double arrow

Полемическая статья


Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе воз­никает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредст­венным поводом публикации полемической статьи обычно являет­ся выступление политических оппонентов, представителей “чужой” научной школы “еретического” религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предло­жения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут.

Цель полемической статьи, как правило, двоякая. Автор ставит перед собой задачу, с одной стороны — обосновать свою собствен­ную позицию по спорному вопросу, показать свое видение пробле­мы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. С другой стороны, он пытается опровергнуть позицию своего оппо­нента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре ста­тьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить, как авторы двух других видов статьи, приводить факты, примеры, которые противоречат его тезисам, не может при­менить к своему выступлению позицию философа, исходящую из того, что “жизнь есть борьба противоречий”. Его выступление должно быть не противоречивым — это, пожалуй, принципиальное требование полемической статьи.




Что касается логической структуры полемической статьи, то она формируется на базе доказательного рассуждения, на базе аргу­ментации в пользу главного тезиса автора выступления и на базе оп­ровержения тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в вы­ступлении оппонента.

Наибольшую трудность при подготовке вызывают статьи, в кото­рых анализируются различные ситуации- Поэтому остановим наше внимание на некоторых аспектах подготовки статьи такого рода.

Первое, что должен сделать журналист, ~ добыть необходимую информацию. Начинается поиск с выявления конкретных действующих лиц ситуации. Определив их, далее следует узнать конкрет­ные ответы на следующие вопросы: что было (будет) предпринято и кем? К каким социальным группам относятся участники? Какие цели они преследуют? При каких условиях они действуют? Какие противоречия есть между общественными требованиями и личны­ми интересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на это участники? Какие средства и методы приме­няют? С кем и против кого они действуют? Почему действуют так, а не по-другому? К чему это может привести? Что это значит для об­щества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать?

Получив подобную информацию, автор может приступить к на­писанию статьи. Общие структурные требования к ней таковы. Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нель­зя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю определенную си­туацию, ее политическую, экономическую и другую сущность. Чита­телю должны быть понятны те методы, которые журналист применя­ет при оценке явлений- Это помогает аудитории правильно воспри­нимать значимость для себя общих событий, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи журналисту по­могает соблюдение определенных методических установок. Одна из них заключается в том, что статья делится на три части: начало, глав­ную часть, заключение. Требования к началу статьи: в первой трети излагается экспозиция статьи, читателю дается актуальный повод уз­нать, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешить. Поскольку понимание ситуа­ции зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные пробле­мы и задачи, которые порождаются ею, то надо показать эти пробле­мы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив аудиторию с пробле­мами, задачами, условиями их возникновения в данной ситуации, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти зада­чи , проблемы могут быть решены и в интересах каких сил, например:



“как задача А может быть решена в интересах В, если условия Д еще не созданы?” Или: “как задача А может быть реализована в интересах В так, чтобы не наступили последствия Е?” Конечно, в статье нельзя стереотипно использовать эти формулы. В содержательном и в язы­ковом отношении каждая конкретная статья должна быть полнос­тью оригинальна-



Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние проти­воречия, то это может вызвать определенные сомнения в правиль­ности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме (как несколько во­просительных предложений). При постановке вопроса автор может сослаться на опыт, который в данных условиях чаще всего воспро­изводится. В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретные шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий часто бывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждений, чтобы публикация была по­нятной аудитории.

В сравнении с главной частью, в которой ситуация анализирует­ся, заключительная часть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет с собой изменение ситуации, какие силы задействуются, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее. В конце статьи могут быть также ссылки на то, что может сделать аудитория для изменения ситуации в лучшую сторону.







Сейчас читают про: