Меандр
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Мастер Пентесилеи. Ахилл, убивающий Пентесилею. Деталь росписи килика. Ок. 455 г. до н. э.
отличаются монументальным характером; кроме того, на них имеются живо написанные бытовые сцены (школа, палестра, комос).
МЕАНДР, тип геометрического орнамента, получивший особенно широкое распространение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Древней Греции. Свое название рисунок получил, вероятно, от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес, Турция) в Малой Азии. Представляет собой орнаментальную полосу в виде изогну-
той под прямым углом линии. Возможно, чт в архаические эпохи орнамент М. имел магическо-значение.
МЕГАРОН (греч. те§агоп — большой зал, дом тип жилого дома эпохи эгейской культуры. Постройки типа М. возникли еще в эпоху" неолита. М. представлял собой удлиненное, прямоугольное в план* строение со входом, обычно расположенным в торцевой части, и с двойной передней, огражденное с боков стенами, а спереди колоннами. Во дворцах типа М. далее, за передней, находился большой зал с очагом, окруженным колоннами. В Микенах г. Тиринфе в таких помещениях устраивали торжественные пиры или принимали послов. Простой М. предназначался для жилья.
|
|
От М. ведет свое происхождение наос в греческих храмах и центральный зал в жилых домах классической эпохи.
МЕГАРСКИЙ СОСУД, вазы из обожженной глины, изготовлявшиеся в эллинистический период. Имели рельефные изображения и были покрыты черным, красным или серым лаком. Изготавливались М. с. в специальных формовочных чашах, были распространены с середины III до I в. до н. э.
Сложные сюжетные росписи в таких сосудах применялись крайне редко, за исключением т. н. гомеровских кубков с изображением эпических и трагедийных сцен (изготовлялись в Беотии).
МЕДАЛЬОН, в Древнем Риме чеканное изделие, по форме и типу изображений напоминавшее монету, но отличавшееся от нее обильными украшениями с использованием золотого покрытия, композиций из различных металлов, декоративных обрамлений. М. обычно были больше монет по размеру и отличались от них характером декора. Использовались в качестве императорских подарков и пожалований по торжественным поводам. М. чеканились на римских монетных дворах из серебра, бронзы и золота. Изготовленные из благородных металлов М. превышали по стоимости аналогичные монеты, но имели хождение наравне с ними.
МЕМОРИАЛЬНАЯ КОЛОННА, памятные монументальные сооружения в Древнем Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Марка Аврелия и Траяна, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На стволах М. к. были помещены рельефные украшения, которые изображали события победоносных походов императоров, поэтому М. к. назывались также триумфальными. Прообразом М. к. являются колонны и стелы в Греции, например в Дельфах.
|
|
АНТИЧНОСТЬ
МЕТОПА (греч., ед. ч. тет,ороп — пространство между глазами, лоб), в древнегреческой архитектуре — прямоугольные, обычно квадратные или почти квадратные плиты, которые, чередуясь с тригли-
фами, образуют фриз дорического ордера (см. Ордера греческие). М. иногда украшались высокими рельефами, реже живописью. Первоначально (в период, предшествующий развитию каменной архи-
Похищение Европы. Метопа т. н. храма малых метоп в Селинунте. Сицилия. Ок. 550 г. до н. э.
Метопа с изображением Геракла и карликов. Храм Афины в Пестуме. VI в. до н. э.
Расписная метопа храма Аполлона в Фермосе. Конец VII в. до н. э.
тектуры) в Древней Греции М. называли промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Кроме каменных, встречались также деревянные и глиняные М. Именно так выполнены рельефные М. афинской сокровищницы в Дельфах (490-480 гг. до н. а). На каждой М. изображены по две фигуры; рельефы иллюстрируют эпизоды подвигов Тесея и Геракла. Подлинными художественными сокровищами являются сохранившиеся М. Парфенона работы Фидия и его учеников, представляющие высший расцвет греческого рельефа эпохи ранней классики. Выполненные в технике высокого рельефа М. Парфенона, храма в Селинунте (Сицилия), являются разновидностью скульптурной картины с изысканной стилистикой и бесконечно разнообразными композициями.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Колпинский Ю. Д. Искусство згейского мира и Древней Греции. М., 1970.
МЕТРООН (храм матери), древнее святилище Метеры, матери богов, в Афинах на западной стороне агоры. Использовалось также как государственный архив. М. назывался и дорический храм в Олимпии, где хранилась казна. В римскую эпоху, при Августе, храм был перестроен для праздк 'ва-ния культа императора.