Таблица 9.3
Наименование городских поселений | Минимальная площадь зеленой зоны | Площадь лесов при показателе лесистости, % | Площадь лесопарков | |||
Св. 25 | Св. 20 до 25 включ. | Св. 15 до 20 включ. | Св. 10 до 15 включ. | |||
г. Минск | * | |||||
Крупные города | * | |||||
Большие города | ||||||
Средние города | ||||||
Малые городские поселения | ||||||
* Устанавливается по индивидуальным проектам. | ||||||
Примечание — В зависимости от конкретных ландшафтных, градостроительных, экологических условий размеры зеленых зон городов допускается увеличивать или уменьшать в пределах 15 %. |
Размеры территорий зон массового кратковременного отдыха следует принимать из расчета
от 500 до 1000 м2/чел.
9.3.3 Ландшафтно-рекреационные территории пригородных зон (загородные парки, лесопарки, рекреационные леса) следует формировать, как правило, на основе существующих лесов с прокладкой дорожно-тропиночной сети и оборудованием малыми архитектурными формами и рекреационными устройствами. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках следует отводить от 8 %
до 12 % территории, в лесопарках — до 4 %, в рекреационных лесах — до 1,5 %.
Расчетные рекреационные нагрузки должны составлять не более, чел./га, для:
— загородных парков — 50;
— лугопарков — 15;
— лесопарков — 10;
— рекреационных лесов — 3.
9.3.4 Размер территории пляжей, размещаемых в пределах зон отдыха и курортов, следует принимать не менее 8 м2/чел. Размер территории специализированных лечебных пляжей для инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, следует принимать не менее 10 м2/чел.
При размещении пляжей в полосе шириной до 100 м от водоема следует предусматривать благоустройство территории, обеспечивающее рекреационные нагрузки от 30 до 40 чел./га. Для травяных пляжей расчетные рекреационные нагрузки следует принимать от 75 до 100 чел./га, для песчаных — 1000 чел./га.
9.3.5 При размещении в пригородных зонах отдыха рекреационных учреждений для детского, семейного, взрослого и других видов отдыха и туризма, рекреационные учреждения следует проектировать в соответствии с П4 к СНиП 2.08.02 и, как правило, объединять в комплексы с организацией централизованного обслуживания, общих озелененных территорий, пляжей. Участки детских рекреационных и оздоровительных учреждений необходимо изолировать от других видов рекреационных учреждений, создавая разрывы шириной не менее 100 м. Здания необходимо располагать за пределами прибрежной полосы на расстоянии не менее 100 м от уреза воды, создавая между зданиями
и водоемом полосу насаждений шириной не менее 50 м.
9.3.6 Удаленность автомобильных стоянок и парковок от пляжей, объектов обслуживания, учреждений отдыха не должна превышать 500 м.
Минимальное расстояние от автостоянок до учреждений отдыха — 50 м, до пляжей — в соответствии с санитарными нормами.
9.3.7 При отсутствии крупных лесных массивов в ближайшем окружении поселений следует предусматривать создание защитных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов. Ширину защитных лесных полос следует принимать не менее, м, для:
— г. Минска и крупных городов — 500;
— больших и средних городов — 100;
— малых городских и сельских поселений — 50.
Защитные лесные полосы следует совмещать с существующим защитным озеленением вдоль транспортных магистралей, естественных водотоков, соблюдая при этом требования [11].
9.3.8 В пределах пригородных зон городов следует предусматривать размещение питомников древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом ландшафтно-рекреационных территорий городских, загородных и близлежащих сельских поселений. Площадь питомников следует рассчитывать исходя из уровня обеспеченности населения различными видами озелененных территорий, потребностей садоводов-любителей, но не менее 3 м2 на одного жителя. Площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета не менее 0,4 м2 на одного жителя.
9.4.1 В составе ландшафтно-рекреационных территорий поселений и пригородных зон следует создавать особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ) на участках с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историко-археологическое значение и в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. ООПТ являются заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы как республиканского, так и местного значения.
9.4.2 Размеры и режим использования ООПТ следует устанавливать на основе специально выполненного научно-технического обоснования создания ООПТ, утверждаемого на республиканском либо местном уровне государственного управления в зависимости от административно-правового статуса этих территорий. Категории ООПТ республиканского и местного значения определяются законодательством.
Примечание — ООПТ могут использоваться в оздоровительных и рекреационных целях при условии соблюдения требований, установленных действующим законодательством и режимами их использования, закрепляемыми постановлением о создании ООПТ.
9.4.3 В пределах ООПТ допускается архитектурная, градостроительная и строительная деятельность, не противоречащая установленным требованиям охраны. Размещение зданий и сооружений в пределах ООПТ допускается в исключительных случаях на основании специальных научных обоснований.