Античность. Терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара

Римской империи искусство

Римской империи искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, маль­чика-ливийца и ряд других. Однако быстро найден­ные приемы изображения стали повторяться и применяться вне связи с характером конкретного образа. Усилились и черты манерности, внутренне­го разноречия замысла и характера (конный порт­рет Марка Аврелия).

В живописи продолжает развиваться четвертый стиль — стиль «фантастической архитектуры», предпочитавший в стенных росписях сложные ил­люзорно-пространственные композиции, изобра­жение фантастических интерьеров и ландшафтов. Многоплановость построений, сложность архитек-


турного и пейзажного фонов характерны и для мо­заик, палитра которых обогащалась смальтой мно­гообразных оттенков. Со II в. н. э. вошла в употреб­ление также черно-белая каменная мозаика.

В декоративно-прикладном искусстве Империи особенно выделяются произведения торевтики, а также «краснолаковая» керамика с рельефным де­кором и изобретательно выполненные изделия из стекла. Образцовыми произведениями такого типа являются расписные и двухслойные вазы с рель­ефными изображениями и орнаментами.

Римляне с I столетия Империи развили до выс­шей степени искусство глиптики. Мастера в эту эпоху предпочитают обращаться к твердым мате­риалам, изготавливая камеи из горного хрусталя и агата, а несколько позднее — выполняя резные произведения из сапфира и изумруда. Эпоха выс­шего расцвета римской глиптики — правление ди­настии Юлиев-Клавдиев.

При их дворе нередко работали греческие мас­тера, наиболее прославленными из которых были Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний служил придворным мастером императора Августа. В эту эпоху греческие и римские мастера в изобилии со­здавали портретные и многофигурные камеи с ми­фологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа»; т. н. Парижская ка­мея; обе — конец I в. до н. а).

В период упадка империи (Ш-1У вв. н. а) в древ­неримском искусстве начинают проявляться черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы со­оружений, стремление к поверхностной эффектно­сти и беспокойной динамике в декоре. Строитель­ство в больших масштабах разворачивается главным образом в провинциях, где возводятся но­вые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Римские сооружения всех основных типов представлены в зодчестве Тадмо-ра, впоследствии названного Пальмирой (Сирия). В то же время в пределах Рима органически раз­виваются классические традиции римского зодче­ства (термы Каракаллы, 206-217 гг.; термы Диок­летиана в Сплите, ок. 300 г. н. а). При императоре Максенции (280-312 гг. н. а), последнем из правите­лей, стремившихся возродить величие Рима, была воздвигнута колоссальная базилика, названная его именем (315 г. н а). Базилика делилась на три нефа; средний, значительно выше боковых, был пере­крыт крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами (опорными устоями, примыкавшими к стене). Это сооружение является прототипом по­зднейших христианских базилик, основного типа храмового зодчества Средних веков. Базилика была перестроена при императоре Константине и пото-






 
 


Саркофаг Людовизи. Рельеф с изображением битвы римлян с варварами. III в. н. э.

История Иова. Мозаика Южной церкви в Аквилее. До 315 г. н. э.

му имеет два названия. Выдающимся памятником архитектуры поздней империи была трехпролет-ная арка Септимия Севера на Римском форуме (203 г.) и гигантские, роскошно декорированные термы императора Каракаллы.

План их подчинен строгой симметрии; помеще­ния расположены по линии продольной оси. Цент­ральная купольная ротонда лишь немногим усту­пала по величине Пантеону. Термы были обильно украшены скульптурой, в прилегающем парке на­ходились библиотеки, залы для гимнастики и для занятий музыкой.

В позднеримской скульптуре, в том числе порт­ретах, угасает интерес к достоверной передаче те-


лесного облика человека: внешние черты изобра­жаются все более схематично, а в конце III—IV а н. э. застывшее лицо резко контрастирует с выра­зительным взглядом широко открытых глаз. Эле­менты условности и стилизации в скульптуре. в том числе в историческом рельефе, иногда явля­ются результатом усилившегося влияния искусства восточных провинций. Последний кратковременный подъем римского скульптурного портрета прихо­дится на эпоху Северов, время, когда был создан бюст императора Каракаллы — вершина римского портретного реализма. В искусство вновь возвра­щается та жесткая и беспощадная достоверность, что была типична для портрета времен республи­ки, но теперь эта манера сочетается с тонким пси­хологизмом, достигнутым в предыдущую эпоху, в период Антонинов. Ко времени правления т. н. сол­датских императоров стиль римского портрета стремительно меняется. Образы становятся менее целостными; мастеров зачастую привлекает ско­рее образ грубой силы, а не глубина индивидуаль­ности (портреты Максимина Фракса: Филиппа Аравитянина).

Черты угасания самобытности проявляются и в ре­льефе. Здесь также утрачивается естественность и целостность композиции, появляется застылость и схематизация. IV в. еще сохраняет традицию созда­ния колоссальных статуй и бюстов обожествленных императоров. По-прежнему создаются изысканные и виртуозные по исполнению работы. Среди худо­жественных изделий Ш-1У вв. выделяются порт­ретные миниатюры на золотой фольге, помещен­ные между двумя слоями стекла; мраморные саркофаги с сюжетными рельефами. Но художе­ственная культура поздней Империи уже вынуждена иметь дело не с одной, а с двумя соперничающими историческими силами. Все большее распростране­ние в искусстве Ш а н а получает христианская те­матика, а с IV в н а христианство уже имеет в Риме статус официальной религии. Его образный мир резко отличается от римского искусства, и разви­тие его фактически принадлежит уже другой эпо­хе, Средневековью. Но на начальных этапах хрис­тианское искусство заимствует некоторые мотивы и образы у римской культуры. Нередко традици­онные античные мотивы получают совершенно но­вое и символическое истолкование. С христианским культом связаны и замечательные живописные па­мятники, особняком стоящие в истории римской культуры. Это росписи катакомб, стиль которых на протяжении II—IV вв. н. э. эволюционировал в сторону все большей плоскостности и графичнос-ти. Строительство христианских храмов началось только с IV в., но основные зодческие принципы их были унаследованы от римской архитектуры Это






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: