Через два с половиной месяца боярин князь Никита Иванович Одоевский с товарищами исполнили порученное им дело и представили государю составленное ими Уложение.
Источниками при составлении Уложения были: Правила св. апостолов и св. отцов, градские законы греческих царей, насколько они были известны на Руси по Кормчим и другим Церковно-гражданским юридическим сборникам, старые судебники, уставы прежних государей российских, Стоглав, узаконения царя Михаила Федоровича, боярские приговоры и, наконец, Литовский статут 1588 г. Составители Уложения в порядке расположения глав имели образцами Литовский статут и Закон судный людям; впрочем они не везде следовали своим образцам, а держались и своих правил и ставили статьи и главы в той связи, которая почиталась ближайшей по понятиям и строю тогдашнего русского общества.
Уложение было разделено на 25 глав.
Глава первая состояла из 9 статей: в ней назначались наказание богохульникам — сожжение: «а будет сыщется до пряма, и того богохульника, обличив, казнити — сжечь», смертная казнь тому, кто произведет в церкви мятеж и не даст окончить литургию, а также другие наказания, смотря по вине, нарушителям церковного благочиния, как священнослужителям, так и мирянам, а последние две статьи запрещали подавать в церкви челобитные государю и епископам. Вопрос о преступлениях против религии и церкви в таком виде, как он находится в Уложении, в прежних русских законодательных памятниках не встречался; но тем не менее на практике сожжение употреблялось против богохульников и в Новгороде, и в Москве, но узаконения сего не вносили в законодательные памятники потому, что прежде светское законодательство не смешивали с церковным; Уложение первое допустило такое смешение в подражание или Юсти-нианову кодексу, или Закону судному людям.
|
|
Глава вторая говорила о государевой чести и как государево здоровье оберегать. Злоумышленникам, посягнувшим на жизнь государя, бунтовщикам и изменникам назначалась смертная казнь, поместья и вотчины после бежавшего или казненного изменника, или бунтовщика отписывались на государя, причем если после изменника или бунтовщика останутся жена или дети, не участвовавшие в измене и не знавшие о ней, то из поместий и вотчин изменника им выдается на прожиток такая часть, какую укажет государь. Если же изменник жил вместе со своими родственниками не в разделе и владел с ними имением сообща, и родственники про его измену не знали, то имение не подлежит конфискации. Если изменник, бежавший в чужое государство, воротится назад и будет прощен государем, то прежние поместья ему не возвращаются, а в вотчинах, как государь укажет. Кроме того, в этой главе говорится об изветах в государственных преступлениях: допускались доносы холопов на своих господ, а кто, зная о каком заговоре, не донесет, тот подвергается той же казни, какая следует заговорщику; но кто на кого сделает извет и не докажет, тот подлежит тому же самому наказанию, которому бы подвергся тот, на кого он сделал ложный донос. Подобные законоположения не встречались в прежних законодательных памятниках и, вероятно, были вызваны смутами, начавшимися по смерти царя Ивана Васильевича; при составлении этой главы Уложения ее составители имели себе образцом Литовский статут и наибольшую часть правил выписывали почти без изменений из его первого раздела.
|
|
Глава третья говорила о государевом дворе. Здесь запрещалось устраивать ссоры, ходить с оружием или стрелять из луков и пищалей; делать какие-либо похищения в государевых селах. За ссору или драку на государевом дворе по Уложению назначалось тюремное заключение на один месяц.
Глава четвертая говорила о составителях фальшивых грамот, актов и других бумаг, а также о фальшивых подписчиках и подделывателях печатей.
Глава пятая устанавливала наказания подделывателям монет и серебряных и золотых дел мастерам, которые будут примешивать в серебро и золото медь, или олово, или свинец.
Глава шестая определяла порядок выдачи паспортов или проезжих грамот для отправления за границу; кто же поедет в чужую землю без проезжей грамоты, того бить кнутом. Жителям приграничных городов дозволялось ездить в соседние немецкие и литовские земли без проезжих грамот.
Глава седьмая говорила о службе ратных людей. Московские ратные люди в мирное время содержались от данных им поместий и других источников, в военное же время получали от государя особое денежное жалованье, смотря по службе. Обычай давать ратным людям денежное жалованье во время войны был известен и прежде. Но по Уложению он обращен в постоянный закон, и для доставления ратным людям жалованья назначена особая подать со всего государства, чего прежде не бывало. Ратные люди высылались на службу городскими воеводами и должны были являться на службу со своими запасами; пришедши на службу, обязаны оставаться при полках до конца похода или до роспуска; а кто из дворян или из детей боярских побежит со службы, не дождавшись роспуска, того за первый побег бить кнутом, за второй побег также бить кнутом и убавить 50 четвертей поместья, а за третий побег бить кнутом и вовсе отнять поместье; а кормовых ратных людей за побег бить кнутом и вычитать из жалованья, за даточных же беглых людей взыскивать с тех, чьи те люди, по 20 руб. за человека. Старые, больные и увечные, хотя по осмотру и освобождались лично от службы, но должны были выставлять вместо себя своих детей или других родственников, не моложе 18 лет, и притом таких, которые бы не состояли на службе сами по себе; за неимением же детей и родственников они должны были или высылать даточных людей, или платить деньги, смотря по поместьям и вотчинам. Если ратный человек сбежит со сражения домой, «того бить кнутом и убавить половину поместий и денежных окладов; а кто изменою во время похода будет сноситься с неприятелем, того повесить против неприятельских полков, а имение взять на государя. Если у кого из ратных людей на службе недостанет запасов, а в то время запасы будут продаваться дорого, и по воеводскому распоряжению будет назначена запасам указная цена дешевле торговой цены, то тот, у кого недостанет запасов, должен взять у воеводы пристава и покупать запасы по указной цене при приставе, а без пристава не покупать, а дворов и огородов не разорять и не жечь, и хлеба в полях не тратить».
|
|
Глава восьмая — об искуплении пленных — вся составлена из московских узаконений; основанием для нее служил Стоглав. По Уложению узаконено на выкуп пленных собирать по переписным книгам в городах и в церковных имениях с двора по 8 денег, в дворцовых, черных, помещичьих и вотчинных землях— с двора по 4 деньги, со служилых людей: стрельцов, казаков и проч. — с двора по 2 деньги. Собранные деньги ежегодно доставлять в Посольский приказ. «А на выкуп давать: за дворян и детей боярских, которые взяты на боях, со сто четвертей их оклада по 20 рублей, а которые взяты не на бою — со 100 четвертей по 5 рублей, за московских стрельцов — по 40 рублей, за украинных казаков — по 25 рублей, за посадских — по 20 рублей, за крестьян — по 15 рублей за человека».
Глава девятая регулировала вопросы о мытах, перевозах и мостах. Было предусмотрено освобождение от платежа мыта и перевозов для всех служилых людей и их слуг, едущих по государевым делам; «на мытах и перевозах, в городах и государевых селах, могут быть головами и целовальниками только посадские люди и крестьяне дворцовых сел; новых мытов и перевозов без государева указа не заводить, а старые мыты и перевозы и сами дороги содержать в исправности тем владельцам, которые пользуются мытными и другими пошлинами. А которые владельцы не будут содержать в исправности мостов и дорог, и на их неисправных дорогах и мостах проезжим случится какой убыток, то убыток доправлять на владельце дороги или моста; дорог не топить запрудами и не запахивать; а кто старую дорогу затопит или запашет, тот должен проложить новую дорогу без дальних объездов. А также не делать прудов, плотин и мельниц, не забивать заколов и езов на судоходных реках или же строить плотины и еЗы с воротами для пропуска судов».
Глава десятая определяла порядок суда. Эта глава самая большая; она составляет почти треть всего Уложения. Статьи этой главы разделялись на два главных разряда: к первому разряду принадлежали статьи, относившиеся собственно к судопроизводству, а второго разряда статьи содержали в себе разные узаконения собственно гражданского частного права. Статьи первого разряда указывали на основные изменения в суде против прежних порядков, хотя суд и по Уложению в подробностях своих видимо оставался прежним, но в сущности он претерпел громадные изменения. Десятая глава Уложения говорит о видах, или степенях суда. Степеней по Уложению было оставлено три, как и в Судебнике 1550 г.: суд наместника или воеводы, суд боярский по приказам и суд царский в государевой палате. И по Уложению, как и по Судебнику, были назначены строгие наказания судьям за неправый суд, тяжущимся даже было предоставлено право отводить судей по дружбе или по родству с противной стороной. Уложение отменило исконный русский закон судебного порядка, чтобы на суде наместничьем присутствовали старосты и целовальники или присяжные, выбранные обществом, через что суд окончательно перешел в руки приказных людей и совершенно потерял свой прежний общественный характер. Отмена старост и целовальников на суде, с одной стороны, способствовала распространению злоупотреблений на суде, а с другой — была причиной развития письменности в судебных делах.
|
|
За статьями о степенях суда следуют статьи о порядке судебного делопроизводства. По Уложению, так же как и по Судебнику, на суде требовалось судоговорение тяжущихся сторон, причем речи тяжущихся записывались начерно подьячими, и подьячие свои черновые списки закрепляли рукоприкладством истца и ответчика; потом тот же подьячий переписывал судный список набело, а дьяк, справя беловой судный список с черновыми, закреплял его своей рукою; по окончании судного дела черновая записка суда, утвержденная рукоприкладством истца и ответчика, подклеивалась под дело на случай могущего возникнуть спора. Для соблюдения большего порядка в судопроизводстве Уложение запрещало судьям или дьякам принимать какие-либо дополнительные к делу бумаги кроме тех, о которых истец или ответчик объявят во время самого суда и дадут обещание представить их в известный срок. А чтобы устранить все поводы к медленности и проволочке, Уложение требовало, чтобы все справки, розыски и доставление нужных к суду документов производить как можно скорее и решать судные дела, хотя бы судьи почему-либо и не все были в сборе, и ни за какими делами не отлагать, за исключением праздничных дней; праздничными же днями по Уложению были признаны все воскресные дни и дни господских праздников, Сырная неделя, первая и Страстная неделя Великого поста, Пасхальная седмица и все царские дни.
Вызов в суд по Уложению был оставлен почти в прежнем виде, по Уложению лишь требовалось, чтобы в приставных грамотах писалась цена иска; равным же образом остались и прежние, введенные после Судебника три срока для явки в суд, но предписано было начало срока считать не от выдачи приставной, а со взятия приставом поручной записи. Зато Уложение окончательно отменило введенные Судебником бессудные грамоты и даже приказало отобрать те грамоты, которые были выданы в прежнее время, вместо чего было предписано неявившегося на третий срок тут же обвинять судом. Вызывате-лями в суд, или приставами, по-прежнему оставлены недель-щики, которые выбирались за поруками, чтобы им, будучи в неделыциках, не делать беспорядков и челобитчиков не притеснять; но об общинах ездоков при недельщиках в Уложении уже не упоминается. Отменив участие общества в суде, Уложение узаконило, что пристав не мог взять уклоняющегося ответчика из дома, а должен ждать, пока он пойдет со двора.
Уложение назначает судных пошлин с рубля по гривне, да с пересуда по шести алтын и четыре деньги, да правового десятка четыре деньги. А с живых кабал, с записей и за насильство против того пошлины брать вдвое, т. е. с рубля по две гривны. А судные пошлины собранные и что собрать доведется, писать в особые книги того же числа, как суд отойдет.
Уложение предусматривало порядок выдачи опасных грамот. Если кто будет жаловаться на другого, что он похваляется убить его, то в таком случае выдавалась на похвалыцика опасная грамота. При выдаче таковых грамот в Уложении назначены две формы:
— в похвальбе между знатными людьми опасная грамота выдается с заповедью в 5, 6, 7 тыс. руб. и более; и если похвалыцик впоследствии убьет или ранит того, на кого похвалялся, то его казнить смертью за убийство, а за раны взыскать бесчестье, а записанные в заповеди деньги доправить на его имении, и половину взять в казну, а половину выдать тому, на кого похвалялся, или его наследникам;
— в похвальбе между незнатными Уложение назначает обыск, и если в обыске скажут по челобитчику, то похвалыцика посадить в тюрьму на три месяца, а потом взять с него запись за его рукою, что он не посягнет на того, на кого похва-Влялся; а если преступит свою запись, казнить смертью.
В Уложение включены статьи о ссылке на свидетелей и о повальном обыске. Уложение, отменив судебные поединки, или поле, как окончательное доказательство на суде, допусти-Вло право тяжущихся: ссылаться на посторонних людей поимен-Вно в доказательство справедливости своих исков; ссылаться на посторонних людей также поименно из виноватых, т. е. если указанный человек скажет не в одни речи с тяжущимся, то тем Ни обвинить последнего; право ссылаться в повальный обыск на Виногих людей безымянно. Это последнее доказательство так высоко было поставлено, что Уложение не дозволило отводить ссылки на повальный обыск. При произведении повальных обысков Уложением были приняты те же самые правила, которые утверждены Разбойным уставом и особенно дополнитель-Вными статьями к Царскому судебнику; ссылаться на общую правду, т. е. когда истец и ответчик сошлются хотя на одного человека. Общая ссылка, или правда, по Уложению стояла, как судебное доказательство, выше повального обыска и отменяла Вего.
Наконец, судебный поединок был заменен пыткой как крайним судебным доказательством; впрочем, принятие пытки не было обязательным, а предоставлялось на волю тяжущимся или их свидетелям и обыскным людям.
В Уложении говорилось о суде, когда истцов будет несколько человек, у которых одно имение, разделенное на жребии, или которые будут в компании между собой. Уложение таковым истцам отдает на волю — искать ли всем сообща, или каждому отдельно в своем жребии.
Специальные статьи Уложения — о поклепных исках. Когда кто на ком ищет во многих исках поклепом и, не ходя в суд, возьмет с ответчика немногое, а от прочего отступится, то по розыску с такового поклепщика в первый раз взять пени на государя 5 руб., взятое с ответчика доправить вдвое, бить кнутом у приказа и посадить в тюрьму, на сколько государь укажет. А кто попадется в подобном поклепном иске в другой раз, того бить кнутом на козле у приказа, взять пени 10 руб., посадить в тюрьму и взятое с ответчика доправить вдвое. Кто же попадется в третий раз, того, бив кнутом на козле у приказа, потом водить по торгам, кинуть в тюрьму, взять пени на государя 20 руб. и доправить вдвое против взятого с ответчика и вперед ни в каких исках от него челобитен не принимать. Подобное узаконение было издано еще в 1582 г., но только в том узаконении о телесном наказании за поклепные иски не было и помину.
Второй разряд статей десятой главы Уложения заключал в себе положения частного гражданского права:
— о пенях за бесчестье;
— по искам в поклажах, долгах и ссудах Уложение принимает за основное правило, на основании закона 1635 г., в подобных исках давать суд только тогда, когда истец представит заемные кабалы или другие какие записи, а без записей суда не давать; впрочем, из этого общего правила допускаются исключения для ратных людей во время походов и для всех людей вообще при отдаче своих вещей мастерам для отделки, где иск принимается на суд и без записей;
— относительно взыскания долгов с несостоятельных должников;
— кабалы, заемные памяти и другие крепости;
— правеж долгов и других взысканий;
— о взысканиях в случае утраты порученного;
— о межах и изгородях;
— об устройстве новых мельниц на реках, о бортных ухожа-ях, рыбных ловлях и сенокосах в чужих лесах;
— о строении зданий между соседями;
— если кто назовет кого незаконнорожденным, Уложение требует судебного розыска, и если по розыску окажется, что законнорожденный назван незаконнорожденным, то закон предоставляет обиженному право править бесчестье на обидчика. А если окажется, что жалующийся действительно незаконнорожденный, то бесчестья не править и незаконнорожденного к законнорожденным не причитать и отцовских прав ему не давать. Это узаконение совершенно новое, в прежних русских законодательных памятниках подобного не встречалось; — об исках, если бы кто травил кого собаками или держал собак и других бешеных животных не взаперти и не на привязи; — об исках в неправильном завладении животными и сенными покосами за пять лет и больше. Здесь Уложение узаконяет выдавать истцу только взятых у него животных, а в приплоде отказывать; сенокосы же оценивает по 10 алтын за десятину, а скошенное сено по алтыну за копну.
Глава одиннадцатая — о суде крестьян. Уложение, чтобы прекратить все споры и иски о беглых крестьянах прежнего времени, отменило все сроки давности и постановило бессрочно отбирать всех беглых крестьян тем владельцам, за которыми они или отцы их записаны по писцовым книгам 1626 г. или по переписанным книгам 1646 и 1647 гг. Уложение отменило все взыски за держание беглых крестьян за прошлые годы и изложило правила относительно беглых крестьян на будущее время; по этим правилам полагается: если крестьянин или крестьянка вступят в брак у другого владельца, то возвращаются к прежнему владельцу со всем семейством. Поэтому каждый владелец, принимая к себе вновь крестьянина, должен разыскивать, не беглый ли он человек, и, разыскав, немедленно записывать за собой в Поместном приказе, а в городах — у воевод; а кто запишет, не разыскав, на том доправлять по 10 руб. за год, если найдутся истцы на записанного без розыску крестьянина. Было запрещено владельцам сводить крестьян со своих поместных земель на вотчинные и требовалось никаким образом не прикреплять крестьян, нанимающихся в работу, по записям и без записи.
Глава двенадцатая говорила о суде патриарших приказных и дворовых людей и крестьян. По этой главе на людей, живущих в патриарших домовых вотчинах и вообще состоящих на службе у патриарха, должно искать суда только на патриаршем дворе. А когда патриаршие судьи решат дела несправедливо, то жаловаться государю и вносить дело из Патриаршего приказа в государеву Думу — к боярам.
Глава тринадцатая, учредила Монастырский приказ и определила порядок его деятельности. В этой главе сказано, что Монастырский приказ вновь учреждался для того, чтобы в нем производить все дела по искам на митрополитов, архиепископов и епископов и на их приказных и дворовых людей и крестьян, а также на монастыри, священников и на весь церковный причт (иски эти прежде производились в приказе Большого дворца).
Глава четырнадцатая говорила о крестном целовании.
Глава пятнадцатая устанавливала правила о вершенных делах и о третейском суде. По этой главе было узаконено вершенных дел не перевершать и челобитен вновь не принимать. Новым владельцам-вотчинникам не возвращать крестьян, отпущенных на волю с отпускною старыми владельцами-вотчинниками; но крестьян, отпущенных прежними помещиками, по челобитьям возвращать новым помещикам.
О третейском суде было сказано, что истец и ответчик, полюбовно согласившиеся идти на суд третьих и давшие на себя третьим запись, что им третейского приговора слушать, не имеют права впоследствии отказываться от третейского приговора.
Глава шестнадцатая регулировала вопросы о поместных землях. В ней определялось, по скольку давать поместий в Московском уезде каждому чину; излагались правила о мене поместных земель между помещиками-вотчинниками, о сдаче поместий стариками, вдовами и девицами, об отдаче поместий после умерших помещиков их женам и детям на прожиток и порядке пользования прожиточными поместьями; правила, как давать поместья вновь по челобитьям служилых людей, а также об отдаче разных угодий помещикам на оброк; с каких земель производить поместную раздачу и в какой мере; каким образом одабривать поместные земли, т. е. на сколько четвертей давать больше против доброй земли в средней и худой земле. Уложение запрещало давать поместья из государственных земель патриаршим, боярским детям и решеточным приказчикам в Земском приказе; не дозволяло дворянам и детям боярским во избежание от службы продавать и отдавать в заклад свои поместья, а которые продадут или заложат свои поместья и бегут со службы, тех бить кнутом и с приставами отсылать в полки, а поместья и вотчины у тех, кому они их сдадут, отнимать и возвращать продавцам безденежно.
Глава семнадцатая — о вотчинах. Уложение, согласно с прежними московскими узаконениями, отличало родовые и выслуженные вотчины от покупных и полагало по смерти вотчинников, ежели у них не останется сыновей, родовые и выслуженные вотчины отдавать дочерям и родичам; жене же покойного давать на прожиток только из поместий и купленных вотчин и лишь за неимением их назначать из родовых и выслуженных в пожизненное владение или пока вдова не выйдет замуж, или не пойдет в монастырь; дочерям же выдавать выслуженные и родовые вотчины только тогда, когда сыновей не будет. В купленных вотчинах жены признаются наследницами наравне с детьми, по жребиям. Если же муж купленную вотчину отдаст жене опричь детей, то жена в той вотчине вольна и никому до той вотчины дела нет. Для выкупа родовых вотчин Уложение назначало прежнюю 40-летнюю давность с соблюдением тех правил, которые были утверждены прежними узаконениями; в вотчинах же купленных ни в каком случае выкупа не допускало. Уложение запрещало продавать, закладывать и отдавать на помин души вотчины в монастыри, церкви и епископам. Кроме того, вотчинники, поступая в монастырь сами, должны были сначала продать свои вотчины или передать их родственникам.
В главе восемнадцатой — о печатных пошлинах — исчислялись подробно разные виды печатных пошлин: пошлины от выдачи разных грамот, крепостей и записей на владение поместными и вотчинными землями определялись четвертями земли; пошлины с отдачи на откуп казенных сборов назначались в виде процентов с откупного рубля; пошлины со всяких исковых и управных дел рассчитывались, смотря по делу, по его цене; пошлины от определения к должностям и от выдачи привилегий назначались особо на каждый разряд грамот.
В главе девятнадцатой — о посадских людях — Уложение, согласно с прежними узаконениями, отчисляло на государя все принадлежавшие частным людям слободы в городах, населенные ремесленниками и торговыми людьми, и обращало их в тяглые городские земли. Людей всех сословий, даже служилых, живущих в городах на белых землях, если они занимались торговыми и другими городскими промыслами, отчисляло по промыслам к тяглым городским людям и требовало, чтобы они по промыслам тянули в городское тягло наравне с тяглыми городскими людьми, исключая из этого правила только стрельцов, казаков и драгунов. Это узаконение было совершенно но--. вым, им окончательно уничтожилось прежнее значение тяглых городских земель и было положено начало более свободному направлению городской жизни. Согласно с прежними узаконениями определялось, чтобы при каждом городе была выгонная земля; а если где выгонной городской землей завладели частные люди, то ее от них отнимать и приписывать к городу. Уложение по старому порядку требует, чтобы всех посадских людей, за кого-либо заложившихся и перешедших в крестьяне, отыскивать и возвращать в города в тягло; к старому порядку Уложение прибавило вновь, что если посадские люди впредь будут закладываться, то бить их кнутом и ссылать на житье в Сибирь на Лену; а кто их будет принимать к себе в крестьяне, у тех отнимать земли на государя. Крестьянам, приезжающим в город со своими товарами, дозволялось торговать только с возов на рынке, а не в лавках. Посадским людям, имеющим свои дома и промыслы в разных городах, в каждом городе нести особое тягло, смотря по двору и по промыслам.
В главе двадцатой — о холопьем суде — запрещалось принимать в холопы боярских детей, верстанных и неверстанных, посадских и других чинов людей, а также крестьян с черных и владельческих земель, а равным образом беглых холопов и крестьян; по Уложению в холопы принимались только вольные люди и холопы с отпускными от прежних господ. В Уложении говорилось о разных крепостях на холопство и о разных видах холопов: полных, докладных, кабальных и других. Включены были и положения о суде над беглыми холопами, об освобождении и отпуске холопов.
Глава двадцать первая — о разбойных и татебных делах. Уложение устанавливало, что разбойные и татебные дела в Московском уезде и в других городах и уездах ведомы в Разбойном приказе; местный же разбор разбойных и татебных дел в самой Москве принадлежит Земскому двору, в уездах же и городах, где есть старосты, ведать те дела губным старостам и целовальникам, а где старост нет, там воеводам и приказным людям. Далее излагались те же правила, которые помещены в прежнем Разбойном уставе и в дополнительных статьях к нему. Уложение не везде следовало этому Уставу, особенно в отношении назначения наказаний. Так, например, в наказании татей: за первую татьбу Уложение после пытки назначало круг, отрезание левого уха, тюремное заключение, работу в кандалах на два года, а после двухлетней работы — ссылку на жительство в украинные города; за вторую татьбу также наказание кнутом, отрезание правого уха, четырехлетнее заключение в тюрьме и работа в кандалах, а потом ссылка на жительство в украинные города; за третью татьбу — смертная казнь.
Глава двадцать вторая — «указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертью не казнить, а чинить наказанье». Смертная казнь назначалась убийцам отца, матери, сестры, брата, господина, наругателям слугам, которые самовольно, зазвав постороннего человека на господский двор, изувечили бы его, заводчикам смут в людях, женам — убийцам своих мужей (живых закапывают в землю), мусульманам, которые бы привели русского человека в свою веру (их жечь), женщинам, которые убьют свое незаконнорожденное дитя, и вообще всем убийцам. Наказание кнутом назначалось: детям, непочтительным к родителям, развратителям и развратницам, а также тому, кто с похвальбы, или с пьянства, или с умыслом на лошади наскачет на чью жену и лошадью ее стопчет и изувечит. Тюремное заключение назначалось на год и публичное исповедание преступления у церкви отцу или матери, убившим сына или дочь. Кроме того, предусмотрено: отсечение руки слуге, который поднимет оружие на господина; наругателям, кто кому отсечет руку или ногу или сделает другое какое увечье, сделать таковое же наругательство над самим и сверх того за каждое увечье пеня в 50 руб.
Глава двадцать третья — о стрельцах — была составлена на основании узаконения 1609 г., по которому предписывалось судить стрельцов в Стрелецком приказе во всех делах, кроме разбоя и татьбы с поличным. Если же стрелец будет искать не на стрельце в другом приказе, то он не иначе может искать, как по подписной челобитной из Стрелецкого приказа. Если стрелец будет искать на стрельце же своего бесчестья или бесчестья своей жены просить о наказанье, то бить его кнутом, ему нечем, и будет просить о наказанье, то есть бить кнутом.
Глава двадцать четвертая - об атаманах и казаках. По Уложению с атаманов и казаков узаконено было не брать пошлин жению с атаманов если иск не будет превышать 12 руб. «А за бесчестье атаманам и казакам взыскивать по их денежным окладам, а которым идет корм, тем за бесчестье править по пяти рублей. Кузнецким старостам самопального дела править бесчестье по 5 рублей, а рядовым самопальным кузнецам по 4 рубля».
Глава двадцать пятая запрещала торговать вином не на кружечных дворах, а также держать у себя и торговать вином не на кружечных дворах, а также держать у себя и продавать табак и назначала правила, как судить за кормчество и чем наказывать корчемников и табачников. Правила о преследовании неправильной торговли вином были составлены по узаконениям царей – Федора Ивановича и Бориса Федоровича; по этим правилам наказывались штрафами как продавцы, так и покупатели корчемного вина; наказание увеличивалось смотря по тому- сколько раз кто попался в корчемстве. Правила о преследовании торговли табаком были составлены на основании указа 1632 г., по которому русским людям и иноземцам настрого запрещалось держать у себя табак, а ослушникам назначалось наказание без пощады под смертной казнью и дворы их и животы отбирать в казну. На основании этого Уложение постановило: «Которые люди с табаком будут в приводе дважды или трижды, и тех людей пытать и не единова, и бить кнутом на козле иои по торгам; а за многие приводы у тех людей пороть ноздри и резать носы, а после пыток и наказания ссылать в дальние города». Главный суд и управа по корчемным делам (вино, табак) был назначен в Новой Четверти, в которой ведались все сборы по винным откупам, а по городам судили корчемников воеводы в приканых избах. А для надзора за корчемниками и табачниками были учреждены особые объезжие головы с определенным числом боярских детей как полицейских служителей. Кроме того, по городам и слободам черные тяглые люди для кормчемной выемки должны были ежегодно выбирать особых десятских и выборы их присылать в Новую Четверть.
10.5. Кормчая 1653 г.