Подобный щит представлял собой нечто вроде картины из металла, и чекан­ные узоры на него наносились с учетом того, что щит висел неподвижно в вертикальном положении. Очень близка к ним техника отделки урартских шлемов, имеющих форму остроконечного шишака. В раскопках Тейшебаини их найдено 20, многие имеют посвятительные надписи. Обычно украше­ние шлема занимало переднюю его часть, височ­ные и затылочную; верхняя часть оставалась глад­кой. Одним из наиболее известных памятников является шлем Аргишти. Сюжеты украшающей его чеканки — чисто ассирийские: это священное дре­во, фигурки воинов, божеств, изображения колес­ниц. Но если на ассирийских памятниках кони или львы показаны в движении, то на урартских они статичны и служат скорее украшением. Чеканные узоры на шлеме расположены фризообразно и разделены декоративными полосами геометричес­кого характера. Такой орнамент являлся не только украшением, но имел и религиозно-магическое значение.

В искусстве Урарту особое место занимают ук­рашения парадной мебели и посуды, выполнявши­еся из бронзы или дерева. Большинство бронзовых фигурок представляют собой изображения реаль­ных или фантастических зверей (часто такие фи­гурки или головы служили ручками котлов, под­локотниками кресел и т. д.). Замечательна в своей выразительности бронзовая голова пантеры; осо­бенно высокими художественными достоинствами отличается декоративная часть трона. Она пред­ставляет собой крылатого льва, несколько напоми­нающего ассиро-вавилонских шеду, но с человечес­ким торсом и лицом. Лицо бронзовой фигурки выполнено из камня, глаза и брови инкрустированы. Крылья покрыты чеканными узорами. На фигурке сохранились следы позолоты. Черты лица этой ста­туэтки очень характерны для урартских культовых изображений.

В сокровищнице Кармир-Блура сохранились и редкой выразительности глиняные и деревянные статуэтки. Все они сделаны в условной манере и ярко раскрашены. Многие из них соединяют чело­веческий облик с чертами животного или рыбы:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: