Глава 6. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 30-х гг. XX в.
Содержание теории диктатуры пролетариата в российском варианте модифицировалось в тесной связи с политической обстановкой и потребностями правящей партии. По сути дела, оно использовалось для выработки и обоснования той стратегии и тактики, которую проводила ленинская, а затем сталинская власть, исходя из конкретных исторических условий.
Наиболее известным, исходным высказыванием классиков марксизма, обосновывающим диктатуру пролетариата, является следующее положение из «Критики Готской программы» Маркса: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» [137].
При этом в основе всех представлений о будущем обществе и путях перехода к нему являлась не идея сотрудничества, диалога, взаимодействия классов и слоев населения, а противоположная установка — на непримиримую борьбу классов. Эта установка, как неоднократно отмечали и сами марксисты, лежала в основе практических разработок, касающихся стратегии и тактики политической борьбы, отношения к различным слоям населения, методов революционных действий и т. п. Сотрудничество классов отвергалось как буржуазный лозунг. Эта доктрина определяла линию поведения российских коммунистов.
|
|
Понятие диктатуры пролетариата неразрывно связывалось его авторами с революционным насилием. Во введении к работе Маркса «Гражданская война во Франции» Энгельс дал определение государства как «машины для подавления одного класса другим»[138]. Не абсолютизируя насилие как форму политической борьбы, он тем не менее писал: «...насилие является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы»[139]. Более развернуто применение пролетариатом насилия было обосновано Марксом в конспекте книги М. Бакунина «Государственность и анархия»: «Покуда существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, покуда пролетариат с ним борется, он должен применять меры насилия, стало быть, правительственные меры; если сам он еще остается классом и не исчезли еще экономические условия, на которых основывается классовая борьба и существование классов, они должны быть насильственно устранены или преобразованы, и процесс их преобразования должен быть насильственно ускорен»[140].
Здесь в концентрированном, сжатом виде по сути дела намечена самая общая программа осуществления диктатуры пролетариата, которая затем стала прямым руководством к действию для ленинского и сталинского аппарата. Эта программа включала: устранение или преобразование других классов и поддерживающих их существование экономических условий; насилие как средство этого устранения и преобразования; правительственные меры как форму осуществления насилия. Большевикам оставалось лишь последовательно реализовать этот план, проводя по мере усложнения политической обстановки мысль о том, что классовая борьба со временем не затихает, а только обостряется.
|
|
Ленин, цитируя и развивая положения Маркса и Энгельса, подробно и детально останавливался на многочисленных вопросах, связанных с понятием диктатуры пролетариата. В собрании его сочинений эта тема занимает сотни страниц. Приведем лишь некоторые высказывания вождя.
В «Очередных задачах советской власти» он подчеркивает мысль, сформулированную им во многих работах: решение стоящих перед страной задач «требует принуждения -- и принуждения именно в форме диктатуры... Было бы величайшей глупостью и самым вздорным утопизмом полагать, что без принуждения и без диктатуры возможен переход от капитализма к социализму. Теория Маркса против этого мелкобуржуазно-демократического и анархического вздора выступала очень давно и с полнейшей определенностью... Либо диктатура Корнилова... либо диктатура пролетариата — об ином выходе для страны... не может быть и речи» [141].
«Помещиков надо скинуть, буржуазию надо скинуть, — говорил он в докладе об очередных задачах советской власти на заседании ВЦИК 29 апреля 1918 г., — и миллионы раз правы перед историей, оправданы все действия большевиков, вся их борьба, насилие против помещиков и капиталистов, экспроприация, насильственное подавление их сопротивления. В общем и целом это была величайшая историческая задача...»[142]
Диктатура класса, в данном случае — диктатура пролетариата, мыслится Лениным как явление, несовместимое с демократическими нормами жизни общества, например с равенством граждан, законностью, обеспечением прав личности и тому подобными «буржуазными» институтами и лозунгами. С особой ясностью эта позиция выражена в его работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский».
Анализируя произведение Каутского «Диктатура пролетариата» (1918), Ленин резко отвергает упреки в адрес террористической большевистской политики, в «презрении» советской властью демократических институтов. Однако ленинская полемика направлена не на отрицание фактических данных Каутского, а на переосмысление основных понятий, о которых идет спор. При этом общечеловеческие понятия и ценности категорически отбрасываются. Ленин расщепляет термины «демократия», «свобода», «равенство» на противоположности: демократия пролетарская или буржуазная, свобода для трудящихся или для эксплуататоров, равенство в пределах одного класса или для представителей разных классов и т. д. Каждый термин приобретает классовое содержание и, соответственно, положительное или отрицательное значение.
Ленин против «демократии вообще», считая понятие демократии относительным: «Либералу естественно говорить о «демократии» вообще. Марксист никогда не забудет поставить вопрос: «для какого класса?»[143] — «Чтобы из либерального и лживого утверждения, данного Каутским, сделать марксистское и истинное, надо сказать: диктатура не обязательно означает уничтожение демократии для того класса, который осуществляет эту диктатуру над другими классами, но она обязательно означает уничтожение (или существеннейшее ограничение, что тоже есть один из видов уничтожения) демократии для того класса, над которым или против которого осуществляется диктатура»[144].
|
|
Это принципиальное положение предопределило дальнейшую политическую и юридическую линию советской власти по отношению к непролетарским партиям и слоям населения. Демократии для них не существует.
Но для чего необходима диктатура пролетариата? Ленин, со ссылками на Маркса и Энгельса, так отвечает на этот вопрос:
- сломать сопротивление буржуазии,
- внушать реакционерам страх,
- поддержать авторитет вооруженного народа против буржуазии,
- пролетариат мог насильственно подавить своих противников[145].
Важное значение имел тезис о том, что «диктатура пролетариата есть.власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, не связанная никакими законами»[146]. На практике это означало отбрасывание не только старых, царских законов, но и пренебрежение к собственным законоположениям советского периода, издание ведомственных предписаний, противоречащих им или их игнорирующих.
Ленин различает «насилие вообще» и революционное насилие. Он пишет: «Социализм вообще против насилия над людьми. Однако, кроме христианских анархистов и толстовцев, никто еще не выводил отсюда, что социализм против революционного насилия. Значит, говорить о «насилии вообще», без разбора условий, отличающих реакционное от революционного насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, или это значит просто обманывать себя и других софистикой»[147]. Такое «диалектическое» понимание насилия полностью оправдывало любые насильственные методы проявления пролетарской власти.
В первые годы советской власти необходимость в революционном насилии связывалась с сопротивлением эксплуататорских классов. Это было четко выражено в ленинском проекте Программы РКП(б): «Опыт всей всемирной истории, всех восстаний угнетенных классов против угнетателей учит неизбежности отчаянного и долгого сопротивления эксплуататоров в борьбе за сохранение их привилегий. Советская организация государства приспособлена к подавлению этого сопротивления, без чего не может быть и речи о победоносной коммунистической революции»[148].
|
|
Но «переход от капитализма к коммунизму, - пишет Ленин, — есть целая историческая эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остается надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации... А за эксплуататорами-капиталистами тянется широкая масса мелкой буржуазии...»[149].
Устранение с исторической арены капиталистов и помещиков — лишь часть дела. Фронт борьбы быстро расширяется, захватывая и другие слои населения. «Надо показать свою силу. Да, мелкие хозяйчики, мелкие собственники готовы нам, пролетариям, помочь скинуть помещиков и капиталистов. Они не любят организации, дисциплины, они — враги ее. И тут нам с этими собственниками, с этими хозяйчиками придется вести самую решительную, самую беспощадную борьбу, и борьбу в ином масштабе, и борьбу тем более трудную, что она кажется ошибочной принципиально, между тем только тут социализм начинается»[150].
Круг классов и социальных слоев, против которых пролетариат должен применять революционное насилие, становился трудно обозримым. Это не только помещики и капиталисты, но уже и богатая часть крестьянства. «Против... кулаков, как отъявленных наших врагов, — заявляет Ленин в 1919 г., — у нас только одно оружие — это насилие»[151].
Не исключалось и применение насилия к буржуазным специалистам, используемым советской властью в интересах налаживания народного хозяйства. «Тут, в добавление к насилию, после победоносного насилия, нужна организованность, дисциплина и моральный вес победившего пролетариата, подчиняющего себе и втягивающего в свою работу всех буржуазных специалистов... Использовать весь аппарат буржуазного, капиталистического общества — такая задача требует не только победоносного насилия, она требует, сверх того, организации, дисциплины... при которой буржуазный специалист видит, что ему нет выхода, что к старому обществу вернуться нельзя...»[152] Говоря о специалистах, Ленин неоднократно подчеркивает необходимость сочетания насилия с организационной и экономической деятельностью государства. Однако насилие остается в центре внимания. «Насилие можно применить, не имея экономических корней, но тогда оно историей обречено на гибель. Но можно применить насилие, опираясь на передовой класс, на более высокие принципы социалистического строя порядка и организации. И тогда оно может временно потерпеть неудачу, но «и непобедимо» [153]. Так, зарождается мысль, что не только во время революции, но и при социализме насилие остается действенным методом руководства обществом.
В статье «Привет венгерским рабочим» Ленин говорит о сопротивлении революционному перевороту не только со стороны капиталистов и их приспешников из буржуазной интеллигенции, но и со стороны «громадной массы слишком забитых мелкобуржуазными привычками и традициями трудящихся, крестьян в том числе»[154]. Это относится и к политическим партиям. «Если проявляются колебания среди социалистов, вчера примкнувших к вам, к диктатуре пролетариата, или среди мелкой буржуазии, — советует он венграм, — подавляйте колебания беспощадно. Расстрел — вот законная участь труса на войне»[155].
Насилие было направлено и против некоторых пролетариев «Революционное насилие не может не проявляться и по отношению к шатким, невыдержанным элементам самой трудящейся массы»[156]. «Про расстрелы мы открыто говорили, мы говорили, что мы насилие не прячем, потому что мы сознаем, что из старого общества без принуждения отсталой части пролетариата мы выйти не сможем»[157]. Ту же мысль развивает Бухарин: «Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи»[158].
Так идея диктатуры пролетариата, сформулированная Марксом как задача временного переходного периода, превращается в принуждение по отношению к любой части народа, не согласной с проводимой политикой или не слишком активно ее поддерживающей.
Кто же осуществляет эту диктатуру: весь рабочий класс, его «передовой авангард» — партия или же специально для этой цели созданные органы государства? Позиция большевиков эволюционировала и по этому вопросу. В высказываниях Ленина 1918—1920-х гг. встречаются утверждения, что диктатуру осуществляет весь рабочий класс (в частности, через избирательную систему Советов). Но уже в «Письме к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком» (1919) Ленин достаточно прямо указывает: «Диктатура рабочего класса проводится той партией большевиков, которая еще с 1905 г. и раньше слилась со всем революционным пролетариатом»[159]. «Только передовая часть рабочего класса, только его авангард в состоянии вести свою страну»[160], — говорит он на VIII Всероссийской конференции РКП(б). А в «Письме к организациям РКП о подготовке к партийному съезду» (1920) разъясняет: «Наша партия... должна была взять на себя и непосредственное осуществление задач диктатуры пролетариата со времени Октябрьской революции»[161].
Логика действий большевиков приводила к тому, что функция реализуемого под лозунгом диктатуры пролетариата насилия перешла к карательным, репрессивным органам. В ноябре 1918 г. Ленин пишет: «Для нас важно, что ЧК осуществляют непосредственно диктатуру пролетариата, и в этом отношении их роль неоценима. Иного пути к освобождению масс, кроме подавления путем насилия эксплуататоров, — нет. Этим и занимаются ЧК, в этом их заслуга перед пролетариатом»[162].
Отсюда естественно завершение эволюции взглядов следующим положением: «Решительно никакого принципиального противоречия между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет... Как может быть обеспечено строжайшее единство воли? — Подчинением воли тысяч воле одного»[163]. Тем самым был расчищен путь к вождизму, к культу личности руководителя, к единолично принимаемым решениям на разных ступенях партийной и государственной иерархии[164]. Таким образом, постепенно понятие диктатуры пролетариата претерпело метаморфозу: «Сначала под нею понимается акция, действие революционных миллионов, напор бедноты, творческая воля массы пролетариев, поголовно образующихся в союзы... Однако наступает момент, когда даже самый тупой человек понимает бессмысленность мысли об управлении государством и индустрией миллионами еле грамотных людей... Нужно было два с половиной года экспериментов Советской власти, чтобы уточнить понятие диктатуры пролетариата»[165]. Под нею практически стало пониматься руководство партии, а затем — только ее руководящие органы.
На X съезде РКП(б) Ленин подтвердил, что «диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию»[166].
Хорошо известна позиция Сталина по этим вопросам: «Уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления. Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимо для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окружения, которое далеко не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено»[167]. Слова, сказанные Сталиным, были взяты на вооружение партией, органами политической юстиции, всем государственным аппаратом, а также средствами массовой информации.
Высказывания Ленина и его соратников по вопросам, связанным с понятием, целями и функциями диктатуры пролетариата, предопределяли как теоретическую, так и практическую деятельность большевиков. Сталин и другие руководители коммунистической партии и советского правительства мало что добавили к этому. Их дело прежде всего состояло в практическом воплощении провозглашенных идей. Да и партийные оппозиционеры, разделял и ленинские представления о диктатуре пролетариата, усугубляли их репрессивный элемент. Так, в понимании Бухарина, диктатура представляет собой «форму власти, наиболее резко выражающую классово-репрессивный характер этой власти»[168]. «Диктатура вообще, и диктатура пролетариата в частности, кроме единодержавия класса, включает особый момент несвязанности даже своими собственными законами, она сама... диктует целесообразные с точки зрения своих задач действия»[169], — писал он в 1933 г. Бухарин оправдывал любой произвол. Таким образом, судьба оппозиции была уготована ее собственной платформой, ее практической деятельностью по утверждению советской власти.
Аналогичные позиции занимали и другие руководители РКП(б). Так, в сентябре 1918 г. Зиновьев на страницах газеты «Северная коммуна» писал: «Чтобы успешно бороться с нашими врагами... мы должны завоевать на нашу сторону девяносто из ста миллионов жителей России под Советской властью. Что же касается остальных, нам нечего им сказать. Они должны быть уничтожены»[170].
Время от времени большевики высказывали более сдержанные суждения о роли насилия. Например, известный партийный деятель Д. 3. Мануильский в 1928 г. констатировал, что в троцкистском «проекте поглощения государством профсоюзов в период пролетарской диктатуры была законченная программа проталкивания исключительно методами голого классового насилия страны к социализму»[171]. Казалось бы, что речь далее пойдет о необходимости замены принуждения мерами организации, убеждения, воспитания. Но в той же работе Мануильский допускает и в мирное время применение «чрезвычайных мер», которые «будут средствами самообороны пролетарского государства»[172]. И далее: «Мы живем в обстановке обострения классовой борьбы на мировой арене... мы вступаем в такую полосу, когда влияние международной обстановки все больше и больше будет отзываться на обострении классовой борьбы и в СССР, поэтому и формы этой диктатуры могут меняться под влиянием факторов внутреннего и международного порядка»[173]. Уже в эти годы зародилась идея сталинской формулы о неизбежном обострении классовой борьбы по мере успехов социалистического строительства.
Между тем представления большевистских руководителей о диктатуре пролетариата, равно как и о пролетарском государстве после свержения власти буржуазии, во многом существенно расходились с идеями Маркса и Энгельса по этим вопросам «...В лучшем случае, государство есть зло, которое пролетариат одержавший победу в борьбе за классовое господство, получит себе в наследство, - писал Энгельс во введении к «Гражданской войне во Франции» Маркса. - Пролетариату неизбежно придется так же, как и Парижской коммуне, немедленно урезать, насколько только возможно, худшие стороны этого зла, пока новое поколение, выросшее в новом, свободном общественном строе, окажется в силах отделаться от всего этого хлама каких бы то ни было государственных учреждений»[174].
Со временем Маркс и Энгельс пришли к выводу о возможности перехода к социализму в некоторых странах при определенных условиях, вообще без слома прежней государственной машины. «Можно себе представить, — писал Энгельс, -- что старое общество могло бы мирно врасти в новое в таких странах, где народное представительство сосредоточивает в своих руках всю власть, где конституционным путем можно сделать все, что угодно, если только имеешь за собой большинство народа: в демократических республиках, как Франция и Америка, как Англия, где предстоящее отречение династии за денежное вознаграждение ежедневно обсуждается в печати и где династия бессильна против воли народа»[175]. И далее: «Если что не подлежит никакому сомнению, так это то, что наша партия и рабочий класс могут прийти к господству только при такой политической форме, как демократическая республика. Эта последняя является даже специфической формой для диктатуры пролетариата, как показала уже великая французская революция»[176].