ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ В ПЕЙЗАЖЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Немного теории
- Световой акцент
- Цветовой акцент
- Композиционный акцент
По статистике, пейзаж - самый распространённый жанр любительской фотографии. Но кому не знакомо чувство огорчения, когда снимаем вроде бы красивейший пейзаж, а в результате получаются совершенно невыразительные фотографии. Почему нам не удалось донести до зрителя наших фотографий наше чувство восхищения природой? Давайте посмотрим, почему так получается, и как этого избежать.
Изображение на фотографии, с технической точки зрения, можно разложить на три независимые составляющие: свет, цвет и форма (сюда входят изображённые предметы и отношение между ними), без гармонии которых ваша работа не может претендовать на успех. Но, вместо того, чтобы приступить к подробному рассказу о практике работы с этими составляющими, давайте лучше поговорим об основах, без понимания которых применение всех этих приёмов является совершенно бесполезным, далёким от серьёзного творчества занятием.
|
|
Вы, наверное, замечали, что слепое следование всем правилам, написанным в книжках по теории фотографии не приводит к получению удачного снимка. Более того, даже при наличии гармоничного сочетания света, цвета и формы вовсе не всегда получается по-настоящему хороший, запоминающийся пейзаж. Мало ли вы видели примеров “правильных” пейзажей, не проникающих дальше вашего глаза? Дело в том, что мало знать наизусть и тупо применять все приёмы, самое трудное - это осознанное их применение, направленное на реализацию идеи снимка, которая является “душой” любой фотографии, и образует её привлекающее качество.
Что же это такое – фотографическая идея? Подробно об этом можно прочитать в статье "О фотографической идее", а тут я коротко повторю наиболее важные для понимания моменты. Когда я комментирую фотографии, я часто пишу о том, что, похоже, тут нет никакой идеи, по крайней мере, она тут незаметна. В ответ иногда следуют объяснения, что "восходящая диагональ обозначает тут оптимистическое развитие", "лужа символизирует март", а идея заключается в том, что "пустыня показывает вечность, а травинка - жизнь отдельного индивидуума". Между тем, в самой фотографии нет никакого другого смысла, кроме заложенной в неё автором фотографической идеи, а все рождающиеся в голове зрителя альтернативные ассоциации принадлежат опыту восприятия самого зрителя. Например, в фотографии лужи кому-то видится март, другому - дождь, третий зритель наслаждается отражением неба, а четвёртый, наоборот, сегодня хочет видеть только грязное дно этой самой лужи. Что же хотел сказать этим снимком сам автор, известно только самому автору и Господу Богу. Но раз снимок создан, значит что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо и нажать на кнопку спуска затвора. Так вот, это "что-то" и назовём фотографической идеей.
|
|
Вот вам примеры идей некоторых пейзажей: игра света, одиночество, ритм, живописность, тишина, краски, присутствие, предчувствие, неопределённая перспектива и так далее. Как видите, идея фотографии больше похожа на чувство, чем на мысль, да это и понятно – произведение изобразительного искусства призвано вызывать у зрителя именно чувства, в то время как мысли можно просто записать на бумаге и показать читателю.
Возникает вопрос, а может ли какой-то предмет, к примеру, дерево или цветок, являться идеей пейзажа? Конечно же, идея фотографии – это целиком дело автора и полностью отражает его вкус. Но я бы сказал, что изображение предметов – это не творческая задача, отвечающая теме пейзажа. Посудите сами: в предмете зритель видит не более, чем предмет, а вот в настроении, состоянии и характере Природы и её отдельных уголков зритель черпает свои эмоции. Я обычно рассматриваю предметы (деревья, дороги, кусты, дома, заборы и так далее) только как "тарелки", по которым "размазаны" настроения туманов, божественная энергетика света, ностальгия пасмурной погоды. В такую погоду зачастую неважно, какую предметную сцену выбрать, именно потому, что истинной идеей данного пейзажа является состояние природы, а не её внешний вид.
Рассказ про фотографическую идею – это большая тема, и в этой статье мне меньше всего хотелось бы утомлять вас теорией, так что давайте лучше поговорим о взаимосвязи фотографической идеи со световым, цветовым и композиционным решениями пейзажа, то есть перейдём к практике. Именно грамотно выполненный акцент, подчёркивающий идею снимка, и создаёт разницу между профессиональным фототворчеством и любительским снимком.
Первым практическим приёмом, который я рекомендую, будет следующий – прежде, чем снимать, попробуйте объяснить себе, что именно вам понравилось в приглянувшемся вам пейзаже. Тренировка этого навыка сослужит вам хорошую службу – разобравшись, почему именно этот пейзаж показался вам красивым и гармоничным, вы получите “волшебный ключик” к творческому решению света, цвета и построению композиции вашей фотографии. Причиной многих неудачных пейзажей является то обстоятельство, что вам понравилось одно, а вашему фотоаппарату – другое. К примеру, вас привлек восхитительный ковёр луговых цветов, а фотоаппарату почему-то больше “приглянулось” небо, и, в результате, на снимке трава и цветы “ушли” в темноту.
В СОСНЯКЕ
Давайте попрактикуемся прямо сейчас. Посмотрите на этот пейзаж. Что вы хотели бы донести до зрителя, снимая его? Как вы это сделали? О том, что тут понравилось мне, и что я предпринял, чтобы донести это до зрителя, смотрите в конце статьи.
Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Superia Reala
Как видите, если зрителю вовсе необязательно задумываться, почему ему нравится ваш фотопейзаж, то вам, как автору, придётся разбираться с этим. Разобравшись с главной идеей пейзажа, определив, так сказать, кто является примой нашей сцены, уже не так сложно подчинить все остальные изобразительные средства, находящиеся в нашем распоряжении, гармоничному решению основной задачи.
НА ЛУГУ
Уверяю вас, оба пейзажа сняты не сходя с одного места. Пейзаж сверху снят "просто так". Глядя на него возникает справедливый вопрос - а что хотел выразить автор? При съёмке нижнего пейзажа я использовал три приёма, позволившие выделить желтые цветы, которые привлекли моё внимание. Как результат - пейзаж стал более выразительным. Попробуйте отгадать, какие три приёма я применил, а правильный ответ смотрите в конце статьи.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100.