Уголовный суд по Царскому судебнику в главных своих основаниях одинаков с тем, какой был по Судебнику 1497 г., только в Царском судебнике он развит подробнее. Важным нововведением Царского судебника относительно уголовного суда было разделение между разбойными, душегубными и татебными делами и назначение для двух первых особых судей, называвшихся губными старостами. Относительно суда над татями Царский судебник предписывает, что если тать будет приведен с поличным в первый раз, то его судить обыкновенным судом, т. е. гражданским, но в то время, когда наместник будет производить суд, сделать повальный обыск о тате, т. е. расспросить о нем у того общества, к которому он принадлежит. Если общество на повальном обыске называло татя лихим человеком, то его подвергали пытке и если под пыткой он сознавался в преступлении, то его казнили, а если не сознавался, то сажали в тюрьму и держали в тюрьме до смерти, а иск доправляли из его имения. Если же при повальном обыске общество называло уличаемого в краже добрым человеком и показывало, что он не бывал уличаем в краже прежде, то его били кнутом на торгу и отдавали на поруки, а ежели порук у него не было, то его сажали в тюрьму до тех пор, пока не находились поруки. Если же тать будет пойман с поличным в другой раз, то его подвергали пытке, и если он под пыткой сознается во взводимом на него преступлении, то его казнить смертью, а ежели не сознается, то о нем также производить повальный обыск. Если по повальному обыску вор оказывался добрым человеком, то его казнили торговой казнью и отдавали «на крепкие поруки» или же сажали в тюрьму, если у него не было порук; а если общество называло вора лихим человеком, то его казнили смертной казнью. Относительно суда над разбойниками, душегубцами, крамольниками, поджигателями и прочими Царский судебник узаконяет: ежели разбойник, душегубец, ябедник, подделыватель монет и актов и проч., оглашенные в обществе ведомыми лихими людьми, будут судиться в Москве, то по боярскому суду, без выдачи их истцу головой, казнить смертью при тиуне и дворском, а иск доправить из их имущества. В других же городах суд над такими преступниками принадлежал губным старостам, которые судили по особым губным грамотам. Наместники обязаны были отсылать подобных людей к губным старостам. Если убийца своего господина, обвиненный в сдаче города неприятелю, крамольник, святотатец, головной тать (т. е. тот, кто крадет свободу другого, продает другого в неволю обманом или насильно) и зажигалыцик по повальному обыску оказывались ведомыми лихими людьми, то их казнили смертной казнью, а из имущества их доправляли иск.
Во второй половине Судебника царя Ивана Васильевича были помещены узаконения: о холопстве, поземельном владении, о крестьянском выходе, о найме, о купле и о наследстве.
Узаконения о холопстве представляли много новых правил и форм. Царский судебник прежде всего делал строгое различие между полным, или обельным, холопом и кабальным и представлял ряд узаконений об обоих видах холопства.
Полными холопами Судебник 1550 г. признает тех же, которые признаны таковыми и в Судебнике 1497 г., т. е.,по полной и по докладной грамотам, по сельскому ключу и тиунству, по рождению, по браку, по духовной и по приданому. Но Царский судебник вводит много нового относительно полного холопства: дети, рожденные до холопства родителей, признавались свободными; по тиунству и по сельскому ключу холопство признавалось только с полной грамотой или докладной; холопам не дозволялось продавать детей своих, рожденных до холопства; при написании полной или докладной грамоты непременно должны были находиться свидетели, преимущественно близкие родственники того, на кого писалась полная или докладная.
Царский судебник требует, чтобы отпускная холопу, написанная рукой его господина и подписанная дьяком, выдавалась только в трех местах: в Москве, в Новгороде и в Пскове; в Москве отпускная выдавалась боярами и дьяками приказов, управлявших разными городами, а в Новгороде и Пскове — тамошними наместниками.
Если на одном холопе положат две полные или докладные (т. е. если два господина заявят свои права на одного и того же холопа и представят крепости), то холоп признавался принадлежавшим тому, кто представил старшую полную или докладную, а чей документ моложе, тот не только лишался холопа и денег, заплаченных за него, но сверх того если первый владелец холопа говорил, что холоп убежал, обокрав его, то приговаривался еще к плате всего того, что украл холоп. Царский судебник запрещал принимать в холопство служилых боярских детей и их детей, не бывших еще в службе, но не препятствовал принимать в холопство отставленных от службы боярских детей.
Царский судебник отличал кабалу заемную от служилой. Служилыми холопами назывались те, в кабале которых прямо прописывалось, что они взяли у заимодавца столько-то денег с обязательством служить ему за проценты; они по уплате долга становились свободными, точно так же, как по Русской Правде закупы, а по Псковской грамоте — серебряники. Это было de jure, a de facto они оставались несвободными до самой смерти своего заимодавца. Кабальные по заемной не обязывались служить заимодавцу; они считались полусвободными, а по уплате долга делались вполне свободными. По Царскому судебнику не дозволялось писать кабалы на сумму свыше 15 руб. на одного человека. Служилая кабала считалась действительной только тогда, когда она была скреплена боярской печатью и подписью дьяка; кабалы дозволялось брать только на вольных людей, а отнюдь не на холопов, а кто возьмет кабалу с холопа, тот не только лишается денег, отданных ему, но и обязывается уплатить господину холопа все иски, если он покажет, что холоп убежал, обокрав его.
Узаконения о наймитах Царского судебника сходны с подобными же статьями Судебника 1497 г. Наймит, оставивший своего господина, не дослужив срока или не исполнив условной работы, лишался найма. Но Царский судебник к этому прибавляет, что если господин по окончании работы наймита не захочет заплатить ему условленной платы, а наймит уличит его в этом, то хозяин обязан выдать ему двойную наемную плату.
Царский судебник оставил неприкосновенными все те узаконения о поземельном владении, какие имелись в Судебнике 1497 г., и только прибавил одно важное узаконение о праве выкупа вотчин родственниками. В прежнем Судебнике также было узаконение о праве выкупа вотчин, но там не были определены ни срок выкупа, ни условия его. В Царском судебнике это установление приведено к возможной ясности и определенности — для выкупа вотчин родственникам назначался 40-летний срок. Чтобы обеспечить покупателей и во избежание различных споров, Царский судебник узаконяет:
внучата и дети не имеют права выкупать вотчин, проданных их дедом и отцом; право выкупа имеют только родственники по боковой линии родства;
братья и племянники не имеют права выкупа вотчины, если они подписались свидетелями при совершении купчей на нее;
выкупать вотчину можно только за ту сумму, за которую она продана;
братья и племянники продавшего вотчину не имеют права выкупать ее, если она была у продавца не родовая, а купленная;
выкупивший вотчину в законные 40 лет должен держать ее за собой и продавать ее может только тем из своих родственников, которые не подписывались свидетелями при первой ее продаже, но продавать ее в чужой род он не может, а иначе вотчина возвращается первому ее покупателю;
если кто выкупит вотчину на чужие деньги с тем, чтобы держать ее на свое имя, и если об этом узнает первый покупатель вотчины, то она возвращается ему, а выкупивший лишается своих денег; если кто хочет заложить свою вотчину стороннему человеку мимо своих вотчичей, то этот может принять ее в залог, но только по той цене, какой стоит вотчина, а не давать за нее более чем стоит, в противном случае при выкупе родственники заложившего выкупали ее по настоящей цене, а не по закладной; если кто при обмене родовой вотчины на вотчину у стороннего человека брал земли меньше, а за остальное получал деньги, то в случае выкупа родственники могли требовать всю вотчинную землю, не касаясь денег.
