double arrow

ЦВЕТОВОЙ АКЦЕНТ

Как мы с вами уяснили из предыдущей главы, акцент в пейзаже вовсе не “обязан” выделять какие-то отдельные области изображения. Так например, желая подчеркнуть настроение пейзажа, мы используем свет по всему полю фотоизображения, а для выделения отдельных элементов используем свет локально. То же самое относится и к цвету.

Прежде чем перейти к примерам работы с цветом, задумаемся, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета? Оказывается, эта способность дана нам изначально для двух целей: донести какую-то информацию и привлечь внимание. К примеру, в лесу каждый из нас может отыскать ягоды земляники в траве, и отобрать из них самые спелые, выбирая их по цвету.


BAD LANDS, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК США

Справедливости ради стоит отметить, что если цвет не подчёркивает идею снимка, то, иногда его лучше вообще убрать. В данном случае цвет был удалён с тем, чтобы перенести акцент на форму. Тонирование в сепию было применено с тем, чтобы подчеркнуть богатство полутонов.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, нейтрально-серый градиентный светофильтр, плёнка Fuji Velvia 50.

Как вы знаете, цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным – голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок, и друзья мои, для пейзажиста это обстоятельство является очень важным. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные – дальше и отталкивают. Часто в пейзаже холодные тона хорошо служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение с небольшим количеством тёплого цвета на фоне холодного, а обратное сочетание обычно не столь гармонично и режет глаз.

Зная и используя эти особенности тёплых и холодных тонов, вы можете влиять на восприятие идеи вашей фотографии зрителем. Применяя коррекционные светофильтры серий 81 (для “утепления”) и 82 (для “охлаждения”), или корректируя баланс белого в цифровой камере, можно получить фотографии в тёплых или холодных тонах, подчёркивая, к примеру, холод зимнего пейзажа или тепло летнего луга. Я часто использую эту возможность, причём предпочитаю более тёплые пейзажи, поскольку люди так уж устроены – им больше нравится тёплое. В качестве иллюстрации привожу фотографии одной и той же сцены, снятые с нормальной установкой баланса белого и с более тёплой.


ЯБЛОНЕВЫЙ САД

Посмотрите сами, какой эффект даёт применение тёплого баланса белого. Фото слева имеет холодный, отталкивающий тон, в то время как фото справа, снятое с балансом белого "облачно" выглядит не только привлекательнее, но и живописнее. Для получения того же эффекта владельцам плёночных камер рекомендую использовать фильтр 81B или 812.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого: слева - "солнечно", справа - "облачно".

Таким образом, я призываю иногда сознательно нарушать нормальный баланс белого, чаще в сторону его "утепления". Это связано с ещё одной причиной. Дело в том, что цветовая тональность обычного природного пейзажа, особенно в середине дня, обусловлена рефлексами неба на траве и листьях деревьев. Проведите любопытный опыт: возьмите поляризационный фильтр, подойдите к ветке лиственного дерева, и покрутите фильтр вокруг оптической оси. Вы увидите сами, насколько велико влияние голубой тональности неба в общей цветовой картине. Посмотрите иллюстрацию к сказанному на приведённой тут фотографии. Поляризационный фильтр поможет вам избавиться от голубых рефлексов неба и сделать пейзаж более “тёплым”.


ПАПОРОТНИК

Для того, чтобы показать вам, насколько велико влияние рефлексов неба на листве, я снял две фотографии и наложил их половины: фрагмент слева снят обычным образом, а справа - с применением поляризационного фильтра. Глядя на листья папоротника и деревья на дальнем плане, убедитесь сами, что правая половина ощутимо "теплее".
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "солнечно". Фото слева снято без фильтра, справа - с фильтром Tiffen CIR-PL.

Поляризационный фильтр представляет вам также возможность акцентировать внимание зрителя на отдельных, наиболее важных частях вашего пейзажа. Во-первых, если вам сюжетно важен рисунок облаков, то этот фильтр поможет выделить их на фоне неба. При этом следует помнить, что наибольший эффект достигается при использовании этого фильтра под углом, перпендикулярным к направлению на солнце.

Во-вторых, существует интересная разновидность поляризаторов, усиливающих насыщенность отдельно взятых цветов, не затрагивая остальные. Так, фильтр Redhancer усиливает оттенки красного цвета, Greenhancer (или Greenfield) – зелёного, а фильтр Bluehancer - синего. Поэтому, если вы снимаете на плёнку нормальной цветовой насыщенности, и вам, к примеру, необходимо выделить красные маки на альпийском лугу или цвет закатного неба, можно воспользоваться фильтром Redhancer (посмотрите на иллюстрацию). Двумя другими из перечисленных фильтров рекомендую пользоваться осторожнее, поскольку они придают фотографии также и общую тональность соответствующего цвета. Владельцам цифровых камер порекомендую использовать именно светофильтр для этих целей, а не средства графического редактора, но прежде, чем это делать, не забудьте выставить баланс белого вручную с надетым фильтром.

Кроме этого, существуют поляризаторы, которые придают отражениям различные цвета. В зависимости от фирмы – изготовителя, называются они по-разному, так, например, одна фирма выпускает фильтры Vario PL-Color, другая фирма производит фильтры Changeable Color, а третья – VARICOLORы различных цветовых комбинаций. Но, независимо от их названия, все они дают похожий эффект. Используя их, вы сможете, к примеру, усилить акцент: к примеру, частично или полностью изменить цвет неба или поверхности озера в ярко-синий, красный, зелёный, розовый, оранжевый, жёлтый и любые другие цвета, а все остальные предметы при этом сохранят свою окраску. Естественно, что это относится не только к небу или водной глади, но и к любым отражениям, которые можно найти вокруг вас, включая, к примеру, рефлексы на асфальте или на мокрых лепестках ромашек. Вот уж где можно проявить все ваши фантазии! Разглядывая мир вокруг вас через эти светофильтры, вы не только сможете подчеркнуть цветом то, что вам хочется, но в вашей голове может родиться и множество других нетривиальных идей.


НА ПРУДУ

Для того, чтобы показать вам, как цветом можно дать акцент на небо, я применил фильтр, меняющий цвет отражений. Как видите, небо не только стало более насыщенным, но и поменяло цвет, чего не достичь простым поляризатором. В результате визуальный акцент с ничем не примечательного горизонта переместился на интересное небо, что придало привлекательный вид этому, в общем-то, довольно банальному пейзажу.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого по листу белой бумаги. Фото слева снято без фильтра, справа - с фильтром Cokin A173 (Varicolor Blue/Yellow) в положении "Blue".


Сейчас читают про: