Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Празднование 500-летие РЕФОРМАЦИИ

Жанры инструментальной музыки




Музыкальные жанры

Жанр(франц. Genre - вид, род)В литературе, музыке и в других искусствах сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии - поэма, сонет, баллада; в музыке - опера, симфония, соната. Род произведения в пределах одного какого-то искусства называются французским словом "жанр". В музыке в широком смысле это различные отрасли музыки - опера, симфоническая, балетная, камерная, эстрадная. В узком смысле - разновидности основных отраслей. Например, жанры оперы: комическая (opera buffa), лирическая, серьезная (opera seria), большая. Жанры симфонической музыки: симфония, симфоническая поэма, увертюра. Жанры камерной музыки: романс, квартет, соната и т.д. Кроме того, выделяют жанры, непосредственно связанные с бытом: марш, танец, песня.

Жанры делятся по:

1) количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;

2) назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

3) видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Инструментальная музыка предназначена для исполнения отдельными инструментами, ансамблями, оркестрами. Симфоническая - музыка для исполнения симфоническим оркестром.

Вокальная музыка - которую исполняет человеческий голос. Вокальная музыка бывает двух видов два вида: 1) сольная и 2) хоровая. Жанры вокальной сольной музыки: песня, романс (лирическая), баллада - песня повествовательного характера, часто фантастические, исторические образы, контрастные - лирические и драматические темы. Вокализ - вокальное произведение без слов. Часто это этюд, упражнение для развития вокальной техники. Но существуют и концертные вокализы. Хоровые песни очень разнообразны по содержанию: революционные, боевые, гимны, лирические, юмористические и т.д.

Вокально-инструментальные жанры – оратория, кантата.

Музыкально-театральные жанры: опера, оперетта, мюзикл, балет.

Делятся на две группы:

1) произведения малых формминиатюры: прелюдия, этюд, ноктюрн, токката и т.д.

2) произведения крупных форм: симфония, концерт, соната, квартет.

Прелюдия (рге - ludus - перед игрой). Раньше прелюдией называли вступительную часть к фуге. Прелюдии и фуги Баха - двух частный цикл. Обе части равноправны и одинаково важны. По характеру и темпу они немного различаются. Позже прелюдия стала самостоятельным жанром. Польский композитор Ф.Шопен утвердил прелюдию самостоятельным произведением. После Шопена прелюдии пишут многие композиторы. Прелюдии Шопена (24) - во всех мажорных и минорных тональностях. В прелюдиях видно мастерство Шопена – умение в маленькой (порой 8-12 тактовой) миниатюре выразить глубокую мысль. Каждая прелюдия выражает одно настроение.




Элегия (греческ. Elegos - жалоба). Название "элегия" вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Очень популярна элегия Ж.Массне, также и С.Рахманинова.

Этюд (франц. etude - изучение) - упражнение для развития техники музыканта. Жанр этюда возник в начале 19 века, когда расцвела концертная жизнь в Европе. Произведения становились все виртуознее. Поэтому были необходимы упражнения для развития техники игры. Так возникли этюды Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техника двойных терций, трелей и т.д. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. В творчестве Шопена этюд стал глубоко содержательным, настоящим художественным произведением, предназначенным для концертного исполнения. В основе каждого этюда Шопена лежит какой-то технический прием - арпеджио, хроматические пассажи, движение терциями, секстами, мелодия - в левой руке и т.д. Концертные этюды писал и Ф.Лист, С.Рахманинов, а для скрипки - Н.Паганини.

Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.

Ноктюрн (итальянок. Notturno - ночной). В музыке этот термин появился в 18 веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Состояли они из нескольких частей. В 19 веке сложился совершенно другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепьянная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишины, ночными думами. Впервые лирические ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Писали ноктюрны: Чайковский, Григ, Шопен, Лист. Особенно известны ноктюрны Шопена. Они очень разнообразны - то мечтательные, поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные.



Баркарола (итал. Barka - лодка) - песня лодочника. Баркарола возникла в Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. По ним бесшумно скользят лодки - гондолы. В таких лодках и возникли песни лодочников - гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркаролы сочиняли композиторы разных стран - и вокальные и инструментальные: Чайковский, Глинка, Шопен, Рахманинов, Мендельсон, Оффенбах.

Бурлеска (итал. Burlesca - шутка). Музыкальная пьеса шутливого, причудливого, комического характера. Обычно в быстром темпе. Родственна юмореске, каприччио.

Багатель (франц. Bagatelle - безделушка). Небольшая музыкальная пьеса, преимущественно для фортепиано, игривого характера. Впервые название "багатель" встречается в творчестве Куперена. Багатели сочинял и Бетховен, Ладов, Барток.

Серенада - первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Более часто - песня в честь возлюбленной. В 17-18 веках особенное распространение получила инструментальная серенада - род сюиты для небольшого оркестра или ансамбля. В 19 веке сольная вокальная серенада стала одним из жанров камерной музыки, а инструментальная серенада произведением обычного концертного типа для камерных ансамблей, струнного оркестра, существует также сольная инструментальная серенада - лирическая пьеса. Инструментальная серенада, например, Моцарт "Маленькая ночная серенада", состоящая из 4 частей. Для струнного оркестра - Чайковский; для симфонического оркестра -Глазунов.

Пастораль (итал. Pastorale - пастушеский). Инструментальная пьеса или часть циклического произведения программно-изобразительного характера, рисующая жанровые сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Типично плавное, размеренное движение мелодии, воспроизведение особенностей тембрового звучания народных духовых инструментов.

Токката (итальянск. Toccare - трогать, касаться). Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в 19 веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого, равномерно-четкого движения. Таковы токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна. В характере токкаты написаны и некоторые страницы оркестровой музыки.

Скерцо (итальянск. Scherzo - шутка). Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера - живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название "скерцо" для одной части симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине 19 века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические.

Баллада (итальянск. Ballare - плясать). Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века балладами называли песни повествовательного характера. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. В 19 веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. Баллады писали Гете, Гюго, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов. Баллада - это повествование. В нем должны присутствовать элементы фантастики. За внешним спокойствием всегда скрыт большой драматизм. Вслед за поэтами к балладе стали обращаться композиторы: "Лесной царь" Шуберта, "Ночной смотр" Глинки - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта "Лесной царь" явственно слышен ритм стремительной скачки. Далее появились и инструментальные баллады, не связанные со словом. Первым такие баллады стал сочинять Шопен - для фортепиано.

Рапсодия (греческ. Rhapsodia - народная эпическая песнь). Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды, аккомпанируя себе на кифаре или лире. В 19 веке название "рапсодия" пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение для рояля или оркестра, в котором звучат разные народные мелодии. Широко известны венгерские рапсодии Листа, славянские рапсодии Дворжака, испанская рапсодия Равеля.

Романс - пьеса для голоса с инструментальным сопровождением отражает чувства, переживания человека. Бывают и романсы для инструментального исполнения. Они имеют напевные, кантиленные мелодии широкого дыхания. Обычно лирические, мечтательные, иногда навеяны грустью. Например, романсы Глиэра, Шостаковича - из музыки к кинофильму "Овод", Чайковского, Рахманинова и др.

Каприччио (ит. Caprìccio - каприз, прихоть). Пьеса капризного, изменчивого характера. Каприс - французская форма этого термина.

Интермеццо (ит. Intermezzo - пауза, антракт) - произведение, помещенное между другими более значительными частями циклических произведений. Интермеццо может быть между картинами, действиями опер, балетов - как оркестровый фрагмент. Иногда композиторы дают название "интермеццо" и самостоятельным произведениям.

Интродукция (ит. Introducilo - вступление). В музыкальном произведении означает вступительный раздел (обычно медленный) к главной части произведения. Интродукции могут быть в начале действий, картин опер, балетов.

Симфоническая поэма. Этот жанр возник в 1854 году, в творчестве Ференца Листа. Это одночастное симфоническое произведение. Форма может быть различная - сонатная, рондо, свободная. Обычно это программное произведение, связано с образами литературы или поэзии. Например, симфонич.-поэма Листа "Орфей", "Tacco", Рихарда Штрауса "Дон Кихот", "Дон Жуан", Я.Сибелиуса "Калевала" и др., Сметана "Влтава". К произведениям такого типа относятся симфоническая картина, увертюра-фантазия (Чайковский "Ромео и Джульетта"), симфоническая фантаз





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 32384; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 6801 - | 5745 - или читать все...

Читайте также:

  1. IV. НАУКА И КУЛЬТУРА 2 страница. ский оркестр в США. Концерты симфонической музыки завоевали сим- патии американской публики. Симфонические оркестры в США оказали значительное воздействие на
  2. My Chemical Romance: Жанры и предупреждения
  3. VII. Музыкальная жизнь Англии. Ораториальные жанры — наиболее значительная область творчества: пассионы — возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована
  4. Аналитические жанры
  5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
  6. Аналитические жанры. Сначала бульвар Адмирала Ушакова хотели назвать Депутатской аллеей. Теперь там стоит памятник выдающемуся флотоводцу, причисленному к лику святых, а в
  7. Архитектура Древней Греции. Список жанров музыки барокко
  8. Барокко. Из 50 лет непрерывной службы 45 лет он трудился для церкви. Основу церковной музыки Баха составлял протестантский хорал. Напомню, что хораломназывают
  9. Биография. Людовик был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничь
  10. Введение. Жанры в арсенале современной журналистики
  11. Введение. Жанры в арсенале современной журналистики. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000
  12. ВВЕДЕНИЕ. Международный фестиваль «Академия православной музыки» . .. 23


 

54.198.134.32 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.


Генерация страницы за: 0.008 сек.