Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Проблемы внешней политики Турции




Ситуация выглядела патовой:ни одна партия не располагала боль­шинством, достаточным для формирования правительства. Было решено создать коалицию из двух партий,их лидеры должны будут попе­ременно возглавлять кабинет министров.После выборов 1995 г. премье­ром стала Тансу Чиллер,с 1995 г. возглавившая Партию верного пути (бывший лидер-президент — С. Демирель). В сентябре 1996 г.прави­тельство возглавлял уже лидер Партии благоденствия Н. чЭрбакан.

Выборы состоялись 29 ноября 1990г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути(19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парла­мент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии оте­чества,поэтому пост премьер-министрабыл передан С. Демирелю.

В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлисподтвердили сниже­ние популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г.последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986г. часть На­роднической партии объединилась с социал-демократами — образо­валась единая Социал-демократическая народническая партия(СДНП) во главе с Эрдалом Инёню.

ІІ. Политические процессы в 1980—1990-е гг.

Характерной чертой Турции всегда было господство государственного сектора в экономике.Постепенно он становился все менее эффектив­ным, но, пока сохранялся жесткий централизованный режим власти, это было не так заметно. В годы гражданского правления экономиче­ские проблемы усугублялись, возрастала социальная напряженность, что вело к политической дестабилизации, возникала угроза анархии. Это вынуждало военных вмешиваться: на короткое время порядок восстанавливался, а потом власть снова передавалась в руки граждан­ских политиков.

Такой сценарий неоднократно повторялся в послевоенной Турции. Лишь в 1980-е гг. реформы Т Озала позволили стране отказаться от го­сударственного контроля в экономике, начать развивать рыночные механизмы регулирования. Это привело к резкому повышению эф­фективности производства, расширению экономических связей с ми­ровым рынком, росту благосостояния населения. В Турции быстрыми темпами происходили социальные изменения, повлекшие за собой и изменения в политической ситуации.

Это подтвердилось уже в марте 1984 г.на выборах в местные орга­ны власти.По-прежнему лидировала Партия отечества (41,2% голо­сов), но неожиданно в лидирующую группу выдвинулись еще две партии: Социал-демократическая партия (СДП), которую возглавил сын Исмета Инёню — Эрдал Инёню (23,4% голосов), и Партия вер­ного пути (ПВП), за которой стояли сторонники С. Демиреля, так как сам он не мог быть членом партии (13,25% голосов). Эти две пар­тии (СДП и ПВП) стали добиваться роспуска парламента и досроч­ных выборов. Но оснований для этого у Т. Озала не было, он по-прежнему контролировал парламент. В его партии сочетались и мо­дернисты — западники, сторонники рыночной экономики и большей открытости Турции, — и ревнители традиций и исламской морали, выступавшие в поддержку национальных ценностей. Некоторые партии, представленные в парламенте, получили меньше 10%: На­родническая партия (НП)— 8,75%, Национал-демократическая (НДП) - 7%.




Тогда же, в ноябре 1986 г.,образовалась Демократическая левая пар­тия(ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н.Эрбакана и Партия на­ционалистической деятельностиА. Тюркеша.

В сентябре 1987 г.в Турции состоялся референдумпо поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деяте1 лям занимать выборные посты в течение 10 лет. Незначительное боль­шинство проголосовало «за» (50,23%), благодаря чему С. Демирель официально стал лидером ПВП, а Б. Эджевит возглавил ДЛП.

На выборах в ноябре 1987г. Партия отечества укрепила свои пози­ции в парламенте, получив там 292 из 400 мест. СДНП во главе с Э, Инёню стала иметь 99 мест, ПВП С. Демиреля — 59 мест. ДЛП Б. Эджевита набрала лишь 8,5% голосов, а Партия благоденствия Н. Эрбакана — 7,7%; обе не были даже представлены в парламенте. Т. Озал вновь сформировал однопартийное правительство.



В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентомТурции (сменил гене­рала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит.Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парла­ментских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выбо­рах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте.

После октябрьских выборов 1991г., подтвердивших тенденцию к падению популярности ПО, в Турции было создано коалиционное правительство из двух партий — ПВП и СДНП. Возглавил его по-прежнему С. Демирель; после неожиданной смерти Т. Озалав мае 1993 г,он был избран президентом Турции.

С 1993 г.в стране обостряется проблема сепаратизма.Курды — этни­ческое меньшинство в Турции — давно уже добивались автономии, но официальная позиция властей категорически отвергала такую возмож­ность. Борьбу курдов с 1978 г. возглавляла Курдская рабочая партияпод руководством Абдуллы Оджалана.В 1984 т. она объявила правительству войну. В 1993 г. курды-депутаты покинули турецкий парламент, в 1994 г. они подверглись политическим репрессиям. С того времени курды вы­ступают на политической арене отдельно от турок. В отношении вид­ных политических деятелей осуществляются теракты. В феврале 1999 г. А. Оджалан был арестован. В феврале 2000 г. на VII Чрезвычайном съез­де Курдской рабочей партии принято решение прекратить боевые дей­ствия и решать проблему мирными средствами.

24 декабря 1995 г. состоялись досрочные парламентские выборы.Они подтвердили рост исламских настроений в обществе,что ранее проде­монстрировали и результаты муниципальных выборов — во многих крупных городах мэрами были избраны исламисты. Партия благоден­ствия Н. Эрбаканаполучила на выборах больше всего мест — 144, Партия Отечества — 137, Партия верного пути— 98, ДЛП — 61; Народ­но-республиканская партия, воссозданная лишь в 1992 г., получила в парламенте 55 мест. Курды набрали лишь 4,17% голосов и не сумели пройти в парламент.

Позиции исламистов в стране продолжали крепнуть: они получали все больше власти на местах, к тому же возглавляли правительство. Все ожидали следующих парламентских выборов, когда, по прогнозам, исламисты должны были одержать полную победу. Армия не могла с этим смириться, о чем военные неоднократно заявляли президенту С. Демирелю. В январе 1998 г.своим указом он сместил Н. ЭрбаканаАпередав пост премьер-министралидеру Демократической левой партии Б. Эджевиту.Было объявлено о запрете Партии благоденствия. Впрочем, почти сразу же исламистыобразовали новую партию — Партию справедливости,во главе которой встал еегенеральный секретарь Р. Кутан; она сохранила свои места в парламенте. Против исламистов принимаются и другие меры: в ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной деятельность организации «Нурджулар»; в январе 2000 г. запрещен турецкий филиал партии «Хесболлах».

17 января 1999 г. правительство Б. Эджевита получило вотум дове­рия в парламенте. Очевидно, политические лидеры Турции сделали выводы из прошлого и не стали обострять политическую ситуацию.

В мае 2000 г. новым президентом Турции был избран Ахмед Недж-дет Сезер. Он сменил известного политика С. Демиреля. Жесткая по­зиция в отношении исламистов сохранялась; в январе 2001 г. началь­ник генерального штаба Турции вновь предупредил их, что армия готова выступить в защиту Конституции и не допустит прихода исла­мистов к власти.

Тем не менее 4 ноября 2002 г. состоялись парламентские выборы, которые завершились триумфальной победой Партии справедливо­сти и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Партия набрала на выборах 363 места из 550. Второй успех выпал на долю Народно-ре­спубликанской партии, получившей почти 19%, или 178 мест в пар­ламенте. Поскольку Р. Эрдоган лишен по суду права занимать обще­ственные должности, пост премьер-министра занял Абдуллах Поль. Правящая партия была сокрушена, она получила лишь 1 % голосов и даже не прошла в парламент. Но армия остается начеку. Военные внимательно наблюдают за ситуацией и всегда готовы вмешаться. В марте 2003 г. премьер-министром Турции стал Р. Эрдоган, по пра­ву заняв причитающееся ему место.

Экономическая реформав Турции продолжалась и в 1990-е гг.: тем­пы ежегодного прироста ВНП увеличились до 8%, экспорт в конце 1990-х гг. превысил 30 млрд. долл., причем 80% в нем составляли про­мышленные изделия. Появилось огромное количество новых част­ных предприятий, производящих высококачественную продукцию. Валютные резервы Турции превысили 26 млрд. долл., ВНП на душу населения — 3 тыс. долл. Турция превратилась в высокоразвитую страну, поставляющую конкурентную продукцию на мировом рынке. В настоящее время 75% турецких промышленных предприятий впол­не конкурентоспособны по сравнению с европейскими.

Огромной проблемой Турции является коррупция, которая прони­зывает все сферы государства. После размолвки между президентом и премьер-министром по этому поводу 19 февраля 2001 г. в Турции про­изошел финансовый кризис:из страны стали уходить инвестиции. Цен­тробанк Турции вынужден был вмешаться, что привело к резкому со­кращению (на 1/3) резервов иностранной валюты. В конце концов лира была отпущена в «свободное плавание» и подешевела сразу на 36 %.

Но кризисные проявления не могут перечеркнуть все экономиче­ские достижения Турции в последние годы. Во всяком случае, уровень жизни турок в 3 раза превышает российский.

Основные проблемы внешней политики Турции традиционно связа­ны со взаимоотношениями с Грецией.А главной причиной греко-ту­рецких раздоров после окончания Второй мировой войны стал Кипр.

Занимая выгодное стратегическое положение в Восточном Среди­земноморье, Кипр еще в 1878 г. был оккупирован английскими вой­сками, хотя формально входил в состав Османской империи. После Первой мировой войны Кипр был аннексирован Великобританией, и по Лозаннскому договору 1923 г. Турция это признала. Свыше 80% населения острова составляли греки. Они рассчитывали, что рано или поздно англичане уберутся с Кипра и тогда произойдет воссоедине­ние острова с Грецией.

После окончания Второй мировой войны англичане дали понять, что готовы остаться на острове в прежнем качестве. Началось их про­тивостояние с греческим населением. Борьбу греков за независимость Кипра возглавил глава автокефальной православной церкви Кипра архиепископ Макариос III. Он стал одновременно энтархом, или ли­дером, греческой общины.

Хотя греки не притесняли турецкое меньшинство, правительство Турции было озабочено перспективой присоединения острова к Гре­ции, ведь Кипр находится всего в 60 км от турецкого побережья. Но и правительство Греции не желало ссориться с Турцией, тем более что обе страны одновременно были приняты в НАТО.

В 1951 г. на Кипре, в порту Фамагуста, размещены английские во­енные базы — военно-воздушная и военно-морская. В 1954 г. сюда был переведен штаб вооруженных сил Великобритании на Ближнем Востоке. В том же году греческое правительство поставило в ООН во­прос о самоопределении Кипра, но, очевидно, не проявило должной настойчивости — вопрос о Кипре был оставлен без внимания. На ос­трове состоялись демонстрации протеста греческого населения, жес­токо разогнанные англичанами.

В 1955 г. Англия официально пригласила Турцию и Грецию на кон­ференцию в Лондон для обсуждения кипрского вопроса, но в результа­те стороны лишь рассорились окончательно. Греки в Турции подверг­лись гонениям, Греция отказалась участвовать в маневрах НАТО.

Начиная с 1955 г. делаются попытки вести переговоры между анг­лийскими властями и архиепископом Макариосом, но в марте 1956 г. англичане депортировали Макариоса на Сейшельские острова. В ап­реле 1955 г. на Кипре начались боевые действия террористических групп греков во главе с неким офицером Гривасом против англичан. В 1956 г. произошли первые столкновения между киприотами: грека­ми и турками; впоследствии они переросли в широкомасштабный ме­жобщинный конфликт.

Попытки посредничества НАТО не удались. Но все же в феврале 1959 г. представители Турции и Греции заявили в Цюрихе о своем со­гласии провозгласить независимость Кипра. Президентом будущего государства должен быть грек, вице-президентом — турок. Прави­тельство должно состоять из 7 греков и 3 турок; это же соотношение 7:3 необходимо соблюдать при распределении всех административ­ных должностей. С августа 1960 г. Кипр стал независимым.

Но Конституция острова была явно надуманной, неэффективной. В декабре 1963 г.на Кипре начались новые столкновения между грека­ми и турками.Дело чуть не дошло до войны между Турцией и Грецией. Очевидно, лишь присутствие американского 6-го флота вблизи Кип­ра помешало турецкому вторжению на остров в начале 1964 г.

В дело вмешалась ООН: в марте 1964 г. по ее решению на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. С тех пор они беспрерыв­но находились на острове, решение об их пребывании там автоматически продлялось. Попытки посредничества ООН также успеха не имели.

Между тем в 1967 г. в Греции власть захватила военная хунта. Гене­ралы поддерживали наиболее авантюристически настроенных поли­тиков, выступавших за присоединение Кипра к Греции. В 1971 г. на Кипр прибыл Гривас, который стал проводить террористическую дея­тельность против правительства Макариоса. Но в 1973 г. Макариос был избран вновь на пост президента; его отношения с хунтой в Афи­нах зашли в тупик.

15 июля 1974 г. дворец Макариоса подвергся нападению нацио­нальных гвардейцев, находившихся под влиянием греческих офице­ров. Сам Макариос бежал и был перевезен в Англию, а повстанцы провозгласили «президентом» некоего Самсона.

Перед лицом непосредственной угрозы присоединения Кипра к Греции вооруженные силы Турции 20 июля 1974 г. вторглись на ост­ров. Через три дня военная хунта в Афинах пала. Турки захватили 40% территории Кипра, вынудив 200 тыс. греков превратиться в беженцев. В конце 1974 г. на Кипр вернулся Макариос, но остров был фактически разделен. Попытки наладить межобщинный диалог предпринимались неоднократно — велись переговоры между лидерами общин Клавкосом Клеридисом и Рауфом Денкташем. Они хорошо знали друг друга еще с детства, но позиции сторон принципиально не совпадали.

Преемником Макариоса, умершего в 1977 г.,стал Спирос Киприа-ну.Вновь в роли посредника пыталась выступить ООН, но перегово­ры шли с большим трудом, так как греки настаивали на статусе феде­рального центра и на освобождении большей части захваченной Тур­цией территории:

В конце 1983 г. туркиобъявили о независимости северной части ост­рова.С тех пор переговоры идут неспешно: стороны обсуждают про­цент мест для каждой общины в общем парламенте Кипра, турки на­стаивают на праве выхода из федерации и т. п. Тем временем факти­чески закрепляется существующее положение: в турецкой части острова проводятся выборы, создаются новые органы власти, растет турецкое население, греки вытесняются с занимаемых земель. Одним словом, идет «кипризация» — этот термин вошел в международный лексикон.

Есть и другие причины обострения отношений между Турцией и Гре­цией.В частности, во время турецкой экспансии Кипра Греция укре­пила свое военное присутствие на островах в Восточной части Среди­земного моря, демилитаризованных согласно Лозаннскому договору 1923 г. Турция тогда выразила протест.

Существует и проблема территориальных вод.Пока обе стороны со­блюдали традиционный 6-мильный рубеж, Греция контролировала 35% Эгейского моря, Турция — 10%. Проблема возникла в 1994 г., ког­да Греция, ссылаясь на решения конференций по морскому праву, по­требовала 12-мильную зону территориальных вод. Это давало бы ей суверенитет над 75% Эгейского моря, с чем Турция категорически не согласна.

С этим связана и проблема континентального шельфа.Обострилась она в конце 1973 г., когда в Турции была опубликована карта конти­нентального шельфа Эгейского моря и в соответствии с ней стали выдаваться лицензии на изыскательские работы. В начале 1974 г. де­ло чуть не дошло до конфликта, когда турецкое гидрографическое судно «Кандарли» с мощным эскортом военных кораблей пыталось приступить к изыскательским работам. На протяжении 1974—1975 гг. между двумя странами проходили бурные дискуссии по этим вопро­сам. В феврале 1976 г. другое турецкое судно, также в сопровождении военного корабля, попыталось проводить исследования. Это обост­рило отношения между двумя странами.

Ситуация несколько разрядилась в 1978 г., когда лидеры Греции и Турции встретились и договорились о регулярных консультациях. Только в 1980 г. новое турецкое правительство пошло на уступки, ста­ло проявлять сдержанность по отношению к Греции. Правда, в 1987 г. между двумя странами вновь вспыхнул конфликт из-за работ по раз­ведке нефти, но он был быстро погашен в ходе неожиданного визита премьер-министра Т. Озала в Афины в 1988 г.

Распад СССР в 1989 г.способствовал возникновению независимых тюркоязычньгх государств в Центральной Азии: Казахстана, Узбекиста­на, Туркмении и Киргизии.Тургут Озал посетил эти страны и также при­гласил их лидеров в Турцию. Президент С. Демирель выбирал альтер­нативу между двумя возможностями: объединиться с этими государст­вами и Ираном в единый исламский блок или без Ирана и в какой-то мере против него как фундаменталистского государства. Разумеется, идеи пантюркизма в духе Риза Нури и Нихаля Атсиза весьма заманчи­вы. Однако Турция вынуждена проявлять сдержанность, поскольку де­ло касается не только Запада, но и ближайших соседей Турции, преж­де всего России и Ирана, с которым у турок тесные экономические связи. Турция поддержала Договор об экономическом сотрудничестве государств бассейна Черного моря, подписанный 11 странами в 1992 г., а также договоры о сотрудничестве в бассейне Каспийского моря и об экономическом сотрудничестве с Ираном и Пакистаном.

Турция сыграла важную роль в проведении международной операции против Ирака в 1991 г.,предоставив свою территорию в распоряжение вооруженных сил США. После войны в Заливе президент Д. Буш посетил Турцию и заявил, что США хотели бы видеть ее членом Евро­пейского союза (ЕС). С официальной просьбой о приеме в члены со­юза Турция обратилась еще в 1987 г., но рассмотрение заявления отло­жено на неопределенное время. Турция стала лишь членом Западно­европейского союза в 1992 г., а с 1 января 1996 г. действует Соглашение о таможенном союзе с ЕС.

В 2003 г. новый парламент Турции отказал американцам в праве пользоваться базами на Своей территории, что затруднило деятельность американской военной машины в условиях кризиса с Ираком. Это на­верняка осложнит в ближайшее время позиции Турции в переговорах о вступлении в Европейский союз.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1135; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8660 - | 7092 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Основные задачи и направления внутренней политики
  2. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
  3. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. Принятые в комментариях сокращения
  4. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. · Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества
  5. I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
  6. I. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
  7. I. Становление послевоенной Турции
  8. I.3.2. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы
  9. II. Изменения миграционной политики
  10. II. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  11. II. Меры демографической политики России в области улучшения жилищных условий
  12. II. Попытки навязать Турции условия Антанты


 

54.91.71.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.