Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Кризисные явления и демократические реформы в Кабардино – Балкарии в 1985 – 2004 г




Социально – политическое положение республики в 1965- 1984 гг.

Смещение Н.С.Хрущева со всех занимаемых им постов не решили тех проблем, с которыми столкнулось общество. Необходимо было принять меры по стабилизации социально – экономического положения страны. Для этой цели в 1965 г. состоялись два Пленума ЦК КПСС сентябрьский, который обсудил положение дел в промышленности и дальнейшие пути ее развития, и мартовский, обсудивший вопрос о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрном секторе, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. На рубеже 60-70-х гг. значительно расширились полномочия местных Советов. Депутаты местных и Верховных Советов республик получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. Шире стали привлекать к управлению обществом народные массы. Создавались органы народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС) и т.д.

Однако под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С.Хрущева свертывались начатые им преобразования. Начался отход от курса десталинизации. В национальных республиках и областях их руководители стали требовать, чтобы изучался родной язык, и получали больше самостоятельности в решении социально – экономических, политических и культурных проблем. Утверждение Л.Брежнева о том, что в СССР достигнуто равенства республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен, не соответствовало действительности. Огульно было заявлено, что в нашей стране сложилась новая историческая общность людей - советский народ. Все это было надумано и не вписывалось ни в какие теоретические рамки. Вновь была ужесточена цензура. Но руководство страны не уделяло должного внимания проблемам не только экономике, и культуре, по и национальным отношениям. На местах росло недовольство политикой руководства государства и местных органов. Серьезные недостатки имелись в кадровой политике. Многие партийные и хозяйственный руководители десятилетиями занимали свои должности, хотя не справлялись со своими обязанностями. В лучшем случае их пересаживали с одного кресла на другое. В национальных республиках и областях торжествовали клановость, круговая порука, угодничество. Коррупция проникла во все сферы жизни, в том числе в партии. В экономике сплошь и рядом наблюдались приписки. Несмотря на эти недостатки, в промышленности и строительства проводилась определенная работа. В 1960- 1970 гг. промышленные предприятия стали внедрять новые системы управления и стимулирования. В процессе осуществления реформы предприятия создавали собственные фонды материального поощрения и социального развития. Отдельные коллективы достигли неплохих результатов. В частности, на Тырныаузском горно – металлургическом комбинате была осуществлена комплексная механизация и автоматизация рудника «Молибден», канатных дорог, обогатительной фабрики и т.д. Благодаря модернизации комбинат за пять лет увеличил объем производства более чем в полтора раза, на 42 процента повысилась производительность труда, почти удвоилась прибыль.




За эти годы значительно вырос национальный рабочий класс, хотя его доля в общей массе всех рабочих еще оставалось еще низкой. Она составила к 70-м гг. всего треть от общей численности рабочих республики. Слабо выдвигалось представители коренных народов на руководящие должности в промышленности, строительстве, связи и транспорте.

Во второй половине 60-х гг. статус городов получили Майский, Нарткала, Терек, Баксан. Возникло 9 поселков городского типа.

Значительных успехов достиг ордена «Знак Почета» машиностроительный завод. Его продукция экспортировалась во многие зарубежные страны. Однако застойные явления не миновали и промышленности нашей республики. Качество выпускаемой продукции было низким, основной упор делался на валовое производство. Себестоимость товаров оставалась высокой, слабо внедрялись достижения научно – технической революции. В республике нарастал дефицит электрической энергии. Электричество и вода стали подаваться по графику. Не оставались колоссальные ресурсы республики в решении проблемы энергетики. Руководство республики не предприняло никаких усилий по осуществлению строительства малых и средних гидроэлектростанций. Доля ручного труда на заводах и фабриках оставалась высокой. В сельском хозяйстве это дело обстояло не лучшим образом. В сельскохозяйственной республике не хватало хлеба, мяса, молочных продуктов. В магазинах за продуктами и товарами граждане стояли часами, а то и с утра до вечера. Огромные средства, направляемые на сельское хозяйство использовались неэффективно. Отрасль получала достаточное количество сельскохозяйственной техники, но она во многом не соответствовала мировым стандартам, многие из них морально устарели и были физически изношены. Не хватало запчастей. Были перебои с горюче – смазочными материалами. Несмотря на это отдельные колхозы и совхозы добивались неплохих результатов. Многие труженики села были удостоены высоких правительственных наград. Среди них были известные кукурузоводы, организаторы производства: М. Котепахов, Х. Хажметов, председатели колхозов Б.Тхакахов, М.Атабиев, А. Панагов и др.



Кабардино – Балкария производила более 30 процентов всего семенного фонда страна и около 15 лет подряд одерживала победы по РСФСР в соревнованиях по выращиванию высоких урожаев кукурузы.

Расширилась материально – техническая была животноводства. С 1975- го по 1980 г. в республике было введено 17 молочных комплексов на более чем 11 тыс. дойных коров. Однако уровень механизации в этой отрасли сельского хозяйства оставался низким. Слабая была кормовая база. Падала трудовая дисциплина на селе.

Колхозник производил продукцию у себя в хозяйстве, а сам покупал необходимые продукты на рынке. Все произведенное сдавалось государству; и сельского труженика не было возможности получать продукты питания со своего хозяйства, где он с утра до вечера работал. На фоне такого нищенского положения простых людей, партийные и государственные чиновники отоваривались со «спецскладов» и «спецмагазинов». То немногочисленное количество товаров широкого потребления, которое поступало централизованно, распределялось между работниками аппарата управления. «Настоящим бичом стали «толкучки». Людям даже не разрешалось посещать их и покупать необходимое. Произвол властей республики послужил поводом выступления граждан в 1968 г. на территории Зеленного рынка г. Нальчика, где после этих событий несколько человек были приговорены к высшей мере наказания, а некоторые осуждены к различным срокам лишения свободы. Нам кажется, что настало время обстоятельного изучения этих событий, которые произошли в Нальчике в 1968 г.

Подбор и воспитание кадров осуществлялся обычно первым человеком республики, района, города. Отсутствие гласности, демократии привело к тому, что для многих руководителей стало привычным нарушение всяких норм этики и закона. Замалчивались острые проблемы, все преподносилось в розовом цвете. В этой атмосфере происходило перерождение кадров. Многие партийные, государственные руководители скомпрометировали себя перед народом. Народ перестал доверять государству и его органам. Негативные явления настолько углубились к 80-м гг., что необходимы, стали кардинальные меры по оздоровлению экономики и реформированию политической системы.

На рубеже 70-80-х гг. наша страна, которая не уступает ни одному государству планеты по своим потенциальным возможностям, оказалась на грани общенациональной катастрофы. Стало очевидным, что административно – командная система, которая господствовала в буквальном смысле этого слова с 1917 г. во всех сферах жизни, ничего, кроме вреда, не принесла. Эта система задерживала темпы развития страны на многие десятилетия. Отставание в развитии нашей экономики и культуры от многих зарубежных стран с гораздо меньшими сырьевыми и иными ресурсами еще больше увеличилось, и эта тенденция, к сожалению, по сей день продолжается.

В таком кризисном положении оказалась сама же КПСС, которая. уничтожив все остальные политические партии и общественно – политические формирования, монополизировала все и вся. КПСС, исключив всякую альтернативу в общественной жизни, установила свое господство в обществе. Все ее решения – и правильные, и неправильные – были законом для всех; и кто выступал с критикой этой «генеральной линии КПСС», становился «врагом народа», для многих был единственный исход – плаха. Появившись как политическая организация, коммунистическая партия стала частью государственной структуры, даже органом, стоящим над государством. За годы Советской власти КПСС полностью утратила все свои специфические черты как политической организации. Постепенно из лексикона партии были исключены такие понятия, как плюрализм мнений, критика и самокритика, т.е. такое необходимое понятие как демократия. Зато методично утверждались такие антидемократические категории, как вождь, культ личности, консерватизм, бюрократизм, догматизм, централизм и т.д. То есть произошло полное перерождение партии как политической организации единомышленников с одинаковым правами и возможностями независимо от занимаемого положения в своеобразную военно-политическую организацию, в основе организационного строения которой господствовало единоначалие.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС фактически положил начало демократическим переменам в нашем обществе. Затем ХХVII съезд партии (1986) и последующие Пленумы и ХIХ Всесоюзная конференция ЦК партии развили этот процесс. На этих форумах были подвергнуты критическому анализу негативные процессы, которые происходили в последние десятилетия не только в самой партии, но и в обществе в целом, особенно в кадровой политике. На них был сделан новый шаг в осмыслении диалектики развития партии и общества на различных этапах пройденного пути. Было отмечено, что в обществе и партии утвердились одновариантность и статичность мышления. Наша политическая система, во главе которой находилась КПСС, приспосабливались не к организации общественной жизни в рамках закона, демократии, а главным образом к выполнению волевых распоряжений и указаний руководства партии; принципы на словах и авторитарность на деле, трибунные декларации о народовластии, но волюнтаризм и субъективизм на практике, говорильня о демократических институтах и реальное попрание прав граждан, отсутствие гласности - все это характеризовало КПСС. Кстати, это и послужило причиной ее краха. В обществе и партии господствовал бюрократический централизм.

Централизованное руководство страной, плановое хозяйство, отсутствие рыночных отношений и многоукладности экономики явились главной причиной кризисных явлений. Словом, необходимо было перейти в политической жизни от однопартийной системы к политическому плюрализму (многопартийной системе), в экономике – от единственной и господствующей государственной собственности и централизованного и планового руководства - к многоукладной экономике (наличие наряду с государственной и других различных форм собственности) и рынку. В этих условиях можно было выйти из кризисного состояния общества, в котором оно оказалось социализме. По большому счету, социализм ни в какой сфере жизни не оправдал себя, и коммунистическое учение было утопией.

Необходимо было создать правовое государство, обращенное к нуждам народа. Для этого нужна была научнообоснованная концепция коронной перестройки всей политической и экономической системы, принципиально новое мышление во всех сферах жизни, в том числе в науке, образовании, в культуре в целом.

Конец 80-х - начало 90-х гг. ХХ столетия история нашего государства характеризуется дальнейшим углублением кризиса во всех сферах жизни. В эти годы в союзных республиках принимаются декларация о государственном суверенитете. Вслед за объявлением суверенитетов состоялись выборы президентов в этих республиках. Декларации о суверенитете союзных республик поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. Несмотря на некоторые попытки о его сохранении, центробежные силы одержали победу.

В ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев. Было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Он объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. В Москву были введены войска. Установлен комендантский час. Многие граждане страны, в том числе и отдельные представители властных структур, не поддерживали ГКЧП. Более того, 22 августа 1991 г. его члены были арестованы. Одним из указов первого Президента России Б.Н.Ельцина был указ о прекращении деятельности КПСС. 23 августа был положен конец ее правлению государством. События 19- 22 августа 1991 г. привели к окончательному распаду Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской Пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Так перестала существовать Советская империя. Этим закончила «перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целю демократических перемен во всех сферах жизни в условиях СССР.

В экономике воцарился хаос, развалось все народное хозяйство. Началось расхищение государственной собственности. События, происходившие в это время в центре, не могли не отразиться на общественно – политической ситуации и в Кабардино – Балкарии. В республике эти кризисные явления были более ощутимыми. Резко снизился жизненный уровень граждан, остановились промышленные предприятия, сельское хозяйств перестали финансировать, и оно пришло в упадок, безработица достигла небывалых размеров. Кабардино – Балкария занимала и по настоящее время занимает одно из последних мест в РФ по уровню жизни народа и – одно первых мест по безработице.

Тем не менее в республике началось реформирование ее политической системы и экономики. 30 января 1991 г. сессия Верховного Совета КБАССР провозгласила Декларацию о государственном суверенитете Кабардино – Балкарии. Верховный Совет объявил об отказе от статуса автономной республики, какой она являлись с 1936 г. Государственными языками на территории Кабардино – Балкарии провозглашены кабардинский, балкарский и русский. Гарантировано свободное развитие и использование языков других народов. Чтобы выразить свое отношение КПКЧП 24 августа 1991 г. состоялась внеочередная Верховного Совета республики. Перед Домом Советов г. Нальчике состоялся бессрочный митинг, который обвинил руководство республики в поддержке ГКЧП. Под давлением митингующих в целях сохранения мира и спокойствия в республике, ее руководство ушло в отставку.

5 января 1992 г. в результате альтернативных выборов первым президентом Кабардино – Балкарии был избран мудрый политик с большим опытом работы в партийных и хозяйственных органах республики В.М.Коков. На

6-ой сессии Верховного Совета Республики, которая состоялась в марте 1992 г. КБССР была переименована в КБР и назначен новый председатель Совета Министров Кабардино – Балкарской Республики Г.М.Черкесов.

12 декабря 1993 г. впервые избрали 2- палатный Парламент КБР сроком на 4 года. В обеих палатах в полной мере были представлены основные национальности, проживающие в республике. (Двухпалатный парламент КБР просуществовал до 2003 года, - К.У.).

КБР установила политические, экономические и культурные связи со многим субъектами РФ, в том числе с братскими республиками и областями Северного Кавказа.

Большим политическим событием в крае явилось подписание 25 июля 1997 г. в Нальчике Договора об образовании межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино – Балкарии и Карачаево – Черкесии Основной целью этого Совета было обеспечение прав и законных интересов граждан этих республик при решении вопросов, представляющих их общие интересы. В 1997 г. была принята новая Конституция КБР.

В экономической сфере, несмотря на всеобщий кризис, произошли и позитивные явления, которые могут способствовать выходу из него. Это, прежде всего, отказ от единственной государственной формысобственности и утверждения многоукладной экономики. В республике были созданы многочисленные, наряду с государственными, акционерные, фермерские и другие частные предприятия и хозяйства. Появились условия формирования рыночных отношений. Многие предприятия, объекты соцкультбыта были приватизированы и стали коллективными или частными, осуществлено много другое, что является основой для развития экономики.

Но следует отметить, что многие государственные объекты приватизировали чиновники и бывшие партийные руководители, притом по бросовым ценам. Народу почти ничего не досталось, т.е. был нарушен принцип социальной справедливости.

В 80- 90- е гг. ХХ в. углубление демократических преобразований в обществе сопровождось небывалым ростом национального самосознания каждого народа. На этом фоне и в Кабардино – Балкарии были созданы многочисленные национальные общественно – политические организации и культурные общества: «Адыгэ Хасэ», «Тёре», Конгресс кабардинского народа Международная черкесская ассоциация, Балкарский форум, Национальный совет балкарского народа, татское - «Товуши», славянское - «Вечерусское» и др. Эти организации и общества возглавлялись представителями национальной интеллигенции, но социальная база была гораздо шире. Своей деятельностью они сыграли огромную роль в формировании общественного сознания, в возрождении культуры, языка, традиций и обычаев, в защите интересов своих народов. Следует отметить, что во многом к их голосу стали прислушиваться представители властных структур республики. Благодаря настойчивости этих организаций, в учебных заведениях КБР стали уделять больше внимания изучению языка, в целом культуры кабардинцев и балкарцев. Были приняты законы «О культуре», «О языке», «Об образовании». В январе 1991 гг. принимается решение, по которому кабардинский, балкарский и русский языки приобретают статус государственных. Теперь юридически эти языки получили равные права и возможности.

В этот период начинают обсуждаться вопросы официального признания геноцида адыгов во время Русско-Кавказской войны и придания им статуса народа – изгнанника с целью предоставления больше возможности потомкам мухаджиров – изгнанников вернуться на историческую родину. Правда, это справедливое требование адыгской интеллигенции воспринималось некоторыми представителями властных структур и другими народами и их национальными общественно – политическими организациями как стремление к созданию «Великой Черкесии», что коренным образом меняло бы этнополитическую карту Северного Кавказа. Эти идеи стимулировали этническую мобилизацию тюркских национальных движений и казачества.

В условиях углубляющегося социально – экономического кризиса и роста национального самосознания народов, в начале 90-х гг. обострились в республике межнациональные отношения. Все это привело к поляризации республиканской элиты, что делало проблематичным трансформацию политической системы республики в демократическую, создавая угрозу ее распада. Фактически дело шло к тому, чтобы КБР раскололась по национальному признаку. Общественно – политическая ситуация в республике значительно осложнилась, когда в ноябре 1991 г. съезд балкарского народа в одностороннем порядке провозгласил Республику Балкария и национальный суверенитет балкарского народа, заявив, что «Республика Балкария является одним из субъектов, образующих РСФСР». Был образован Национальный совет балкарского народа (НСБН). При провозглашении Республики Балкария сторонники такого решения не дали ответа на вопрос, как, на какой территории предлагается создать такую республику, когда абсолютное большинство балкарцев проживает на исторической территории Кабарды; где должны проходить границы между Кабардой и Балкарией; как быть с имуществом КБР и многое другое. В конечном итоге это привело бы к непрекращающемуся кровопролитию между этими двумя народами. Положение осложнилось еще и тем, что 10 января 1992 г. Съезд кабардинского народа, подготовленный с участием республиканских властей, принял решение «восстановить суверенную Кабардинскую Республику», но на основе взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами и органами государственной власти КБР и РФ.

С февраля по сентябрь 1992 г. республиканскую общественно – политическую организацию «Адыгэ хасэ» возглавил автор этой книги, он же был членом президиума Конгресса кабардинского народа и одновременно где был председателем одной из его комиссий. За время его руководства Хасой предпринимались попытки стабилизации общественно – политической обстановки в республике, сотрудничества общественных организаций с властными структурами и всех национальных движений - между собой; оградить последних от деструктивных сил, которых становилось все больше и больше в этих движениях. Дело шло к расколу республики, самого кабардинского народа, и появилась реальная угроза гражданского противостояния. Властные структуры и национальные движения все меньше и меньше стремились к сотрудничеству. Мы сделали отчет о проделанной работе за этот период, выступили по местному телевидению и в газете «Кабардино – Балкарская правда» (8 сентября, 1942 г.) под заголовком «Ставка на люмпен – дорога к хаосу и беззаконию»; в этой статье откровенно указано на ошибки властных структур и отдельных лидеров национального движения. Мы также предупреждали, что если события, будут развиваться, таким образом то не за горами политический кризис. Из – за нежелания взять на себя ответственность за ситуацию с непредсказуемыми последствиями для народов Кабардино – Балкарии, мы подали в отставку. Буквально через месяц оправдались мои опасения, и кризис наступил в октябре 1992 г., и еще немного и развязалось бы гражданская война.

К внутренним причинам кризисной ситуации в республике добавились и внешние факторы. В критические дни грузино-абхазской войны правильную позицию занял Президент республики В.М.Коков и отдельные лидеры национального движения кабардинского народа. Кстати сказать, руководство Кабардино – Балкарии раньше всех направило в Грузию и Абхазию правительственную миротворческую делегацию для переговоров с лидерами воюющих сторон. В состав делегации входили заместитель председателя правительства республики З.Нахушев, советник президента Кабардино – Балкарии по правовым вопросам Ю.Кетов. С ними был и Тхамада (председатель) «Адыгэ хасэ» К.Унежев. В течение нескольких дней мы вели переговоры с лидерами Грузии и Абхазии о необходимости прекращения войны. Следует отметить, что эти переговоры имели определенные положительные результаты.

Все же в конце сентября 1992 г. в Кабардино – Балкарии политический кризис достиг своей кульминации. В КБР были введены тогда внутренние войска из центральных регионов России – Ярославской, Липецкой и других областей. К чести Президента республики В.М.Кокова, тогда не была пролита кровь, хотя, за исключением Ю.Альтудова, все члены правительства призывали открыть огонь против митингующих перед домом Советов КБР. В.М. Коков проявил политическую мудрость и терпимость. В свою очередь некоторые лидеры национального движения во главе с Ю.Калмыковым сумели сдержать натиск митингующих. После этих событий состоялись многочисленные встречи между представителями национальных движений и властных структур, и напряженность спала. Не последовало со стороны руководства республики и правоохранительных органов никаких репрессий по отношению к участникам этого митинга.

В стабилизации общественно – политической ситуации в республике немаловажное значение имела полная реабилитация балкарского народа. Для решения этих проблем в конце 80-х и последующие годы на всех уровнях государственной власти были приняты многочисленные Декларации, законы, указы и постановления, в том числе и в Кабардино – Балкарии. По инициативе президента КБР В.М.Кокова на федеральном уровне были приняты принципиально важные документы: Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» (1994); Постановления Правительства РФ «О мерах по ускорению восстановления законных прав балкарского народа, подвергшегося депортации в 1944г. (1993 г.), «О социально – экономической поддержке балкарского народа» (1993 г.), «О мерах по выполнению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ о государственной поддержке социально – экономического развития Кабардино – Балкарской Республики в 1995 – 2000 годах» (1995 г.) и др. Эти документы стали основой для принятия большого комплекса нормативных актов и различных постановлений в республике: Указы президента КБР «О некоторых мерах по реабилитации балкарского народа в связи с 50- летием его репрессии» (1994 г. 7 марта ); «Об установлении Дня возрождения балкарского народа (1994 г. 25 марта) и многие другое.

Эти постановления, указы и другие нормативные акты были подтверждены конкретными материальными, финансовыми и другими средствами, которые выделены и выделяются балкарскому народу. К примеру, только в 1992- 1997 гг. на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения в балкарских селах республики из федерального бюджета было выделено 40 млн руб.

В начале 90-х гг. пособие по 500 тыс руб. получили 25 380 балкарцев. Из 11 тыс. высланных из республики балкарцев семей 9, 5 тыс. выплачена компенсация от 40 до 100 минимальных размеров оплаты труда за конфискованные государством домовладение и имущество. Ведется работа по культурной реабилитации, восстановлению и развитию духовного наследия балкарского народа. Десятки юношей и девушек принимаются в вузы страны и республики вне конкурса. Балкарская молодежь обучается и проходит стажировку в зарубежных странах. В Долинске открыт мемориальный комплекс жертвам депортации балкарского народа. Снят художественный фильм «Дорога на край жизни», посвященный этому периоду. Создан фольклорно – этнографический ансамбль «Балкария». Для подготовки творческих кадров в Северо-Кавказском институте искусств открыта балкарская театральная студия. В балкарских районах открыты филиалы ряда учебных заведений. В книжном издательстве «Эльбрус» выходит трудов балкарских авторов почти столько, сколько других ученых, писателей и поэтов КБР в целом. Сейчас по количеству докторов и кандидатов наук, студентов и лиц с высшим образованием показатели у балкарского народа на 1000 человек населения в несколько раз выше, чем у всех народов РФ, в том числе и КБР.

Таким образом, балкарский народ - единственный из всех репрессированных народов, который реабилитирован так полно по всем параметрам. Результаты социологических исследований, проведенных сотрудниками научно – исследовательского института КБР, выявили, что из всех народов, проживающих в республике, балкарцы больше всего довольны своим материальным положением и моральным самочувствием.

Конец 90-х - начало ХХ1 столетия характеризуется в истории Кабардино – Балкарии и дальнейшим углублением социально – экономического кризиса. До критической отметки увеличилась безработица, не восстановлена промышленность; сельское хозяйство пришло в полный упадок. Почти половина молодежи выехала в другие регионы РФ. Большинство выехавших не вернется в республику. Прежде всего, выезжает кабардинская молодежь. Это наносит непоправимый урон генофонду народа. При таком отношении к нему, перспективы - плачевные.

Кабардино – Балкария сейчас стоит на одном из первых мест в РФ по безработице, по выезду молодежи из своей республики в другие регионы страны. В КБР самый низкий уровень зарплаты, в том числе и вузовских работников. При такой социально – экономической обстановке, национальная политика проводится с большими издержками. Паритетный принцип подхода к решению социально – экономических, политических, культурных и иных вопросов может привести к дальнейшему обострению национальных отношений и конфронтации. Многие шаги, предпринимаемые федеральным центром не всегда стабилизируют общественно – политическую ситуацию на местах, в том числе и в Кабардино – Балкарии.

В частности в национальных республиках негативно встречено решение федерального руководства не записывать национальность в паспорте. Отходом от демократических реформ является принцип создания партии «Единая Россия» и фактическое восстановление, особенно на местах однопартийной системы в ее лице.

Дело в том, что эта партия создана телефонным звонком. По крайней мере, в КБР эта партия создана таким способом: звонили «нужным» людям и принимали в эту партию и там оказалось немало карьеристов и временных ее «спутников». Нет даже конструктивной оппозиции и критики. Многие чиновник республики проворовались, и нет управы на них. Словом, Кабардино – Балкария нуждается в существенном обновлении всех сфер ее жизни.

Тем не менее, Кабарда и Балкария прошли славную историю, где были взлеты и падения. Сейчас Кабардино – Балкария ждет от ХХI в. новых побед в своем социально – экономическом и культурном развитии. Она может достичь этих успехов в тесном союзе с русским и другими соседними народами. Развитие Северного Кавказа, который пока еще остается «Ахиллесовой пятой» России невозможно без укрепления ее государственности, над, чем должны работать все народы нашего Отечества, в том числе и Кабардино – Балкарской Республики.

Литература

Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е гг.). М., 1998.

Докшоков М.И. Главная привилегия – ответственность за других. Нальчик, 1998

История Дона и Северного Кавказа (1917 - 2000). Ростов – на / Д. Нальчик, 2004.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

Кудаев В.Ж. Курсом политических преобразований. Нальчик, 1999

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001.

Сабанчиев Х-М.А. Были сосланы навечно. Нальчик, 2004.

Сабанчиев Х-М.А. Выселение, на спецпоселении, реабилитация. Нальчик, 2001.

Унежев К.Х. Живут адыги на земле моей. Нальчик, 1992.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1141; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9211 - | 6567 - или читать все...

Читайте также:

 

34.229.194.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.