Великие китайские империи

1. Империя Цинь. В период «Борющихся царств» начался процесс возвышения царства Цинь, которое ещё в начале IV в. до н. э. относилось к числу наименее развитых, – здесь не было даже собственной армии. Своим возвышением царство Цинь было обязано реформаторской деятельности чиновника Шан Яна (390–338), которому удалось осуществить целый комплекс преобразований, направленных на политическую централизацию, административно-территориальное переустройство, подрыв могущества аристократических родов, трансформацию общины.

В соответствии с реформами Шан Яна царство Цинь, где было введено единое законодательство и судопроизводство, делилось на округа, округа – на районы, границы которых не совпадали с прежними родоплеменными структурами (это ослабляло могущество местной аристократии). Низовой административной ячейкой становилась группа из пяти–десяти семей, все члены которых были связаны круговой порукой. За проступок одного члена такой группы наказывали всех. Круговая порука действовала и в воинских подразделениях.

Для ликвидации пережитков родоплеменного строя большие патриархальные семьи начали дробить на малые (по числу взрослых сыновей). С неразделённых семей стали брать двойной и даже тройной налог. Реформы разрешали куплю-продажу земель; все ограничения с размеров частных земельных владений были сняты.

В царстве Цинь появилось двадцать рангов знатности. Отменив наследственные титулы и привилегии аристократии, Шан Ян жаловал новые ранги знатности за личные, в первую очередь военные, заслуги. Это дало возможность простолюдинам прийти к власти.

Преобразования коснулись и армии. Основы военной мощи аристократии – колесницы были заменены маневренной конницей, бронзовое оружие – железным. Право изготовления вооружения превратилось в прерогативу государства. В армии вводилась строжайшая дисциплина на основе круговой поруки.

Для пополнения государственной казны некоторые отрасли хозяйства (например, добыча соли) объявлялись государственной монополией. Государство активно распродавало целинные земли, ввело поземельный налог, составлявший две трети собранного урожая.

В результате проведения этих реформ царство Цинь приобрело черты военно-бюрократической монархии, и хотя Шан Ян вскоре попал в опалу и был казнён, преобразования были продолжены и принесли блестящие плоды. Царство Цинь превратилось в сильнейшую державу Китая, и именно его ваны возглавили борьбу за централизацию страны.

В 221 г. до н. э. после семнадцатилетних кровопролитных сражений циньский ван Ин Чжэн объединил под своей властью «Борющиеся царства». Став правителем объединённого Китая, он принял титул «хуанди»[109] – император – и вошёл в историю как Цинь Шихуанди – «первый император из династии Цинь». Империя Цинь просуществовала всего четырнадцать лет, но именно в это время было создано централизованное деспотическое государство – прообраз всех последующих китайских империй.

Цинь Шихуанди распространил на присоединённые в ходе военных действий земли установления Шан Яна, создав при помощи законодательной базы и управленческих структур военно-бюрократическую монархию во главе с единовластным деспотом.

Вся территория империи делилась на сорок областей – административных округов во главе с назначенными из столицы – города Сяньян чиновниками. Крепостные стены, отделявшие прежде «Борющиеся царства» друг от друга, были снесены и под угрозой смертной казни было запрещено вспоминать о периоде раздробленности и междоусобиц в Китае. Носителей тенденций сепаратизма – местных аристократов – истребили, сослали на каторжные работы или насильно переселили в циньскую столицу, предусмотрительно конфисковав оружие. В объединённой стране вводились единые: законы, система измерений и веса, денежное обращение. Унифицировалась и упрощалась иероглифическая письменность.

Все полноправные свободнорождённые жители империи Цинь получили название «черноголовые», среди которых выделялось два сословия: благородных и простолюдинов. Критериями благородства служили богатства и заслуги перед императором. В стране быстро набирала силу новая знать, которая могла гордиться не происхождением, а преданностью императору и своей добросовестной службой. Китайская аристократия, особенно те её кланы, которые не принадлежали к циньцам, были отстранены от должностей и лишились своих прежних привилегий. Их стремление, объединившись под лозунгами конфуциáнства[110] и идеями старины, вернуть былое могущество не увенчалось успехом: своеволие и непокорность в империи Цинь вырывали с корнем. Сторонники конфуцианства живьём были закопаны в землю. Конфуцианские книги, обоготворявшие старинные порядки и мудрых, справедливых правителей древности, были сожжены. Все призывы жить, уповая на традиции и критикуя современность, воспринимались как государственная измена.

