Метроон

Меандр

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Мастер Пентесилеи. Ахилл, убивающий Пентесилею. Деталь росписи килика. Ок. 455 г. до н. э.

отличаются монументальным характером; кроме того, на них имеются живо написанные бытовые сцены (школа, палестра, комос).

МЕАНДР, тип геометрического орнамента, по­лучивший особенно широкое распространение в ар­хитектуре и декоративно-прикладном искусстве Древней Греции. Свое название рисунок получил, вероятно, от извилистой реки Меандр (ныне Боль­шой Мендерес, Турция) в Малой Азии. Представ­ляет собой орнаментальную полосу в виде изогну-


той под прямым углом линии. Возможно, чт в архаические эпохи орнамент М. имел магическо-значение.

МЕГАРОН (греч. те§агоп — большой зал, дом тип жилого дома эпохи эгейской культуры. Построй­ки типа М. возникли еще в эпоху" неолита. М. пред­ставлял собой удлиненное, прямоугольное в план* строение со входом, обычно расположенным в тор­цевой части, и с двойной передней, огражденное с боков стенами, а спереди колоннами. Во дворцах типа М. далее, за передней, находился большой зал с очагом, окруженным колоннами. В Микенах г. Тиринфе в таких помещениях устраивали торже­ственные пиры или принимали послов. Простой М. предназначался для жилья.

От М. ведет свое происхождение наос в гречес­ких храмах и центральный зал в жилых домах классической эпохи.

МЕГАРСКИЙ СОСУД, вазы из обожженной гли­ны, изготовлявшиеся в эллинистический период. Имели рельефные изображения и были покрыты черным, красным или серым лаком. Изготавлива­лись М. с. в специальных формовочных чашах, были распространены с середины III до I в. до н. э.

Сложные сюжетные росписи в таких сосудах применялись крайне редко, за исключением т. н. го­меровских кубков с изображением эпических и трагедийных сцен (изготовлялись в Беотии).

МЕДАЛЬОН, в Древнем Риме чеканное изделие, по форме и типу изображений напоминавшее мо­нету, но отличавшееся от нее обильными украше­ниями с использованием золотого покрытия, ком­позиций из различных металлов, декоративных обрамлений. М. обычно были больше монет по раз­меру и отличались от них характером декора. Ис­пользовались в качестве императорских подарков и пожалований по торжественным поводам. М. че­канились на римских монетных дворах из серебра, бронзы и золота. Изготовленные из благородных металлов М. превышали по стоимости аналогич­ные монеты, но имели хождение наравне с ними.

МЕМОРИАЛЬНАЯ КОЛОННА, памятные мону­ментальные сооружения в Древнем Риме, воздви­гавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Марка Аврелия и Траяна, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На ство­лах М. к. были помещены рельефные украшения, которые изображали события победоносных похо­дов императоров, поэтому М. к. назывались также триумфальными. Прообразом М. к. являются колон­ны и стелы в Греции, например в Дельфах.




АНТИЧНОСТЬ



МЕТОПА (греч., ед. ч. тет,ороп — пространство между глазами, лоб), в древнегреческой архитек­туре — прямоугольные, обычно квадратные или поч­ти квадратные плиты, которые, чередуясь с тригли-


фами, образуют фриз дорического ордера (см. Ор­дера греческие). М. иногда украшались высокими ре­льефами, реже живописью. Первоначально (в пери­од, предшествующий развитию каменной архи-



           
 
   
     
 
 



Похищение Европы. Метопа т. н. храма малых метоп в Селинунте. Сицилия. Ок. 550 г. до н. э.

Метопа с изображением Геракла и карликов. Храм Афины в Пестуме. VI в. до н. э.


Расписная метопа храма Аполлона в Фермосе. Конец VII в. до н. э.

тектуры) в Древней Греции М. называли проме­жутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Кроме каменных, встречались также деревянные и глиняные М. Именно так вы­полнены рельефные М. афинской сокровищницы в Дельфах (490-480 гг. до н. а). На каждой М. изобра­жены по две фигуры; рельефы иллюстрируют эпи­зоды подвигов Тесея и Геракла. Подлинными худо­жественными сокровищами являются сохранившие­ся М. Парфенона работы Фидия и его учеников, представляющие высший расцвет греческого рель­ефа эпохи ранней классики. Выполненные в технике высокого рельефа М. Парфенона, храма в Селинун­те (Сицилия), являются разновидностью скульп­турной картины с изысканной стилистикой и бес­конечно разнообразными композициями.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Колпинский Ю. Д. Искусство згейского мира и Древней Греции. М., 1970.

МЕТРООН (храм матери), древнее святилище Метеры, матери богов, в Афинах на западной сто­роне агоры. Использовалось также как государ­ственный архив. М. назывался и дорический храм в Олимпии, где хранилась казна. В римскую эпоху, при Августе, храм был перестроен для праздк 'ва-ния культа императора.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: