double arrow

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ломки собственной природы. На это способны только молодые народы с большой творческой энергией



ломки собственной природы. На это способны только молодые народы с большой творческой энергией.

Во второй половине III тысячелетия до н.э. с запада двигались племена трипольской культуры, вытесняя с Днепра местное население и захватывая их пастбища и земли для посева. Первичное распространение культурных растений (вместе с земледелием) происходило главным образом в результате расселения на территории леса племен, уже знавших земледелие и скотовод­ство, и последующих процессов слияния пришельцев с местными племенами.

Рисунок 25 - Основные типы каменных сверленных топоров (Бадер, 1987)

В коллекции каменных орудий из бывших Казанской (преимуществен­но) и Вятской губерний; оказались шаровидные булавы, каменные песты и ступки, более 60 сверленых боевых топоров. На неолитических стоянках Мичуринского района в раскопках обнаружены кости лошади, крупного, мелкого рогатого скота и свиньи. Этот район правобережья Волги, между современными Нижним Новгородом и Казанью, представляют с правобе­режьем низовьев Вятки степь и открытые пространства.



Z. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Современные данные свидетельствуют о существовании у фатьянов-ских племен комплексного хозяйства (скотоводства, земледелия, охоты, ры­боловства и собирательства). Их скотоводство резко отличается от встречае­мого у степных племен. У последних свиноводство играет ничтожную роль, тогда как у фатьяновцев - очень большую. Земледелие, скорее всего, было подсечно-огневым. Об этом свидетельствует наличие большого количества клиновидных кремневых топоров, основное назначение которых он видел в расчистке лесных участков (рис.25).




Фатъяновцы характеризовались высокой культурой. Они в совершенстве владели техникой расщепления кремния на пластинки и отщепы, косторезным делом. Орнамен­тальные узоры их оригинальны и свидетельствуют о высоких художественных вкусах, чувстве ритма и гармонии. Они умели добывать древесную смолу и делать вар. Была соб­ственная металлургия.

В. А. Городцов связывал распространение каменных сверленых и бронзовых висло-обушных топоров с Месопотамией. Одним из возможных путей проникновения этих то­поров в Восточную Европу он считал Кавказ. По его мнению, элементы общности куль­тур фатьяновцев и кавказских племен проявляются также в сходстве керамических из­делий.



Исследования свидетельствуют, что до конца бронзового века земледе­лие развивалось в пределах распространения широколиственных лесов. Оче­видно, густые хвойные леса с их сильнооподзоленной почвой были непри­годны для земледелия при тогдашних примитивных орудиях. Кроме того, земледелие в лесной полосе обычно связано со скотоводством, а хвойные ле­са, почти совершенно лишенные травяного покрова, были непригодны в ка­честве пастбищ для скота.

В раннем железном веке земледелие проникает далеко на север от гра­ниц широколиственных лесов, сильно отступивших к югу, захватывая зна­чительную часть зоны смешанных лесов. Но и в это время в пределах собст­венно темнохвойных лесов никаких следов земледелия не видно. Только с самого конца I тысячелетия до н. э. произошло увеличение роли земледелия в хозяйстве и прогресс в технике земледелия - сначала на западе, затем на востоке.

Распространение земледельческой культуры у местных племен пред­ставлял длительный и постепенный процесс, в котором простое заимствова­ние переплеталось с распространением новых видов хозяйственной деятель­ности путем расселения на территории зон пришлых племен, имевших уже определенный опыт по ведению земледелия, сложившееся вне пределов рас­сматриваемой территории, и последующей ассимиляции местного и пришло­го населения. Одновременно происходила адаптация земледельческой куль­туры в новых физико-географических и экологических условиях.

Возникновение культурных связей с экономически более развитыми племенами, расселение на территории междуречья Волги и Оки пришлого земледельческо-животноводческого населения явилось побудительным мо­тивом к возникновению земледелия в зоне. Главная заслуга пришлых племен заключалась в инициировании новых форм ведения хозяйства не свойствен-







Сейчас читают про: