Советское социалистическое право рассматривалось теоретиками права того периода как право нового и высшего типа, поскольку оно создано в результате победы Октябрьской революции и перехода государственной власти в руки рабочих и крестьян.
Советское социалистическое право закрепляло общественные порядки, установленные в интересах трудящихся, содействуя упрочению социалистических, производственных, политических и культурных отношений, обеспечивая успехи строительства социалистического общества и осуществление постепенного перехода от социализма к коммунизму. В основе советского социалистического права лежат принципы пролетарской диктатуры и социалистической демократии.
Опровергая заявления, что диктатура пролетариата отрицает право, правовые методы регулирования общественных отношений, А. Я. Вышинский писал: «В таких утверждениях столько же заведомой клеветы, сколько и невежества, усиленного классовой злобой и ненавистью эксплуататорских классов и его апологетов по отношению к трудящимся классам, победоносно прокладывающим новые пути новым общественным формам жизни, опирающимся на принципы подлинного социализма. Такие утверждения вытекают из реакционных теорий, отрицающих прогрессивный характер перехода государственной власти в руки трудящихся,.— теорий, вытекающих, в свою очередь, из отрицания неизбежности руководящей роли рабочего класса в социалистической революции как передового класса общества. Поклонники и апологеты диктатуры буржуазии отвергают диктатуру пролетариата как выражение прогрессивных начал в историческом ходе общественного развития, подчиняющегося своим законам, открытым и утвержденным теорией научного коммунизма Маркса—Энгельса, развитым и подтвержденным полностью дальнейшим развитием этой теории в трудах гениальных вождей рабочих и крестьян — Ленина и Сталина. Эти законы, проверенные практикой тридцатилетнего социалистического строительства в Советском Союзе под руководством партии большевиков, не могут быть поколеблены ни отрицанием со стороны невежд, ни злобой и клеветой врагов социализма. Эти законы говорят о возможности победы принципов социализма лишь при условии последовательного осуществления диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющей эксплуататорские классы, воспитывающей и организующей трудящиеся классы, осуществляющей руководство всем обществом. В условиях диктатуры пролетариата и социалистического строительства право приобретает новое содержание и новые методы своего действия. В эксплуататорских обществах право является средством закрепления эксплуатации человека человеком, средством увековечения правового и социально-экономического неравенства людей. В социалистическом обществе, в условиях диктатуры рабочего класса, право является средством ликвидации эксплуатации человека человеком, средством утверждения правого равенства людей, средством борьбы за торжество принципа экономического равенства людей, находящего свое выражение в лозунге «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Уже в первой фазе коммунизма — в социалистическом обществе — право стоит на защите нового принципа — «от каждого по его способностям, каждому по его труду», — принципа, невозможного в капиталистическом обществе, построенном на частной собственности и корыстной борьбе всех против всех (bellum omnium contra omnes). Уже одно это делает ясным, что данное право — не просто новый, исторический тип права в сравнении со всеми известными в истории и современности типами права и их разновидностями»[177].
|
|
|
|
С «легкой» руки Вышинского в отечественной теории права на долгие времена утвердилось нормативное понимание права в его марксистском варианте: «Советское социалистическое право представляет собой совокупность правил поведения в социалистическом обществе, установленных или санкционируемых государством. Оно выражает в своих нормах волю рабочего класса -представителя и союзника всех трудящихся, т. е. волю подавляющего большинства народа, а со времени устранения в СССР последнего эксплуататорского класса (кулачества) — волю всего советского народа. Это отличает советское социалистическое право от других типов права, от права антагонистического общества, выражающего волю эксплуататорского меньшинства. Советское право закрепляет и развивает общественные порядки, базирующиеся не на частной собственности на средства и орудия производства, как в эксплуататорских обществах, а на государственной и общественной социалистической собственности»[178].
Теоретики того периода полагали, что советское социалистическое право по своей сущности есть воля подавляющего большинства народа в период строительства социализма и воля всего народа в условиях победы социализма. Советское социалистическое право ново и по своей форме, ибо изменились существенно характер, принципы и цели правового регулирования. То лучшее, утверждалось в советской теории права, что создано многовековой юридической наукой в области правовой формы, советское социалистическое право воспринимает, развивает и обогащает, решительно отбросив все то, что чуждо новому обществу.
В конспекте книги Гегеля «Наука логики» Ленин по вопросу о взаимоотношении формы и сущности заметил: «Форма существенна. Сущность формирована. Так или иначе в зависимости и от сущности»[179]. Советские теоретики права рассматривали это в качестве основного положения марксистско-ленинской философии о единстве формы и сущности, об их взаимном проникновении, переходе друг в друга. В применении к праву это означает, что форма права зависит от его сущности. Коренное изменение сущности права неизбежно связано с изменением формы, а особенности формы социалистического права определяются основными принципами, характеризующими сущность этого права. Этими основными и ведущими принципами права в СССР являются: а) уничтожение эксплуатации человека человеком; б) неприкосновенность социалистической государственной и общественной собственности; в) подлинный суверенитет народа; г) до конца последовательный социалистический демократизм и гуманизм; д) государственное руководство обществом со стороны рабочего класса; е) руководящая роль коммунистической партии; ж) гармоническое сочетание личных и общественных интересов; з) неуклонное проведение социалистической законности в полном соответствии с ее подлинным смыслом.
|
|
Право СССР, призванное содействовать осуществлению задачи создания, закрепления и развития социалистического и коммунистического обществ, является социалистическим с момента своего возникновения. В течение ряда лет в стране оставались эксплуататорские классы, продолжавшие занимать еще известное место в экономике страны. Некоторое время социализм не господствовал полностью, а был одним из укладов советского хозяйства, в то время как в частном секторе хозяйства господствовали еще эксплуататорские отношения. Таким образом, экономический фундамент социализма еще только воздвигался, в то время как право было социалистическим. Это обстоятельство не противоречит положению марксизма об условленности, об определяемости права, в конечном счете экономическим базисом общества, а подтверждает марксистское положение не только о воздействии экономики на политику (а, следовательно, и на право), но и об обратном воздействии политической и правовой надстройки на экономический базис. Социалистическое право, с одной стороны, закрепляло уже завоеванное, а с другой — воздействовало на экономику страны необходимом для социалистического государства направлении. Оно способствовало развитию социалистической формы хозяйства, обеспечивая при помощи правовых регуляторов ограничение и ослабление влияния и значения частнокапиталистических хозяйств, а затем и прямую ликвидацию частнокапиталистического сектора в народном хозяйстве. Ликвидация кулачества, последнего и наиболее многочисленного эксплуататорского класса в СССР, сопровождалась отменой ряда старых и изданием ряда новых правовых норм. Методы правового регулирования использовались для полной ликвидации эксплуатации человека человеком. Революция в деревне, имевшая своей целью эту ликвидацию, имела гигантские последствия. Правовые нормы помогли провести и закрепить результаты этого революционного процесса по ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.
|
|
Основной функцией социалистического государства в первой фазе его развития, наряду с обороной страны от внешних нападений, являлась функция подавления внутри страны остатков эксплуататорских классов. Право этой фазы имело ряд отличительных особенностей. К их числу, в частности, относится лишение политических прав эксплуататорских элементов и их пособников (бывших полицейских, жандармов и т. д.). Нормы советского права предусматривали сначала ограничение капиталистических элементов города и деревни, затем их вытеснение и ликвидацию.
Победа социализма в СССР привела к изменению функций Советского государства, а следовательно, к глубоким и серьезным изменениям в праве.
Отпали те правовые нормы, которые вызывались функцией подавления эксплуататорских классов внутри страны, ибо «эксплуататоров нет больше и подавлять некого»[180]. Конституция, принятая в 1936 г., показала изменения социалистического права в связи с победой социализма. В ней провозглашался последовательный социалистический демократизм и всесторонние его гарантии. По Конституции все граждане СССР на равных основаниях пользовались многочисленными политическими правами и свободами, зафиксированными в ней. В то же время заявлялось, что государственное руководство сохраняется за рабочим классом не только в силу его положения в государстве как класса, осуществляющего свою диктатуру, но также в силу его морального и политического авторитета, на основании того доверия, которым рабочий класс пользуется со стороны народных масс, всего населения страны. Все социальные группы, имеющиеся в СССР, — рабочий класс, крестьянство и интеллигенция — были объявлены равноправными участниками советского общества, которых объединяло «морально-политическое единство, являющееся могучей движущей силой социалистического общества».
Конституция СССР 1936 г. декларировала принадлежность всей власти в СССР трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Советское социалистическое право эпохи социализма считалось народным правом, заявлялось, что в его нормах выражена воля советского народа, оно формально гарантировало и охраняло суверенитет народа, его политическое и экономическое полновластие, его морально-политическое единство, дружбу всех наций, личные и имущественные интересы советского человека.
Право в СССР, в характеристике его апологетов — советских юристов, воплощает в себе вековое представление передовой части человечества о социальной справедливости, о подлинном гуманизме. Требуя от работоспособного гражданина участия в производительном труде, советское право обеспечивает в то же время интересы нетрудоспособных граждан. Советские правоведы всегда подчеркивали, что гуманизм сказывается во всесторонней охране интересов личности, в облегчении развития каждым заложенных в нем способностей и как главная отличительная черта выражается во всей системе советского уголовного, гражданского и семейного права. (Как этот «гуманизм» воплощался на практике, см. гл. 8 о политических репрессиях.)
Советское социалистическое право второй фазы развития государства по своей форме, задачам и содержанию отличается от права первой фазы, а происшедшие в нем изменения объясняются изменениями, происшедшими в функциях государства. Основная задача права второй фазы развития советского государства определяется хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функцией. Эта функция была известна и первой фазе развития советского государства, но во второй фазе она получила свое полное развитие. В условиях социализма эксплуататорская частная собственность окончательно ликвидирована. Социалистическая собственность вместе с социалистической системой хозяйства составляет экономическую основу советского государства. Вот почему в этих условиях задачи охраны социалистической собственности становятся особенно важными. Конституция провозгласила охрану общественной социалистической собственности основной обязанностью граждан СССР. «Каждый гражданин СССР, — гласит статья 131, — обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся».
Охрана государственной и общественной социалистической собственности — «основная забота революционной законности в наше время», — подчеркивал Вышинский, ссылаясь на Сталина в 1933 г.[181] На охрану советской государственности и общественной собственности были направлены и такие важные законодательные мероприятия, как уже упоминавшийся «указ семь-восемь» и указ Президиума ВС СССР от 4 апреля 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Эти правовые акты в полной мере характеризуют классовое восприятие «социалистического гуманизма». В соответствии именно с таким, классовым толкованием понятия «гуманизм» десятилетний мальчик за десять колосков, подобранных на колхозном поле, мог получить десять лет лагерей.
Охрана общественного и государственного строя страны рассматривалась как важнейшая задача, на защите завоеваний социализма стоял мощнейший в мире карательный аппарат, опирающийся на всю партийную и государственную структуру и на миллионы добровольных помощников и осведомителей.
Функция военной защиты страны от нападения извне сохраняла свое значение и в условиях победившего социализма, а в период Великой Отечественной войны выдвинулась на первый план. В деле борьбы против фашистских захватчиков советское право сыграло огромную роль. Оно содействовало свойственными ему методами переводу страны на «военные рельсы», организации всей жизни общества по законам военного времени, способствовало укреплению железной дисциплины фронта и тыла в целях осуществления задач военного времени. В годы войны советское право явилось средством борьбы с паникерами и дезорганизаторами, с диверсантами и шпионами, обезвреживая от них армию и тыл.
После окончания войны, с переходом к мирному труду, на первый план вновь встала хозяйственная и воспитательная работа государственных органов. Основной задачей права послевоенного периода стало содействие успешному осуществлению этих двух функций. Право играет очень важную роль в деле-организации социалистической экономики и управления ею, а особенно в защите и охране социалистической собственности. Право является также важнейшим орудием в деле «коммунистического воспитания» масс, используется для борьбы с «пережитками капитализма» в быту и сознании людей, т. е. служит задаче формирования нового типа человека, описанного в антиутопиях «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.
Советское государство стало новым типом демократии в том смысле, о котором говорил Ленин в целом ряде работ. Одной из важных черт «новой, пролетарской демократии» явилось не только отрицание формального равенства буржуазии и пролетариата, бедных и богатых, эксплуататоров и эксплуатируемых, но и выключение в определенных исторических условиях буржуазии из «демократии» и «свобод» (примером чего было лишение эксплуататорских элементов избирательного права), а также и подавление этих элементов. Важной чертой советской государственности, именно как государственности нового типа, является самый метод подавления.
Его составной частью (наряду с репрессиями) были также нравственное воздействие, перевоспитание, исправление, укрепление общественных навыков и традиций. Эти элементы «принуждения» в широком смысле этого слова в руках советских учреждений и органов государственной власти стали средством регулирования общественных отношений, борьбы с правонарушителями и даже преступниками.
Считалось, что в период социализма ликвидированы основные препятствия, тормозящие развитие социалистического общества, что теперь нет социальной базы преступности, а единственным тормозом этого развития, единственной причиной преступности и всех иных негативных явлений в жизни общества являются пережитки старого, сохраняющиеся в быту и сознании людей. Советское право должно было, сочетая методы принуждения и воспитания, бороться с преступностью, не ограничиваясь наказанием преступников, а главное психологически воздействуя на них в целях их перевоспитания. При этом еще с 30-х гг. проводилось четкое разделение «социально близких» уголовников и «социально чуждых политических зэков». Перевоспитанию подлежала только первая категория.