«Культурная революция» изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Необходимо было, поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность, сочетая образование с «политпросвещением» при несомненном приоритете последнего.
Целевое финансирование, внедрение планового начала позволили СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. Начиная этот процесс с ликвидации безграмотности и малограмотности и закончив его созданием стройной идеологизированной общеобразовательной системы от начальной школы, советская власть получила в дальнейшем необходимые научные и технические кадры, разрешив тем самым задачи, поставленные индустриализацией. Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928—1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн. специалистов. Изменился и классовый состав студентов, среди которых 51,4% были из рабочих, а 16,5% — из крестьян. В преддверии принятия новой Конституции СССР, в которой планировалось снять ограничение прав граждан по классовому признаку, 29 декабря 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, и вводились обязательные для всех вступительные экзамены. С 1936 г. стали проводиться экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего образования. При обучении и подготовке специалистов главным было обеспечить их политическую надежность путем массированной идеологической обработки в духе марксизма-ленинизма. В этих целях постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» во всех вузах СССР были введены обязательные курсы истории ВКП(б) и марксистско-ленинской философии.
|
|
Серьезным преобразованиям подверглась и школьная система. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее. За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн. учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.
|
|
С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, введены стабильные учебники и программы. Годом позднее в старших классах были введены переводные и выпускные экзамены. Школьная реформа наряду с продолжившейся кампанией по борьбе с неграмотностью позволила в основном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг отметки в 87,4%.
Успеху культурной революции способствовала и создаваемая с первых лет советской власти разветвленная система контроля за интеллектуальной и духовной жизнью населения. В 1921 г. появился Агитпроп ЦК РКП(б), в 1922 г. было учреждено Главное управление по делам литературы и искусства, в 1923 г. создана Главная репертуарная комиссия. Примером цензурной политики может служить запрет пяти опер из репертуара Большого театра, в том числе «Снегурочки», «Сказки о царе Салтане», за пропаганду монархических идей. Художественная литература подвергалась еще большей цензуре. С середины 1920-х гг. был наложен запрет на публикации А. Ахматовой, О. Мандельштама и других известных поэтов и писателей, при этом сами авторы находились под контролем ГПУ.
Еще в 1921 г. ВЧК привлекла к ответственности за контрреволюционную деятельность большую группу видных представителей российской интеллигенции по делу «Петроградской боевой организации». Среди расстрелянных были известные ученые и писатели, в том числе В. Н. Таганцев и Н. С. Гумилев. Согласно постановлению Политбюро от 8 июня 1922 г. «Об антисоветских группировках среди интеллигенции» ГПУ получило право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и лидеров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также право надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномочиями ГПУ активизировало работу в среде интеллигенции.
Основной удар репрессивных органов наносился в сфере общественных наук. Идеологически чуждые советской власти творческие союзы и организации закрывались, а члены их подвергались высылке в отдаленные районы.
В 1928 г. были закрыты религиозно-философские общества «Воскресение», «Братство Серафима Саровского» и «Космическая Академия наук». Религиозно-нравственные искания членов этих обществ были прекращены. Наряду с репрессиями против представителей Русской Православной Церкви, подобные меры преследовали своей целью разрушение основ религии в Советской России.
К этому же периоду относится «дело Платонова». Знаменитый русский историк академик С. Ф. Платонов в середине 1920-х гг. занимал ряд крупнейших постов в системе академических учреждений, являясь с 1925 г. директором Пушкинского дома и библиотеки Академии наук, возглавляя одновременно с 1926 г. Постоянную историко-археографическую комиссию. Противопоставление объективной исторической науки в трудах Платонова классовым схемам историка-марксиста М. Н. Покровского вызвало критику со стороны последнего, обвинявшего академика в классовом примиренчестве. Избрание в 1929 г. Покровского действительным членом Академии наук усилило их противостояние уже в стенах научного учреждения. Весной 1929 г. Покровский обратился с призывом к борьбе с «буржуазной» наукой: «Надо переходить в наступление на всех научных фронтах. Период мирного сожительства изжит до конца». В ноябре 1929 г. начались первые аресты ленинградских историков, и хотя Рязанов и Бухарин пытались остановить этот процесс, он все больше приобретал политический характер. 9 ноября 1929 г. Платонова заставили подать в отставку со всех постов, а 12 января 1930 г. арестовали. Репрессиям были подвергнуты и другие видные ученые, представители исторической школы Платонова и различных академических и краеведческих организаций. Арестованные ученые были высланы из столиц в 1931 г. и лишены академических званий. С 1934 г. подверглась гонениям уже историческая школа Покровского (умер в 1932 г.), теперь названная антимарксистской. Вершиной исторической науки была объявлена «История ВКП(б). Краткий курс». Одновременно проходят процессы над представителями технической интеллигенции, вызванные не столько идеологическими, сколько экономическими причинами (уже упоминавшееся стремление искать «козла отпущения» за провалы в экономике, аварии и технические дефекты в лице «шпионов и вредителей» из числа «буржуазных спецов»).
|
|
Период 1920-х гг. стал временем расцвета советской культуры, соединившей в себе революционные культурные идеи и традиции Серебряного века. Появились такие разноплановые литературные произведения, как «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Железный поток» А. Серафимовича (1924), «Белая гвардия» М. Булгакова (1925—1927), «Разгром» А. Фадеева (1927) и «Тихий Дон» М. Шолохова (1 часть — 1928).
В изобразительном искусстве плодотворно работали художники разных направлений — И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) с триумфом завоевывает экраны мира. Не менее значимыми были достижения в области театра, архитектуры, скульптуры и других видов искусств. Несмотря на нарастающий идеологический нажим, 1920-е гг. по праву вошли в историю России как время создания выдающихся произведений в различных областях культуры.