Римской империи искусство. чайной пышностью. В его возведении и отделке принимали участие греческие мастера

Римской империи искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Мост Пон-дю-Гар. Франция. I в. н. э.

чайной пышностью. В его возведении и отделке принимали участие греческие мастера.

К этому же времени относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — т. н. Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранив­шийся до наших дней. Он возведен на высоком по­диуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма, как и в большинстве римских сооружений, — коринф­ский. В этот период получают распространение и такие типичные для римской архитектуры соору­жения, как арки, ростры, мемориальные колонны. Но особый расцвет таких сооружений наступит позднее. Среди монументальных городских постро­ек выделяется театр Марцелла (13 г. до н. э.), вме­щавший несколько тысяч человек. Отличительные особенности построек этого времени — монумен-


тальность, явное доминирование арки в архитек­турном декоре; широкое распространение сводча­тых конструкций, в позднейшее время обеспечив­шее возведение огромных купольных зданий. Особенностью зрелой древнеримской архитектуры является т. н. ордерная аркада, придававшая зда­нию величие и масштабность, т. е. система ордер­ных элементов, нанесенная ярусами на прорезан­ную арками стену. Впервые этот прием создания многоярусной аркады встречается в здании театра Марцелла. Но свое самое совершенное воплоще­ние он найдет в знаменитом здании Колизея. К 13-9 гт. до н. э. относится и Алтарь Мира Августа, со­оруженный на Марсовом поле в Риме.

Эпоха Августа — историческая веха в становлении прославленного римского скульптурного портрета. Наряду с официальным типом портрета, конечно, имевшим первостепенное значение, сохраняется и реалистическая традиция, восходящая к эпохе рес­публики. Но и официальный портрет этого времени полон жизненности и достоверности. Примером та­кого произведения является парадная статуя Авгу­ста в военных доспехах (I в. н. э.). Эта статуя, не­смотря на традиционную помпезность, отмечена и естественностью, и величием, и детально точным портретным сходством. Гораздо сильнее тенденция парадной идеализации в портрете Августа-Юпи­тера, найденного в Кумах. Чертами обобщенности и идеализации наделены и семейные портреты императора и его жены Ливии. Портреты великих современников Августа, его полководцев и спод­вижников выгодно отличает меньшая помпезность и гораздо более тонкая индивидуализация (порт­реты Агриппы, Германика и др.).

При преемниках Августа хрупкая гармония им­перской идеи и отзвуков республиканских воззре­ний нарушается Все большую роль начинает играть в монументальном строительстве не профессиональ­ный вкус художников, но прихотливый каприз заказ­чика-императора. Примером роскошной, чрезмерно декоративной царской резиденции, предвосхищаю­щим позднеримское искусство, является вилла Не­рона «Золотой дом», огромный дворцовый комп­лекс в центре Рима. После падения Нерона дворец был разрушен, а на его развалинах возведены тер­мы Траяна О «Золотом доме» можно судить только по свидетельствам античных авторов. Новый подъем архитектура получает во времена династии Флави­ев (начиная со времени правления Веспасиана). Од­ной из вершин римской архитектуры является ам­фитеатр Флавиев, или Колизей (75-82 гг. н. э.).

В эпоху зрелого имперского искусства в римском архитектурном ансамбле органично сочетаются ог­ромные пространства интерьеров и открытых по-




АНТИЧНОСТЬ



 
 


Колонна Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.


мещений, особенно часто применяется в убранстзг зданий живопись и скульптура. В этот период гла­венствующим типом архитектурного мемориально­го сооружения становится арка триумфальная.

Выдающимся произведением эпохи Флавиев яв­ляется арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознамено­вание взятия Иерусалима. Эта арка справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времени империи. Все со­оружение было задумано как гигантский поста­мент для статуи императора на квадриге. От арок августовского времени арка Тита отличается не только особой монументальностью, но и замеча­тельным пластическим мастерством. Вероятно, впервые здесь был применен т. н. композитный тип ордера, т. е. сочетающий ионические волюты и ко­ринфские капители. Надгробия, в эпоху республики относительно скромные по масштабам, превраща­ются в крупные, нередко грандиозные сооружения. К середине I в. н. э. усилилось стремление к пред­ставительности, богатству и торжественной пыш­ности архитектурных сооружений. Кроме «Золото­го дома» Нерона, в качестве примера можно назвать дворец Флавиев на Палатине (92 г.).

Римский портрет эпохи Флавиев — образец вы­сочайшего развития этого жанра. Лучшие произ­ведения этого периода сочетают в себе предель­ную точность в передаче натуры и уверенное, свободное художественное обобщение. К числу ше­девров скульптурного портрета относятся бюст императора Вителлия, портрет основателя динас­тии Флавиев Веспасиана, бронзовый бюст банкира Цецилия Юкунда и знаменитый портрет римской дамы с высокой прической из затейливо уложен­ных локонов. Все эти работы — пример глубокой и достоверной психологической характеристики и блестящего мастерства. Эти качества проявились и в жанре парадного, официального портрета (ста­туя императора Нервы, вторая половина I в. н. э.). Несмотря на исключительное разнообразие чело­веческих типов, в портретах эпохи Империи при­сутствует объединяющее их качество: все персо­нажи исполнены спокойствия и самообладания. Эта особенность отличает римский портрет от образ­цов искусства эллинистических мастеров. Портрет флавиевского времени отмечен большей индивиду­ализацией передаваемых чувств. Лица лишены прежней идеализации, моделировка их отличается убедительной, ощутимой телесностью. Определен­ный динамизм вносят в эти произведения энергич­ные ракурсы, повороты, обогащающие пластичес­кое решение. Основным материалом римской скульптуры становится мрамор (белый с голубова­тым оттенком — каррарский, а также греческие виды мрамора).




:::



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: