Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов конкретного урока, их целенаправленная упорядоченность, последовательность отдельных этапов и их взаимодействие.
Структура урока, отмечает М. И. Махмутов, понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория.
Структура урока определяется на основе:
• закономерностей процесса обучения (связь между обучением и воспитанием; взаимосвязь между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный материал);
• логики процесса учения;
• закономерностей процесса усвоения.
В современном уроке музыки можно выделить несколько структур: дидактическую (основную) структуру, логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры.
Дидактическая структура состоит из трех этапов:
• актуализация уже полученных знаний и освоенных способов действия;
• формирование новых знаний и способов действий;
• применение усвоенного.
Более конкретные этапы урока можно рассматривать как результат разукрупнения компонентов его общей дидактической структуры.
Знание правил дидактической структуры необходимо учителю, чтобы не нарушать общие требования образовательного процесса. Она выполняет роль общего предписания для всех учителей, работающих в школе. Но ее этапы не должны стать шаблонной основой при конструировании урока.
Организация учебной деятельности учащихся регулируется логико-психологической структурой урока. Закономерностью построения такой структуры является процесс усвоения информации. Психологи утверждают, что данный процесс всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке не наблюдаемы; они видны «логическому глазу». Такую структуру урока М. И. Махмутов назвал внутренней логико-психологической. Она состоит из следующих элементов:
1. Воспроизведение и восприятие известного знания.
2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации.
3. Восприятие новых знаний и способов действий.
4.Осознание и осмысление учащимися элементов нового.
5. Обобщение элементов знания и способов действий.
6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях
Функциональная взаимосвязь этих элементов и их последовательность жестко детерминированы общей логикой усвоения; они безотносительны к видам умственной деятельности учащихся - репродуктивной или творческой.
Задачи, связанные с включением детей в конкретную деятельность, связаны с развитием мотивационной сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать образовательный процесс в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся. Данная структура является приоритетной при организации урока, основой которого является музыкально-исполнительские формы деятельности («Хоровой класс», «Фортепиано» и т.д.).
Мотивационная структура представлена следующими элементами:
1. Организация и управление вниманием учащихся.
2. Разъяснение смысла деятельности.
3. Актуализация мотивационных состояний.
4.Совместная с учащимися постановка целей занятия.
5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.
6.Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.
7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения. Мотивационная структура урока выступает как обобщенные
вероятные педагогические задачи, которые необходимо решать учителю на каждом уроке. Эта структура является регулятивом деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Представленные выше структуры урока охватывают все внешние и внутренние его процессы, они выполняют регулятивные функции деятельности учителя и (опосредованно) деятельности учащихся. В результате того, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока.
В оригинальном виде эти структуры урока не встречаются, в практической деятельности учителя они преломляются через специфику предмета, особенности используемых им методов и технологий. Поэтому невозможно дать единую методическую структуру урока. Однако можно выделить общие закономерности, которые являются теоретическими нормами для построения методической структуры урока музыки. Такими закономерностями являются:
• особенности художественной драматургии;
• функции частей в форме;
• специфика музыкально-исполнительской деятельности.
Эти закономерности являются специфичными для педагогики художественного образования. Особенности художественной драматургии нашли свое отражение в принципах, разработанных Д.Б. Кабалевским (принцип эмоциональной драматургии) и Л.М, Предтеченской (принцип художественно-педагогической драматургии). Особенность художественной драматургии основана на логике развития образа (или образов), его восприятии, представлении, преобразовании и т.д. Так, можно выделить шесть взаимосвязанных элементов художественной драматургии (рис. 4).
Соответственно этой логике разворачивается не только содержание урока, но и его построение, выделяются его основные части. Структура урока, построенная на основе такой логики, предполагает свободный творческий процесс прохождения всех его этапов, авторскую свободу учителя. Особая трудность - логически, через эмоциональное сопереживание вести к восприятию содержания музыкального искусства. Художественная драматургия - это особая эмоциональная выстроенность урока, которая позволяет погрузиться в особое эмоциональное состояние.
Рис. 4. Логика художественной драматургии.
Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержание урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Переведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.
Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с которым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осуществляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельности или непосредственному включению в деятельность.
Далее, согласно художественной драматургии, происходят определенные события, которые заставляют совершать конкретные действия. Развитие действия характеризуется неустойчивостью, т.е. возможны отклонения, сомнения, противопоставления. Существует множество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование. Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка переживания. Переживания всегда связаны с эмоциями. Эстетическая сущность музыкального переживания возникает в результате интуитивного осознания сложных структурных отношений элементов музыкального текста в их гармоничной целостности. В результате эстетическая сущность музыкального переживания дает качественное изменение субъекта деятельности, что будет сказываться на широте его интересов, богатстве духовных запросов и влечений, общем интеллектуальном кругозоре.
Действие развязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуществляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.
Эпилог происходит после того, как все события уже свершились. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п. Эпилог может так же завершить какую-либо побочную мысль, прерванную развязкой основной темы.
Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения. Не все элементы являются равнозначными. Пролог и эпилог являются обрамляющими элементами. В уроке, по сравнению с основными элементами, им может отводиться очень непродолжительное время. Вместе с тем они являются важными элементами, формирующими у учащихся правила восприятия предметного содержания в уроке.
Приведем пример урока, который разработан с учетом особенностей художественной драматургии. В структуре такого урока можно выделить четыре основных элемента: завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Еще одну закономерность, определяющую структуру построения урока музыки, мы обозначили как функции частей в форме. В обязательной принадлежности к конкретной структуре урока (мотивационная, логико-психологическая), каждая выделенная часть в уроке может иметь свое назначение или функцию формы. Если урок рассматривать как форму обучения, то и в его составе можно выделить различные части, каждая из которых будет выполнять свои функции в уроке. Основных функций в форме выделяют шесть.
1. Вступление к основной форме. В традиционном уроке музыки эта функция была связана с входом детей в класс под какую-либо музыку. Учителя музыки используют так же, так называемые, музыкальные приветствия по звукам трезвучия: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».
2. Изложение темы. Данную функцию может выполнить проблемная ситуация, проблемный вопрос, объяснение учителя. Каждое из этих средств определяет разный тип изложения.
3. Связка между основными частями формы. Функцию связки выполняют музыкально-гимнастические упражнения, музыкально-дидактические игры в начальной школе, исполнение знакомых песен в основной школе.
4. Середина - это часть, расположенная между другими сходными по содержанию частями и более самостоятельная чем связка, ее функция - разработка, т.е. развитие ранее изложенной темы, проводимой в новом освещении, притом не целиком, а очень краткими ее частями.
5. Реприза - один из важнейших признаков формообразования. Ее функция связана с повторным проведением темы. Повторное проведение темы не может быть зеркальным. Изменяются либо условия, либо средства, либо способы. Реприза создает обрамление формы. Что делает ее законченной. Цельной.
6. Кода - часть, которая присоединяется к какой-либо из частей формы (к изложению темы, к середине и т.д.). Мы наблюдали, как функцию коды в уроках музыки выполняли сюрпризные моменты.
Не все функции частей равнозначны. Среди них можно выделить основные (2, 4, 5) и вспомогательные (1, 3, 6). Основные функции являются несущими содержание урока, вспомогательные, как, например кода, могут отсутствовать в уроке.
Реализация урока музыки на основе закономерностей музыкально-исполнительской деятельности требует соблюдения таких правил, которые связаны с формированием определенных свойств и качеств музыканта-исполнителя и необходимыми для исполнительской деятельности техническими умениями и навыками. Опыт организации и проведения таких уроков музыки накоплен в классах музыкально-эстетической направленности (хоровые классы). Так же можно опираться на опыт преподавания музыки на основе певческой деятельности (Д.С. Бортнянский, Д.И. Зарин, Н.В. Матвеев) и уроки музыки, в основе которых лежит методика музыкального воспитания К. Орфа (Т.Ф. Тютюнникова). Структура такого урока строится как взаимообусловленная последовательность действий:
Подготовка - обучение - проработка - контроль - закрепление.
Подготовка или практическое восприятие. Главной задачей является непосредственная подготовка к дальнейшему процессу продуктивной деятельности (активизация слуховых навыков, перевод невербального восприятия в зримые, словесные, двигательные формы, подготовка голосового аппарата, уточнение исполнительских приемов, совершенствование исполнительской техники и т.д.).
Так, подготовка на уроке может осуществляться как исполнение веселых канонов, с текстом, на слоги, с движением. Учащиеся быстро входят в атмосферу урока музыки, происходит эмоциональная подготовка, настраиваются голоса к совместному исполнению, учитель и учащиеся «превращаются» в дирижера и хор.
Обучение - совместное учение. Дети под управлением (руководством, сопровождением, помощью) учителя участвуют в эксперименте (моделирование художественно-творческого процесса работы над хоровым произведением), опираясь на известные уже образцы, модели деятельности. За каждым элементом знаний, понятий закрепляется определенное действие. Учащиеся осваивают новые фрагменты музыкального текста, новые исполнительские приемы. Результатом должно стать формирование нового знания, умения.
Например, на уроке «хоровой класс» учащиеся осваивают фрагмент одного из новых произведений М. Славкина «Земля». Необходимо разучить музыкальный текст фрагмента, написанного в стиле джаз-рок. Понимание учащимися конкретной задачи и видение конечного результата, концентрирует их внимание, мобилизует активность. Учитель, зная психологические и технические возможности своих учащихся, для освоения выбирает небольшой, но законченный фрагмент произведения. Необходимо освоить не только музыкальный текст, но и найти способы звукоизвлечения, адекватные художественному стилю.
Проработка материала или собственно практический анализ. Данные действия основываются на знакомом для учащихся материале, совершенствуется техника исполнения, идет поиск качеств звука, создается исполнительский образ. Музыкальный материал для проработки может быть взят как полностью, так и отдельные его части.
Контроль на основе самооценки. В сознании и памяти учащихся необходимо закрепить полученный результат на сегодняшнем уроке или осуществить контроль результата, полученного на предыдущем уроке. В музыкально-исполнительской деятельности важной задачей является развитие мышечной памяти, чем меньше ребенок будет задумываться над техникой своих действий, тем большую исполнительскую свободу он будет приобретать. А его внимание, память будет освобождаться для осознания новых ощущений. Поэтому данное действие является обязательным условием в формировании практических умений.
Закрепление или творческое моделирование. Здесь учащиеся рефлексируют полученные результаты своей работы на уроке. В этих действиях важно научиться получать удовольствие от исполнения. Польза + удовольствие в своем сочетании дадут результат от исполнительства. Польза без удовольствия приводит к рутине, скуке. Удовольствие без пользы - к развлечению.
В уроке была смоделирована ситуация концертного выступления с учетом конкретной слушательской аудитории. По желанию дети выступили в роли ведущих, представив коллектив исполнителей и произведение.
Каждое из выделенных действий может стать смысловой доминантой урока, поэтому оно будет более продолжительным по отношению с другими, но все эти действия можно будет выделить в уроке.