В стране воцарился террор. Всех, кто высказывал недовольство, казнили, а их родственников в трёх поколениях по закону о круговой поруке превращали в государственных рабов, число которых вскоре стало огромным.

Цинь Шихуанди, доказывая сакральный характер своей власти и обладания божественной силой – дэ, приступил к активной строительной деятельности, которая в Китае рассматривалась священнодействием, так как она приводила в порядок всё мироздание. В стране началось активное дорожное строительство: столица, соединённая казёнными дорогами протяжённостью в восемь тысяч километров со всеми, даже самыми отдалёнными уголками империи, была в курсе даже малейших изменений на периферии и могла при помощи приказов и инструкций держать под контролем ситуацию в Поднебесной.

В столице началось возведение тридцати семи сообщающихся дворцов, соединённых потайными ходами. Боясь заговоров и покушений, император не уведомлял придворных о месте своего ночного пребывания. Он и умер незаметно, скрываясь в одном из своих апартаментов, и только характерный запах известил окружающих о кончине «высочайшего царя».

Не так давно китайские археологи раскопали гигантскую подземную усыпальницу императора. Его вечный покой охраняла шеститысячная глиняная армия, причём воины были выполнены в полный рост. Для того чтобы местоположение гробницы оставалось тайной для подданных, всех, кто участвовал в её сооружении, по сообщению древнекитайского историка Сыма Цяня, умертвили по требованию императора.

Одним из самых выдающихся строений, возведённых во время правления Цинь Шихуанди, стала Великая Китайская стена. Созданная на северных рубежах объединённого Китая для защиты от кочевников хунну, она имела высоту до десяти метров и простиралась на четыре – шесть тысяч километров. Через специальные башни с воротами можно было осуществлять торговые связи с соседями, а при помощи сторожевых постов своевременно реагировать на новые происки противника.

Для осуществления грандиозных строительных проектов требовались колоссальные средства. Их добывали главным образом путём увеличения налогообложения. Налоги возросли в 20–30 раз, обнищание земледельцев было неслыханным, но проявление недовольства каралось обращением в рабство не только родственников в трёх поколениях, но и всех семей, связанных круговой порукой.

При Цинь Шихуанди размеры Китайской империи начали возрастать. Не ограничившись присоединением шести крупнейших царств Китая, император продолжил завоевания в Южном Китае и Северном Вьетнаме. Простолюдины, обязанные кроме налогов выполнять ещё трудовую и военную повинности, годами не снимали доспехов. Так колоссальными трудовыми затратами и человеческими жертвами возводилось основание первой централизованной империи Древнего Китая.

Смерть Цинь Шихуанди, наступившая скоропостижно в 210 г. до н. э., превратилась в сигнал для всеобщего выступления китайцев, недовольных правлением ненавистного императора. В 207 г. до н. э. столица империи – Сяньян была захвачена повстанцами, среди которых были представлены все социальные слои китайского общества. Сын императора отрёкся от престола. Цель антициньского движения была достигнута – империи Цинь больше не существовало, но мощное восстание на этом не завершилось.

После захвата столицы началась борьба между наиболее крупными повстанческими отрядами и их лидерами: Сян Юем, возглавлявшим потомственную знать, и Лю Баном – старостой небольшой деревни, сплотившим силы народного движения. Спустя несколько лет гражданской войны, которые китайские источники описывают как наиболее кровопролитные в истории Китая, власть досталась Лю Бану, ставшему основателем новой династии Хань. Время правления императоров династии Хань, находившихся у власти почти четыреста лет, принято делить на два периода: 202 г. до н. э. – 8 г. н. э., когда царствовала Старшая Хань, и 25–220 гг. н. э., когда бразды правления принадлежали Младшей Хань.

2. Китай при правителях династии Хань. «Когда династия Хань пришла к власти, – сообщает Сыма Цянь, – ей от Цинь досталось сплошное разрушение: взрослые мужчины находились в войсках, старики подвозили провиант. Заниматься чем-либо было чрезвычайно трудно. Хозяйство пришло в упадок. Даже для выезда Сына Неба нельзя было найти четвёрки лошадей одной масти. Военачальники и высокие сановники ездили в повозках, запряжённых волами, простой народ не имел ничего». В столичной области, наиболее густонаселённой, из десяти человек остались в живых двое-трое. Люди, доведённые до отчаяния, ели человеческое мясо.

Таким жалким выглядело наследие, доставшееся в результате гражданских войн Лю Бану. В обстановке разрушенных хозяйственного уклада, идеологических основ монархии, её социальной структуры единственно верным ходом могла быть популистская политика императора, как нельзя лучше соответствовавшая и сложившейся ситуации, и его безродному происхождению.

Стремясь удержаться у власти, Лю Бан отменил законы Цинь Шихуанди, облегчил бремя налогов и повинностей. Подоходный налог теперь составлял не две трети урожая, как раньше, а всего 1/15 часть. В неурожайные годы он не взимался вообще. От налогов были освобождены семьи, имевшие новорождённых, и воины, пришедшие в столицу после окончания срока службы. Заповедные леса, парки и водоёмы, бывшие во владении дома Цинь, были розданы народу; начался ремонт ирригационных сооружений.

Однако циньское административное деление и бюрократическая система управления оставались в силе, хотя политическая ситуация во время гражданских войн, когда в антициньском движении приняла участие титулованная аристократия, заставила Лю Бана нарушить принцип безусловной централизации и раздать в наследственное пользование старой знати около половины всех земель империи.

Результат такой политики был ожидаем. Соратники Лю Бана вскоре обзавелись на выделенных им землях собственной администрацией, установили свои налоги и денежное обращение, начали вести самостоятельную внешнюю политику. После смерти Лю Бана (195 г. до н. э.) сепаратистские тенденции местных правителей стали проявляться всё заметнее. Неоднократно знать поднимала мятежи антиханьской направленности.

Решительный шаг в сторону ликвидации двойственности в системе управления страной и укрепления централизованной власти сделал император У-ди (140–87) – самый сильный и удачливый правитель династии Хань. Отменив старинный принцип первородства, согласно которому старший сын наследовал всё имущество отца, он заставил знать дробить имения между имеющимися взрослыми сыновьями. С ослаблением экономического могущества знатных родов их притязания на власть отпали сами собой.

У-ди провёл и ряд других мероприятий, рассчитанных на укрепление вертикали власти. Он восстановил циньскую систему управления из центра (новой столицы – города Чанъань) с помощью огромного бюрократического аппарата, включавшего в себя и штат его контролёров-цензоров. Официальной государственной идеологией становится конфуцианство. Теперь, чтобы поступить на государственную службу или получить очередной ранг знатности, нужно было сдать экзамен на знание конфуцианских книг. Помимо поощрения грамотности, такой экзамен служил проверкой политической лояльности кандидата на должность.

Чиновничество, или служилая интеллигенция – ши, в ханьской империи превращается в особое сословие, численность которого возрастала, а социальный статус повышался по мере развития административно-бюрократического аппарата. В круг профессиональных обязанностей ши входила хозяйственно-административная и интеллектуально-творческая деятельность. В социальной иерархии китайского имперского общества представители ши стали занимать следующую после потомственной знати позицию (в частности, они были освобождены от несения трудовых повинностей, не подлежали некоторым уголовным наказаниям). Если учесть, что лица из служилой интеллигенции нередко возводились в аристократический сан, то нетрудно догадаться о совпадении социальной и интеллектуальной элиты Китая.

Время правления У-ди стало периодом наивысшего расцвета Ханьской империи. Источники единодушно отмечают расцвет экономики страны, рост общественного благосостояния, увеличение народонаселения до 60 миллионов человек[111].

При У-ди были значительно улучшены и расширены ирригационные системы, что увеличивало площадь обрабатываемых земель. Были возведены дамбы при выходе Хуанхэ на Великую Китайскую равнину, чтобы обезопасить массив плодородных полей от периодически случавшихся губительных наводнений. Ряд хозяйственных нововведений: появление плуга с воронкой для сеяния, пáрной сохи, системы «переменных полей», позволявших оставлять земли под пар для периодического отдыха, – также способствовали развитию многоотраслевого сельского хозяйства.

В ремесле наметилось укрупнение производственных мастерских, где одновременно использовался труд нескольких сотен работников преимущественно рабского статуса. После введения государственной монополии на добычу соли, производство железа, вина и отливку монеты возникли крупные государственные ремесленные предприятия, заметно повысившие доходы императорской казны. Количество рабов, трудившихся в казённых мастерских, было самым большим за всю историю Древнего Китая.

Успехи в ремесле стимулировали рост торговли и вызвали настоящий расцвет ростовщичества. Оно приняло такой размах, что отдельные богачи предоставляли займы государству. Развитию международной торговли способствовало начало функционирования Великого шёлкового пути. Эта трансконтинентальная трасса длиною в семь тысяч километров, протянувшаяся под прикрытием Великой Китайской стены, нарушила изоляционизм Китая, который установил культурно-экономические контакты с Бактрией, Ферганой, Парфией, Индией, Сирией, Римской республикой.

Из империи Хань везли на Запад железо, считавшееся лучшим в мире, никель, драгоценные металлы, косметические средства, лаковые, бронзовые и другие художественные и ремесленные изделия. Но основным предметом экспорта был шёлк, производимый тогда только в Китае. С Запада в Китай ввозили стекло, древесину, боевых коней, благовония, пряности, рабов. Особую важность для Ханьского Китая представляли заимствованные из Средней Азии сельскохозяйственные культуры: виноград, фасоль, гранатовые и ореховые деревья. Установление международных связей с западными странами, несмотря на явные преимущества для развития китайского хозяйства, тем не менее воспринималось Сыном Неба как выражение покорности «варваров» империи Хань, которая наряду с Парфянской и Римской «мировыми» державами превратилась в одно из самых могущественных государств Древнего мира.

Расцвет экономики, достигнутый во времена У-ди, почти полвека управлявшего Китаем, позволил накопить огромные ресурсы для ведения активной внешней политики.

Первый удар У-ди нанёс по племени хунну. Их набеги, достигавшие даже столицы, сопровождались угоном тысяч пленных. Взяв курс на решительную борьбу с хунну, У-ди оттеснил их от Великой Китайской стены и нанёс настолько сильные поражения, что в течение многих последующих десятилетий кочевники не представляли серьёзной угрозы для Китая. Утвердив влияние империи Хань в Западном крае (так в Китае назывались территории, по которым проходил Великий шёлковый путь), У-ди начал захватнические войны на юге современного Китая, севере Вьетнама и в Корее, где также одержал победы. В результате военных кампаний Китай превратился в самую большую империю Древнего мира: владения империи Хань простирались от Восточного Туркестана – на западе до Кореи – на востоке и областей Индокитая – на юге.

Захватническая внешняя политика требовала огромных средств. Это заставило У-ди и особенно его преемников резко увеличить налоги и повинности. Всё население страны было обложено поземельным и подушным налогами. Подушный налог был установлен с трёхлетнего возраста человека и выплачивался им до достижения восьмидесяти лет, причём он взимался не натурой, а деньгами. Кроме того, все простолюдины в возрасте от двадцати до пятидесяти шести лет выполняли трудовую и военную повинности. Из-за этого семья, надолго лишавшаяся кормильца, нередко попадала в долговую кабалу или личную зависимость от крупных земельных собственников.

Резкое ухудшение положения непосредственных производителей привело к обострению социальной напряжённости. В последней четверти I в. до н. э. по стране прокатилась волна народных бунтов. В этой обстановке недовольства политикой правящих императоров в 8 г. н. э. к власти пришёл Ван Ман, совершив дворцовый переворот. Он стал единственным представителем династии Синь (досл. «Новая»), управлявшим Китаем до 23 г. н. э.

Желая сгладить социально-экономические проблемы, он запретил куплю-продажу земли и рабов, ввёл максимум на обладание земельной собственностью, определив её пределы в 100 му (около двух гектаров). Ван Ман попытался установить контроль за рынками, ценами, кредитно-ростовщическими операциями. Однако сопротивление нововведениям было таким сильным, что императору пришлось отменить все свои законы, которые вызвали хаос в экономике и, вместо стабилизации хозяйственной жизни, привели к обесцениванию монеты и взвинчиванию цен на товары первой необходимости (так, рис подорожал в 50 раз).

Обстановку кризиса империи обострили стихийные бедствия: сначала засуха, затем наступление саранчи, которая уничтожила остатки посевов.

По всей стране начались стихийные крестьянские волнения, которые в 18 г. н. э. выросли в мощное восстание «краснобровых». Восставшие овладели столицей и убили Ван Мана. Династия Синь прекратила своё существование. В этот ответственный момент, когда решалась судьба державы, к восставшим примкнули представители свергнутой династии Хань. Из своей среды они выдвинули нового императора, которому удалось задушить восстание и возродить существование империи Хань в лице представителей её Младшей династии.

Размах восстания «краснобровых» показал необходимость уступок низам, поэтому, опасаясь нежелательных рецидивов, представители Младшей династии Хань амнистировали повстанцев, освободили детей, проданных в рабство, запретили клеймить и убивать рабов. Поначалу они заботились о смягчении налогового бремени земледельцев и, расширяя пахотные угодья, приступили к хозяйственному освоению бассейна реки Янцзы.

В конце I в. н. э. была возобновлена и активная внешняя политика. В 94 г. были наголову разбиты хунну, вновь усилившиеся при Ван Мане, возобновлено влияние Китая в Восточном Туркестане, восстановлены активные торговые связи по Великому шёлковому пути, налажены дипломатические и культурные контакты с Индией и Японией. Империя Хань вновь превратилась в крупную могущественную державу, которой даже великие кушанские правители платили дань.

Переломным моментом позднекитайской истории явился конец II в. н. э., когда вновь ослабла центральная власть, ужесточилась борьба между различными группировками знати, начался процесс перестройки экономики, всё меньше ориентировавшейся на развитие городов и товарно-денежных отношений и замыкавшейся на автаркичных гигантских имениях земельных собственников, или «сильных домов».

Растущее недовольство низов, страдающих от задолженностей, бесправия, прикрепления к земле глав «сильных домов», вылилось в мощное восстание «жёлтых повязок». Оно началось в 184 г. и продолжалось почти 25 лет. Восстание «жёлтых повязок» примечательно тем, что оно готовилось около десяти лет. Его руководитель, маг-врачеватель Чжан Цзюэ, проповедовал «Путь великого спасения», следуя которым можно было ускорить гибель империи Хань, конспиративно именуемой «Синим небом», и приблизить эру всеобщего благоденствия – «Жёлтого неба». Сторонники Чжан Цзюэ создали трёхсоттысячную армию, организованную в тридцать шесть отрядов, обученных воинскому мастерству. Хотя восстание началось раньше запланированного срока и основные его силы были истреблены в 184 г., на границах империи Хань, поддержанное новыми волнами повстанцев, оно продержалось до 205–208 гг.

Императорская армия оказалась бессильной в борьбе с восставшими, и дело подавления смуты взяли в свои руки главы «сильных домов», обладавшие собственными армиями. После разгрома повстанцев началась борьба между усмирителями. Их междоусобицы завершилась крушением Ханьской империи: в 220 г. она распалась на три царства – Вэй, Шу, У, появление которых означало наступление китайского Средневековья.

Более чем четырёхвековое существование империи Хань было важным этапом в развитии всей Восточной Азии. Для национальной истории Китая это был важный период консолидации древнекитайской народности, время наивысшего политического и духовного могущества. О его значении в жизни Китайской цивилизации свидетельствует хотя бы тот факт, что до сих пор китайцы называют себя ханьцами – этническим самоназванием, берущим начало от империи Хань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: