Советское социалистическое право

Советское социалистическое право рассматривалось теорети­ками права того периода как право нового и высшего типа, по­скольку оно создано в результате победы Октябрьской революции и перехода государственной власти в руки рабочих и крестьян.

Советское социалистическое право закрепляло обществен­ные порядки, установленные в интересах трудящихся, содейст­вуя упрочению социалистических, производственных, политиче­ских и культурных отношений, обеспечивая успехи строительст­ва социалистического общества и осуществление постепенного перехода от социализма к коммунизму. В основе советского со­циалистического права лежат принципы пролетарской диктату­ры и социалистической демократии.

Опровергая заявления, что диктатура пролетариата отрицает право, правовые методы регулирования общественных отноше­ний, А. Я. Вышинский писал: «В таких утверждениях столь­ко же заведомой клеветы, сколько и невежества, усиленного классовой злобой и ненавистью эксплуататорских классов и его апологетов по отношению к трудящимся классам, победоносно прокладывающим новые пути новым общественным формам жизни, опирающимся на принципы подлинного социализма. Такие утверждения вытекают из реакционных теорий, отрицаю­щих прогрессивный характер перехода государственной власти в руки трудящихся,.— теорий, вытекающих, в свою очередь, из отрицания неизбежности руководящей роли рабочего класса в социалистической революции как передового класса общества. Поклонники и апологеты диктатуры буржуазии отвергают дик­татуру пролетариата как выражение прогрессивных начал в ис­торическом ходе общественного развития, подчиняющегося своим законам, открытым и утвержденным теорией научного коммунизма Маркса—Энгельса, развитым и подтвержденным полностью дальнейшим развитием этой теории в трудах гени­альных вождей рабочих и крестьян — Ленина и Сталина. Эти законы, проверенные практикой тридцатилетнего социалисти­ческого строительства в Советском Союзе под руководством партии большевиков, не могут быть поколеблены ни отрицани­ем со стороны невежд, ни злобой и клеветой врагов социализма. Эти законы говорят о возможности победы принципов социализма лишь при условии последовательного осуществления диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющей эксплуататорские классы, воспитывающей и организующей трудящиеся классы, осуществляющей руководство всем обществом. В условиях диктатуры пролетариата и социалистического строительства право приобретает новое содержание и новые методы своего действия. В эксплуататорских обществах право является средст­вом закрепления эксплуатации человека человеком, средством увековечения правового и социально-экономического неравен­ства людей. В социалистическом обществе, в условиях диктату­ры рабочего класса, право является средством ликвидации экс­плуатации человека человеком, средством утверждения правого равенства людей, средством борьбы за торжество принципа эко­номического равенства людей, находящего свое выражение в лозунге «от каждого по его способностям, каждому по его по­требностям». Уже в первой фазе коммунизма — в социалистиче­ском обществе — право стоит на защите нового принципа — «от каждого по его способностям, каждому по его труду», — прин­ципа, невозможного в капиталистическом обществе, построен­ном на частной собственности и корыстной борьбе всех против всех (bellum omnium contra omnes). Уже одно это делает ясным, что данное право — не просто новый, исторический тип права в сравнении со всеми известными в истории и современности ти­пами права и их разновидностями»[177].

С «легкой» руки Вышинского в отечественной теории права на долгие времена утвердилось нормативное понимание права в его марксистском варианте: «Советское социалистическое право представляет собой совокупность правил поведения в социали­стическом обществе, установленных или санкционируемых госу­дарством. Оно выражает в своих нормах волю рабочего класса -представителя и союзника всех трудящихся, т. е. волю подавляю­щего большинства народа, а со времени устранения в СССР по­следнего эксплуататорского класса (кулачества) — волю всего со­ветского народа. Это отличает советское социалистическое право от других типов права, от права антагонистического общества, выражающего волю эксплуататорского меньшинства. Советское право закрепляет и развивает общественные порядки, базирую­щиеся не на частной собственности на средства и орудия произ­водства, как в эксплуататорских обществах, а на государственной и общественной социалистической собственности»[178].

Теоретики того периода полагали, что советское социалисти­ческое право по своей сущности есть воля подавляющего боль­шинства народа в период строительства социализма и воля всего народа в условиях победы социализма. Советское социалистиче­ское право ново и по своей форме, ибо изменились существенно характер, принципы и цели правового регулирования. То луч­шее, утверждалось в советской теории права, что создано много­вековой юридической наукой в области правовой формы, совет­ское социалистическое право воспринимает, развивает и обога­щает, решительно отбросив все то, что чуждо новому обществу.

В конспекте книги Гегеля «Наука логики» Ленин по вопросу о взаимоотношении формы и сущности заметил: «Форма суще­ственна. Сущность формирована. Так или иначе в зависимости и от сущности»[179]. Советские теоретики права рассматривали это в качестве основного положения марксистско-ленинской фило­софии о единстве формы и сущности, об их взаимном проник­новении, переходе друг в друга. В применении к праву это озна­чает, что форма права зависит от его сущности. Коренное изме­нение сущности права неизбежно связано с изменением формы, а особенности формы социалистического права определяются основными принципами, характеризующими сущность этого права. Этими основными и ведущими принципами права в СССР являются: а) уничтожение эксплуатации человека челове­ком; б) неприкосновенность социалистической государствен­ной и общественной собственности; в) подлинный суверенитет народа; г) до конца последовательный социалистический демо­кратизм и гуманизм; д) государственное руководство обществом со стороны рабочего класса; е) руководящая роль коммунисти­ческой партии; ж) гармоническое сочетание личных и общест­венных интересов; з) неуклонное проведение социалистической законности в полном соответствии с ее подлинным смыслом.

Право СССР, призванное содействовать осуществлению за­дачи создания, закрепления и развития социалистического и коммунистического обществ, является социалистическим с мо­мента своего возникновения. В течение ряда лет в стране оста­вались эксплуататорские классы, продолжавшие занимать еще известное место в экономике страны. Некоторое время социа­лизм не господствовал полностью, а был одним из укладов со­ветского хозяйства, в то время как в частном секторе хозяйства господствовали еще эксплуататорские отношения. Таким обра­зом, экономический фундамент социализма еще только воздви­гался, в то время как право было социалистическим. Это обстоятельство не противоречит положению марксизма об условленности, об определяемости права, в конечном счете эко­номическим базисом общества, а подтверждает марксистское положение не только о воздействии экономики на политику (а, следовательно, и на право), но и об обратном воздействии политической и правовой надстройки на экономический базис. Социалистическое право, с одной стороны, закрепляло уже за­воеванное, а с другой — воздействовало на экономику страны необходимом для социалистического государства направлении. Оно способствовало развитию социалистической формы хозяй­ства, обеспечивая при помощи правовых регуляторов ограниче­ние и ослабление влияния и значения частнокапиталистических хозяйств, а затем и прямую ликвидацию частнокапиталистиче­ского сектора в народном хозяйстве. Ликвидация кулачества, последнего и наиболее многочисленного эксплуататорского класса в СССР, сопровождалась отменой ряда старых и издани­ем ряда новых правовых норм. Методы правового регулирова­ния использовались для полной ликвидации эксплуатации че­ловека человеком. Революция в деревне, имевшая своей целью эту ликвидацию, имела гигантские последствия. Правовые нор­мы помогли провести и закрепить результаты этого революци­онного процесса по ликвидации кулачества как класса на осно­ве сплошной коллективизации.

Основной функцией социалистического государства в первой фазе его развития, наряду с обороной страны от внешних нападе­ний, являлась функция подавления внутри страны остатков экс­плуататорских классов. Право этой фазы имело ряд отличитель­ных особенностей. К их числу, в частности, относится лишение политических прав эксплуататорских элементов и их пособников (бывших полицейских, жандармов и т. д.). Нормы советского права предусматривали сначала ограничение капиталистических элементов города и деревни, затем их вытеснение и ликвидацию.

Победа социализма в СССР привела к изменению функций Советского государства, а следовательно, к глубоким и серьез­ным изменениям в праве.

Отпали те правовые нормы, которые вызывались функцией подавления эксплуататорских классов внутри страны, ибо «экс­плуататоров нет больше и подавлять некого»[180]. Конституция, при­нятая в 1936 г., показала изменения социалистического права в связи с победой социализма. В ней провозглашался последова­тельный социалистический демократизм и всесторонние его га­рантии. По Конституции все граждане СССР на равных основа­ниях пользовались многочисленными политическими правами и свободами, зафиксированными в ней. В то же время заявлялось, что государственное руководство сохраняется за рабочим клас­сом не только в силу его положения в государстве как класса, осуществляющего свою диктатуру, но также в силу его морально­го и политического авторитета, на основании того доверия, кото­рым рабочий класс пользуется со стороны народных масс, всего населения страны. Все социальные группы, имеющиеся в СССР, — рабочий класс, крестьянство и интеллигенция — были объявлены равноправными участниками советского общества, которых объединяло «морально-политическое единство, являю­щееся могучей движущей силой социалистического общества».

Конституция СССР 1936 г. декларировала принадлежность всей власти в СССР трудящимся города и деревни в лице Сове­тов депутатов трудящихся.

Советское социалистическое право эпохи социализма счита­лось народным правом, заявлялось, что в его нормах выражена воля советского народа, оно формально гарантировало и охраня­ло суверенитет народа, его политическое и экономическое пол­новластие, его морально-политическое единство, дружбу всех наций, личные и имущественные интересы советского человека.

Право в СССР, в характеристике его апологетов — советских юристов, воплощает в себе вековое представление передовой части человечества о социальной справедливости, о подлинном гуманизме. Требуя от работоспособного гражданина участия в производительном труде, советское право обеспечивает в то же время интересы нетрудоспособных граждан. Советские правове­ды всегда подчеркивали, что гуманизм сказывается во всесторон­ней охране интересов личности, в облегчении развития каждым заложенных в нем способностей и как главная отличительная черта выражается во всей системе советского уголовного, граж­данского и семейного права. (Как этот «гуманизм» воплощался на практике, см. гл. 8 о политических репрессиях.)

Советское социалистическое право второй фазы развития го­сударства по своей форме, задачам и содержанию отличается от права первой фазы, а происшедшие в нем изменения объясняют­ся изменениями, происшедшими в функциях государства. Ос­новная задача права второй фазы развития советского государст­ва определяется хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функцией. Эта функция была известна и первой фазе развития советского государства, но во второй фазе она по­лучила свое полное развитие. В условиях социализма эксплуата­торская частная собственность окончательно ликвидирована. Социалистическая собственность вместе с социалистической системой хозяйства составляет экономическую основу советско­го государства. Вот почему в этих условиях задачи охраны социа­листической собственности становятся особенно важными. Кон­ституция провозгласила охрану общественной социалистиче­ской собственности основной обязанностью граждан СССР. «Каждый гражданин СССР, — гласит статья 131, — обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся».

Охрана государственной и общественной социалистической собственности — «основная забота революционной законности в наше время», — подчеркивал Вышинский, ссылаясь на Сталина в 1933 г.[181] На охрану советской государственности и общественной собственности были направлены и такие важные законодатель­ные мероприятия, как уже упоминавшийся «указ семь-восемь» и указ Президиума ВС СССР от 4 апреля 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Эти правовые акты в полной мере характеризуют классовое восприятие «социалистического гуманизма». В соот­ветствии именно с таким, классовым толкованием понятия «гу­манизм» десятилетний мальчик за десять колосков, подобранных на колхозном поле, мог получить десять лет лагерей.

Охрана общественного и государственного строя страны рассматривалась как важнейшая задача, на защите завоеваний социализма стоял мощнейший в мире карательный аппарат, опирающийся на всю партийную и государственную структуру и на миллионы добровольных помощников и осведомителей.

Функция военной защиты страны от нападения извне со­храняла свое значение и в условиях победившего социализма, а в период Великой Отечественной войны выдвинулась на пер­вый план. В деле борьбы против фашистских захватчиков со­ветское право сыграло огромную роль. Оно содействовало свойственными ему методами переводу страны на «военные рельсы», организации всей жизни общества по законам воен­ного времени, способствовало укреплению железной дисцип­лины фронта и тыла в целях осуществления задач военного времени. В годы войны советское право явилось средством борьбы с паникерами и дезорганизаторами, с диверсантами и шпионами, обезвреживая от них армию и тыл.

После окончания войны, с переходом к мирному труду, на первый план вновь встала хозяйственная и воспитательная ра­бота государственных органов. Основной задачей права после­военного периода стало содействие успешному осуществлению этих двух функций. Право играет очень важную роль в деле-ор­ганизации социалистической экономики и управления ею, а особенно в защите и охране социалистической собственности. Право является также важнейшим орудием в деле «коммуни­стического воспитания» масс, используется для борьбы с «пере­житками капитализма» в быту и сознании людей, т. е. служит задаче формирования нового типа человека, описанного в ан­тиутопиях «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

Советское государство стало новым типом демократии в том смысле, о котором говорил Ленин в целом ряде работ. Одной из важных черт «новой, пролетарской демократии» явилось не только отрицание формального равенства буржуазии и пролетариата, бедных и богатых, эксплуататоров и эксплуатируемых, но и выключение в определенных исторических условиях буржуазии из «демократии» и «свобод» (примером чего было лишение эксплуататорских элементов избирательного права), а также и подавление этих элементов. Важной чертой советской государственности, именно как государственности нового типа, является самый метод подавления.

Его составной частью (наряду с репрессиями) были также нравственное воздействие, перевоспитание, исправление, укре­пление общественных навыков и традиций. Эти элементы «принуждения» в широком смысле этого слова в руках совет­ских учреждений и органов государственной власти стали сред­ством регулирования общественных отношений, борьбы с пра­вонарушителями и даже преступниками.

Считалось, что в период социализма ликвидированы основ­ные препятствия, тормозящие развитие социалистического об­щества, что теперь нет социальной базы преступности, а един­ственным тормозом этого развития, единственной причиной преступности и всех иных негативных явлений в жизни обще­ства являются пережитки старого, сохраняющиеся в быту и сознании людей. Советское право должно было, сочетая мето­ды принуждения и воспитания, бороться с преступностью, не ограничиваясь наказанием преступников, а главное психологи­чески воздействуя на них в целях их перевоспитания. При этом еще с 30-х гг. проводилось четкое разделение «социально близ­ких» уголовников и «социально чуждых политических зэков». Перевоспитанию подлежала только первая категория.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: