Музыка и движение
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
Как и почему появилась музыка? Точного ответа на этот вопрос нет, но есть множество догадок и теорий. Некоторые считают, что сначала люди освоили ритм и использовали разные ритмы как сигналы, которые выстукивали на громких ударных инструментах. Звук барабана долетал до соседней деревни, а там его подхватывали и передавали дальше. У некоторых африканских племён до сих пор действует таком своеобразный «барабанный телеграф» с очень сложным и хитроумным ритмическим «языком». Между прочим, в ХX веке этим принципом воспользовался американский изобретатель Сэмюэл Морзе для создания своей знаменитой телеграфном азбуки.
Так или иначе, но ритм — один из самых древних элементов музыкального языка, если не самый-самый древний.
Люди давно заметили, что чёткий ритм организует движения и облегчает тяжёлую работу. Из ритмичных выкриков родились трудовые песни. Например, песня волжских бурлаков «Эй, ухнем». Эту песню любил великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин. В его исполнении она получила широкую известность.
Много километров подряд приходится шагать солдатам на службе. Но вот раздаётся команда: «За-пе-вай!» — и запевала затягивает бодрую песню-марш. Идти становится легче и веселее. Под музыку все идут в ногу, организованно, и устают примерно одинаково.
Ритм не только облегчает движения — онсоздаёт определённое настроение. С древних времён люди выражают свои настроения через ритмические движения под музыку — танец. В танцах всегда принимает участие сразу много людей. И опять музыка играет роль организатора танцевальных движений.
Танец, марш, трудовая песня — все эти жанры объединяет одно общее свойство: они организуют движение. А значит, самыми важными средствами выразительности в них будут ритм, а ещё — темп. Ведь одни и те же ритмичные движения можно делать с разной скоростью, то есть в разном темпе.
Все эти признаки по отдельности могут встретиться в любой музыке, не обязательно в марше. Но, собранные все вместе, они обязательно придадут музыке характер марша.
Ещё в глубокой древности воины в походах взбадривали себя энергичными песнями. В XIV—XV веках в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Это потребовало специального музыкального сопровождения. Вначале таким сопровождением могла быть любая известная солдатская песня, сыгранная, например, на флейте под ритмичный аккомпанемент барабана. А вскоре стали писать и специальную музыку для строевой ходьбы — марши. Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты, самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.
Особые военные оркестры появились позже, в XVI—XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты. Почему медные? Ведь деревянные духовые — флейта, гобой или кларнет — гораздо удобнее, они не такие громоздкие и тяжёлые, маршировать с ними несравненно легче. Кроме того, уже в те времена деревянные духовые умели играть все звуки, а медные — только некоторые.
Однако звонкие, сверкающие тембры медных духовых инструментов лучше других могут поднять бодрость духа, создать атмосферу праздника. И в праздничных церемониях военные оркестры оказались незаменимы. А чтобы удобнее было играть в строю или на торжественном параде, были сконструированы специальные инструменты для военных оркестров
Основные инструменты военного духового оркестра:
1. корнет-а-пистон - используется вместо трубы. Он очень похож на трубу и по виду, и по звуку, но может играть такие виртуозные пассажи, которые вполне доступны скрипкам, но недоступны трубе.