Фаюмский портрет
Ушебти
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Ящик для ушебти. Середина II тыс. до н. э.
Статуэтки ответчиков-ушебти. 1580-1085 гг. до н. э.
побеленных известкой стен. Храм поднят на высокую платформу-подножие, имеет прямоугольный план и стены, расчлененные узкими вертикальными нишами. Красное здание, вероятно, служившее местом народных собраний, спланировано аналогично, но плоскость его стен разделена полуколоннами, украшенными геометрическим орнаментом из глиняных обожженных штифтов (гвоздей) конической формы. Шляпки их были окрашены в красный, белый и черный цвета, создавая эффект коврового плетения и представляя собой древнейший образец применения полихромной инкрустации. Храмы не имели окон и были снабжены открытым внутренним двором-святилищем, в глубине которого помещалась статуя божества. Важной частью архитектурного ансамбля являлись длинные лестницы и пандусы, по которым жрецы и горожане поднимались к святилищу.
В храмах культуры У. угадываются все основные принципы, которые характеризуют зодчество Передней Азии. Некоторые элементы культуры У. получили дальнейшее развитие в культуре Джемдет-Наср.
|
|
2) Древний город-государство в Шумере (шу-мерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя), под эгидой которого в ХХУШ-ХХУП вв. до н. э. были объединены города-государства Южного Двуречья (период полулегендарной первой династии, в ряду правителей которой упоминается герой шумерского эпоса Гильгамеш). В XXIV в. до н. э. У. был столицей Шумера, затем вошел в состав державы Саргона Древнего. Позднее (в XXII в. до н. э.) У. оставался крупнейшим храмовым городом и важнейшим центром объединенного царства Шумера и Аккада, созданного в Двуречье царем Утухегалем. Художественные памятники У. относятся к упомянутым периодам, а также ко времени, когда город входил в состав Вавилонского, а затем Ахеменидс-кого и Селевкидского царств. В III в. до н. э. У. был разрушен Сасанидами. В наши дни территория У. является центром систематических археологических исследований.
УШЕБТИ, в изобразительном искусстве и ритуальной практике Древнего Египта — фигурки магического назначения, помещаемые в погребаль-
ную камеру вместе с умершим. Выполняли роль ответчиков при погребенном, призванных выполнять за него работу на загробных полях Осириса. У. изготавливались в виде мумий или людей с мотыгами, кирками или другими орудиями труда. В числе изображений встречаются ткачи, носильщики, гребцы, повара и т. д. От имени покойного над У. произносили и записывали на них священные тексты с перечислением всех работ. У. выполнялись из камня, реже — из дерева; ярко раскрашивались. В отличие от других видов египетской скульптуры У. не подчинялись требованиям канона (за исключением статуэток, изображенных в «оси-рической» позе мумии со скрещенными на груди руками). В эпоху Нового царства материалом для У. могла служить глина, цветной фаянс. Фигурки У. помещались в деревянный ящик, украшенный росписями.
|
|
Литература:
Рубинштейн Р. И. О природе ушебти // Вестник древней истории. № 2. 1968.
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (файюмский портрет), разновидность живописного портрета в Древнем Египте, имевшая ритуальное предназначение. Свое название портреты получили по основному месту их находки (погребения Хавары к северу от
Каира и некрополи Фаюмского оазиса, называвшегося при Птолемеях Арсиноей). Появление Ф. п. относится к эпохе эллинизма и захвата Древнего Египта римлянами. Время его расцвета — середина I—III вв. Портретные изображения применялись в погребальном ритуале наряду с масками, а затем и вместо них. Написанные на деревянных досках, они вкладывались в пелена мумии и помещались вместе с ней в погребальную камеру. Часть наиболее ранних Ф. п. писалась на холсте. Ф. п. изображают египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I—IV вв. В Египте также был воспринят римский обычай хранить дома написанные на дощечках портреты хозяев или скульптурные маски умерших родичей.
В стилистическом отношении Ф. п. подразделяются на два направления. Одно из них, отличавшееся яркой жизненностью, смелостью передачи светотени, следовало античным образцам. Другое сохраняло верность традициям египетского искусства. Если в римском портрете преобладает реалистическая и даже натуралистическая достоверность, то в египетском искусстве налицо доминирование духовного начала над пластическим ощущением телесности. По этой причине в Ф. п. второго типа преобладает плоскостность, графич-
Мужской портрет. Энкаустика. Начало II в. н. э.
Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н. э.