double arrow

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АКЦЕНТ


Третьим средством, позволяющим фотографу подчеркнуть идею снимка, является композиция.

К сожалению, в теории фотографии значение композиции в успехе конечных произведений сильно преувеличено и уступает разве что гипертрофированной роли качественной фотоаппаратуры. Вряд ли вы найдёте много книг о роли света в фотографии, то есть в искусстве светописи. Исследования о цвете в фотографии часто не идёт далее характеристик насыщенности фотоплёнок. А вот трудов о композиции создано немало. Дело в том, что композиция является хорошо формализуемой областью исследований, и связана с психологией визуального восприятия. Но давайте поймём и то обстоятельство, что, как алгеброй нельзя поверить гармонию, так и успех фотографии как элемента духовного искусства, нельзя объяснить никакими геометрическими отношениями и психологией. Хотя и сегодня можно ещё наблюдать множественные попытки объяснить гармонию с линейкой в руках, предпринимаемые даже некоторыми мэтрами фотографии.

Но, значение роли композиции в фотографии нельзя и приуменьшать. Удачное композиционное построение вашего пейзажа способно акцентировать внимание зрителя на том, что вы хотите ему показать, в то время, как неудачная композиция способна испортить любую идею. Поэтому ниже я остановлюсь на некоторых принципах композиции, и расскажу, как их использование в пейзажной съёмке поможет вам лучше показать то, что вы хотите показать.

Так, если вам кажется, что ваш пейзаж должен нести ощущение простора и широты, то рекомендую так называемое “открытое” композиционное построение, с наличием центробежно-направленных осей. При съёмке учтите, что такая композиция не должна ничем ограничивать взгляд зрителя по краям кадра, что, вызывая ощущение незавершённости картины, позволит зрителю самому представить то, что осталось за кадром.


ПРЕРИЯ

Стоит ли рассказывать, что именно является идеей этого пейзажа? Только открытая композиционная схема помогла передать безбрежный простор прерии и жизнь практически под открытым небом.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, нейтрально-градуированный светофильтр Cokin P 121M, плёнка Fuji Velvia 50

Если же, наоборот, вы хотите передать уют какого-то уголка природы, то лучшего решения, чем использование “закрытой” композиции придумать невозможно. В такой схеме центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке. Такая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Создать такую композицию кадра можно, ограничив простор для взгляда зрителя по краям, а также сверху какими-либо визуальными элементами, к примеру, ветками, высокими травинками, деревом, облаками, и так далее. Поскольку большое количество неба частенько нарушает уют такой схемы, иногда лучше снять пейзаж вообще без неба, особенно в городе. А вот при съёмках на воде, к примеру, заката на озере, вам следует также позаботиться о завершённости картины снизу, если вы решили применить именно такую, уютную “закрытую” схему. Обращаю ваше внимание на то, что как “открытая”, так и “закрытая” схемы имеют ядро композиции, что позволяет сделать на нём акцент.




Если же вы задумали донести до зрителя постоянство, неизменность сцены, изображённой на вашем пейзаже, тогда порекомендую применить так называемую “статичную” композицию. Она очень хорошо передаёт ощущение вечности и незыблемости. Особенностью её построения являются пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси, при этом отсутствие в такой схеме острых углов вызывает у зрителя ощущение гармонии и бесконфликтности.



Осями такой композиции могут служить линия горизонта, деревья, дороги, длинные тени, берега, полоски леса, мосты и некоторые виды облаков и тому подобное. При использовании этой схемы я настоятельно рекомендую не снимать сцен с наличием ничем не прерывающихся линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Особенно это относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её с края деревом или ещё чем-нибудь, иначе такие линии просто “разрежут” ваш кадр на несвязанные между собой части.

Принято считать, что при наличии осей композиции очень важно, чтобы они не пересекались ровно в середине кадра. В качестве хорошей практики рекомендуется расположение осей на треть от краёв снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Например, горизонт можно расположить либо на треть от верха, если вам важно подчеркнуть то, что находится ниже его, либо на треть от низа, если вы хотите сделать акцент на небе, поскольку считается, что взгляд зрителя первым делом падает именно в точку, расположенную на треть от верха. На практике я чаще всего действую именно так, но бывают случаи, когда горизонт не является основной осью пейзажа, тогда на его расположение можно не обращать столько внимания.

В этой связи хочу также привести поучительную историю: недавно, при посещении Третьяковской галереи, я обратил внимание, что во многих картинах русских художников, включая некоторые полотна Шишкина, горизонт расположен ровно посередине. Похоже, что великому художнику так и не довелось обучаться в наших Академиях… Однако, буквально на следующий же день, при прогулке по Арбату, и разглядывая тамошнюю живописную халтуру, я обнаружил великое множество академически правильных пейзажей, с горизонтом, расположенным там, где надо.

Вернёмся к нашим композиционным схемам. Иногда основной идеей нашего пейзажа является не незыблемость, а наоборот, дальнейшее развитие сцены. Таковы пейзажи с горными реками, дорогами и особенно с наличием линейной перспективы. Тут я рекомендую использовать так называемую “динамическую” композицию, в которой главные оси будут пересекаться под острыми углами, образуя диагонали. Кроме акцента на развитии, динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения зрителя в конкретную фотографию, притягивая его и придавая эмоциональный настрой работе.


ДЕРЕВО

Посмотрите, как меняет композицию наличие диагоналей. Открытая и изначально статичная композиционная схема, образуемая дубом и линией горизонта приятно конфликтует с динамикой диагоналей центробежно движущихся облаков. Как результат - видно, что дуб неподвижен, а облака летят. Для усиления диагоналей использован широкоугольный объектив.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, плёнка Fuji Superia 100

Наличие диагоналей в пейзаже исключительно приветствуется. Поглядите вокруг - окружающий мир переполнен горизонтально-вертикальными осями, поэтому нам будет полезно нарушить этот скучный порядок. Следует помнить, что диагонали бывают “восходящими” и “нисходящими”. Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду и развитие. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий “упаднический” настрой, ощущение завершённости. К примеру, дорога, расположенная по восходящей диагонали, произведёт впечатление предстоящего похода и будет манить зрителя, в то время, как идущая по нисходящей, создаст ощущение завершённого пути. Отмечу, что сказанное относится только к неодушевлённому пейзажу, то есть тому, на котором не изображены люди, в то время, как в одушевлённом пейзаже работает принцип реального действия, а не предполагаемого. Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объёмную композицию, по сравнению с теми, что проходят через нижний обрез фотографии. Так что используйте эти свойства диагоналей в зависимости от той идеи вашего пейзажа, которую хотите подчеркнуть.

Кроме применения композиционных схем, на идею “играют” различные ракурсы, или точки съёмки. Например, стоя на правой обочине дороги, вы видите её изображение, направленное по восходящей диагонали, а перейдя на левую сторону – получаете дорогу, направленную по нисходящей со всеми, упомянутыми выше, психо-визуальными свойствами такого построения.


НИСХОДЯЩАЯ И ВОСХОДЯЩАЯ ДИАГОНАЛИ

Посмотрите сами, какую разницу даёт минимальное изменение ракурса съёмки: кажется, что это два совершенно разных пейзажа! Между тем, я просто перешёл на другую сторону дороги, и вместо нисходящей, получил диагональ дороги, направленную по восходящей.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "облачно", поляризационный светофильтр Tiffen CIR-PL.

Применяя различные высоты точек съёмки, вы также сможете направить восприятие зрителя в нужное вам русло. К примеру, я часто практикую низкую точку съёмки, выделяя ближний план, если он интересен для разглядывания. Я бы сказал, что это позволяет, не относясь к Природе свысока, заглянуть ей в глаза.


МЯГКО

В этом пейзаже меня прежде всего привлекла симпатичная травка на переднем плане. Для её выделения я выбрал низкий ракурс съёмки. Для усиления ощущения уюта и тепла был использован тёплый баланс белого.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "облачно", нейтрально-градуированный светофильтр Cokin A 121S.

Тема композиционного акцента очень обширна и подразумевает множество путей реализации. Например, кроме композиционных схем, для акцентирования формы можно использовать специфические возможности различных объективов, посмотрите вот на это фото:


В ГОРАХ

Пейзаж, снятый телеобъективом, как бы "стягивает" пространство в "гармошку". Именно поэтому я рекомендую использовать его, а не широкоугольник, для съёмки в горах, из предгорий и на возвышенностях.
Фотоаппарат NIKON N65, SIGMA 100-300мм, KODAK GOLD 200.

Конечно, в этой небольшой заметке невозможно рассказать о всех способах выделения основной идеи фотографии, как невозможно объять необъятное. Но буду рад, если мне удалось донести до вас хотя бы принцип осознанного фотографирования пейзажа, а анализ и размышление несомненно приведут вас к поиску своего пути реализации ваших идей. В конечном счёте это поможет вам в создании работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые вы хотели передать. Желаю вам удачи!

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: