double arrow

Древний восток. Возможно, это изображения богов-охранителей, которые были частью ассиро-вавилонской мифо­логии, где особенно почитался бог воды и океана эа. Деревянные

Урук

Урарту памятники

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




возможно, это изображения богов-охранителей, которые были частью ассиро-вавилонской мифо­логии, где особенно почитался бог воды и океана Эа. Деревянные статуэтки представляют собой фи­гуры богини и трех бородатых богов. Боги изобра­жены в длинных одеждах, при полном вооружении. Из тонких бронзовых листков выполнены пояса, диадемы и оружие — колчаны с миниатюрными стрелами, наконечники копий и мечи. Лица бо­жеств отмечены характерными чертами урартских изображений: у них большие глаза, сходящаяся у переносицы линия бровей и тонкие губы.

Памятников монументальной скульптуры Урар­ту почти не сохранилось, кроме одной сильно раз­рушенной каменной статуи с рельефной отделкой, напоминающей фигуры ассирийских богов и царей. Рельефы долгое время ученые относили к памят-


никам парфянского искусства или творчества иранских мастеров. Позднее было доказано их урартское происхождение, хотя стилистическая близость их к произведениям Древнего Ирана не­сомненна. Рельефы изображают бога Тейшебу, сто­ящего на быке, и два высоких священных древа. Различие урартских и ассирийских рельефов за­ключается в том, что ассирийцы прорабатывали детали мускулатуры, урарты же вместо этого по­крывали туловище характерным геометрическим орнаментом. Деревья и фигуры животных также имеют схематичные очертания.

Произведений ювелирного искусства урартов со­хранилось немного. Это золотые медальоны с фи­гурами богов, серебряные подвески. На некоторых из таких изделий головы божеств помещены на на­паянную золотую пластинку в виде нимба. Укра­шения выполнялись из золота с зернью из мель­чайших золотых шариков, что характерно для искусства всего Древнего Востока. Серебряные и бронзовые чаши для вина имеют полукруглую форму. Наряду с такими чашами из металла изго­товлялись кувшины и фиалы. Глиняные сосуды обычно красного цвета, с лощением. Урартская ке­рамика довольно разнообразна по формам, хотя и не отмечена таким богатством очертаний и декора, как греческая. Сосуды отличались изяществом; не­редко имели тонкие плоские ручки, что говорит о влиянии форм металлической посуды. К парад­ной утвари относится керамика с росписью, при­мером которой является сосуд из светлой глины типа античного аска (одноручного сосуда с гор­лышком, находящимся сбоку). Он расписан геомет­рическим орнаментом, состоящим из квадратов, кругов, зигзагообразных линий и сетки. Распрост­ранены были также ритуальные сосуды типа кер-нос, служившие для религиозных обрядов. Такой сосуд имеет вид кувшина овальной формы с широ­кой ножкой и прикрепленными вокруг тулова ма­ленькими горшочками. Изготавливались и кубки в виде сапожков, напоминающие ритоны и укра­шенные орнаментом.

К оригинальным У. п. относятся подвесные печа­ти, служившие одновременно и амулетами. Фор­мы их различны: конические, цилиндрические, в виде шестигранных призм или дисков. На печатях обычно изображали животных, культовые сцены, реже — богов. При этом изображения отличались условностью. На некоторых печатях можно встре­тить изображения сценок из придворной жизни.

У. п. в течение длительного времени записыва­лись в музейные каталоги как произведения искус­ства Ассирии или Ирана эпохи Сасанидов. При­стальное изучение культуры Урарту началось лишь со второй трети XX в. Действительно, поми-






мо хеттско-хурритских традиций, урартскими ма­стерами были восприняты и творчески переработаны устойчивые формы ассирийского и персидского ис­кусства. Государство Урарту являлось своего рода мостом, соединявшим Древний Восток со Средиземно­морьем и скифским миром. Но существовала и об­ратная связь. Так, иранское в своих истоках искус­ство Урарту оказало влияние на художественную культуру Ирана позднейшей эпохи. С произведени­ями скифов У. п. также соединяет взаимное влия­ние. Находки в греческих и этрусских погребениях, связь многих элементов урартского орнамента с гре­ческим периода ранней архаики, а также Муса-сирский храм, близкий по типу к эллинской ар­хитектуре, говорят о значительной роли искусства Урарту в образовании античной культуры.

Литература:

Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. Рубинштейн Р. И. У стен Тейшебаини. М., 1975.

У РЕИ, уреус, в искусстве Древнего Египта — царская эмблема в виде кобры, охраняющей богов и царей. У. изображался на головных уборах богов, фараонов и цариц, а также широко использовался в декоре (скульптурном и живописном).


рактерным памятникам утвари, найденным в 14—4 сло­ях раскопок древнего города Урук. Культуре У. в ряде отношений предшествовала культура Убайд (эль-обейдская), представленная более ран­ними слоями, выделенными в тех же комплексах. Носители культуры У. занимались земледелием и скотоводством; в этот период возникали первые элементы распада общинных отношений и формиро­вание рабовладельческой цивилизации. Памятники культуры У. представлены главным образом крас­ной и серой керамикой, выполненной уже на гон­чарном круге, а также развитой металлургией. Керамика периода У. изготовлена из красной гли­ны; ее орнамент более прост, чем в памятниках культуры Убайд, и чаще всего представляет собой процарапанный на сырой поверхности геометричес­кий узор. В это же время появляются знаменитые цилиндрические печати, создаются древнейшие шумерские пиктографические документы на глиня­ных табличках.

Наиболее выдающиеся образцы культуры У. — монументальные строения из сырцового кирпича, отрытые в центре города У. — т. н. Красное здание и Белый храм. Белый храм получил название из-за


           
     
 
 
 


Фриз из уреев и часть надписи. Расписной рельеф в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. XV в. до н. э.


УРУК, 1) археологическая культура эпохи энео­лита, сложившаяся в IV тыс. до н. а на юге Двуре­чья. Получила название по выразительным и ха-


Облицовка полуколонн Красного здания. Урук. Конец IV тыс. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: