double arrow

Положение 4 страница

зрения, то дело обстоит следующим образом: по доверию общества (государства, политиков, бизнесменов, простых граждан) музеи (одна из социальных групп общества) собирает, хранит, изучает, публикует ценности ря общества (и - его наиболее активной части, использующей в музей в научных, информационных, образовательных, рекреационных и других целях, -публики). Эти общие черты, однако, не заслоняют особенностей, связанных с государственными решениями, национальным или традиционным укладом в определенных странах.


Глава 2. Смысловой и струк турный аспекты взаимодействий музея и

общества»

2.1. Смыслы музеи как отражение общественного понимания сущности и

структуры музея.

Сущность любого явления достаточно нелегко поддается пониманию. Представляется, что сущность может проявляться по-разному, конкретизиро­ваться в определенных смыслах в непосредственном соотнесении, со значени­ем слов или событий, предметной ситуацией, с состоянием и опытом пости­гающего её человека и общества. Сущность отношений музея и общества на­прямую связана с тем, что мы понимаем под словом "музей", как мы опреде­ляем его диахроническую направленность, т.е. миссию, предназначение, выяв­ляемую в целях и задачах музея на каждом конкретном этапе, и синхрониче­скую значимость, воплощенную в абстрактных функциях и конкретном функ­ционировании музея.

Поскольку современный музей в качестве значимого элемента общест­венного сознания является достаточно молодой институцией, рожденной во второй половине XIX века (до этого бывший фактором лишь индивидуально­го сознания и размышлений достаточно узкого круга образованной общест­венности), его осмысление также приходится на этот сравнительно небольшой исторический промежуток времени, хотя музей существовал и ранее и уже служил предметом философской, научной, художественной, исторической, политической и бытовой рефлексии. Каждая эпоха вкладывала свое содержа­ние в понятие "музей". Смысл понятия и явление, им обозначаемое, имели разную окраску в различные исторические периоды, в различных географиче­ских условиях, различных обществах. Однако фактором первостепенной важ­ности в рождении музея и в процессе его эволюции являлось общество и про­исходящие в нем перемены: изменения целей и идеалов, структуры и ее от­дельных компонентов (классов, сословий, социальных групп и т.п.), матери-


ального благосостояния и технического развития, потребностей и возможно­стей их реализации, изменения культуры общества в целом. Все социокуль­турные институты, к каковым принадлежит и музей, создавались в определен­ное время для решения каких либо потребностей общества и в дальнейшем трансформировались, следуя за новыми интересами и потребностями общест­ва, за развитием его культуры.

Практически в каждом труде, посвященном истории и теоретическим вопросам музейного дела, авторы обращаются к этимологии слова "музей", прослеживают его греческое происхождение, ведущее начало от "mouceion" - "храм муз", или, как поправляет Ф.И. Шмит, - "храм мус" (392, с. 7). Большин­ство считают, что современное значение слова несколько отдалилось от пер­воначального: как авторы конца XIX - так и конца XX века, например, Н.А. Покровский (1880), Н.М. Могилянский (1917), Г. Эдсон и Д. Дин (1994), Ж. Базен (1967) и др., и тот музей, "в современном значении слова - собрание древностей или редкостей8 ", - является продуктом "века истории" (Ж. Базен: 409, с. 193). В последнее время ученые все чаще обращаются к пониманию, восходящему к истокам, к "храму мус"" - покровительниц искусств и наук, склоняясь в сторону то первого, то второго слова этого определения, то есть понимая музей как сакральное место, храм, либо как центр искусств, науки и культуры. О том, что музей, подобно храму, помогает человеку каждый раз подтверждать свои убеждения, сравнивать свое мировосприятие с ценностями, принятыми в данным обществе, пишет Д. Камерон в статье "Музей: храм или форум" (126); в книге Э. Александера "Музеи в движении" (403) глава посвя­щена проблеме "Музей как культурный центр и социальный инструмент". Так или иначе к "мусическому" происхождению института обращаются С. Уейл, И. Мейер, И. Маккензи-Смит, М.Б. Гнедовский и др. (67, 68, 493, 543, 544). Некоторые исследователи, как, например, Г.И. Сергеева, идут дальше, и свя­зывают музей не только с девятью искусствами и их "мыслящими" (пер. с греч.


слова "муса") покровительницами, горными божествами, которым поклоня­лись и в честь которых устраивались празднества и культовые сооружения; музами, которые, "обитая на Геликоне, воспевали все поколения богов - Гею, Кроноса, Океан, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомков9 ". Они все больше ассоциируют музей с их матерью - богиней памяти Мнемозиной, ти-танидой, представительницей одного из первых поколений богов, персонифи­цировавшей неразрывную связь прошлого и настоящего, их единство и нераз­рывность. Именно благодаря Мнемосине музы наделялись свойством связы­вать прошлое и будущее (288). Сегодня достаточно сложно провести реконст­рукцию того отношения греков к Мусейонам, которое сложилось в классиче­ский период. Известно, что это были особые места, в которых отправлялся культ мус. Наиболее известными являлись Феспийское святилище на склоне г. Геликон, святилища в Дельфах, на Делосе, существовали они и в других мес­тах Эллады, "где любили искусство, там почитали и богинь, дарующих твор­ческое вдохновение" (392, с.8). Там сохранялись некоторые предметы, связан­ные с этим культом, раз в пять лет проводились общегреческие празднества, состязания лучших служителей муз, занимались историей и астрономией. Феспийские мусеи были широко известны по всей Греции, так же как и "Пифии" в честь Аполлона и привлекали огромное количество паломников со всех концов греческого мира" (392, с. 8). Храмы муз постепенно наполнялись дарами и подношениями, произведениями скульпторов и художников, и ста­новились хранилищами собраний художественных произведений, о чем писа­ли и античные авторы (описание феспийского мусейона встречается у Павса-ния) (288). Музей как место синкретичного существования различных наук к искусств, их взаимообогащения и связи, контакта с иной реальностью, "божественным даром" вдохновения и неразрывной семьей богов разных по колений, существующих одновременно, является привлекательной идеей для

' Музей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 112. 9 Там же


современников. "Если произведения искусства определяют нашу культуру они должны существовать не изолированно, в контексте; музей существует пс соглашению с обществом и получит подлинное доверие и признание общества как "Дом муз", - пишет И. Маккензи-Смит (483, с.85).

Несколько меняются акценты деятельности в самом известном Мусейоне античности в Александрии египетской, основанной Птолемеем 1 Сотером б 290 г. до н. э., получившем развитие при Птолемее II Филадельфе и просуще­ствовавшем до 1У в. н. э.10, который многие считают предшественником со­временных музеев. Александрийский Мусейон считается научным центром эллинистического периода11, созданным правителем для развития науки, где "некоторое число людей жило, платя за доставляемые удобства научной дея тельностью", так же, как дело обстояло в Афинском мусейоне и Ликее; науч­ным учреждением, музеем, институцией, подобной Колледж де Франс в Па­риже, институтом продолжающегося обучения типа Академии Наук или Уни­верситета (409, с. 16). Во главе этого научного центра стоял жрец, назначае­мый правителем, всего в мусейоне жило до 50 человек: ученых, поэтов, фило­софов, таких как Зенодат, ученик Аристотеля Дмитрий Фалерийский, Калли-мах, Эратосфен, Евклид, Архимед, Аристофан, Аристарх. Доступ в мусейон зависел от воли царя. Там были и "капелла мус", зоологический и ботаниче­ский сады, астрономическая башня, анатомический кабинет, коллекции и библиотека, а также залы для совместных занятий, бесед, споров, аллеи для прогулок и философских размышлений. Это было элитное учреждение для из­бранных, и лишь позднее, при римских императорах, хотя римляне и ограни­чивали употребление слова "мусейон" до "места философских дискуссий" (478, с.7), становится более похожим на образовательный центр наподобие совре­менного университета, куда стремилась молодежь. Престиж Александрийско-

Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 124-125. Там же.


го мусеума, по высказываниям современников, был довольно высок, члены его "пользовались уважением всех просвещенных людей того времени12.

Концепция музея уже в античном мире изменилась, изменились и его отношения с обществом: от синкретичного храма наук, искусств и памяти, храма культуры, одного из храмов многочисленного пантеона богов, откры­того не только избранным - профессионалам, чьими покровителями были му­зы (певцы, поэты, актеры, историки, астрономы и т.п.), но и всем желающим приобщиться сфере "божественных искусств", - к специализированному науч­ному комплексу, выражавшему универсальный познавательный взгляд на мир (все то же окружение, которое желал иметь Френсис Бекон в 'Gesta Graiorum'), прототипу современной Академии наук, ознаменовавшему расчленение пер­воначального синтеза, и, в следствии этого, доступного не каждому. "Классические" ассоциация слова с Музами и философским размышлением, параллельно с отчетливой тенденцией собирать, хранить и выставлять только "высокое" искусство, лучшие и необычные, экзотические предметы, скорее чем репрезентативные коллекции предметов нашего наследия, оказали особое влияние на восприятие музеев публикой и их роль в обществе. Тем не менее, современный музей, в общей массе, не в всегда поддерживает классические традиции, скорее являясь отражением врожденных человеческих потребно­стей, любознательности, восприимчивости, стремления упорядочить окру­жающую действительность, пытаясь отвечать на текущие социальные запро­сы.

Идея универсального знания, получившая объёмное воплощение в соз­дании энциклопедий XVIII (Д' Аламбера и Дидро, Э. Чамберса), нашла отра­жение и в отношении к музеям, что выразилось в составе их коллекций и в от­дельных представлениях о музее. В 10 томе Энциклопедии Д. Дидро дает ха­рактеристику слову "музей", ссылаясь на пример Музея в Александрии, одна­ко указывает, что "с тех пор слово получило более широкое значение и сего-

'2 Там же, с. 125.


дня его применяют ко всем местам, где собраны вещи, имеющие отношения к искусствам и музам» (438; 492, с. 893-894). Конкретизирует понимание музея философ по отношению к организации подобной институции в Лувре, пред­лагая схему создания там национального музея по образцу эллинистического Музейона, как материализованной энциклопедии наук и искусств, доступной для ознакомления в целях просвещения. Он считает необходимым сделать ча­стные коллекции публичными, доступными, вынести произведения искусства из "хранилищ, мебельных складов, где никто их не видит" (475, с. 706), и до­полнить их в Лувре кабинетами естественной истории, представляющими "конспект целой природы", состоящими из предметов природы, "собранных в одном месте и видимых одним взглядом" (438, с. 489) и кабинетами медалей. Необходимым Дидро также считает размещение в обширном здании Лувра Академий наук и искусств, что, таким образом, превращает Лувр в центр со­средоточения наук и искусств, необходимый атрибут просвещенного общест­ва.

Просветительская концепция музея долгое время имела влияние на пере­довые умы XVIII-XIX веков. Однако под влиянием буржуазных преобразова­ний в обществе и воздействием идей философии позитивизма она претерпела значительные изменения и ко II половине XIX века - началу XX века уступила место идеологии "служения обществу" (См. Гл.1), хотя споры о музее и его сущности начала XX века, были достаточно оживленными, и дихотомия зна­чения музея как научного-культурного учреждения сохранилась в некоторых исследованиях по сей день.

В нашей стране во II половине XIX века музеи по большей части опре­делялись как "разные собрания естественных и искусственных произведений" двух типов: "специальные ученые кабинеты", представляющие все средства для изучений науки", и "доступные для лиц всех сословий... собрания с чисто практической целью - познакомить массу народа, шутя и наглядно, в свобод­ное для него время, с предметами науки, представленными в простой форме",



і и потому "доступными малоразвитому человеку" (377, с. 2). Н.А. Покровский ' в 1880 году определяет музей как "собрание древностей или предметов естест-! венных наук, систематически расположенных" (280, с.2), а энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 1890 г. - как "собрание древностей или редкостей"13. В 1917 году музей все еще предстает как "хранилище произ­ведений искусства, редкостей, древностей" (202, с. 303). Даже на предвари­тельном съезде по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев в 1912г. термины древлехранилище, хранилище и музей являются взаимозаме­няемыми, особенно по отношению к музеям церковной археологии, и общей целью музеев ставится "собирать и хранить для общественной пользы и про­свещения те или другие предметы, а главное - древности" (288, с. 3).

Выделяя основное назначение музеев как хранение ценных предметов (редких, древних, произведений искусства), музейные работники конца XIX -н. XX в. также ставили перед музеем задачи их научной обработки (301, с. 186). В 1880 г. Н.А. Покровский в статье "Об образовательном значении му­зея" наметил обширную программу деятельности музея, определил его значе­ние как места сбора, составления, сохранения коллекций, места "сбора ученых сил" города и губернии в целях "обоюдной пользы" (предоставление музеем помещения для заседаний обществ и их имущества, возможности пользоваться материалами коллекций и библиотекой для изучения взамен на использование результатов исследований в деятельности музея), проведения различных съез­дов и заседаний, публичных чтений и лекций, временных выставок. Энтузиаст музейного дела охарактеризовал музей как "источник знания" (возможность получения различных справок и сведений в музее), "наглядную шкалу", обра­зовательное заведение, "лабораторию открытий и знания", "открытие, отдых, празднику будничной жизни для всех" (280, с. 36-58). Почти в то же время в Америке секретарь Смитсониановского института Джордж Браун Гуд осмыс­ляет двойное призвание музея как института "для сохранения тех предметов,

13Музей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890. - С. 112.


которые наилучшим образом характеризуют феномены природы и произведе­ния человека, и использования их в целях повышения знания и культуры, и просвещения людей" (473, с.2). Эта традиция понимания музея как специфиче­ского института на службе общества, служащего "повышению и распростра­нению знания среди людей", глубоко укоренена в культуре Северной Амери­ки. Там музеи изначально возникали как корпоративные институты, из кол­лекций различных обществ, а не в результате обобществления частных кол­лекций, как это было с большинством публичных музеев Европы. Это поло­жение и было зафиксировано и в Акте Парламента США о Смитсонианов-ском институте (437, с.4), и в сохранении до наших дней напоминающих о ге­незисе названий некоторых музеев, таких как "Смитониановский институт" или "Чикагское историческое общество" (574. - 1995, № 7, с.3-11) и др.

На рубеже Х1Х-ХХ веков, в период "границы времен", который практи­чески всегда отмечается особой эсхатологической атмосферой, подведением итогов и размышлениями о будущем, появляется и специфическое учение о музее, в котором дается уже не инструментальная трактовка музея, а целост­ное осмысление музея. В философской концепции "всеединства» Н.Ф. Федо­рова музею отведено особое место. Истинный музей - не хранилище, не эн­циклопедия, не выставка как "собрание бесцельного труда" (362, с. 469). Он мыслится как объединение различных музеев в "Храм премудрости", "христианский храм языческих муз", в котором "будет выражаться объедине­ние светского и духовного, научного и религиозного, классического и реаль­ного в христианском, потому что христианство не сторона, не партия, оно са­мо объединение" (361, с. 326). Именно музей выражает в наибольшей мере важнейшую идею христианства - идею вечной жизни, отражает потребность человеческой природы в сохранении, в которой выражается подсознательная потребность продлиться: продлиться в вещах и в памяти. Музею отводится колоссальная роль: объединения всех интеллектуальных, духовных и физиче­ских усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по


настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. Память оста­ется до тех пор, пока живы вещи, оставленные человеком, несущие след лич­ности на создателя и владельца, которые могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием, а с разви­тием знаний о мире, - и необходимым элементом физического воскрешения, так как, "воссоздавая других, мы воссоздаем себя" (361, с. 329). "Вся опредме-ченная деятельность человечества есть уже реальный или потенциальный экс­понат такого музея, -пишет исследователь творчества Н.Ф. Федорова Г.С. Семенова. - Под определенным углом зрения весь мир выглядит гигантским, все пополняемым музеем" (334, с. 45).

Как пишет современный культуролог К.Г. Исупов; "Замысел Федорова был вполне демиургический: осуществить онтологическую реформу Вселенное изгнать из нее смерть и тем устранить главный ущерб бытия" (115, с. 39). Объ­единение в музее всех общественных сил для осуществления такой громадной цели должно было иметь "народновоспитательное" значение для преодоления социальных разногласий и формирования "братского состояния" общества, "внесения стройности в общество". "Создание такого народновоспитательно-го храма есть превращение промышленной, художественной и научной (хаотической) розни в одно общее отеческое, прародительское дело, есть вос­соединение объединенной таким образом интеллигенции с земледельческим трудом" (362, с.326). Сам музей выступает как памятник, место поминовения и исследования, "есть лишь разнообразная иллюстрация к книге... восстановле­ния авторов, их жизни всеми средствами наук и искусств" (361, с. 446). Основ­ная его миссия - быть посредником, средством связи различных поколений и структур общества, местом синтеза, специфическим окружением для осущест­вления священного действа воскрешения, "общего дела".

Во взглядах отечественных деятелей музейного дела на музей многое меняют события 1917 года и последующая политика Советского правительст­ва в области культуры и социальной сфере. Взгляд на музей начала XX в. как


преимущественно "хранителя и стража научных ценностей" (202, с 306) меня­ется под влиянием новых перспектив и нового мышления, избавления от прежних монархических, идеологических и профессиональных шор, высвобо­ждения инициативы масс под влиянием новых задач - задач культурного строительства, и конечно, благодаря энтузиастам музейного дела. С начала 1920-х гг. и политика правительства, и желание переустройства страны со сто­роны всего населения: крестьян и рабочих, интеллигенции и членов различ­ных кооперативных союзов, вызвали к жизни новое понимание музея и осоз­нание его глубокой и неискоренимой связи с общественной жизнью, с куль­турным развитием страны. Музеологическая ситуация 1920-х гг. способство­вала не только появлению множества новых музеев и новых типов музеев, но и выработке почти всех применяемых сегодня или открытых заново в послед­ние годы методов, приемов и форм работы с посетителем, актуальных ныне взглядов на взаимодействия музея и общества, разработке и осуществлению на практике широкомасштабной программы контактов со всеми структурами общества. Смысл музея обогатился и наполнился всеобъемлющим звучанием. Неизмеримо расширились цели и задачи (53, с. 10-11; 19-20; 354, т. 1: 11 и да­лее), обозначающие пути развития музея. Подверглись тщательному рассмот­рению функции музея, на основе которых и была возможна развернутая экс­пансия музея в окружающий мир в виде множества различных видов деятель­ности. В 1920-х гг. дуальное основание музея (музей как научное и просвети­тельное учреждение), фиксируется в энциклопедии как выражении общепри­нятой (или более распространенной) точки зрения на окружающую действи­тельность. В статье Энциклопедического словаря Русского библиографиче­ского института Гранат 1927 г. основными задачами музея определяются на­учное собирательство, хранение, размещение, изучение материала и "всестороннее облегчение использования в целях научного изучения и самого широкого общественного просвещения путем экспозиции и издания описаний, исследований, путеводителей, руководств к работе и осмотру, путем устрой-


ства лекций и организации экскурсий" 14 (305, с. 13). При таком многообразии сложных задач музей уже не может быть частной институцией и должен яв­ляться либо государственным, либо общественным институтом, к чему ранее призывали некоторые музейные деятели на Предварительном съезде в 1912 г. и позднее (Н. Могилянский: 202, с.316, 319). Повсеместно поднимается идея "живого музея", музея как центра напряженной жизни, "живой лаборатории проявления творчества человека" (Л. Тройницкий: 353), "вынесения музея в жизнь и внесения жизни в музей... всестороннее жизненное усвоение человече­ского творчества" (П. Флоренский: 369, с. 69), музея, чутко реагирующего на глубочайшие научные и художественные запросы человека, и его противопос­тавление застывшему хранилищу научных и художественных ценностей; осо­бенно часто встречаются подобные мысли по отношению к музеям местного края (А.А. Бакушинский, Н.М. Могилянский, Н.И. Романов, Н.В. Марков, М.Я. Феноменов и др.). Как проявление жизни музея понимается и постоян­ный его рост, рост коллекций, и разнообразная деятельность музейных работ­ников, и творчество масс на базе музея, вовлечение местного населения в со­бирательскую и исследовательскую работу по изучению края. Музей осознает­ся как культурный центр, институт внешкольного образования, место обще­ния и самодеятельного творчества, живой трансляции традиций (280, с. 25; 27).

В 1930-х гг. в обстановке усиленной идеологизации общества, когда все институты воспринимались партией как рупоры определенной политики, му­зей также был чрезмерно политизирован и служил инструментом сталинской идеологии. Основной задачей музея на 1 Всероссийском музейном съезде было провозглашено "популярное изложение принципов диалектики на музейном языке" (354, т.1, с.37), "музейное оформление классовых диалектико-материалистических установок на самое содержание этих экспозиций, выяв-

мТарасов. Музеи // Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. - М., 1927.-С. 107


ление классового лица науки" (354, т.1, с.47). Музей приобрел статус научно-исследовательского и политико-просветительного учреждения, "дающего по­каз в вещах, документах и художественных отображениях исторического про­цесса, развития природы и человеческого общества" (53, с. 19). В его задачах были иллюстрация положений классиков марксизма-ленинизма, разъяснение политических задач, "генеральной линии партии", мобилизация на выполне­ние директив партия и правительства по вопросам социалистического строи­тельства (53, с. 4). Широко распространились представления о музее как о по­литико-просветительном комбинате - идеологическом центре, выполняющем разнообразную деятельность по реализации поставленных партией и прави­тельством задач (170, №1, с. 5). Музей превратился одновременно в святилище и трибуну определенной идеи, единого взгляда на мир, выражаемого правя­щей партией, мощное идеолого-воспитательное средство, когда все музеи всех профилей по всей стране строились по сходному плану и представляли строй­ную систему взглядов на мир, на все области природы и социальной жизни в духе диалектического материализма. Подобные взгляды на музей с теми или иными вариациями мы можем встретить почти до середины 1980-х гг., когда музей служил инструментом реализации основных задач, поставленных про­граммой КПСС в области идеологии и воспитания народа (49, с. 5), призван был участвовать в "коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях" (253). Из трех направлений работы музея: научного изучения истории и края; собирательской работы по опреде­ленному плану; политико-просветительной и идейно-воспитательной, послед­нее признавалось важнейшим, его задачами ставились: а) коммунистическое воспитание; б) пропаганда памятников материальной и духовной культуры, традиций народа; в) просвещение и воспитание строителей нового общества (121, с. 21-23). В Постановлении ЦК КПСС 1982 г. "Об улучшении идейно воспитательной работы музеев" музей признавался важным средством в арсе­нале идеологической работы, "действенным центром воспитания", и должен


был представлять самое лучшее, наглядные достижения страны Советов, тем самым прославляя партию как руководителя преобразований во всех сферах жизни России с 1917 г.

Однако уже в 1960-е гг. появляются и несколько иные концепции смыс­ла музея, что напрямую связано с изменением социокультурной ситуации в стране, вызванной хрущевской оттепелью, назреванием и постепенным осоз­нанием необходимости пересмотра положения музея в культуре. Этому содей­ствовало также вступление в 1957 г. советских музейных организаций в ИКОМ, в результате чего стали возможны непосредственные контакты круп­нейших музеев с музеями социалистических стран, появилась возможность обмена выставками, посещения зарубежных музеев, ознакомления с зарубеж­ным опытом, некоторых заимствований без обязательной идеологической проработки и цензуры. В своем докладе на Конференции Комитета по воспи­тательной и просветительной работе музеев ИКОМ, проходившей в СССР в мае 1966 года, А.З. Крейн подчеркнул, что связь с общественностью является важнейшей проблемой советского музея, неотделимой от утверждения его об­разовательно-воспитательной роли. Главной идеей, главным "пафосом", "сверхзадачей" любого музея была названа "обращенность музея к современ­ным и будущим поколениям, цели образовательные и воспитательные, вруче­ние истории молодежи" (147, с.6), сопричастность установлению "связи вре­мен", то есть трансляционная миссия музея. Условием налаживания диахро­нической преемственности является одновременное активное участие в жизни, "рассчитанное на привлечение широкого круга общественности". Вновь под­нимается знамя концепции общественного служения по отношению к музей­ной профессии: "лишь энтузиазм общественного служения может вызвать от­ветный энтузиазм общественности" (147, с. 6). Музей выступает как центр общественных интересов, активно участвуя в современной жизни, проводя конференции, концерты, вечера, выходя за рамки узко музейной проблемати­ки, "понятие его расширяется и музеи превращаются в общественные центры"



(147, с. 8). Доклад А.З. Крейна в целом отражает общий настрой этой конфе­ренции, посвященной роли музея в образовании и культуре, и звучит в унисон с докладами зарубежных участников: И. Грана "Являются ли музеи учрежде­ниями для публики", Т.М. Фолдс "Роль музея в жизни школьников и взрос­лых" (США), Ж. Фавьер "Музей и культурно-просветительная работа" (Франция), Е. Банах "Музей как культурный центр" (Польша) и др.

Схожие мысли мы видим в обзоре Н.В. Минц "Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитар­ного профиля" 1968г. (198). Автор отмечают новый взгляд на музей в зару­бежной литературе по сравнению с 1950-ми годами. Музеи - это не просто "культурные учреждения, призванные главным образом собирать, хранить и экспонировать памятники материальной и духовной истории страны", их "следует превратить в культурные центры, проводящие разнообразную работу по широкой программе культурного обслуживания, воспитания и развлечения посетителей" (198, с.3-4), имеющие все возможности активно участвовать в со­временной жизни. Ссылаясь на мнение крупнейших музееведческих организа­ций Европы и США, Н.В. Минц пишет, что "все музеи могут и должны быть использованы как средство воспитания и просвещения широких слоев народа" (198, с.5). Практически те же взгляды выражают и сами американские музей­ные деятели, в том числе участники конференции "Музей и образование", проведенной в 1966 г. в Университете Вермонт в Барлингтоне Симтсоновским институтом. Музей с 1960-х гг. является местом неформального и формально­го образования, постижения окружающего мира для посетителей всех возрас­тов и уровней подготовки, центром "живого" образования (523, с. 1-8), радо­стного познания мира (523, с. 156). Некоторые исследователи заглядывают не­сколько глубже, вглядываясь в смысл существования музея для индивидуаль­ного сознания. О потенциальной возможности музея "помочь индивидам в приобретении восприятия порядка в озадачивающем, цветущем беспорядке окружения, природного и созданного человеком", путем идентификации себя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: