Мастер Пентесилеи

Лутрофор



восточного зодчества, в частности египетских и ме-сопотамских царских усыпальниц. Представление о новой общественной роли зодчества и новых эс­тетических принципах дает галикарнасский М. — усыпальница царя Карий Мавсола, правителя, номинально зависимого от Персидской империи. По аналогии с названием гробницы Мавсола этот тип усыпальницы и получил впоследствии свое наименование.

Воздвигнутое Сатиром и Пифеем ок. 353 г. до н. а сооружение было причислено к семи чудесам све­та. М. отличало не только 'его необычное, чуждое полисным идеалам назначение — возвысить до бо­жественности личность усопшего, но и стилисти­ческие особенности. К ним относятся необычно ги­гантские размеры гробницы, сложное сочетание различных архитектурных форм и своеобразное смешение греческих и восточных (малоазийских) мотивов. Нижний высокий и глухой ярус здания вен­чался стройным рядом ионийских колонн, в проме­жутках между которыми были расставлены статуи. По верху цокольного яруса был помещен полный динамики беломраморный скульптурный фриз, и таким образом зрительно колоннада опиралась не на устойчивый постамент, а на исполненную не-


           
 
     
 


Круг Лисиппа. Голова кулачного бойца. IV в. до н. э.

предвосхитили художественную практику последу­ющей эпохи. Мастер переходного времени, Л. за­вершил тенденции, заложенные в поздней класси­ке, и открыл новые принципы искусства эллинизма.

Литература:

Валъдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.

ЛУТРОФОР, древнегреческий сосуд из обо­жженной глины, с высоким туловом, длинным уз­ким горлом, широким венчиком и двумя удлинен­ными ручками. Имел ритуальное назначение: в нем приносили воду для обряда омовения невесты; по­зднее его клали в могилу невесты, умершей до свадьбы. Л. использовался также в качестве при­надлежности погребальной утвари, такие сосуды несли женщины во время похоронной процессии. В конце V—IV вв. до н. э. Л. изготавливались из мра­мора и устанавливались на могиле в качестве по­гребальных памятников.

МАВЗОЛЕЙ (греч. МаизоЛеюп), монументальное погребальное сооружение, вошедшее в архитек­туру Западной Европы в IV в. до н. э. под влиянием


Мавзолей в Галикарнасе. Реконструкция




АНТИЧНОСТЬ



удержимого движения полосу скульптурного рель­ефа. В нижнем ярусе помещался заупокойный храм высотой ок. 20 м. Во втором ярусе, окруженном ко­лоннами, хранились жертвоприношения.

Над колоннадой, украшенной богатым антабле­ментом, возвышалась усеченная многоступенчатая пирамида, на вершине которой находились огром- ные статуи Мавсола и его жены Артемисии на че-тырехконной колеснице-квадриге.

Торжественное сооружение достигало пятидеся­тиметровой высоты.

Рельефы, выполненные Скопасом, выходят дале­ко за пределы официальной идеи памятника и с необычайной силой воплощают трагический и смя­тенный дух эпохи. До настоящего времени сохрани­лись обломки фриза с изображением битвы греков с амазонками — «Амазономахия». Скульптурное убранство галикарнасского М., выполненное вмес­те со Скопасом мастерами Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром, принадлежит к лучшим произведениям греческого искусства IV в. до н. э.

М. в Галикарнасе в средние века разрушили ры-цари-иоанниты, построив из него каменный монас­тырь-крепость. Статуи Мавсола и Артемисии хра­нятся в Британском музее.

Архитектурный тип монументальной гробницы, впоследствии называвшийся М., был распростра­нен и в культуре Древнего Рима (М. Галлы Плаци-дии, Цецилии Метеллы).

МАСТЕР НИОБИД, древнегреческий аттический вазописец V в. до н. э. Именуется по наиболее изве­стному произведению — росписи на кратере «Из­биение Ниобид». В ней с особой наглядностью отра­зились кардинальные нововведения, освоенные монументальной живописью: распределение фи­гур по нескольким планам, изображение контур­ной линией земной поверхности, трехчетвертной поворот головы, характерность в изображении лиц. Под несомненным влиянием монументального ис­кусства на изделиях М. Н созданы прекрасные ба­тальные сцены.

МАСТЕР ПАНА, древнегреческий аттический вазописец, работавший в технике краснофигурной росписи. Назван по бостонскому кратеру Пана. По всей вероятности, основные работы относятся ко второй половине V в. до н. э. М. П. принадлежит к числу основоположников раннеклассического сти­ля. Основная его работа, кроме кратера Пана, — пелика Бусириса.

МАСТЕР ПАНАЙТИЯ, или вазописец Панай-тия, древнегреческий аттический вазописец, рабо­тавший в конце VI — начале V в. до н. э.


Мастер Панайтия. Деталь росписи килика «Тесей у Амфитриты». Ок. 490 г. до н. э.

Назван по сохранившейся на чашах его работы часто встречающейся надписи: «Любимец Панай­тия». Основные работы — луврская чаша Тесея и чаша Эврисфея.

М. П. принадлежит к числу новаторов краснофи­гурной вазописи строгого стиля.

МАСТЕР ПЕНТЕСИЛЕИ, аттический вазописец, мастер краснофигурных сосудов раннеклассичес­кого периода (вторая половина V в. до н. э.).

Получил прозвище по мюнхенской чаше с изоб­ражением смерти Пентесилеи, а также за роспись чаши Тития. Центральные образы этих росписей




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: