double arrow

Развитие культуры

Османское завоевание

Но главная трагедия была впереди. В XIV в. у Болгарии появился грозный и опасный сосед — османские турки, захватившие византийские владения в Малой Азии. Уже в 20-е гг. XIV в. они стали совершать свои опустошительные набеги на Балканский полуостров, а в 1352 г. овладели первой крепостью на Балканах — Цимпе. Османам противостояли лишь разрозненные силы соперничавших между собой балканских христианских правителей. Попытки образовать союз для совместной борьбы против турок не увенчались успехом. В начале 60-х гг. османы овладели почти всей Восточной Фракией с городом Одрин (Адрианополь). После смерти Ивана Александра (1371), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства.

В 1371 г. на р. Марице при Черномене турки нанесли поражение войскам двух македонских правителей, братьев Вукаши-на и Углеши. Путь в Македонию, Сербию и западные болгарские земли оказался открытым. Иван Шишман вынужден был признать себя вассалом султана Мурада и даже отдать свою сестру Тамару в султанский гарем. В это же время под власть турок попали болгарские земли к югу от Балканских гор. Началось

османское наступление на другие болгарские области. В 1385 г. пал Средец (София). Султан Мурад решил вначале разделаться с Сербией, но в битве с сербами на Косовом поле он погиб (1389). Натиск на Болгарию продолжил султан Баязид. Летом 1393 г., осажденная турками, пала столица Болгарии Тырново. Последний патриарх средневековой Болгарии Евфимий Тырнов-ский был отправлен в ссылку. Болгарский царь Иван Шишман находился в это время в г. Никополе, где его схватили и обезглавили (1395). В это же время оказалась под властью турок и Добруджа. В 1396 г. пало Видинское царство, и Болгария перестала существовать как самостоятельное государство на долгие пять веков.




Культурную жизнь Болгарии XIII—XIVвв. аккумулировала ее столица Тырново. Этот город стал колыбелью удивительного феномена — Тырновской книжной школы, возглавил которую болгарский патриарх Евфимий.

Евфимий (род. ок. 1320) был выходцем из болгарской столичной знати. Он получил великолепное образование на родине ив Византии — в Константинополе и на Афоне, а в 1375 г. стал Тыр-новским патриархом. Будучи активным приверженцем религиозно-философского учения исихастов, Евфимий основал вблизи Тыр-нова монастырь св. Троицы, ставший крупнейшим культурным центром. Здесь велась активная переписка книг (Евфимий стремился придать церковной жизни в Болгарии изначальную чистоту, исправив богослужебные тексты по их греческим оригиналам и приблизив нормы литературного языка к классическим кирил-ло-мефодиевским образцам), был составлен цикл агиографических произведений, посвященных почитаемым в Болгарии святым. Сам Евфимий принял в переработке богослужебной и агиографической литературы активнейшее участие, составив на основе старых текстов обновленные жизнеописания и похвалы святым болгарской церкви, раскрыв в них аскетические идеалы исихазма и придав изложению возвышенные и патетические черты посредством особого стиля, который современники назвали «плетением словес». Так, житие Иоанна Рильского в переработке Евфимия насыщено новыми чертами: подчеркивается мощь и значение болгарских городов Средца и Тырнова, в уста болгарского аскета вкладываются актуальные и для X и для XIV в. поучения болгарскому царю Петру: «Богатство... следует тратить не на удовольствия, но на оружие и войско»; «Валяйся в ногах у твоей матери, церкви!.. Склоняй голову перед ее первопрестольником!»



В житии болгарского подвижника XII в. Иллариона, рукоположенного византийским архиепископом Евстафием Охридским в епископы г. Меглена, Евфимий обращается к теме антиеретической борьбы. Основные факты, сообщаемые им о деятельности Иллариона, достоверны и восходят к более древнему житию. Однако развернутое описание диспута мегленского епископа с ма-нихеями и армянами-монофизитами опирается в основном на антиеретический трактат византийского богослова начала XII в. Евфимия Зигавина «Догматическое всеоружие» и едва ли может считаться изложением реальных споров. Завершает житие сюжет о перенесении царем Калояном мощей Иллариона в Тырнове после одержанной победы над византийцами.

Перу Евфимия принадлежит жизнеописание популярной в Болгарии Параскевы (Петки), которая считалась Небесной заступницей болгарского царства и его столицы. Ее мощи с XIII в. также хранились в Тырнове. В житие включен подробный рассказ о перенесении мощей святой, восходящий к более раннему житию Петки, но расширенный и дополненный Евфимием. Он сообщает, что мощи св. Параскевы в болгарскую столицу сопровождал преславский митрополит Марко, а встречали Иван Асень II с царицей Анной и вельможами, а также болгарский патриарх Василий с церковным причтом и бесчисленными толпами народа. Особенностью сочинений Евфимия является великолепный стиль. Вот его обращение к св. Параскеве: «Ты — болгарская красота, заступница и хранительница! Тобой величают себя наши цари! Твоим заступничеством все воюющие против нас останавливаются! Тобою земля наша утверждается и одерживает светлую победу!».

Сочинения ученика Евфимия Григория Цамблака (род. в 60-е гг. XIV в. — ум. после 1419 г.) идейно и по стилю выдержаны в традициях Тырновской школы. Помимо характерных риторических оборотов и следования византийским агиографическим канонам их отличает обилие конкретно-исторических сведений, что делает сочинения Цамблака важнейшим источником по болгарской истории конца XIV в. Григорий продолжил написанное Евфимием житие св. Петки ярким и насыщенным историческими подробностями рассказом о перенесении ее мощей из Тырнова в Видин, а затем в Сербию в конце XIV в. Самое важное среди его сочинений Похвальное слово Евфимию Тырновскому — произведение ярко выраженной болгарской тематики, посвященное жизни и деяниям последнего Тырновского патриарха. Писатель подробно останавливается на просветительской деятельности Евфимия, школа которого в монастыре св. Троицы близ Тырнова «привлекала множество людей не только болгарского рода... но и от всех стран — на север до Океана и на запад до Иллирика...»

Большое внимание уделяется антиеретической борьбе Евфимия, причем подробно описываются еретические движения, часто возникавшие среди жителей болгарской столицы в тревожной обстановке надвигающегося османского нашествия. В отношении Цамблака к Византии просматривается некая двойственность, объясняемая перипетиями церковно-политической борьбы в православном мире конца XIV в. Упрекая за «ненасытное златолюбие» императора Иоанна V Палеолога, Цамблак противопоставляет ему «константинопольских любомудрых мужей» — высшее столичное духовенство. Труд Цамблака — произведение яростной и непримиримой антиосманской направленности. К числу наиболее ярких его страниц принадлежит рассказ об осаде и взятии Тырнова турками, о героическом поведении Евфимия перед иноземными поработителями и его изгнании из столицы. «Есть ли что-либо горше изгнания и разлуки с родными, когда воспоминания об отечестве и близких жалом пронзают сердце!» — искренне восклицает автор, сам испытавший горечь разлуки с родиной.

Цамблаку пришлось жить и работать в Валахии и Молдавии, в Сербии и на Руси, но болгарские сюжеты появляются и в его произведениях, посвященных другим странам. Так, в житии сербского короля Стефана Дечанского Григорий осуждает былые раздоры между болгарами и сербами, а в надгробном слове московскому митрополиту Киприану описывает болгарскую столицу времен своего детства, когда знаменитый подвижник проезжал через нее по пути в Константинополь.

Григорий Цамблак — историк последних драматических десятилетий существования Второго Болгарского царства. В основе его произведений лежат не только собственные впечатления, но и рассказы очевидцев. Он сообщает читателю, что пользовался свидетельствами монахов Студийского монастыря в Константинополе, Афонской лавры св. Афанасия и других святогорских обителей. Автор весьма ответственно относится к своей работе, напоминая, а иногда клятвенно заверяя, что все сообщаемое им достоверно и истинно.

Гибель Второго Болгарского царства стала трагедией не только болгарского народа, но и всего славянского мира.

БОЛГАРСКИЙ НАРОД ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (XV-XVII вв.)






Сейчас читают про: