Становление идеологии общественного служения

В первой половине XIX века в Западной Европе и Америке, среди наиболее передовой части русского общества, а во II половине XIX века все шире в России музей становится объектом общественной рефлексии. Его начинают считать действенным средством против гражданских пороков (невежества, пьянства и т.п.), учреждением, которое может определить и утвердить в обществе стандарты качества, являющиеся по своей природе персональными и моральными. Эта концепция в духе благородного романтизма нашла отражение в уставах музеев того времени, в проектах музеев, создании выставок произведений изящных искусств. В Проекте Эстетического музея княгини З.А. Волконской, разработка которого проводилась кружком московской интеллигенции и аристократии, отмечалась необходимость создания этого музея для того, "чтобы изящные искусства не ограничивались одними мастерскими художников, но вошли бы непосредственно в круг общественного воспитания и образовали бы в народе чувство эстетического" (298, с. 385). Одновременно вливая по капле привычку к дисциплине и внушая стандарты совершенства, музей и другие учреждения культуры, по словам Дж. Кольриджа, могли бы служить "апелляционным судом человечества в социально хаотичном мире" (526, с. 234).

Подобные концепции и заявления дали некоторым исследователям повод для утверждения, что музей, в частности художественный, "как социальный институт есть, в известном смысле, порождение романтизма,... как сложного по составу и многопланового идеологического течения, господствовавшего в 1 половине XIX века и наложившего отпечаток на литературу, искусство, философию, политэкономию, право и историю; как общекультурного движения, претендовавшего на создание целостного мировоззрения" (122, с. 304). Основным компонентом романтического мировоззрения был историзм, когда время и каждый исторический этап воспринимались в их своеобразии и неповторимости, и каждая культура


приобретала свою особую ценность. Представить эти ценности прошлых и иных культур, а также своеобразие собственной культуры для широкой публики в целях ее возвышения и облагораживания средствами художественного выражения (а искусство в романтизме занимает особое, высшее место в системе ценностей), и должен был музей.

С середины XIX века появляются элементы новой идеологии музея -идеологии "общественного служения", сначала на Западе, затем и в России. Эта идеология сочетала в себе элементы романтической веры в индивидуальное совершенствование человека через приобщение к искусству и культуре с утилитарным назначением - распространить достижения науки и культуры в более широких слоях населения. Эта идеология была осознана и принята на вооружение властью как возможный инструмент посредничества между классами и сглаживания возможных конфликтов на культурной почве. "Планирующие культуру начали выражать мнение, что музей может лучше обслуживать публику (и умерять резкость конкурентной экономики), путем иллюстрации культурного процесса, нежели чем простым выставлением продуктов культуры" (526, с. 235).

Эта идея захватила воображение Британского парламента, поскольку органично вошла в русло мероприятий по реформе городского устройства. В

1845 году им был утвержден Музейный Акт, а в 1850г. - Библиотечный Акт. В

1846 г. Сенат США утвердил Акт об основании центрального музейного учреждения страны - Смитсониановского института, как" учреждения для повышения и распространения знания среди людей". В 1871г. японское правительство издало Закон о защите старых зданий и предметов, который дал толчок формированию национальных музеев. Осознание

\ правительствами возможностей музея как идеологического инструмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: