Древний восток Фаюмский портрет

Фаюмский портрет

Ушебти

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 

 

Ящик для ушебти. Середина II тыс. до н. э.

 

Статуэтки ответчиков-ушебти. 1580-1085 гг. до н. э.


побеленных известкой стен. Храм поднят на высо­кую платформу-подножие, имеет прямоугольный план и стены, расчлененные узкими вертикальны­ми нишами. Красное здание, вероятно, служившее местом народных собраний, спланировано анало­гично, но плоскость его стен разделена полуколон­нами, украшенными геометрическим орнаментом из глиняных обожженных штифтов (гвоздей) кони­ческой формы. Шляпки их были окрашены в крас­ный, белый и черный цвета, создавая эффект ков­рового плетения и представляя собой древнейший образец применения полихромной инкрустации. Храмы не имели окон и были снабжены открытым внутренним двором-святилищем, в глубине кото­рого помещалась статуя божества. Важной частью архитектурного ансамбля являлись длинные лест­ницы и пандусы, по которым жрецы и горожане поднимались к святилищу.

В храмах культуры У. угадываются все основные принципы, которые характеризуют зодчество Пере­дней Азии. Некоторые элементы культуры У. получи­ли дальнейшее развитие в культуре Джемдет-Наср.

 

2) Древний город-государство в Шумере (шу-мерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя), под эги­дой которого в ХХУШ-ХХУП вв. до н. э. были объединены города-государства Южного Двуречья (период полулегендарной первой династии, в ряду правителей которой упоминается герой шумерско­го эпоса Гильгамеш). В XXIV в. до н. э. У. был сто­лицей Шумера, затем вошел в состав державы Саргона Древнего. Позднее (в XXII в. до н. э.) У. ос­тавался крупнейшим храмовым городом и важней­шим центром объединенного царства Шумера и Аккада, созданного в Двуречье царем Утухегалем. Художественные памятники У. относятся к упомя­нутым периодам, а также ко времени, когда город входил в состав Вавилонского, а затем Ахеменидс-кого и Селевкидского царств. В III в. до н. э. У. был разрушен Сасанидами. В наши дни территория У. является центром систематических археологи­ческих исследований.

УШЕБТИ, в изобразительном искусстве и риту­альной практике Древнего Египта — фигурки ма­гического назначения, помещаемые в погребаль-





ную камеру вместе с умершим. Выполняли роль ответчиков при погребенном, призванных выпол­нять за него работу на загробных полях Осириса. У. изготавливались в виде мумий или людей с мо­тыгами, кирками или другими орудиями труда. В числе изображений встречаются ткачи, носиль­щики, гребцы, повара и т. д. От имени покойного над У. произносили и записывали на них священ­ные тексты с перечислением всех работ. У. выпол­нялись из камня, реже — из дерева; ярко раскра­шивались. В отличие от других видов египетской скульптуры У. не подчинялись требованиям канона (за исключением статуэток, изображенных в «оси-рической» позе мумии со скрещенными на груди руками). В эпоху Нового царства материалом для У. могла служить глина, цветной фаянс. Фигурки У. помещались в деревянный ящик, украшенный росписями.

Литература:

Рубинштейн Р. И. О природе ушебти // Вестник древ­ней истории.2. 1968.

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (файюмский портрет), разновидность живописного портрета в Древнем Египте, имевшая ритуальное предназначение. Свое название портреты получили по основному месту их находки (погребения Хавары к северу от

 

Каира и некрополи Фаюмского оазиса, называвше­гося при Птолемеях Арсиноей). Появление Ф. п. от­носится к эпохе эллинизма и захвата Древнего Египта римлянами. Время его расцвета — середина I—III вв. Портретные изображения применялись в погребальном ритуале наряду с масками, а затем и вместо них. Написанные на деревянных досках, они вкладывались в пелена мумии и помещались вместе с ней в погребальную камеру. Часть наибо­лее ранних Ф. п. писалась на холсте. Ф. п. изобража­ют египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I—IV вв. В Египте так­же был воспринят римский обычай хранить дома написанные на дощечках портреты хозяев или скульптурные маски умерших родичей.

В стилистическом отношении Ф. п. подразделяют­ся на два направления. Одно из них, отличавшееся яркой жизненностью, смелостью передачи светоте­ни, следовало античным образцам. Другое сохра­няло верность традициям египетского искусства. Если в римском портрете преобладает реалис­тическая и даже натуралистическая достовер­ность, то в египетском искусстве налицо доми­нирование духовного начала над пластическим ощущением телесности. По этой причине в Ф. п. второго типа преобладает плоскостность, графич-


 



Мужской портрет. Энкаустика. Начало II в. н. э.

 

Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н. э.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: