зрения, то дело обстоит следующим образом: по доверию общества (государства, политиков, бизнесменов, простых граждан) музеи (одна из социальных групп общества) собирает, хранит, изучает, публикует ценности ря общества (и - его наиболее активной части, использующей в музей в научных, информационных, образовательных, рекреационных и других целях, -публики). Эти общие черты, однако, не заслоняют особенностей, связанных с государственными решениями, национальным или традиционным укладом в определенных странах.
Глава 2. Смысловой и струк турный аспекты взаимодействий музея и
общества»
2.1. Смыслы музеи как отражение общественного понимания сущности и
структуры музея.
Сущность любого явления достаточно нелегко поддается пониманию. Представляется, что сущность может проявляться по-разному, конкретизироваться в определенных смыслах в непосредственном соотнесении, со значением слов или событий, предметной ситуацией, с состоянием и опытом постигающего её человека и общества. Сущность отношений музея и общества напрямую связана с тем, что мы понимаем под словом "музей", как мы определяем его диахроническую направленность, т.е. миссию, предназначение, выявляемую в целях и задачах музея на каждом конкретном этапе, и синхроническую значимость, воплощенную в абстрактных функциях и конкретном функционировании музея.
Поскольку современный музей в качестве значимого элемента общественного сознания является достаточно молодой институцией, рожденной во второй половине XIX века (до этого бывший фактором лишь индивидуального сознания и размышлений достаточно узкого круга образованной общественности), его осмысление также приходится на этот сравнительно небольшой исторический промежуток времени, хотя музей существовал и ранее и уже служил предметом философской, научной, художественной, исторической, политической и бытовой рефлексии. Каждая эпоха вкладывала свое содержание в понятие "музей". Смысл понятия и явление, им обозначаемое, имели разную окраску в различные исторические периоды, в различных географических условиях, различных обществах. Однако фактором первостепенной важности в рождении музея и в процессе его эволюции являлось общество и происходящие в нем перемены: изменения целей и идеалов, структуры и ее отдельных компонентов (классов, сословий, социальных групп и т.п.), матери-
ального благосостояния и технического развития, потребностей и возможностей их реализации, изменения культуры общества в целом. Все социокультурные институты, к каковым принадлежит и музей, создавались в определенное время для решения каких либо потребностей общества и в дальнейшем трансформировались, следуя за новыми интересами и потребностями общества, за развитием его культуры.
Практически в каждом труде, посвященном истории и теоретическим вопросам музейного дела, авторы обращаются к этимологии слова "музей", прослеживают его греческое происхождение, ведущее начало от "mouceion" - "храм муз", или, как поправляет Ф.И. Шмит, - "храм мус" (392, с. 7). Большинство считают, что современное значение слова несколько отдалилось от первоначального: как авторы конца XIX - так и конца XX века, например, Н.А. Покровский (1880), Н.М. Могилянский (1917), Г. Эдсон и Д. Дин (1994), Ж. Базен (1967) и др., и тот музей, "в современном значении слова - собрание древностей или редкостей8 ", - является продуктом "века истории" (Ж. Базен: 409, с. 193). В последнее время ученые все чаще обращаются к пониманию, восходящему к истокам, к "храму мус"" - покровительниц искусств и наук, склоняясь в сторону то первого, то второго слова этого определения, то есть понимая музей как сакральное место, храм, либо как центр искусств, науки и культуры. О том, что музей, подобно храму, помогает человеку каждый раз подтверждать свои убеждения, сравнивать свое мировосприятие с ценностями, принятыми в данным обществе, пишет Д. Камерон в статье "Музей: храм или форум" (126); в книге Э. Александера "Музеи в движении" (403) глава посвящена проблеме "Музей как культурный центр и социальный инструмент". Так или иначе к "мусическому" происхождению института обращаются С. Уейл, И. Мейер, И. Маккензи-Смит, М.Б. Гнедовский и др. (67, 68, 493, 543, 544). Некоторые исследователи, как, например, Г.И. Сергеева, идут дальше, и связывают музей не только с девятью искусствами и их "мыслящими" (пер. с греч.
слова "муса") покровительницами, горными божествами, которым поклонялись и в честь которых устраивались празднества и культовые сооружения; музами, которые, "обитая на Геликоне, воспевали все поколения богов - Гею, Кроноса, Океан, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомков9 ". Они все больше ассоциируют музей с их матерью - богиней памяти Мнемозиной, ти-танидой, представительницей одного из первых поколений богов, персонифицировавшей неразрывную связь прошлого и настоящего, их единство и неразрывность. Именно благодаря Мнемосине музы наделялись свойством связывать прошлое и будущее (288). Сегодня достаточно сложно провести реконструкцию того отношения греков к Мусейонам, которое сложилось в классический период. Известно, что это были особые места, в которых отправлялся культ мус. Наиболее известными являлись Феспийское святилище на склоне г. Геликон, святилища в Дельфах, на Делосе, существовали они и в других местах Эллады, "где любили искусство, там почитали и богинь, дарующих творческое вдохновение" (392, с.8). Там сохранялись некоторые предметы, связанные с этим культом, раз в пять лет проводились общегреческие празднества, состязания лучших служителей муз, занимались историей и астрономией. Феспийские мусеи были широко известны по всей Греции, так же как и "Пифии" в честь Аполлона и привлекали огромное количество паломников со всех концов греческого мира" (392, с. 8). Храмы муз постепенно наполнялись дарами и подношениями, произведениями скульпторов и художников, и становились хранилищами собраний художественных произведений, о чем писали и античные авторы (описание феспийского мусейона встречается у Павса-ния) (288). Музей как место синкретичного существования различных наук к искусств, их взаимообогащения и связи, контакта с иной реальностью, "божественным даром" вдохновения и неразрывной семьей богов разных по колений, существующих одновременно, является привлекательной идеей для
' Музей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 112. 9 Там же
современников. "Если произведения искусства определяют нашу культуру они должны существовать не изолированно, в контексте; музей существует пс соглашению с обществом и получит подлинное доверие и признание общества как "Дом муз", - пишет И. Маккензи-Смит (483, с.85).
Несколько меняются акценты деятельности в самом известном Мусейоне античности в Александрии египетской, основанной Птолемеем 1 Сотером б 290 г. до н. э., получившем развитие при Птолемее II Филадельфе и просуществовавшем до 1У в. н. э.10, который многие считают предшественником современных музеев. Александрийский Мусейон считается научным центром эллинистического периода11, созданным правителем для развития науки, где "некоторое число людей жило, платя за доставляемые удобства научной дея тельностью", так же, как дело обстояло в Афинском мусейоне и Ликее; научным учреждением, музеем, институцией, подобной Колледж де Франс в Париже, институтом продолжающегося обучения типа Академии Наук или Университета (409, с. 16). Во главе этого научного центра стоял жрец, назначаемый правителем, всего в мусейоне жило до 50 человек: ученых, поэтов, философов, таких как Зенодат, ученик Аристотеля Дмитрий Фалерийский, Калли-мах, Эратосфен, Евклид, Архимед, Аристофан, Аристарх. Доступ в мусейон зависел от воли царя. Там были и "капелла мус", зоологический и ботанический сады, астрономическая башня, анатомический кабинет, коллекции и библиотека, а также залы для совместных занятий, бесед, споров, аллеи для прогулок и философских размышлений. Это было элитное учреждение для избранных, и лишь позднее, при римских императорах, хотя римляне и ограничивали употребление слова "мусейон" до "места философских дискуссий" (478, с.7), становится более похожим на образовательный центр наподобие современного университета, куда стремилась молодежь. Престиж Александрийско-
Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 124-125. Там же.
го мусеума, по высказываниям современников, был довольно высок, члены его "пользовались уважением всех просвещенных людей того времени12.
Концепция музея уже в античном мире изменилась, изменились и его отношения с обществом: от синкретичного храма наук, искусств и памяти, храма культуры, одного из храмов многочисленного пантеона богов, открытого не только избранным - профессионалам, чьими покровителями были музы (певцы, поэты, актеры, историки, астрономы и т.п.), но и всем желающим приобщиться сфере "божественных искусств", - к специализированному научному комплексу, выражавшему универсальный познавательный взгляд на мир (все то же окружение, которое желал иметь Френсис Бекон в 'Gesta Graiorum'), прототипу современной Академии наук, ознаменовавшему расчленение первоначального синтеза, и, в следствии этого, доступного не каждому. "Классические" ассоциация слова с Музами и философским размышлением, параллельно с отчетливой тенденцией собирать, хранить и выставлять только "высокое" искусство, лучшие и необычные, экзотические предметы, скорее чем репрезентативные коллекции предметов нашего наследия, оказали особое влияние на восприятие музеев публикой и их роль в обществе. Тем не менее, современный музей, в общей массе, не в всегда поддерживает классические традиции, скорее являясь отражением врожденных человеческих потребностей, любознательности, восприимчивости, стремления упорядочить окружающую действительность, пытаясь отвечать на текущие социальные запросы.
Идея универсального знания, получившая объёмное воплощение в создании энциклопедий XVIII (Д' Аламбера и Дидро, Э. Чамберса), нашла отражение и в отношении к музеям, что выразилось в составе их коллекций и в отдельных представлениях о музее. В 10 томе Энциклопедии Д. Дидро дает характеристику слову "музей", ссылаясь на пример Музея в Александрии, однако указывает, что "с тех пор слово получило более широкое значение и сего-
'2 Там же, с. 125.
дня его применяют ко всем местам, где собраны вещи, имеющие отношения к искусствам и музам» (438; 492, с. 893-894). Конкретизирует понимание музея философ по отношению к организации подобной институции в Лувре, предлагая схему создания там национального музея по образцу эллинистического Музейона, как материализованной энциклопедии наук и искусств, доступной для ознакомления в целях просвещения. Он считает необходимым сделать частные коллекции публичными, доступными, вынести произведения искусства из "хранилищ, мебельных складов, где никто их не видит" (475, с. 706), и дополнить их в Лувре кабинетами естественной истории, представляющими "конспект целой природы", состоящими из предметов природы, "собранных в одном месте и видимых одним взглядом" (438, с. 489) и кабинетами медалей. Необходимым Дидро также считает размещение в обширном здании Лувра Академий наук и искусств, что, таким образом, превращает Лувр в центр сосредоточения наук и искусств, необходимый атрибут просвещенного общества.
Просветительская концепция музея долгое время имела влияние на передовые умы XVIII-XIX веков. Однако под влиянием буржуазных преобразований в обществе и воздействием идей философии позитивизма она претерпела значительные изменения и ко II половине XIX века - началу XX века уступила место идеологии "служения обществу" (См. Гл.1), хотя споры о музее и его сущности начала XX века, были достаточно оживленными, и дихотомия значения музея как научного-культурного учреждения сохранилась в некоторых исследованиях по сей день.
В нашей стране во II половине XIX века музеи по большей части определялись как "разные собрания естественных и искусственных произведений" двух типов: "специальные ученые кабинеты", представляющие все средства для изучений науки", и "доступные для лиц всех сословий... собрания с чисто практической целью - познакомить массу народа, шутя и наглядно, в свободное для него время, с предметами науки, представленными в простой форме",
і и потому "доступными малоразвитому человеку" (377, с. 2). Н.А. Покровский ' в 1880 году определяет музей как "собрание древностей или предметов естест-! венных наук, систематически расположенных" (280, с.2), а энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 1890 г. - как "собрание древностей или редкостей"13. В 1917 году музей все еще предстает как "хранилище произведений искусства, редкостей, древностей" (202, с. 303). Даже на предварительном съезде по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев в 1912г. термины древлехранилище, хранилище и музей являются взаимозаменяемыми, особенно по отношению к музеям церковной археологии, и общей целью музеев ставится "собирать и хранить для общественной пользы и просвещения те или другие предметы, а главное - древности" (288, с. 3).
Выделяя основное назначение музеев как хранение ценных предметов (редких, древних, произведений искусства), музейные работники конца XIX -н. XX в. также ставили перед музеем задачи их научной обработки (301, с. 186). В 1880 г. Н.А. Покровский в статье "Об образовательном значении музея" наметил обширную программу деятельности музея, определил его значение как места сбора, составления, сохранения коллекций, места "сбора ученых сил" города и губернии в целях "обоюдной пользы" (предоставление музеем помещения для заседаний обществ и их имущества, возможности пользоваться материалами коллекций и библиотекой для изучения взамен на использование результатов исследований в деятельности музея), проведения различных съездов и заседаний, публичных чтений и лекций, временных выставок. Энтузиаст музейного дела охарактеризовал музей как "источник знания" (возможность получения различных справок и сведений в музее), "наглядную шкалу", образовательное заведение, "лабораторию открытий и знания", "открытие, отдых, празднику будничной жизни для всех" (280, с. 36-58). Почти в то же время в Америке секретарь Смитсониановского института Джордж Браун Гуд осмысляет двойное призвание музея как института "для сохранения тех предметов,
13Музей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 112.
которые наилучшим образом характеризуют феномены природы и произведения человека, и использования их в целях повышения знания и культуры, и просвещения людей" (473, с.2). Эта традиция понимания музея как специфического института на службе общества, служащего "повышению и распространению знания среди людей", глубоко укоренена в культуре Северной Америки. Там музеи изначально возникали как корпоративные институты, из коллекций различных обществ, а не в результате обобществления частных коллекций, как это было с большинством публичных музеев Европы. Это положение и было зафиксировано и в Акте Парламента США о Смитсонианов-ском институте (437, с.4), и в сохранении до наших дней напоминающих о генезисе названий некоторых музеев, таких как "Смитониановский институт" или "Чикагское историческое общество" (574. - 1995, № 7, с.3-11) и др.
На рубеже Х1Х-ХХ веков, в период "границы времен", который практически всегда отмечается особой эсхатологической атмосферой, подведением итогов и размышлениями о будущем, появляется и специфическое учение о музее, в котором дается уже не инструментальная трактовка музея, а целостное осмысление музея. В философской концепции "всеединства» Н.Ф. Федорова музею отведено особое место. Истинный музей - не хранилище, не энциклопедия, не выставка как "собрание бесцельного труда" (362, с. 469). Он мыслится как объединение различных музеев в "Храм премудрости", "христианский храм языческих муз", в котором "будет выражаться объединение светского и духовного, научного и религиозного, классического и реального в христианском, потому что христианство не сторона, не партия, оно само объединение" (361, с. 326). Именно музей выражает в наибольшей мере важнейшую идею христианства - идею вечной жизни, отражает потребность человеческой природы в сохранении, в которой выражается подсознательная потребность продлиться: продлиться в вещах и в памяти. Музею отводится колоссальная роль: объединения всех интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по
настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. Память остается до тех пор, пока живы вещи, оставленные человеком, несущие след личности на создателя и владельца, которые могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием, а с развитием знаний о мире, - и необходимым элементом физического воскрешения, так как, "воссоздавая других, мы воссоздаем себя" (361, с. 329). "Вся опредме-ченная деятельность человечества есть уже реальный или потенциальный экспонат такого музея, -пишет исследователь творчества Н.Ф. Федорова Г.С. Семенова. - Под определенным углом зрения весь мир выглядит гигантским, все пополняемым музеем" (334, с. 45).
Как пишет современный культуролог К.Г. Исупов; "Замысел Федорова был вполне демиургический: осуществить онтологическую реформу Вселенное изгнать из нее смерть и тем устранить главный ущерб бытия" (115, с. 39). Объединение в музее всех общественных сил для осуществления такой громадной цели должно было иметь "народновоспитательное" значение для преодоления социальных разногласий и формирования "братского состояния" общества, "внесения стройности в общество". "Создание такого народновоспитательно-го храма есть превращение промышленной, художественной и научной (хаотической) розни в одно общее отеческое, прародительское дело, есть воссоединение объединенной таким образом интеллигенции с земледельческим трудом" (362, с.326). Сам музей выступает как памятник, место поминовения и исследования, "есть лишь разнообразная иллюстрация к книге... восстановления авторов, их жизни всеми средствами наук и искусств" (361, с. 446). Основная его миссия - быть посредником, средством связи различных поколений и структур общества, местом синтеза, специфическим окружением для осуществления священного действа воскрешения, "общего дела".
Во взглядах отечественных деятелей музейного дела на музей многое меняют события 1917 года и последующая политика Советского правительства в области культуры и социальной сфере. Взгляд на музей начала XX в. как
преимущественно "хранителя и стража научных ценностей" (202, с 306) меняется под влиянием новых перспектив и нового мышления, избавления от прежних монархических, идеологических и профессиональных шор, высвобождения инициативы масс под влиянием новых задач - задач культурного строительства, и конечно, благодаря энтузиастам музейного дела. С начала 1920-х гг. и политика правительства, и желание переустройства страны со стороны всего населения: крестьян и рабочих, интеллигенции и членов различных кооперативных союзов, вызвали к жизни новое понимание музея и осознание его глубокой и неискоренимой связи с общественной жизнью, с культурным развитием страны. Музеологическая ситуация 1920-х гг. способствовала не только появлению множества новых музеев и новых типов музеев, но и выработке почти всех применяемых сегодня или открытых заново в последние годы методов, приемов и форм работы с посетителем, актуальных ныне взглядов на взаимодействия музея и общества, разработке и осуществлению на практике широкомасштабной программы контактов со всеми структурами общества. Смысл музея обогатился и наполнился всеобъемлющим звучанием. Неизмеримо расширились цели и задачи (53, с. 10-11; 19-20; 354, т. 1: 11 и далее), обозначающие пути развития музея. Подверглись тщательному рассмотрению функции музея, на основе которых и была возможна развернутая экспансия музея в окружающий мир в виде множества различных видов деятельности. В 1920-х гг. дуальное основание музея (музей как научное и просветительное учреждение), фиксируется в энциклопедии как выражении общепринятой (или более распространенной) точки зрения на окружающую действительность. В статье Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат 1927 г. основными задачами музея определяются научное собирательство, хранение, размещение, изучение материала и "всестороннее облегчение использования в целях научного изучения и самого широкого общественного просвещения путем экспозиции и издания описаний, исследований, путеводителей, руководств к работе и осмотру, путем устрой-
ства лекций и организации экскурсий" 14 (305, с. 13). При таком многообразии сложных задач музей уже не может быть частной институцией и должен являться либо государственным, либо общественным институтом, к чему ранее призывали некоторые музейные деятели на Предварительном съезде в 1912 г. и позднее (Н. Могилянский: 202, с.316, 319). Повсеместно поднимается идея "живого музея", музея как центра напряженной жизни, "живой лаборатории проявления творчества человека" (Л. Тройницкий: 353), "вынесения музея в жизнь и внесения жизни в музей... всестороннее жизненное усвоение человеческого творчества" (П. Флоренский: 369, с. 69), музея, чутко реагирующего на глубочайшие научные и художественные запросы человека, и его противопоставление застывшему хранилищу научных и художественных ценностей; особенно часто встречаются подобные мысли по отношению к музеям местного края (А.А. Бакушинский, Н.М. Могилянский, Н.И. Романов, Н.В. Марков, М.Я. Феноменов и др.). Как проявление жизни музея понимается и постоянный его рост, рост коллекций, и разнообразная деятельность музейных работников, и творчество масс на базе музея, вовлечение местного населения в собирательскую и исследовательскую работу по изучению края. Музей осознается как культурный центр, институт внешкольного образования, место общения и самодеятельного творчества, живой трансляции традиций (280, с. 25; 27).
В 1930-х гг. в обстановке усиленной идеологизации общества, когда все институты воспринимались партией как рупоры определенной политики, музей также был чрезмерно политизирован и служил инструментом сталинской идеологии. Основной задачей музея на 1 Всероссийском музейном съезде было провозглашено "популярное изложение принципов диалектики на музейном языке" (354, т.1, с.37), "музейное оформление классовых диалектико-материалистических установок на самое содержание этих экспозиций, выяв-
мТарасов. Музеи // Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. - М., 1927.-С. 107
ление классового лица науки" (354, т.1, с.47). Музей приобрел статус научно-исследовательского и политико-просветительного учреждения, "дающего показ в вещах, документах и художественных отображениях исторического процесса, развития природы и человеческого общества" (53, с. 19). В его задачах были иллюстрация положений классиков марксизма-ленинизма, разъяснение политических задач, "генеральной линии партии", мобилизация на выполнение директив партия и правительства по вопросам социалистического строительства (53, с. 4). Широко распространились представления о музее как о политико-просветительном комбинате - идеологическом центре, выполняющем разнообразную деятельность по реализации поставленных партией и правительством задач (170, №1, с. 5). Музей превратился одновременно в святилище и трибуну определенной идеи, единого взгляда на мир, выражаемого правящей партией, мощное идеолого-воспитательное средство, когда все музеи всех профилей по всей стране строились по сходному плану и представляли стройную систему взглядов на мир, на все области природы и социальной жизни в духе диалектического материализма. Подобные взгляды на музей с теми или иными вариациями мы можем встретить почти до середины 1980-х гг., когда музей служил инструментом реализации основных задач, поставленных программой КПСС в области идеологии и воспитания народа (49, с. 5), призван был участвовать в "коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях" (253). Из трех направлений работы музея: научного изучения истории и края; собирательской работы по определенному плану; политико-просветительной и идейно-воспитательной, последнее признавалось важнейшим, его задачами ставились: а) коммунистическое воспитание; б) пропаганда памятников материальной и духовной культуры, традиций народа; в) просвещение и воспитание строителей нового общества (121, с. 21-23). В Постановлении ЦК КПСС 1982 г. "Об улучшении идейно воспитательной работы музеев" музей признавался важным средством в арсенале идеологической работы, "действенным центром воспитания", и должен
был представлять самое лучшее, наглядные достижения страны Советов, тем самым прославляя партию как руководителя преобразований во всех сферах жизни России с 1917 г.
Однако уже в 1960-е гг. появляются и несколько иные концепции смысла музея, что напрямую связано с изменением социокультурной ситуации в стране, вызванной хрущевской оттепелью, назреванием и постепенным осознанием необходимости пересмотра положения музея в культуре. Этому содействовало также вступление в 1957 г. советских музейных организаций в ИКОМ, в результате чего стали возможны непосредственные контакты крупнейших музеев с музеями социалистических стран, появилась возможность обмена выставками, посещения зарубежных музеев, ознакомления с зарубежным опытом, некоторых заимствований без обязательной идеологической проработки и цензуры. В своем докладе на Конференции Комитета по воспитательной и просветительной работе музеев ИКОМ, проходившей в СССР в мае 1966 года, А.З. Крейн подчеркнул, что связь с общественностью является важнейшей проблемой советского музея, неотделимой от утверждения его образовательно-воспитательной роли. Главной идеей, главным "пафосом", "сверхзадачей" любого музея была названа "обращенность музея к современным и будущим поколениям, цели образовательные и воспитательные, вручение истории молодежи" (147, с.6), сопричастность установлению "связи времен", то есть трансляционная миссия музея. Условием налаживания диахронической преемственности является одновременное активное участие в жизни, "рассчитанное на привлечение широкого круга общественности". Вновь поднимается знамя концепции общественного служения по отношению к музейной профессии: "лишь энтузиазм общественного служения может вызвать ответный энтузиазм общественности" (147, с. 6). Музей выступает как центр общественных интересов, активно участвуя в современной жизни, проводя конференции, концерты, вечера, выходя за рамки узко музейной проблематики, "понятие его расширяется и музеи превращаются в общественные центры"
(147, с. 8). Доклад А.З. Крейна в целом отражает общий настрой этой конференции, посвященной роли музея в образовании и культуре, и звучит в унисон с докладами зарубежных участников: И. Грана "Являются ли музеи учреждениями для публики", Т.М. Фолдс "Роль музея в жизни школьников и взрослых" (США), Ж. Фавьер "Музей и культурно-просветительная работа" (Франция), Е. Банах "Музей как культурный центр" (Польша) и др.
Схожие мысли мы видим в обзоре Н.В. Минц "Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитарного профиля" 1968г. (198). Автор отмечают новый взгляд на музей в зарубежной литературе по сравнению с 1950-ми годами. Музеи - это не просто "культурные учреждения, призванные главным образом собирать, хранить и экспонировать памятники материальной и духовной истории страны", их "следует превратить в культурные центры, проводящие разнообразную работу по широкой программе культурного обслуживания, воспитания и развлечения посетителей" (198, с.3-4), имеющие все возможности активно участвовать в современной жизни. Ссылаясь на мнение крупнейших музееведческих организаций Европы и США, Н.В. Минц пишет, что "все музеи могут и должны быть использованы как средство воспитания и просвещения широких слоев народа" (198, с.5). Практически те же взгляды выражают и сами американские музейные деятели, в том числе участники конференции "Музей и образование", проведенной в 1966 г. в Университете Вермонт в Барлингтоне Симтсоновским институтом. Музей с 1960-х гг. является местом неформального и формального образования, постижения окружающего мира для посетителей всех возрастов и уровней подготовки, центром "живого" образования (523, с. 1-8), радостного познания мира (523, с. 156). Некоторые исследователи заглядывают несколько глубже, вглядываясь в смысл существования музея для индивидуального сознания. О потенциальной возможности музея "помочь индивидам в приобретении восприятия порядка в озадачивающем, цветущем беспорядке окружения, природного и созданного человеком", путем идентификации себя