Царский судебник назначает для крестьянского выхода тот же срок, какой положен и в Судебнике 1497 г., но дополняет прежние узаконения: повышает цену за пожилое на 2 алтына; лесными местностями он называет те, от которых до строевого леса не более 10 верст расстояния; узаконяет брать за пожилое с ворот, т. е. с целого двора, а не с каждого строения; прибавляет пошлины 2 алтына «за своз» (т. е. когда сбежал крестьянин с земли) и говорит, что «других пошлин нет», т. е. что господин по уплате этих двух пошлин не мог удерживать у себя крестьянина, хотя бы имел на нем другие какие-либо иски; крестьянский хлеб, посеянный на земле владельческой, оставался за крестьянином, который мог сжать его после ухода с земель владельца в свою пользу, а владельцу земли заплатить за это «боран в два алтына». Относительно казенных податей Царский судебник узаконяет, что крестьянин должен платить подати только до тех пор, пока у него есть рожь в земле. По уходе с земли владельца крестьянин прекращает все свои обязательства относительно его. Крестьянин с земли во всякое время мог продать себя в холопство, для этого не полагалось никакого определенного срока; хлеб же, посеянный им на земле владельца, оставался за ним, если только крестьянин оплачивал его казенной податью, а иначе он лишался посеянного хлеба в пользу казны.
Займы по Царскому судебнику, во-первых, допускались с кабалой и без кабалы; в случае бескабальных исков кредитор должен был представить свидетелей в доказательство своего иска, а иначе такой иск не допускался. В кабальной прописывалась как заемная сумма и проценты, так и срок платежа займа и процентов. Если же кредитор и должник захотят сделать отсрочку по займу, то эта отсрочка непременно должна быть сделана с боярского доклада и за подписью дьяка, а иначе она теряла свое значение; во-вторых, в займах между купцами и в случае несостоятельности должника Царский судебник следует тем же правилам, какие узаконены в Судебнике 1497 г., т. е. он делит несостоятельных купцов на несчастных и виноватых и определяет, чтобы первым выдавалась полетная грамота, по которой рассрочивалась уплата долга по годам и без процентов. Срок уплаты долга определялся в полетной грамоте сообразно с оставшимся капиталом должника; в случае утраты занятых денег в разбое полетная грамота не должна иметь силы, когда разбойник будет пойман и с него взыщутся отнятые им деньги.
Относительно купли-продажи Царский судебник требовал, чтобы при покупке поношенного платья на торгу или в лавке покупатель брал поруку на продавца, что это не краденое, и если кто купит без поруки, то в случае иска тем и обвиняется, что купил без поруки.
Царский судебник излагал правила покупки и продажи лошадей. При покупке лошадей на Москве и в Московском уезде клеймить их на Москве у государевых пятенщиков, а пятенщи-кам записывать лошадей в книги и брать за пятно пошлину по старине; при покупке или мене лошадей по городам и волостям пятнать лошадей у наместников и волостелей; записывать в книги продаваемых или промениваемых лошадей земскому дьяку, а книги хранить у целовальников; а пятенщикам за пятно брать по деньге с купца и продавца, целовальнику же и дьяку в предупреждение споров образчик клейма записывать в книгу; если кто купит или променяет лошадь в своей волости и в тот же день не запишет ее в книге и не заклеймит, а в том его уличат, то наместнику или волостелю и пятенщику взять с него пропятенье 2 руб. «А ежели бы кто стал предъявлять свои права на лошадь, которую покупатель не заклеймил у пятен-щика, и стал бы искать других пропаж при лошади, то покупатель, не заклеймивший лошадь, признавался виновным и не только лишался лошади, но и уплачивал весь иск, предъявленный на него»; боярские дети точно так же, как и прочие жители, должны пятнать покупаемых и промениваемых лошадей, но во время военного похода они могут покупать лошадей и без клейменья, а в случае иска на купленную лошадь представляют только свидетелей пять или шесть человек; если кто купит лошадь не в своем присуде, т. е. не в своем уезде или волости, то должен пятнать ее там, где купил, а если приведет ее домой не пятненную, то должен платить пропятенье.
Все эти правила были известны на практике еще гораздо ранее издания Царского судебника, они встречаются в уставных грамотах XIV и XV столетий. Царский судебник только дал больше форм и определений пятненью и предоставил его или царскому пятенщику, или наместникам и волостелям, тогда как прежде право пятненья принадлежало нередко частным землевладельцам, монастырям и знатным вотчинникам.
Законы о наследстве в Царском судебнике оставлены те же, какие были и в Судебнике 1497 г., т. е. после умершего без завещания наследниками были сперва сыновья, потом дочери, а потом и другие родственники, по степеням родства.
10.3. Стоглав.
Стоглав был издан на Московском соборе 1551 г. Царь Иван Васильевич, узаконив суд в делах светских, вслед за тем обратился и к устройству церковных дел. С этой целью он созвал в Москве Собор духовных властей и просил, чтобы члены Собора составили необходимые узаконения для руководства на последующее время, а также занялись бы разрешением других вопросов, которые найдут нужными для лучшего гражданского устройства церкви и для единообразного порядка в церковных делах.
Собор был открыт 23 февраля 1551 г. в царских палатах в присутствии самого царя и бояр.
Собор преимущественно состоял из духовных лиц; председателем его был митрополит Макарий, а среди его членов были: 3 архиепископа, 6 епископов и многие архимандриты, игумены и другие значительные духовные лица. Источником для своих решений Собор принял правила апостольские и правила святых отцов, греческий Номоканон и правила прежних русских соборов, правила русских митрополитов и других русских учителей церкви, в особенности преподобного Иосифа Волоцкого, митрополитов Петра, Киприяна и других.
В разрешение же тех вопросов, которые не были известны прежде, Собор составил свои правила. Сборник правил, составленных на Московском соборе 1551 г., известен под именем Стоглава, потому что его узаконения разделены на 100 глав. Вопросы, урегулированные в Стоглаве, по существу своему разделялись на чисто церковные и церковно-гражданские. Первые из них были разрешены частью на основании правил апостольских и отеческих, как греческих, так и русских, а частью их решения были составлены самим Собором; вторые же — частью на основании греческих законов, находящихся в Кормчей, частью по русским древним уставам, частью же представлены были на разрешение государя. Церковно-гражданские узаконения Московского собора 1551 г., церковно-гражданские узаконения Стоглава касались положений: о святительском суде и управлении; о поповских старостах; о священниках и притче; о монастырях; о монастырских имениях; о писании святых икон и книг; об училищах; о делах благотворительности; о праздниках; о прекращении разных суеверий в народе.
Собор 1551 г. требовал, чтобы никто не вступался в святительский суд, и в подтверждение этого приводит как греческие узаконения о неприкосновенности суда святительского, так и русские. Из последних особенно ссылается на устав Св. Владимира и послание митрополита Киприана в Псков о святительском суде.
Собор отменил все прежние царские грамоты, так называемые судильные, по которым разные архимандриты, игумены и попы освобождались от подсудности своему епископу, и подчинил всех церковных людей суду местного епископа по всем делам, кроме татебных (с поличным), разбойных и душегуб-ных, подлежащих светскому суду. «Если же духовного чина будут искать обид на мирских людях, то им взять у своего епископа судью духовного и с ними судиться у мирского судьи по Судебнику. А ежели мирские люди будут чего искать на монастырских слугах и крестьянах, то им судиться у государевых бояр (т. е. в приказе Большого дворца, который заведовал всеми делами по монастырским имуществам)».
Московский собор разделил святительский суд на церковный и мирской. Церковному суду подлежали все дела церковные или, как сказано в Стоглаве, «греховные», как церковных людей, так и светских. Этот суд производил сам святитель архимандритами и игуменами по церковным правилам, и к нему не допускался никто из светских, за исключением истцов. Мирскому суду святителя подлежали все гражданские дела духовных и других лиц, подведомственных церкви, а также дела по духовным завещаниям всех лиц, как церковных, так и светских. Первоначальное производство этих дел принадлежало святительским боярам. Кроме бояр на мирском святительском суде присутствовали: поповские старосты и пятидесятские священники, которые исправляли свои судейские обязанности по двое или по трое понедельно, а также и городские старосты, и целовальники, и земский дьяк. Руководством для этого суда служил Судебник. В тех городах и волостях, где искони были установлены святительские десятильники, этот суд принадлежал им.
Относительно управления епископом своей епархией Стоглав узаконил: чтобы каждый епископ своей области избирал по городам и селениям поповских старост и десятских священников; для Москвы Стоглав назначает семь поповских старост, а для других городов — по надобности. Поповские старосты обязаны были смотреть за церковным порядком и за поведением священников и причта. А для надзора за поповскими старостами и наблюдения за порядком и правильностью священно-служения епископы должны были время от времени посылать доверенных соборных священников с духовными поучениями причту и народу. Сверх того епископы по Стоглаву должны были писать грамоты к местным архимандритам, игуменам и протопопам, чтобы они также надзирали за поповскими старостами и причтами их местности.
Епископы, каждый в своей области, должны были наблюдать, чтобы мирские люди без нужды не строили новых церквей, чтобы старые церкви не оставались в небрежении, строители церквей не оставляли их без содержания и обеспечивали бы содержание причта.
Епископы должны были наблюдать, чтобы затворники и пустынники не скитались по городам и селам, «а если где отыщутся таковые, то отсылать их в монастыри и затворы; чтобы обители и пустыни учреждались с разрешения государя и благословения епископа и чтобы мелкие скиты и пустыни, построенные без разрешения, сносились в одну пустынь, церкви же в таких пустынях уничтожать или приписывать к монастырям и приходским церквям, или обращать в погосты и приходы, а монахов из них переводить в более устроенные монастыри».
Епископы своих бояр и дьяков, уличенных во взятках три раза, сами отставляют от должности, лишают поместий и отсылают от себя, а неуличенных во взятках не могут отсылать без разрешения государя.
Поповских старост епископы избирали по своему усмотрению. Поповские старосты, каждый в своем ведомстве, должны были наблюдать за церковным порядком благочинием; они должны были наблюдать, чтобы священники во всех церквях после заутрени читали народу поучения из «толкового Евангелия» (так называется сборник поручений, написанных на тексты всего Евангелия), поучения Иоанна Златоуста, жития святых и т. п. Они должны были наблюдать, чтобы в подведомственных им церквях иконы, священные сосуды, книги и другие принадлежности богослужения были исправны и старое обновлялось. Поповским старостам вменялось в обязанности смотреть за поведением священников и причта, а также осматривать, у всех ли подведомственных им священников и дьяконов есть необходимые документы на право их службы, как-то: ставленные, благословенные, отпускные, переходные и другие грамоты, а у кого не окажется этих документов, тем запрещать священнодействовать и отсылать их к святителю. Старосты заведовали сбором пошлин от браков в пользу епископа. Для этого они выбирали искусных священников «в заказчики», которые смотрели, чтобы не было противозаконных браков, выдавали так называемые «знамена» (т. е. свидетельства о браке) и заведовали венечными пошлинами.
В священники и дьяконы, согласно Стоглаву, следовало выбирать «людей искусных и грамоте гораздых и житием честных и непорочных». Избранного для церковной службы приводили к епископу, и если епископ по испытании находил его достойным, то посвящал и выдавал ему ставленную грамоту. При переходе священника или дьякона из одного прихода в другой им выдавались от епископа переходные грамоты.
Вдовые священники и дьяконы по Стоглаву лишались права священнослужения, если они не поступают в монастырь. Оставаясь при прежних церквях, они уже не могли совершать таинств, а только исполняли различные церковные требы: молебны, панихиды и т. п. и за это пользовались четвертой частью доходов. На право этой службы они получали от епископа так называемые благословенные грамоты: священники — эпитра-хильные, а дьяконы — орарьные. Этот порядок существовал в России еще с XIV в., об этом свидетельствуют правила митрополита Алексея; в XVIII в. он был изменен.
По Стоглаву управление монастырями предоставлялось архимандритам, игуменам, настоятелям и строителям, которые должны были управлять вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу (т. е. по уставу Василия Великого) и по уставу отценачальника или основателя монастыря.
Относительно монастырских и церковных вотчин собор постановил: монастырские власти в каждом монастыре должны строго обыскивать, кто давал какие вотчины монастырю, и, обыскав, должны записывать имена вкладчиков и их родственников для поминовения в дни их памяти.
Те вотчины, которые даны монастырям и церквям «в прок», т. е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не должны продавать, закладывать, вообще отчуждать каким-либо образом, а кто из епископов и настоятелей дерзнет продавать те вотчины, тот лишался сана.
Если вкладчик в своем завещании или другом каком акте напишет, что он отдает вотчину монастырю или церкви до выкупа, и назначит при этом и выкупную цену вотчины, то монастырские власти и епископы не должны отказывать родственникам в выкупе, если они принесут ту сумму, которая назначена вкладчиком.
По соборному приговору постановлено: епископам и монастырям новых монастырских и святительских слобод в городах не учреждать, а если учредят, то этим слободам тянуть во всякое городское тягло и судиться городским судом; старые же слободы во всех городах держать и судить о всех делах по старине.
Собор запрещает епископам и монастырям отдавать деньги в рост, а хлеб «в присып», а повелевает эти деньги и хлеб. употреблять на вспомоществование монастырским крестьянам; хлеб и деньги выдавать им за поруками и без процентов. Это постановление исполнялось во многих отношениях довольно точно, и вследствие этого крестьяне в монастырских и епископских вотчинах, по свидетельству современников, были самые богатые из всех вотчинных сел.
Относительно книг Стоглав установил, чтобы в церквях все богослужебные книги были исправны. Наблюдать за исправностью книг было поручено поповским старостам, которые должны были осматривать и исправлять книги и наблюдать за писцами, чтобы они списывали книги исправно с верных образцов и только правильно списанные книги могли продавать.
Относительно иконописи Собор постановил: писать иконы с древних переводов и образцов, как писали древние греческие иконописцы и как писал Андрей Рублев и другие известные иконописцы. А чтобы сообщить больше правильности иконописному делу, Собор постановил: избирать лучших людей по своему мастерству и доброй жизни и объявлять их иконописными мастерами, дать им разные привилегии и дать им учеников, чтобы они учили их, а по выучении — представляли к местным епископам. Если епископ находил работу учеников удовлетворительной и согласной с церковными подлинниками, а поведение их незазорным, то объявлял их мастерами, которым предоставлялось право писать иконы; а если работа учеников оказывалась неудовлетворительной, несогласной с древними греческими образцами, то епископ запрещал им писать иконы и приказывал заниматься каким-либо другим мастерством. Лучших иконописных мастеров епископы должны были назначать начальниками над другими мастерами и поручать им смотреть как за работами мастеров, так и за их поведением.
По царскому предложению Собор постановил: завести училища по всем городам и поручить это дело духовенству. По соборному приговору в Москве и других городах протопопы, священники, дьяконы и все духовные должны были избирать, по благословению святителя, из среды своей добрых священников, дьяконов и дьяков, способных учить грамоте, церковному пению и письму. В домах своих эти, способные учить, должны были устраивать училища. В эти училища священники, дьяконы и все православные крестьяне должны были отдавать своих детей в обучение. Священники, дьяконы и дьяки, избранные в учителя, должны были обучать своих учеников Закону Божию, читать, петь, а в особенности они должны были хранить чистоту нравов в своих учениках.
Собор 1551 г. не оставил без внимания дела благотворительности. По определению собора святители должны были смотреть, чтобы церкви не оставались в запустении и без службы, а если где окажутся церкви бедные, то позаботиться удержать тут священников и причт и для этого давать им разные льготы и привилегии, освобождать на некоторое время от разных даней и пошлин и наделять их землями и пашнями. За исключением немногих привилегированных, тогда все церкви платили все подати и пошлины епископу; отсюда деление церквей на тяглые и нетяглые.
Собор постановил, чтобы святители, каждый в своей области, брали скитающихся по городам и селам чернецов и черниц, записывали их и отсылали в монастыри.
Собор обратил внимание на пленников: он требовал, чтобы русских пленников, приводимых гостями в Москву и другие города, выкупали за счет царской казны. Для этого государь должен был наложить на народ, по сохам, особую подать (известна под названием полонянечных денег).
Относительно нищих Собор постановил, чтобы государь строго запретил возить по городам и селам и класть на улицах для мирского подаяния больных, калек и т. п. и приказал бы по всем городам записывать их в особые книги и устраивать для них богадельни мужские и женские, а в богадельнях кормить и одевать их за счет подаяний и боголюбцев, а ходить за ними приставить из нищих же здоровых мужчин и женщин. Надзор за такими богадельнями был предоставлен священникам и особым целовальникам из лучших городских людей.
Собор обратил внимание на тех странников, которые ходили по городам и селам с иконами для сбора подаяния на построение церквей, и строго запретил ходить по городам и селам таким странникам.
К праздникам были причислены: семь дней до Святого Воскресения и семь дней после Святого Воскресения, т. е. страстную и пасхальную недели, день Рождества Христова, день Богоявления, день святых апостолов Петра и Павла и каждый воскресный день в неделе. В эти дни «суды не судятся, людской долг не истязуется, позорища не творятся».
На суеверия обратил внимание сам государь.
Царь спрашивал соборного мнения о тех людях, «которые знают разные еретические хитрости: Рафли, Воронограй, Шестокрыл, Астрономию, Зодию, Альманах, Звездочет, Аристо-телевы Враты и иные составы и мудрости еретические и кобы бесовские и ими прельщают людей и от Бога отлучают». Собор решил относительно людей, занимающихся еретическими мудростями, так: он предложил государю назначить таковым по мирским законам казнь, а епископам предписал преследовать их церковным отлучением и проклятием.
Собор на основании церковных правил определил отлучать от церкви тех христиан, которые будут «призывать волхвов, плескать и плясать под бочками, призывать духов над корчагами, веровать в получай, т. е. в роженицу, в обавников, кобни-ков, волховать в марте месяце и при зарождении каждого месяца, раскладывать огни в воротах своих домов и перед торгови-щами и, волхвуя, с женами и детьми проходить сквозь тот огонь». Собор определил просить государя, чтобы он указал по всем городам убеждать народ оставить подобные игры и обычаи.
Устав о разбойных и татебных делах относится к царствованию Ивана Васильевича, но он постоянно пополнялся в последующие царствования и к XVII в. состоял из следующих отделов: об управлении и судопроизводстве по разбойным делам; о порядке судопроизводства по разбойным делам; о наказаниях за уголовные преступления; и об удовлетворении обиженного.
Главным управлением по разбойным и татебным делам был Разбойный приказ, который назначал всех судей по разбойным делам и делал все распоряжения относительно суда по этим делам; местное же заведование разбойными делами принадлежало выборным губным старостам.
Относительно губных старост устав требует, чтобы губные старосты по городам были выборными от всяких людей, т. е. от всех классов. Предписывалось губным целовальникам с губными старостами «у дела быть выборным только от сошных людей»; губным дьякам «у дела быть по выбору всяких людей». «В губной избе и при тюрьмах сторожам быть у дела по выбору от сошных людей и за круговой порукой их. Губным старостам, целовальникам и дьякам без крестного целования у дела не быть. Судом губным старостам, целовальникам и дьякам ведаться в Разбойном приказе. Ежели истец будет бить челом на губного старосту в его недружестве к нему или в том, что его противник родственник губному старосте, то при деле его быть еще губному старосте из другого города».
Губным старостам в городах и в губах вменялось в обязанность ежегодно сзывать обывателей или ездить к ним и производить опрос, не знают ли они «какого татя или разбойника или чего-либо про разбой, чтобы таким образом нигде не было притона для лихих людей. Если же обыскные люди скажут, что У них татей и разбойников нет, а после у них найдутся тати И разбойники, то с обыскных людей брать выти в пользу обиженных, а двух или трех лучших людей из обыскных бить кнутом. Ежели в какой-либо общине пойман будет тать или разбойник, а та община не ловила его, не представляла в суд и не объявляла, то на ней взыскивать выти в иск истца и настрого приказать ей, чтобы впредь не укрывала татей и разбойников.