Урук
Урарту памятники
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
возможно, это изображения богов-охранителей, которые были частью ассиро-вавилонской мифологии, где особенно почитался бог воды и океана Эа. Деревянные статуэтки представляют собой фигуры богини и трех бородатых богов. Боги изображены в длинных одеждах, при полном вооружении. Из тонких бронзовых листков выполнены пояса, диадемы и оружие — колчаны с миниатюрными стрелами, наконечники копий и мечи. Лица божеств отмечены характерными чертами урартских изображений: у них большие глаза, сходящаяся у переносицы линия бровей и тонкие губы.
Памятников монументальной скульптуры Урарту почти не сохранилось, кроме одной сильно разрушенной каменной статуи с рельефной отделкой, напоминающей фигуры ассирийских богов и царей. Рельефы долгое время ученые относили к памят-
никам парфянского искусства или творчества иранских мастеров. Позднее было доказано их урартское происхождение, хотя стилистическая близость их к произведениям Древнего Ирана несомненна. Рельефы изображают бога Тейшебу, стоящего на быке, и два высоких священных древа. Различие урартских и ассирийских рельефов заключается в том, что ассирийцы прорабатывали детали мускулатуры, урарты же вместо этого покрывали туловище характерным геометрическим орнаментом. Деревья и фигуры животных также имеют схематичные очертания.
|
|
Произведений ювелирного искусства урартов сохранилось немного. Это золотые медальоны с фигурами богов, серебряные подвески. На некоторых из таких изделий головы божеств помещены на напаянную золотую пластинку в виде нимба. Украшения выполнялись из золота с зернью из мельчайших золотых шариков, что характерно для искусства всего Древнего Востока. Серебряные и бронзовые чаши для вина имеют полукруглую форму. Наряду с такими чашами из металла изготовлялись кувшины и фиалы. Глиняные сосуды обычно красного цвета, с лощением. Урартская керамика довольно разнообразна по формам, хотя и не отмечена таким богатством очертаний и декора, как греческая. Сосуды отличались изяществом; нередко имели тонкие плоские ручки, что говорит о влиянии форм металлической посуды. К парадной утвари относится керамика с росписью, примером которой является сосуд из светлой глины типа античного аска (одноручного сосуда с горлышком, находящимся сбоку). Он расписан геометрическим орнаментом, состоящим из квадратов, кругов, зигзагообразных линий и сетки. Распространены были также ритуальные сосуды типа кер-нос, служившие для религиозных обрядов. Такой сосуд имеет вид кувшина овальной формы с широкой ножкой и прикрепленными вокруг тулова маленькими горшочками. Изготавливались и кубки в виде сапожков, напоминающие ритоны и украшенные орнаментом.
|
|
К оригинальным У. п. относятся подвесные печати, служившие одновременно и амулетами. Формы их различны: конические, цилиндрические, в виде шестигранных призм или дисков. На печатях обычно изображали животных, культовые сцены, реже — богов. При этом изображения отличались условностью. На некоторых печатях можно встретить изображения сценок из придворной жизни.
У. п. в течение длительного времени записывались в музейные каталоги как произведения искусства Ассирии или Ирана эпохи Сасанидов. Пристальное изучение культуры Урарту началось лишь со второй трети XX в. Действительно, поми-
мо хеттско-хурритских традиций, урартскими мастерами были восприняты и творчески переработаны устойчивые формы ассирийского и персидского искусства. Государство Урарту являлось своего рода мостом, соединявшим Древний Восток со Средиземноморьем и скифским миром. Но существовала и обратная связь. Так, иранское в своих истоках искусство Урарту оказало влияние на художественную культуру Ирана позднейшей эпохи. С произведениями скифов У. п. также соединяет взаимное влияние. Находки в греческих и этрусских погребениях, связь многих элементов урартского орнамента с греческим периода ранней архаики, а также Муса-сирский храм, близкий по типу к эллинской архитектуре, говорят о значительной роли искусства Урарту в образовании античной культуры.
Литература:
Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. Рубинштейн Р. И. У стен Тейшебаини. М., 1975.
У РЕИ, уреус, в искусстве Древнего Египта — царская эмблема в виде кобры, охраняющей богов и царей. У. изображался на головных уборах богов, фараонов и цариц, а также широко использовался в декоре (скульптурном и живописном).
рактерным памятникам утвари, найденным в 14—4 слоях раскопок древнего города Урук. Культуре У. в ряде отношений предшествовала культура Убайд (эль-обейдская), представленная более ранними слоями, выделенными в тех же комплексах. Носители культуры У. занимались земледелием и скотоводством; в этот период возникали первые элементы распада общинных отношений и формирование рабовладельческой цивилизации. Памятники культуры У. представлены главным образом красной и серой керамикой, выполненной уже на гончарном круге, а также развитой металлургией. Керамика периода У. изготовлена из красной глины; ее орнамент более прост, чем в памятниках культуры Убайд, и чаще всего представляет собой процарапанный на сырой поверхности геометрический узор. В это же время появляются знаменитые цилиндрические печати, создаются древнейшие шумерские пиктографические документы на глиняных табличках.
Наиболее выдающиеся образцы культуры У. — монументальные строения из сырцового кирпича, отрытые в центре города У. — т. н. Красное здание и Белый храм. Белый храм получил название из-за
Фриз из уреев и часть надписи. Расписной рельеф в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. XV в. до н. э.
УРУК, 1) археологическая культура эпохи энеолита, сложившаяся в IV тыс. до н. а на юге Двуречья. Получила название по выразительным и ха-
Облицовка полуколонн Красного здания. Урук. Конец IV тыс. до н. э.