Световой акцент

Свет в фотографии играет ключевую роль. И дело вовсе не в освещении сцены, как часто думают, а в том общем настроении, которое придаёт свет вашему снимку. В фотопейзаже первой задачей света является создание настроения. Свет может создать шедевр на самом обычном месте, а может и загубить красивейший пейзаж. Хороший солнечный свет придаёт пейзажу радостное настроение, пасмурная погода вызывает минорные чувства и задумчивость, а рассеянный свет в тумане вызывает приятное ощущение некоторой недоговорённости, отсутствие которой, кстати, вредит многим пейзажам. Короче говоря, свет выражает настроение Природы, которое легко передаётся зрителю вашей фотографии. Задумайтесь, снимая в следующий раз какой-нибудь солнечный пейзаж – а стали бы вы фотографировать его в пасмурную погоду? И наоборот, какая-нибудь дорога, столь живописная в туман или в дождь, совершенно непривлекательна при другом освещении. Не удивлюсь, если вы однажды обнаружите, что основной идеей вашего пейзажа является именно свет, а не какие-нибудь деревья с жёлтыми листьями, к примеру. Таким образом, дождитесь именно той погоды, которая наилучшим образом поможет вам подчеркнуть настроение вашего пейзажа, причём вовсе не обязательно это должна быть хорошая, солнечная погода.


МАРТОВСКИЕ БЕРЁЗЫ

Основной идеей, которую мне хотелось передать зрителю этим снимком, является настроение одного из солнечных дней конца зимы. Обратите внимание, что свет удалось передать только благодаря изображённым теням.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, светофильтр C-PL Tiffen, плёнка Fuji Velvia 50

Но есть у света и вторая, не менее важная роль. Давайте вспомним о том, что фотография – это прежде всего искусство неповторимого. Пытаясь применить это положение к пейзажной съёмке, начинающие фотографы становятся в тупик – вот он, пейзаж передо мной, ничего в нём измениться не может, деревья и дома ведь никуда не убегут! Да, деревья, конечно, никуда не убегут, но вместе с малейшим дуновением времени изменится свет, поменяется характер погоды и “убежит” настроение. Так что именно свет в пейзаже создаёт неповторимые моменты. Снимая пейзажи, я всегда делаю по многу дублей, и часто хороший снимок отличается от неудачного только тем, что солнце зашло за лёгкое облачко и тени пропали, либо поменялся рисунок облаков. Это важно учитывать, если вы хотите, чтобы свет в вашем снимке заиграл как по Станиславскому. В этой связи хочу добавить, что хороший пейзаж нельзя снять дважды.

Вы наверное уже заметили, что свет сам по себе нельзя передать, не используя теней. Так что если вы хотите подчеркнуть именно игру света в вашем пейзаже, то призываю вас думать прежде всего об акценте на тенях. К примеру, в вечернее время длинные стелящиеся по поверхности тени, создающие захватывающую ритмику света и тени и подчёркивающие округлые формы ландшафта, могут создать волшебную неземную картину, от которой будет трудно оторвать взгляд. Если же на вашем снимке нет теней – в нём нет света, а есть простое освещение.

Говоря о световом акценте, нельзя не вспомнить про вспышку. Дело в том, что классический пейзаж имеет три плана: ближний, средний и дальний. Если средний и дальний планы, как правило, нормально освещены, то ближний план часто “проваливается” из-за плохого освещения. Между тем, пейзаж не имеющий ближнего плана, не вовлекает зрителя, создавая эффект отстранённости. Зачастую вспышка поможет вам дать световой акцент на ближний план, буквально “вытащив” его на свет, особенно в часы заката. Для этого полезно сместить камеру ниже или немного присесть, и использовать вспышку. При этом надо следить за предметами, находящимися в непосредственной близости перед камерой, которые могут быть пересветлены вспышкой. Если это трава, то иногда полезно попросту удалить самые высокие из ближних травинок, которые могут быть пересвечены. Минимальное расстояние до самых ближних предметов должно быть не менее полутора метров. Хорошей практикой также является использование рассеивателя на вспышке.


ПАУЧЬЕ ЦАРСТВО

Вот наглядный пример светового акцента с помощью вспышки. Думаю, этот пример не нуждается в пояснениях.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Velvia 50. Фото слева снято без вспышки, справа - со встроенной вспышкой.

Возвращаясь к приведённой ранее грустной истории о том, как фотоаппарату понравилось совсем не то, что нам самим, и он решил сфотографировать небо вместо луга, скажу, что камеру можно и нужно “заставлять любить” именно то, что хочется нам. Акцент на луговых цветах можно поставить, используя нейтрально-градуированный фильтр, который ослабит перепад освещённостей между верхней и нижней частями снимка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: