Римской империи искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Мост Пон-дю-Гар. Франция. I в. н. э.
чайной пышностью. В его возведении и отделке принимали участие греческие мастера.
К этому же времени относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — т. н. Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранившийся до наших дней. Он возведен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма, как и в большинстве римских сооружений, — коринфский. В этот период получают распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как арки, ростры, мемориальные колонны. Но особый расцвет таких сооружений наступит позднее. Среди монументальных городских построек выделяется театр Марцелла (13 г. до н. э.), вмещавший несколько тысяч человек. Отличительные особенности построек этого времени — монумен-
тальность, явное доминирование арки в архитектурном декоре; широкое распространение сводчатых конструкций, в позднейшее время обеспечившее возведение огромных купольных зданий. Особенностью зрелой древнеримской архитектуры является т. н. ордерная аркада, придававшая зданию величие и масштабность, т. е. система ордерных элементов, нанесенная ярусами на прорезанную арками стену. Впервые этот прием создания многоярусной аркады встречается в здании театра Марцелла. Но свое самое совершенное воплощение он найдет в знаменитом здании Колизея. К 13-9 гт. до н. э. относится и Алтарь Мира Августа, сооруженный на Марсовом поле в Риме.
|
|
Эпоха Августа — историческая веха в становлении прославленного римского скульптурного портрета. Наряду с официальным типом портрета, конечно, имевшим первостепенное значение, сохраняется и реалистическая традиция, восходящая к эпохе республики. Но и официальный портрет этого времени полон жизненности и достоверности. Примером такого произведения является парадная статуя Августа в военных доспехах (I в. н. э.). Эта статуя, несмотря на традиционную помпезность, отмечена и естественностью, и величием, и детально точным портретным сходством. Гораздо сильнее тенденция парадной идеализации в портрете Августа-Юпитера, найденного в Кумах. Чертами обобщенности и идеализации наделены и семейные портреты императора и его жены Ливии. Портреты великих современников Августа, его полководцев и сподвижников выгодно отличает меньшая помпезность и гораздо более тонкая индивидуализация (портреты Агриппы, Германика и др.).
При преемниках Августа хрупкая гармония имперской идеи и отзвуков республиканских воззрений нарушается Все большую роль начинает играть в монументальном строительстве не профессиональный вкус художников, но прихотливый каприз заказчика-императора. Примером роскошной, чрезмерно декоративной царской резиденции, предвосхищающим позднеримское искусство, является вилла Нерона «Золотой дом», огромный дворцовый комплекс в центре Рима. После падения Нерона дворец был разрушен, а на его развалинах возведены термы Траяна О «Золотом доме» можно судить только по свидетельствам античных авторов. Новый подъем архитектура получает во времена династии Флавиев (начиная со времени правления Веспасиана). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75-82 гг. н. э.).
|
|
В эпоху зрелого имперского искусства в римском архитектурном ансамбле органично сочетаются огромные пространства интерьеров и открытых по-
АНТИЧНОСТЬ
Колонна Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.
мещений, особенно часто применяется в убранстзг зданий живопись и скульптура. В этот период главенствующим типом архитектурного мемориального сооружения становится арка триумфальная.
Выдающимся произведением эпохи Флавиев является арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времени империи. Все сооружение было задумано как гигантский постамент для статуи императора на квадриге. От арок августовского времени арка Тита отличается не только особой монументальностью, но и замечательным пластическим мастерством. Вероятно, впервые здесь был применен т. н. композитный тип ордера, т. е. сочетающий ионические волюты и коринфские капители. Надгробия, в эпоху республики относительно скромные по масштабам, превращаются в крупные, нередко грандиозные сооружения. К середине I в. н. э. усилилось стремление к представительности, богатству и торжественной пышности архитектурных сооружений. Кроме «Золотого дома» Нерона, в качестве примера можно назвать дворец Флавиев на Палатине (92 г.).
Римский портрет эпохи Флавиев — образец высочайшего развития этого жанра. Лучшие произведения этого периода сочетают в себе предельную точность в передаче натуры и уверенное, свободное художественное обобщение. К числу шедевров скульптурного портрета относятся бюст императора Вителлия, портрет основателя династии Флавиев Веспасиана, бронзовый бюст банкира Цецилия Юкунда и знаменитый портрет римской дамы с высокой прической из затейливо уложенных локонов. Все эти работы — пример глубокой и достоверной психологической характеристики и блестящего мастерства. Эти качества проявились и в жанре парадного, официального портрета (статуя императора Нервы, вторая половина I в. н. э.). Несмотря на исключительное разнообразие человеческих типов, в портретах эпохи Империи присутствует объединяющее их качество: все персонажи исполнены спокойствия и самообладания. Эта особенность отличает римский портрет от образцов искусства эллинистических мастеров. Портрет флавиевского времени отмечен большей индивидуализацией передаваемых чувств. Лица лишены прежней идеализации, моделировка их отличается убедительной, ощутимой телесностью. Определенный динамизм вносят в эти произведения энергичные ракурсы, повороты, обогащающие пластическое решение. Основным материалом римской скульптуры становится мрамор (белый с голубоватым оттенком — каррарский, а также греческие виды мрамора).
:::