double arrow

Сущность воображения


Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда,

нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необ ­ ходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной,

вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или

письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация

характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

Воображение-способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

2. Функции воображения.

Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека, в то время как функция памяти заключается в организации опыта для таких форм, которые примерно

повторяют уже бывшие раннее. В зависимости от этого у воображения намечаются несколько функций совершенно различной природы, но тесно связанных с основной

функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды. Первая функция имагинативного поведения может быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем

из не бывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения; конкретнее говоря, если мы изучаем географию, историю, физику или химию, астрономию, да и любую науку, мы всегда имеем дело с познаванием таких объектов, которые

непосредственно не даны в нашем опыте, но составляют важнейшее приобретение коллективного социального опыта человечества. И если изучение предметов не ограничивается одним словесным рассказом о них, а стремится проникнуть сквозь словесную оболочку описания в самую их сущность, оно непременно должно иметь дело с познавательной функцией воображения, оно должно использовать все законы деятельности воображения.

Другую функцию воображения следует назвать эмоциональной; она состоит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Из учения о борьбе за общее двигательное поле мы знаем, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Спрашивается, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совершенно реально в нервной

системе, но не получают своего осуществления. Само собой разумеется, что они получают характер конфликта между поведением ребенка и окружающей средой. Из такого конфликта возникает при сильном напряжении заболевание, невроз или

психоз, если он не получает иного выхода, т.е. если он не сублимируется и не превращается в другие формы поведения.

И вот функция сублимации, т.е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю воображения. В игре, во лжи, в сказке находится бесконечный источник переживаний, и фантазия, таким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стремлений к выходу в

жизнь.

Эта эмоциональная функция фантазии незаметно переходит в игре в новую функцию.

Можно сказать, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения и что между игрой и имагнитивным поведением можно провести знак равенства. Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения выпадает еще третья функция, назовем ее воспитательной, назначение и смысл которой – организовывать повседневное поведение человека.

Таким образом три функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством – это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда ( например, стол в

завершенном виде, как готовое изделие, но и его промежуточные результаты в данном случае те детали, которые надо последовательно готовить, чтобы собрать стол ). Следовательно, воображение человека в процессе деятельности создает

психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, и способствует его предметному воплощению.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность

новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

2.Этапы творческого воображеня.

Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое

воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из

опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то,

что воспринимает во внешней действительности. Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На

этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания. Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в

проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней

Творческое воображение рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления.

Потому сначала весь процесс творческого воображения проходит в сознании и лишь потом воплощается в реальности.

Этапы творческого воображения:

1. Возникновение творческого идеала.

2. «Вынашивание» замысла

3. Реализация замысла.

Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества.

Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия.

Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества. Связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества.

Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях представлены результаты, в опре­деленной мере непосредственно или опосредованно объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или могут быть материализованы) некоторые особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный эксперимент — по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности самого творческого акта.

Анализу психологических аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых разнообразных данных. Среди них — собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и — что особенно интересно — характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а не суждений о нем они — более достоверное свидетельство. Эти материалы позволяют выявить некоторые этапы становления произведений, но они являются результатом материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника и не всегда дают достаточное представление о подлинных мотивах, побуждающих художника двигаться в том или ином направлении. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса.

Творчество - процесс, существующийкак синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности. Творчество - высший уровень познания.

Творческий процесс можно разделить не 4 этапа:

1-й этап - зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2-й этап - концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап - работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап - проверка и доработка.

Виды творчества:

· научное,

· литературное,

· художественное,

· музыкальное.

Творчество - это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный, всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личность творца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют черты характера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научном творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов.

Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натуру композитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песени музыка к опереттам И. Дунаевского - его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина - лиричность и поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича - как человека сильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.

Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельности учителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка - во всем атом на воображение ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключается в том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов к тому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшей будущем.


Сейчас читают про: