Урарту памятники
Урарту памятники
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр. Армении) и, в особенности, храм божества Халди в Мусасире. Он отличался небольшими размерами и помещался на высокой платформе. Храм имел двускатную крышу и фронтон, увенчанный копьем. Стены его были увешаны
декоративными бронзовыми щитами; фасад украшен бронзовыми статуями воинов. К сходному типу построек относятся дверь Мгера, дверь Ашрута и др. малоазийские памятники на территории между озерами Ван и Урмия, во Фригии, Пафлагонии и Ликии. Многие постройки заставляют предполагать существование развитой деревянной архитектуры. Разнообразные погребальные сооружения отражают влияние многих традиций: микенской, египетской, месопотамской (гробницы царя Алиата и гробница Тантала, представляющие собой мощные высокие башни типа пирамиды или зиккура-та). Однако декор многих сооружений резко отличается от древневосточного. Так, на двери Мидаса изображен фасад с треугольным фронтоном, украшенный вокруг стены орнаментальным фризом, напоминающим античные мотивы.
Другие архитектурные У. п. отмечены непосредственным влиянием ассирийского, месопотамского и анатолийского зодчества, но в них проявляется творческая переработка оригиналов. Так, двенад-цатиколонный портик в храме бога Халди в Мусасире предвосхищает ахеменидскую ападану и одновременно напоминает зал дворца хеттской столицы Хаттусы.
Средоточием древних У. п. является Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, где было найдено большое количество вещей и некогда находилась крепость Тейшебаини. Большинство вещей имеют надписи на урартском языке, выполненные клинописью. Многие из них созданы задолго до основания Тейшебаини и перевезены из более древнего центра — Ирпуни (Эребуни).
Заметное родство с искусством Ассирии обнаруживают памятники урартской монументальной живописи: это стенные росписи по белому фону, выполненные яркими минеральными красками (красной, синей и черной). Композиция их подчинена обычному для ассиро-вавилонского искусства принципу пояса-фриза. Стенные росписи Тейшебаини отчасти сохранились. После нанесения контуров росписи выполнялись ярко-красной и светло-желтой охрой, широко использовалась яркая синяя краска-глазурь. Полосы нарядного, в несколько рядов орнамента, сочетающего геометрические и растительные мотивы, перемежались с фигурками животных, стоящих возле орнаментальных четырехугольников (возможно, они имели ритуальный смысл) или стилизованного Древа жизни. Поза и характер изображения животных чрезвычайно близки по стилю вавилонским фризам с крылатыми львами и быками. Роль живописи очень велика: она нередко заменяет рельефы. Храм Тейшебаини, напоминающий по композиции ассирийские дворцы с ападаной, также был
Резное украшение трона. Деталь. УШ-УИ вв. до н. э.
Сосуд с росписью. УШ-УИ вв. до н. э.
обильно украшен росписями, фризами, панелями, выложенными из камня. На одном из рельефов сохранилась фигура царя в молитвенной позе. Судя по всему, лицо, руки, кайма на одеянии были украшены драгоценными камнями. Инкрустация широко использовалась урартскими мастерами и час-
то встречалась в произведениях художественного ремесла. Существовали даже полы, выложенные каменными плитами со вставленными в них разноцветными украшениями.
В раскопках Тейшебаини было найдено большое количество священного оружия. Это изделия из бронзы, реже из железа, многие из которых украшены великолепным чеканным орнаментом. Декоративные шиты — такие, как щит Сардури, — не имели боевого назначения и применялись лишь в убранстве храмов. Подобный щит представлял собой нечто вроде картины из металла, и чеканные узоры на него наносились с учетом того, что щит висел неподвижно в вертикальном положении. Очень близка к ним техника отделки урартских шлемов, имеющих форму остроконечного шишака. В раскопках Тейшебаини их найдено 20, многие имеют посвятительные надписи. Обычно украшение шлема занимало переднюю его часть, височные и затылочную; верхняя часть оставалась гладкой. Одним из наиболее известных памятников является шлем Аргишти. Сюжеты украшающей его чеканки — чисто ассирийские: это священное древо, фигурки воинов, божеств, изображения колесниц. Но если на ассирийских памятниках кони или львы показаны в движении, то на урартских они статичны и служат скорее украшением. Чеканные узоры на шлеме расположены фризообразно и разделены декоративными полосами геометрического характера. Такой орнамент являлся не только украшением, но имел и религиозно-магическое значение.
В искусстве Урарту особое место занимают украшения парадной мебели и посуды, выполнявшиеся из бронзы или дерева. Большинство бронзовых фигурок представляют собой изображения реальных или фантастических зверей (часто такие фигурки или головы служили ручками котлов, подлокотниками кресел и т. д.). Замечательна в своей выразительности бронзовая голова пантеры; особенно высокими художественными достоинствами отличается декоративная часть трона. Она представляет собой крылатого льва, несколько напоминающего ассиро-вавилонских шеду, но с человеческим торсом и лицом. Лицо бронзовой фигурки выполнено из камня, глаза и брови инкрустированы. Крылья покрыты чеканными узорами. На фигурке сохранились следы позолоты. Черты лица этой статуэтки очень характерны для урартских культовых изображений.
В сокровищнице Кармир-Блура сохранились и редкой выразительности глиняные и деревянные статуэтки. Все они сделаны в условной манере и ярко раскрашены. Многие из них соединяют человеческий облик с чертами животного или рыбы: