Этрусков искусство. гробницы (VII в. до н. а); гробницы в пещерах и ска­листых монолитах; в виде насыпного кургана-ту-мулуса (некрополь Бандитачча в Черветери), в виде стоящего

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




гробницы (VII в. до н. а); гробницы в пещерах и ска­листых монолитах; в виде насыпного кургана-ту-мулуса (некрополь Бандитачча в Черветери), в виде стоящего на поверхности ящика из травер­тина (в западном некрополе Марцаботто). Большое распространение в архитектуре склепов получила имитация двускатной крыши, обычной для храма и, возможно, применявшейся в жилых постройках этрусков.

Вблизи современной Флоренции этруски сохра­няли курганную систему, но погребальные камеры не вырубались в скале, а выкладывались из ка­менных блоков и затем покрывались землей. Та­кие курганы окружались укрепляющей каменной стеной. Погребальные камеры имели столб в центре и лежаки по стенам для размещения урн с прахом, а также памятных и культовых фигур и сосудов. Многие погребальные камеры имитирова­ли жилые интерьеры. В архаический период в по­гребальной архитектуре стали преобладать скальные гробницы и, особенно, погребения в ящиках-саркофа­гах. Такие саркофаги сверху перекрывались камен­ными плитами в виде двускатной кровли, что


приближало внешний вид гробницы к форме хра­ма. Крышки саркофагов чаще всего украшались фигурами львов или головами воинов в шлемах.

По мере развития Э. и. в подземных гробницах усложняется внутренняя планировка: склепы пред­ставляют собой сложные комплексы из трех или четырех помещений, соединенных дверными и даже оконными проемами. В росписях, которые становятся обязательной частью убранства гробни­цы, появляются мифологические сцены (некрополь Бандитачча), стены камер украшаются богато де­корированными щитами. В целом помещения гроб­ниц все больше напоминают по убранству уже не жилой дом, а храм с его планировкой и некоторы­ми архитектурными деталями, вплоть до порти­ков. Так, подпорные столбы ставятся чаще, увен­чиваются капителями с узорами в греческом стиле. Стены склепов украшаются скульптурой. Погре­бальные сооружения V в. до н. э. сложнее в плане, они имеют дополнительные склепы, служившие для добавочных захоронений. Один из последних выдающихся архитектурных памятников Э. и. — гробница Волюмниев близ Перуджи (II в. до н. э.). представляющая собой сложную систему камер, объединенную в величественный и монументальный ансамбль.

Этрусская скульптура представляет собой нео­быкновенно самобытную и богатую область твор­чества, создавшую собственные традиции и про­шедшую длительную эволюцию. В Э. и. относительно мало использовался камень, и лучшие работы здесь создавались из глины, бронзы и терракоты. Для этрусской скульптуры характерны сравни­тельно небольшие (меньше человеческого роста) изображения фигур, как в погребальной скульпту­ре, так и в декоративной. Первая группа изделий — скульптура гробниц — особенно разнообразна и са­мостоятельна. Дольше всего здесь сохраняются ка­нонические приемы и незыблемые традиции ран­него искусства. Типичным образцом погребальной скульптуры в Э. и. является урна-канопа, формы которой долгое время сохранялись почти без изме­нений: скульптурная голова с весьма условной проработкой черт и декоративным решением дета­лей и заменяющее тело тулово сосуда, в который помещался пепел. Как правило, такие урны до­полнялись изображениями рук, еще более услов­ными, чем головы С течением времени эти изделия стали сменяться саркофагами, скульптурные крыш­ки которых уже в искусстве V—IV вв. до н. э. пред­ставляют собой полноценные изображения бюстов или лежащих людей. К IV в. до н. э. в этой области появляются истинные скульптурные шедевры, со­поставимые по выразительности и утонченному трагизму с произведениями греческих мастеров




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: