Культурная революция. Наступление на инакомыслие в идеологии и культуре

«Культурная революция» изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Необходимо было, поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспе­чивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направлен­ность, сочетая образование с «политпросвещением» при несо­мненном приоритете последнего.

Целевое финансирование, внедрение планового начала по­зволили СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. Начиная этот процесс с ликвидации без­грамотности и малограмотности и закончив его созданием стройной идеологизированной общеобразовательной системы от начальной школы, советская власть получила в дальнейшем необходимые научные и технические кадры, разрешив тем са­мым задачи, поставленные индустриализацией. Государство от­крыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-техни­ческих, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в цар­ской России. За период 1928—1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн. специалистов. Изменился и классо­вый состав студентов, среди которых 51,4% были из рабочих, а 16,5% — из крестьян. В преддверии принятия новой Конститу­ции СССР, в которой планировалось снять ограничение прав граждан по классовому признаку, 29 декабря 1935 г. постанов­лением ЦИК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заве­дения и техникумы» отменялись ограничения, связанные с со­циальным происхождением абитуриентов, и вводились обяза­тельные для всех вступительные экзамены. С 1936 г. стали проводиться экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома об­щего образования. При обучении и подготовке специалистов главным было обеспечить их политическую надежность путем массированной идеологической обработки в духе марксизма-ленинизма. В этих целях постановлением ЦК ВКП(б) от 14 но­ября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» во всех вузах СССР были введены обязательные курсы истории ВКП(б) и марксистско-ленинской философии.

Серьезным преобразованиям подверглась и школьная систе­ма. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образова­ние, а в городах — обязательное семилетнее. За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн. учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.

С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, введены стабильные учебники и программы. Годом позднее в старших классах были введены переводные и выпускные экзамены. Школьная реформа наряду с продолжив­шейся кампанией по борьбе с неграмотностью позволила в ос­новном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг отметки в 87,4%.

Успеху культурной революции способствовала и создаваемая с первых лет советской власти разветвленная система контроля за интеллектуальной и духовной жизнью населения. В 1921 г. появился Агитпроп ЦК РКП(б), в 1922 г. было учреждено Глав­ное управление по делам литературы и искусства, в 1923 г. соз­дана Главная репертуарная комиссия. Примером цензурной по­литики может служить запрет пяти опер из репертуара Большо­го театра, в том числе «Снегурочки», «Сказки о царе Салтане», за пропаганду монархических идей. Художественная литература подвергалась еще большей цензуре. С середины 1920-х гг. был наложен запрет на публикации А. Ахматовой, О. Мандельшта­ма и других известных поэтов и писателей, при этом сами авто­ры находились под контролем ГПУ.

Еще в 1921 г. ВЧК привлекла к ответственности за контрре­волюционную деятельность большую группу видных представи­телей российской интеллигенции по делу «Петроградской бое­вой организации». Среди расстрелянных были известные уче­ные и писатели, в том числе В. Н. Таганцев и Н. С. Гумилев. Согласно постановлению Политбюро от 8 июня 1922 г. «Об ан­тисоветских группировках среди интеллигенции» ГПУ получи­ло право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и ли­деров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также пра­во надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномо­чиями ГПУ активизировало работу в среде интеллигенции.

Основной удар репрессивных органов наносился в сфере об­щественных наук. Идеологически чуждые советской власти творческие союзы и организации закрывались, а члены их под­вергались высылке в отдаленные районы.

В 1928 г. были закрыты религиозно-философские общества «Воскресение», «Братство Серафима Саровского» и «Космиче­ская Академия наук». Религиозно-нравственные искания чле­нов этих обществ были прекращены. Наряду с репрессиями против представителей Русской Православной Церкви, подоб­ные меры преследовали своей целью разрушение основ рели­гии в Советской России.

К этому же периоду относится «дело Платонова». Знамени­тый русский историк академик С. Ф. Платонов в середине 1920-х гг. занимал ряд крупнейших постов в системе академи­ческих учреждений, являясь с 1925 г. директором Пушкинского дома и библиотеки Академии наук, возглавляя одновременно с 1926 г. Постоянную историко-археографическую комиссию. Противопоставление объективной исторической науки в трудах Платонова классовым схемам историка-марксиста М. Н. По­кровского вызвало критику со стороны последнего, обвиняв­шего академика в классовом примиренчестве. Избрание в 1929 г. Покровского действительным членом Академии наук усилило их противостояние уже в стенах научного учреждения. Весной 1929 г. Покровский обратился с призывом к борьбе с «буржуазной» наукой: «Надо переходить в наступление на всех научных фронтах. Период мирного сожительства изжит до кон­ца». В ноябре 1929 г. начались первые аресты ленинградских историков, и хотя Рязанов и Бухарин пытались остановить этот процесс, он все больше приобретал политический характер. 9 ноября 1929 г. Платонова заставили подать в отставку со всех постов, а 12 января 1930 г. арестовали. Репрессиям были под­вергнуты и другие видные ученые, представители исторической школы Платонова и различных академических и краеведческих организаций. Арестованные ученые были высланы из столиц в 1931 г. и лишены академических званий. С 1934 г. подверглась гонениям уже историческая школа Покровского (умер в 1932 г.), теперь названная антимарксистской. Вершиной исторической науки была объявлена «История ВКП(б). Краткий курс». Одновременно проходят процессы над представителями технической интеллигенции, вызванные не столько идеологическими, сколько экономическими причинами (уже упоминавшееся стремление искать «козла отпущения» за провалы в экономике, аварии и технические дефекты в лице «шпионов и вредителей» из числа «буржуазных спецов»).

Период 1920-х гг. стал временем расцвета советской культу­ры, соединившей в себе революционные культурные идеи и традиции Серебряного века. Появились такие разноплановые литературные произведения, как «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Железный поток» А. Серафимовича (1924), «Белая гвардия» М. Булгакова (1925—1927), «Разгром» А. Фадеева (1927) и «Тихий Дон» М. Шолохова (1 часть — 1928).

В изобразительном искусстве плодотворно работали худож­ники разных направлений — И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) с триумфом завоевывает экраны мира. Не менее значимыми были достиже­ния в области театра, архитектуры, скульптуры и других видов искусств. Несмотря на нарастающий идеологический нажим, 1920-е гг. по праву вошли в историю России как время созда­ния выдающихся произведений в различных областях культуры.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: