Основные требования
Транспортная инфраструктура
11.1.1 Транспортную инфраструктуру следует формировать как единую систему путей сообщения и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта, обеспечивающих потребность
в удобных и безопасных пассажирских и грузовых связях внутри поселений, между поселениями
и прилегающими территориями. Развитие транспортной инфраструктуры определяется градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами.
11.1.2 Следует обеспечивать территориальные резервы для развития коммуникаций и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта, а также узлов их взаимодействия (транспортно-пересадочных узлов), предусматривая изоляцию общественных центров, жилых и ландшафтно-рекреационных территорий от пропуска потоков транзитного и грузового транспорта.
11.1.3 Уровень автомобилизации населения следует устанавливать расчетом для конкретного поселения на основе статистических данных с учетом его социальных, экономических, географических и других функциональных особенностей.
Для предварительных расчетов уровень автомобилизации населения следует принимать в пределах следующих значений (легковых автомобилей на 1000 чел.):
— в г. Минске и крупных городах — не менее 350;
— в больших и средних городах — то же 300;
— в малых городских и сельских поселениях — “ 250.
Примечание — Количество автомобилей, прибывающих из других поселений, следует устанавливать на основе специальных обследований и прогнозных расчетов в соответствии с требованиями П2 к СНБ 3.03.02.
11.2.1 Развитие коммуникаций и сооружений внешнего и пригородного транспорта следует рассматривать в составе единой транспортной сети области, страны. При этом следует учитывать функционально-планировочную классификацию автомобильных дорог, установленную в [5]: магистральные республиканские (международного и национального значения), прочие республиканские (международного, национального, регионального значения) и местные.
11.2.2 Автомобильные дороги общего пользования следует проектировать, как правило, в обход поселений за пределами их перспективных границ. Участки автомобильных дорог общего пользования в пределах перспективных границ поселений должны проектироваться с учетом их классификации на основе требований СНБ 3.03.02.
Расстояние от оси автодорог I–IV категорий до линии жилой застройки следует принимать с учетом требований ТКП 45-3.03-19. Для дорог V категории — не менее 50 м, для дорог VI категории —
не нормируется.
Расстояние от оси дороги до границ садовых и дачных кооперативов следует принимать не менее, м:
— для дорог I-а категории — 200;
— то же I-б, I-в и II категорий — 100;
— “ III, IV категорий — 50;
— “ V, VI-а, VI-б категорий — не нормируется.
При соответствующем обосновании допускается прокладка автомобильных дорог общего пользования по территории города. В этом случае участки автомобильных дорог в пределах перспективных границ поселений должны проектироваться с учетом их классификации на основе требований СНБ 3.03.02.
В перспективных границах поселений автомобильные дороги общего пользования следует прокладывать преимущественно по незастроенной территории в обход жилых территорий, общественных центров, зон отдыха, зон охраны территорий историко-культурных ценностей, зон санитарной охраны природных экосистем с использованием рельефа местности в качестве естественной преграды на пути распространения шума (выемки, овраги и т. д.).
11.2.3 Пригородную зону города по транспортному критерию следует выделять по условиям, при которых средневзвешенные затраты времени на трудовые передвижения маршрутным пассажирским и легковым автомобильным транспортом должны быть не более, мин, для:
— г. Минска и крупных городов — 40;
— больших и средних городов — 30;
— малых городов — 20.
При этом дальность пешеходных подходов к остановочным пунктам пригородного пассажирского транспорта следует принимать не более 1 км.
11.2.4 Автовокзалы, автостанции и конечные пункты пригородных автобусных маршрутов следует, как правило, размещать в комплексе с общественно-торговыми центрами: в г. Минске в периферийной зоне — у станций метрополитена или у остановочного пункта скоростного трамвая; в крупных
и больших городах — в центральной или срединной зоне; в средних и малых городах — в центральной зоне.
Для обеспечения удобства пересадки с железнодорожного транспорта на автобусный и наоборот, а также доставки сельских жителей к местам проживания следует размещать железнодорожные вокзалы (станции) и автовокзалы (станции) приближенными друг к другу.
11.2.5 Не допускается строительство новых и развитие существующих железнодорожных сортировочных, грузовых и технических станций, грузовых дворов, контейнерных площадок складских комплексов и подводящих к ним путей в пределах жилых и ландшафтно-рекреационных территорий.
Пропуск грузового движения в железнодорожных узлах следует предусматривать по обходным путям за пределами перспективных границ поселений.
11.2.6 Для г. Минска и крупных городов, как правило, следует предусматривать диаметральный пропуск пригородных поездов через центральную пассажирскую станцию. Остановочные пункты пригородных поездов следует размещать вблизи производственных и жилых районов, общественных центров с формированием транспортно-пересадочных узлов.
11.2.7 Жилую застройку необходимо отделять от магистральных железных дорог СЗЗ, ширина которой устанавливается от оси крайнего пути с поездным характером движения не менее 100 м. Ширина СЗЗ может быть уменьшена на величину, соответствующую эффективности шумозащитных мероприятий, но не более чем на 50 м.
11.2.8 СЗЗ вне полосы отвода железных дорог и автомобильных дорог общего пользования
в пределах перспективных границ городов, речных портов и аэродромов следует использовать для прокладки улиц населенных пунктов, автостоянок и автопарковок, складов, предприятий.
11.2.9 Речные порты следует размещать за пределами жилой территории на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м ниже по течению реки. Расстояния от границ района порта по перегрузке и хранению пылящих материалов до жилой застройки следует принимать не менее 300 м. Ширину прибрежной территории грузовых районов речного порта следует принимать не более 300 м. Береговые базы и стоянки маломерных моторных судов следует размещать вне жилой застройки и мест массового отдыха.
11.2.10 Аэродромы следует размещать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.03. Безопасность полетов, допустимые уровни авиационного шума и электромагнитного излучения следует обеспечивать соблюдением установленных санитарных норм. Указанные требования должны соблюдаться также при размещении новых жилых территорий и зон массового отдыха в районах действующих аэродромов.
На территориях городов следует предусматривать площадки для легкомоторной авиации и вертолетов с учетом санитарных требований.
11.2.11 Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.